Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа
методическая разработка по алгебре на тему

Паневина Надежда Николаевна

Выступление на Районном методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rmo_formirovnie.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном методическом объединении учителей математики 03.11.10 по теме:

Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа.

Работа по теме самообразования учителя математики МОУ СОШ №1

г. Завитинска  Паневиной Надежды Николаевны.

  Над данной темой настала необходимость работать в 2008 году, когда пришли пятиклассники. При работе на уроках мы наблюдали у детей расторможенность, агрессивность и грубость  по отношению к друг- другу, родителям, взрослым, неумение слушать и слышать мнение товарища. Тесная работа с классным руководителем Трутневой Любовь Афанасьевной, выявила что обучающиеся в основном живут в социально не защищенных семьях.  Учащиеся  не верили в собственные силы, не имели своего мнения, не умели  принимать собственное решение. При анализе всех трудностей адаптационного периода, изучив коллектив детей по психологическим особенностям, проведя контрольные срезы по предметам, наблюдая детей в урочное и внеурочное время, коллектив педагогов выявил  круг проблем и пути их решения. Самым главным для этих детей было принять и поверить в слова:  «Я тебя люблю. Мы рядом. Мы вместе и мы всё преодолеем».

  На уроках учащиеся работали только под руководством учителя, с обязательной работой у доски одноклассника, либо учителя.

   Вся трудность состояла в том, что надо было заново формировать у учащихся работать самостоятельно.

 Внешняя форма самоконтроля была неосознанной, только желание получить хорошую отметку двигало учениками в выполнении заданий.

  Что значит управлять своей деятельностью? В условиях школы возможно формирование  лишь некоторых элементов:

  • Ученик корректно осуществляет учебные действия;
  • Достаточно быстро извлекает из памяти знание, которое требуется в данный момент и осознает это;

В целом, сформирован механизм самоконтроля, если ученик совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы.

Если ученик, не может вспомнить информацию,  которая ему нужна и не осознает этого, значит,  механизм самоконтроля не сформирован.

 Для работы я изучила теоретические материалы по управлению и развитию самоконтроля.

Психологически более оправдано,  сделать этот процесс управляемыми целенаправленным.  

  Первый этап: ученик должен научиться понимать и принимать контроль. Для этого учитель должен:

  • Показать учащимся, что любое учение органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала, то есть контроль результатов обучения.
  • Ознакомит учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков.
  • Сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля.
  • Выставляя оценку, объяснить её, исходя из критериев оценки.
  • Просить учащегося самого  оценить свою работу и объяснить поставленную оценку.
  • Просить товарища оценить работу своего  одноклассника, опираясь на критерии указанные учителем.
  • Научить учащихся пользоваться различными видами проверки.

На втором этапе: ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Для этого на уроках необходимо:

  • Организовать взаимопроверку на уроке самостоятельных упражнений, домашней работы, самостоятельной работы;
  • Предложить учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно полученного результата, хода решения, попытаться предложить другой вариант решения, или ответа;
  • Приучить контролировать деятельность учителя, стимулировать постановку вопроса учителю;
  • Демонстрировать учащимся типичные ошибки.

Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля, ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной. Полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность, так развивается навык самоконтроля.

  Третий этап: Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, её самоанализ, самооценку и самокоррекцию.  Самоанализ и самооценка предполагает определение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою деятельность, определить эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и возможности для перестройки и улучшения своей деятельности. Самокоррекция - необходимый этап для успешного продолжения самообразования. Для формирования у учащихся навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ и самокоррекцию своей деятельности учитель должен:

  • Приучить учащихся при выполнении домашней работы проверить степень усвоения материала путем составления плана прочитанного, пересказа главных мыслей, отвечать на поставленные вопросы, уметь находить ответы  на вопросы в учебнике, сопоставлять новую  информацию с ранее изученной.
  • Выработать привычку у учащихся анализировать полученные результаты.
  • Не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, решение с ошибкой, а по возможности дать ученику найти свою ошибку. Если ошибка найдена, то оценку можно не снижать.
  • Не спешить с упреками, если ученик завышает оценку.
  • Приучить контролировать свою деятельность по результату.

 Путей предупреждения и ликвидации пробелов предлагаю несколько:

  • Групповое занятие- консультация по теме.
  • Дополнительное задание (карточка) для отработки неустойчивого навыка.
  • Использование контрольных материалов: тесты, контрольные карточки, можно с ответами и рекомендациями.

В своей работе стараюсь руководствоваться принципами доступности и посильности. Результаты самоконтроля вношу в журнал- это тоже стимулирование учащихся на более высокий результат.

Совершенно очевидно, что самый  трудный вопрос – как дифференцировать учащихся, по каким критериям выделять их особенности.

 Предлагаю следующие критерии:

  1. Обученность- общие умственные способности , а также особенности умственного развития, внимания, память, самостоятельность, темп работы.
  2. Учебные умения- общеучебные и специальные умения и навыки, самоорганизация, способность к самообразованию.
  3. Обученность, которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний и навыков (элемент успешности).
  4. Познавательные интересы (на фоне мотивации).
  5. Деятельностные интересы- мотивы деятельности, образовательные намерения, социальные стимулы.
  6. Уровень работы с учебным материалом:
  • Репродуктивный уровень: умение воспроизвести  признаки понятий, законов, решать поставленные задачи по образцу, что позволяет формировать достаточно обобщенные и прочные связи.
  • Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий  позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению связей между понятиями.
  • Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень  обобщения знаний, установить межпредметные связи, что способствует творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причинно- следственные связи, делать обобщения и выводы.

   На основании результатов обследования я разделяю учащихся на группы:

  1. я группа- учащиеся характеризуются слабой обученностью, недостаточной развитостью психических  показателей. С трудом работают на репродуктивном уровне. Познавательных интересов нет.
  2. я группа- достаточная обученность.  Основные психические показатели обученности в норме. Общеучебные навыки сформированы слабо. Хорошо работают на репродуктивном уровне, выполняют  задания на конструктивном уровне. Есть спонтанные познавательные интересы. Мотивы деятельности  соответствуют возрасту.
  3. я группа хорошая обученность, основные психические показатели в норме. Общеучебные навыки сформированы. Активно работают на конструктивном уровне, пытаются осваивать  творческий уровень. Есть устойчивые познавательные  интересы. Имеют устойчивые образовательные намерения. Мотивы деятельности соответствуют возрасту. Социально стимулированы.
  4. я группа- хорошая обученность. Основные психические показатели обучаемости в норме. Общеучебными  навыками владеют в полном объеме. Активно работают на конструктивном уровне, выполняют задания на творческом уровне. Имеют устойчивые познавательные интересы, образовательные намерения. Мотивы деятельности соответствуют социальным стимулам.
  5. я группа-  высокая обученность. Основные психические показатели обучаемости в норме или превышают её. Общеучебные навыки сформированы. Активно работают на всех уровнях. Есть устойчивые познавательные интересы, совпадающие с образовательными намерениями. Мотивы деятельности соответствуют социальным стимулам и претензиям.

Состав сформированных групп может меняться в соответствии с целями работы в группах.

Группа может быть не только уровнем, на котором происходит индивидуализация, но и средой, в которой происходит этот процесс.

Работа с родителями:

Выступление на родительских классных собраниях:

2007- 2008г:

  • особенности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено.
  • Помощь родителей при подготовки  учащимися домашнего задания по математике.
  • Психологические особенности учащихся класса.
  • Индивидуальные консультации.

           2008- 2009 г:

  • Как приучить к самостоятельности ребенка.
  • Индивидуальные успехи учащихся 6 класса.
  • Мотивация обучения и как её развивать.
  • Индивидуальные консультации.

2009- 2010 г:

  • Психологические особенности  переходного возраста.
  • Как добиться успеха на уроке.
  • Предпрофильная подготовка. Подготовка учащихся к итоговой аттестации.
  • Индивидуальные консультации.

 2010- 2011 г:

  • Творческие способности учащихся. Психологическая готовность учащихся к итоговой аттестации.

Результаты работы:

Класс

2007- 2008

2008- 2009

2009- 2010

2010- 2011

усп

кач

усп

кач

усп

кач

усп

кач

96,3%

52%

100%

54,5%

100%

52,2%

100%

45,5%

100%

47,4%

100%

45%

 

2007- 2008 год:

1 командное место в конкурсе 6а + 6б= дружба. В ходе недели математики.

1 место в конкурсе газет о математике.

1 командное место в математических веселых стартах.

Интеллектуальный марафон 2 место- Фомченко Вероника

                                                  3 место- Ковтун Данил

2008- 2009  год: Интеллектуальный марафон  1 место- Роман Константин,

                                                                    2 место- Фомченко Вероника

                            Школьная научно- практическая конференция:

2 место на секции математики и информатики Фомченко Вероника доклад «Из истории дроби», 3 место на школьной НПК.

3 место на секции математики и информатики Панькина Алина и Гриднева Кристина доклад «

2009- 2010 год  школьные олимпиады: 1 место- Фомченко Вероника

                                                                   2 место- Роман Константин

                                                                   3 место- Чумак Руслан

Школьная научно- практическая конференция:

  1. Девятова Юлия и Зинкевич Юлия- победители в номинации «За научность и доступность»
  2. Роман Константин и Ковтун Данил победители в номинации «Научность и доступность»
  3. Панькина Алина и Гриднева Кристина- доклад ;Джорж Буль» отмечен

 на секции математики.

  1. Хоменко Ксения и Кузнецова Елизавета- доклад  «Все о треугольниках» отмечен на секции математики.
  2. Косяченко Анастасия и Ясинская Полина-  презентация  «О Лобачевском» отмечена на секции математики.

2010- 2011 год всероссийская олимпиада по математике:

Школьная олимпиада по математике: 1 место- Роман Константин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у учащихся навыков самоанализа

Человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью, т.е. совершать действия и контролировать их. Следовательно школа должна развивать  у учащихся универсальную интеллектуальную...

формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля

Человек наделен уникальной способностью - управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролировать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека фо...

Формирование навыков самоконтроля и самоанализа учеников при работе по теме " Многочлены"

Материал представляет собой конспект обобщающего урока по теме: " Произведение многочленов" для учащихся 7 класса...

Методические рекомендации учителям по формированию у учащихся навыка самоанализа и самоконтроля.

Методические рекомендации учителям по формированию у учащихся навыка самоанализа и самоконтроля....

Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа

Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа – дело ни одного дня. Это кропотливая работа, которую необходимо начинать уже в 5 классе. Задача учителя на данный момент – не пр...

Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки

Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках английского языка...

ШМО: "Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля"

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между...