формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля
статья на тему

Клепикова Елена Ивановна

Человек наделен уникальной способностью - управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролировать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека формируется внутренний механизм – самоконтроль, который позволяет ему действовать логично и в соответствии с  правилами поведения. Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы обеспечить полноценное личностное, социальное и культурное развитие ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации. Следовательно, школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у учащихся навыков  самоанализа и самоконтроля.

Человек наделен уникальной способностью - управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролировать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека формируется внутренний механизм – самоконтроль, который позволяет ему действовать логично и в соответствии с  правилами поведения. Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы обеспечить полноценное личностное, социальное и культурное развитие ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации. Следовательно, школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль. Существуют две формы самоконтроля:

  1. внешняя (осознаваемая) произвольная
  2. 2.внутренняя (автоматическая) непроизвольная.
  3. В условия школы полное формирование внутреннего непроизвольного (автоматического)самоконтроля затруднительно, возможно формирование только некоторых его элементов. Если ученик корректно осуществляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти знание, к5оторое требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля. Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля, однако самоконтроль имеет свою форму с непроизвольной на произвольную после совершения ошибочного действия, т.е. механизм самоконтроля не доведен до совершенства. Если учащийся совершает ошибочные действия, не может вспомнить информацию, которая нужна, и не не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае нужна помощь извне – от учителя или учащихся.Конечно, механизм самоконтроля до определенной степени может сформироваться стихийно. Однако стихийное становление этой способности человека требует от него больших затрат и усилий. Психологически более оправдано сделать этот процесс управляемым и целенаправленным. Выделяют следующие этапы формирования самоконтроля.

1-ый этап. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль    учителя.

Для этого учитель должен:

- показать учащимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала, т.е. контроль результатов обучения; что только проявление приемлемого уровня обученности учащегося по пройденному материалу допускает переход к последующему этапу обучения, и только при этом  условии можно рассчитывать эффективность обучения, без чего целесообразность процесса обучения и затраты на него выглядят сомнительными;

- ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков

- сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля.

- выставляя ту или иную оценку , объяснять ее, исходя  из критериев оценки

- просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку

- просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии.

-научить учащихся пользоваться различными видами проверки.

2-этап. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей

Для этого учителю следует практиковать взаимопроверку обучающих  самостоятельных упражнений, домашних работ. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу. После того, как взаимопроверка  окончена, на доске следует записать верные ответы и решения трудных задач, а ученикам еще раз сверить ответы и решения. При взаимопроверки учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить , насколько глубоко и правильно понята тема, может ли ученик самостоятельно найти решение той или иной задачи, может ли проанализировать чужую работу. Необходимо практиковать решение у доски  одной и той же задачи несколькими  учениками. Остальные учащиеся в это время наблюдают за работой своих товарищей. После окончания работы у доски написанное обсуждается всем классом, каждое решение оценивается, его выбор обосновывается. Необходимо:

- предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно полученного результата, идеи и хода решения, а также попытаться предложить другой вариант ответа или решения.

- приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стимулировать постановку вопросов учителю.

- демонстрировать учащимся типичные ошибки. Такую демонстрацию можно провести в явном виде, можно предложить учащимся рассказ с сознательным нарушением логических связей, которое ученики должны обнаружить.

Взаимопроверка  служит хорошей школой воспитания самоконтроля- ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

3-ий этап. Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей     учебной деятельности , ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

Самоанализ и самооценка предполагают определение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою деятельность, определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и возможности для перестройки и улучшения своей учебной деятельности. Самокоррекция   является необходимым этапом учебной деятельности ученика для успешного продолжения образования. Учащийся, осуществляя коррекцию, регулируя  производимые, им действиями создает внутренний образец эталона знаний, действия, которые в случае необходимости мгновенно извлекает из памяти для сличения с внешней деятельностью.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем.

Для формирования у учащихся навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ и самокоррекцию своей деятельности учитель должен:

- приучать учащихся при выполнении домашней работы проверять степень усвоения  материала путем составления плана,  прочитанного и пересказа главных мыслей, отвечать на контрольные вопросы учебника, составлять дополнительные вопросы к тексту, уметь находить ответ на вопросы в учебнике, сопоставлять новую информацию с ранее изученной.

-вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий, используя специфические для каждого предмета приемы.

- не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, решение с ошибкой, а по возможности дать ученику найти свою ошибку. Если она найдена, то оценку можно не снижать.

- приучать учащихся контролировать свою деятельность по результату. С этой целью в классе вывешивается таблица всех письменных и зачетных работ с указанием полученных результатов. Путей предупреждения и ликвидации пробелов предлагается несколько:

а)прийти на групповое занятие –консультацию по теме.

б)прийти на консультацию с заранее подготовленными вопросами по теме

в) использовать имеющиеся у учителя контрольные материалы для самопроверки (тесты, контрольные карточки с ответами и рекомендациями)

Неудовлетворительные отметки в журнал сразу не выставляются, ученику дается время на устранение обнаруженного пробела и проведение повторного контроля знаний. Ученик контролирует свои задолженности.

- формировать у учащихся умение контролировать свою деятельность непосредственно в ходе занятия, выполнения упражнения. Для этого необходимо предлагать учащимся специальные задания, в которых надо найти допущенные ошибки и недочеты; предлагать задания разной сложности. Учащиеся должны оценивать свои возможности, сознательно выбрать свой уровень и работать индивидуально. Предварительно следует сообщить критерии оценки и требования к выполнению заданий

При формировании у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа учителю важно руководствоваться принципом посильности и доступности. Вначале следует давать установку н7а контроль одного из аспектов деятельности, затем усложнять задачу включением в контроль двух и более аспектов и направлять контроль учащегося на содержание конечного продукта его деятельности. Результаты самоконтроля по отдельным темам можно вносить в журнал. Это содействует формированию таких качеств, как точность, четкость, объективность.

   Учителям не следует забывать, что деятельность учащихся, связанная с самоконтролем, является неотъемлемой частью обучения, совершенствования ученика и требует внимания со стороны учителя, как и любая другая учебная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у учащихся навыков самоанализа

Человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью, т.е. совершать действия и контролировать их. Следовательно школа должна развивать  у учащихся универсальную интеллектуальную...

формирование у учащихся навыков самоанализа

статья о том, как можно формировать у учащихся навыки самоанализа...

Формирование у учащихся навыков самоанализа учебной деятельности в старших классах на уроках английского языка

Статья рассматривает основные элементы системы формирования самоанализа на уроках английского языка в старших классах....

Методические рекомендации учителям по формированию у учащихся навыка самоанализа и самоконтроля.

Методические рекомендации учителям по формированию у учащихся навыка самоанализа и самоконтроля....

Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа

Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа – дело ни одного дня. Это кропотливая работа, которую необходимо начинать уже в 5 классе. Задача учителя на данный момент – не пр...

Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа

Выступление на Районном методическом объединении...

ШМО: "Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля"

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между...