рабочая программа платные курсы 9класс
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме

Мишутина Наталья Николаевна

Дополнительные платные занятия «Задачи повышенного уровня сложности» предназначены для обучающихся IХ классов, собирающихся после окончания основной школы продолжить обучение в 10 классе с углубленным изучением математики,  в которых предъявляют достаточно высокие требования к математической подготовке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Основная общеобразовательная школа №36»  

       «Рассмотрено»

Руководитель МО учителей физико - математического цикла

_________ Мишутина Н.Н.

Протокол № ____

от «__» ___________ 2012г

       «Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________ Батищева Е.В.

«__» ___________ 2012г

       «Рассмотрено»

на заседании педагогического совета

Протокол № ____ от

«__» _________2012г

           «Утверждаю»

Директор

МБОУ «ООШ №36»

________  Никель М.А.

Приказ № ___  от

«__» ___________ 2012г

Рабочая программа

 курса

 дополнительных занятий по математике для обучающихся 9-х классов

Задачи повышенного уровня сложности

Автор: Мишутина Наталья Николаевна,

                                                                             учитель математики  

                                                                             МБОУ" ООШ №36 "

Старый Оскол  - 2012

Пояснительная записка

         Программа составлена на основании программ автора  Шарыгина Виктора Федоровича: «Факультативный курс по математике. Решение задач» Москва «Просвещение» 2009 год  и  «Стандарт по математике. 500 геометрических задач» Москва «Просвещение» 2007.

        Важнейшей целью образования сегодня является развитие нашей социально- экономической системы, которое возможно через развитие личности. Таким образом, развитие ученика является важнейшей целью образования. А, значит, образовательный стандарт не может сводиться к списку минимальных требований к подготовке учащегося. Математика- важнейший системообразующий предмет и потому необходимы не только глубокие математические знания, но и владение математическими методами.

        Дополнительные занятия «Задачи повышенного уровня сложности» предназначены для обучающихся IХ классов, собирающихся после окончания основной школы продолжить обучение в 10 классе с углубленным изучением математики, поступление в вузы, в которых предъявляют достаточно высокие требования к математической подготовке абитуриентов и студентов. С их помощью решается конкретно-практическая задача- подготовка к ГИА  по математике. Теоретические основы большинства тем относятся к программе основной школы. Однако глубина  их проработки, насыщенность задач предполагают более высокий уровень развития обучающихся, чем тот, которого достигают школьники по окончании основной школы.

        Дополнительные занятия играют большую роль в совершенствовании математического образования. Они позволяют более широкий диапазон поиска, экспериментальную проверку содержания изучаемого материала, овладение различными методами решений нестандартных задач, получить навыки исследовательской деятельности при решении задач с параметрами.

Цель курса:

 Обеспечение прочности сознательного овладения учащихся системой математических знаний и умений необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Задачи:

  1. Формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету
  2. Выявление и развитие математических способностей
  3. Ориентация на профессии связанные с математикой

Продолжительность программы составляет 64 часа с периодичностью 2 часа в неделю на протяжении учебного года с  1 октября 2012 года

 

Методы  ведения  занятий:

     - информационный

     - дискуссионный

     - диалоговый

         В каждом разделе отводится время на проведение лекционных, практических, самостоятельных работ, семинарских занятий. Чтение лекций носит пробный характер, что способствует развитию творческого и интеллектуального потенциала.

          Практикумы, семинары являются обучающими. Работая с программой, обучающиеся пользуются дополнительной литературой, справочниками, что позволяет учащимся развивать различные виды своих способностей с помощью методов обучения.

Предполагаемый результат.

Данная программа позволит оценить возможности овладения математикой, чтобы по окончании 9-го класса сделать сознательный выбор, заложить фундамент, на базе которого будут развиваться интересы и склонности учащихся, даст возможность развивать потребности в творческой деятельности.


Календарно -тематическое планирование

№ п/п

Тема

Всего часов

Дата провед.

I

Функции и их графики

18

1

Общее определение функций. Числовые функции и их графики

1

Лекции

2

Общее определение функций. Числовые функции и их графики

1

Практ.

3

Четные и нечетные функции, свойства их графиков. Элементарные приемы построения графиков. Элементарные приемы построения графиков. Преобразование графиков.

1

Лекции

4

Четные и нечетные функции, свойства их графиков. Элементарные приемы построения графиков. Элементарные приемы построения графиков. Преобразование графиков.

1

Практ.

5

Графики функций с модулями

1

Лекции

6

Графики функций с модулями

1

Практ.

7

Графики функций с модулями

1

Практ.

8

Графики функций с модулями

1

Практ.

9

Графики функций с модулями

1

Практ.

10

Секреты квадратичной параболы, зависимость формы графиков от коэффициентов

1

Лекции

11

Секреты квадратичной параболы, зависимость формы графиков от коэффициентов

1

Практ.

12

Элементарные методы исследования функций

1

Лекции

13

Элементарные методы исследования функций

1

14

Дробно-линейные функции и их графики

1

Лекции

15

Дробно-линейные функции и их графики

1

Практ.

16

Дробно-линейные функции и их графики

1

Практ.

17

Понятия о функциях нескольких переменных. Функции в природе и технике

1

Лекции

18

Понятия о функциях нескольких переменных. Функции в природе и технике

1

Практ.

II

Уравнения, неравенства, системы

42

19

Равносильность уравнений и неравенств. Следствия из уравнений неравенств, систем. Основные методы решения рациональных уравнений

1

Лекции

20

Равносильность уравнений и неравенств. Следствия из уравнений неравенств, систем. Основные методы решения рациональных уравнений

1

Практ.

21

Решение уравнений: разложением на множители; введением новой переменной; графическим способом

1

Практ.

22

Решение уравнений: разложением на множители; введением новой переменной; графическим способом

1

Практ.

23

Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля

1

Лекции

24

Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля

1

Практ.

25

Деление многочленов. Теорема Безу. Схема Горнера

1

Лекции

26

Деление многочленов. Теорема Безу. Схема Горнера

1

Практ.

27

Деление многочленов. Теорема Безу. Схема Горнера

1

Практ.

28

Иррациональные уравнения и методы их решения

1

Лекции

29

Иррациональные уравнения и методы их решения

1

Практ.

30

Метод промежутков - универсальный метод решения неравенств

1

Лекции

31

Метод промежутков - универсальный метод решения неравенств

1

Практ.

32

Метод промежутков - универсальный метод решения неравенств

1

Практ.

33

Методы доказательства неравенств. Неравенства о средних

1

Лекции

34

Методы доказательства неравенств. Неравенства о средних

1

Практ.

35

Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля

1

Лекции

36

Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля

1

Практ.

37

Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля

1

Практ.

38

Уравнения и неравенства с параметрами

1

Практ.

39

Уравнения и неравенства с параметрами

1

Практ.

40

Уравнения и неравенства с параметрами

1

Практ.

41

Уравнения и неравенства с параметрами

1

Практ.

42

Системы рациональных уравнений. Основные методы решения

1

Лекции

43

Системы рациональных уравнений. Основные методы решения

1

Практ.

44

Системы линейных уравнений; их решение с помощью определителей формулы Крамора

1

Лекции

45

Системы линейных уравнений; их решение с помощью определителей формулы Крамора

1

Практ.

46

Системы уравнений второй степени

1

Лекции

47

Системы уравнений второй степени

1

Практ.

48

Системы неравенств

1

Практ.

49

Системы неравенств

1

Практ.

50

Графическое решение систем неравенств с двумя переменными

1

Лекции

51

Графическое решение систем неравенств с двумя переменными

1

Практ.

52

Графическое решение систем неравенств с двумя переменными

1

Практ.

53

Графическое решение систем неравенств с двумя переменными Самостоятельная работа

1

Практ.

54

Графическое решение систем неравенств с двумя переменными Анализ самостоятельной работы

1

Практ.

55

Решение текстовых задач с помощью уравнений и систем уравнений

1

Лекции

56

Решение текстовых задач с помощью уравнений и систем уравнений

1

Практ.

57

Решение текстовых задач с помощью уравнений и систем уравнений

1

Практ.

58

Решение задач повышенной сложности

1

Практ.

59

Решение задач повышенной сложности

1

Практ.

60

Решение задач повышенной сложности

1

Практ.

III

Замечательные теоремы и факты геометрии

4

Лекции

61

Теорема Пифагора и ее роль в геометрии. Различные доказательства теоремы. Обобщенная теорема Пифагора

1

Лекции

62

Теорема Чевы и Менелая

1

Лекции 1

63

Теоремы Пата и Дазарга, Паскаля

1

Лекции 1

64

Решение задач повышенной сложности

1

Лекции 1

Содержание программы

Функции и графики

В результате изучения учащиеся должны понимать, что функция - это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, описывают большое разнообразие реальных зависимостей; правильно употреблять функциональную терминологию; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком, решать обратную задачу, находить промежутки монотонности, знакопостоянства, наибольшее и наименьшее значения, строить графики функции.

Занятие 1-2.

Возникновение и развитие понятия "функция". Общее определение функции.

Числовые функции и их графики.

Занятие 3-4.

Четные и нечетные функции, свойства их графиков элементарные приемы построение графиков и исследования функций. Преобразование графиков функции.

Занятие 5-9.

Графики функций с модулями.

Занятие 10-11.

Секреты квадратичной параболы; зависимость формы графика от коэффициентов; определение коэффициентов по графику.

Занятие 12-13.

Элементарные методы исследования функций.

Занятие 14-16.

Дробно-линейные функции и их графики.

Занятие 17-18.

Понятие о функциях нескольких переменных функции в природе и технике.

         

Уравнения, неравенства и их системы.

В результате изучения учащиеся должны понимать, что уравнения - это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей, практики, правильно употреблять термин "уравнение", "неравенство", "система", уметь решать линейные, квадратичные, рациональные, симметрические, уравнения высших порядков, иррациональные уравнения и линейные неравенства, квадратные неравенства различными способами, системы уравнений и неравенств, решать задачи с помощью уравнений или системы, знать метод промежутков как один из основных методов решения неравенств.

Занятие 19-20.

Равносильность уравнений, неравенств и их систем. Следствие из уравнения,

неравенства системы. Основные методы решения рациональных уравнений.

Занятие 21-22.

Решение уравнений: 1) разложением на множители; 2) введением новой переменной; 3) графическим способом.

Занятие 23-24.

Решение уравнений содержащих переменную под знаком модуля.

Занятие 25-27.

Деление многочленов. Теорема Бету. Схема Горнера.

Занятие 28-29.

Иррациональные уравнения и методы их решения.

Занятие 30-32.

Метод промежутков - универсальный метод решения неравенств.

Занятие 33-34.

Методы доказательства неравенств. Неравенства о средних.

Занятие 35-37.

Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля.

Занятие 38-41.

Уравнения и неравенства с параметрами.

Занятие 42-43.

Системы рациональных уравнений. Основные методы решения.

Занятие 44-45.

Системы линейных уравнений; их решение с помощью определителей.

Формулы Крамера.

Занятие 46-47.

Системы уравнений второй степени

Занятие 48-49.

Системы уравнений второй степени

Занятие 50-54.

Графическое решение систем неравенств с двумя переменными.

Занятие 55-57.

Решение текстовых задач с помощью уравнений

Занятие 58-60.

Решение текстовых задач с помощью систем уравнений

Замечательные теоремы и факты геометрии

При обучении геометрии наиболее эффективно должны реализовываться следующие цели: формирование и развитие пространственных представлений и логического мышлении, умения и навыков проведения доказательных рассуждений.

Занятие 61.

Теорема Пифагора и ее роль в геометрию. Различные доказательства теоремы. Обобщение теоремы Пифагора.

Занятие 62.

Теорема Чевы и Менелая.

Занятие 63.

Теоремы Пата и Дезарга. Теоремы Паскаля.

Занятие 64.

Решение задач повышенной сложности

ОБОРУДОВАНИЕ.

Печатные пособия:

  1. Таблицы по алгебре и геометрии:
  1. Площади фигур;
  2. Треугольники,  прямоугольные треугольники;
  3. Произвольный треугольник;
  4. Четырехугольники;
  1. Портреты выдающихся деятелей математики.

Технические средства обучения: компьютер, сканер, принтер лазерный,  мультимедиа проектор, экран навесной.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль

  2) Набор планиметрических фигур.

                        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Габович И.Г.  Алгоритмический подход к решению геометрических задач.-М.: Просвещение, 2006.
  2. Голубев В.И. Решение сложных и нестандартных задач по математике.-

     М.: Илекса, 2007.

3. Севрюков П.Ф., Смоляков А.Н. Уравнения и неравенства с модулями и

    Методы их решения. - М.: Ставрополь, 2005.

4. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач.-

    М., Просвещение, 2009.

    5. Шарыгин И.Ф. Стандарт по математике. 500 геометрических задач.-

        М., Просвещение, 2007  

                                    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Габович И.Г.  Алгоритмический подход к решению геометрических задач.-М.: Просвещение, 2006.
  2. Голубев В.И. Решение сложных и нестандартных задач по математике.-

     М.: Илекса, 2007.

3. Севрюков П.Ф., Смоляков А.Н. Уравнения и неравенства с модулями и

    Методы их решения. - М.: Ставрополь, 2005.

4. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач.-

    М., Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса "ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЕ" 7-9класс

Курс «Физические величины и  их измерения» ставит своей целью дать возможность учащимся,  интересующимся физикой, познакомиться с основными методами физической науки, овладеть измерительными...

Рабочая программа по курсу информатики (9класс Н.Д. Угринович)

Рабочая программа составлена для модульного типа обучения (модуль - 1,5 часа) и включает: пояснительную записку, содержание программы, требования к уровню подготовки, контрольные работы, источники инф...

рабочая программа платного курса по русскому языку «Пишем без ошибок» для обучающихся 5 класса (базовый уровень).

Программа занятий составлена на основе учебной программы по русскому языку для 5 класса и рассчитана на 35 часов, срок реализации программы 1 год. ...

Программа платных курсов по математике.

Программа платных курсов с использованием Интернет технологий" по математике...

Рабочая программа элективного курса "Физический эксперимент" для 9класса

Элективный курс разработан для учащихся 9класса. Физика - экспериментальная наука, в которой любое утверждение справедливо, если оно подтверждается результатами опыта. Учебный физический эксперимент в...

Рабочая программа внеурочного курса по профориентации "Химия и биология в твоей будущей профессии" для учащихся 9классов с ОВЗ.

Рабочая программа внеурочного курса по профориентации "Химия и биология в твоей будущей профессии" для учащихся 9классов с ОВЗ. На обучение отводится 17часов.Курс рассчитан помочь старшеклас...