Урок по теме "Решение тригонометрических неравенств"
элективный курс по алгебре (11 класс) по теме

Кончанин Светлана Равильевна

Разработка одного из занятий элективного курса для учащихся 10-11 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Решение тригонометрических уравнений и неравенств»

Составитель: Кончанин С.Р., учитель математики МБОУ «Лицей № 1» г.Костомукша, Республика Карелия

Занятие элективного курса.

Учебник «Алгебра  и начала анализа»,  Ю.М.Колягин  и др. (К данному занятию учащиеся уже повторили общие приемы решения уравнений и неравенств, преобразования тригонометрических выражений.)

Тема занятия: «Решение тригонометрических неравенств»

Цели занятия:

  1. Обучающие:
  1. проверить умение  решать  простейшие тригонометрические неравенства;
  2. применить общие приемы решения неравенств  к тригонометрическим неравенствам;
  3. совершенствовать умение решать тригонометрические неравенства.
  1. Развивающие:
  1. Формирование  приема  переноса  знаний  и  умений  при решении учебно-практических задач;
  2. нахождение рациональных приемов деятельности.
  1. Воспитательные:
  1. формирование целеустремленности,  наблюдательности, сообразительности;  
  2. формирование умения принимать и намечать задачи деятельности.

Используемые методы:

  1. по внешним признакам деятельности учителя и учащегося – решение задач;
  2. по источнику получения знаний – практические;
  3. по степени познавательной деятельности учащихся – частичнопоисковый.

Организационно-педагогические средства – карточки-задания.

Технические средства – компьютер, проектор, документ-камера.

Ход урока:

  1. Организационный момент, объявление темы, постановка целей занятия.
  2. Актуализация знаний, необходимых для решения учебных задач:

Математический диктант (6-8 мин):

(Проверка ответов сразу после выполнения)

  1. ;                 Ответ:
  2. ;                      Ответ:

                                          (или  )

  1. ;                   Ответ:
  2. ;                   Ответ:
  3. ;                   Ответ:
  4. ;                    Ответ: нет решений
  5. ;                     Ответ:
  6. ;                      Ответ:
  7.                      Ответ:
  1. Основная идея решения тригонометрических неравенств состоит в сведении их к решению простейщих неравенств. При этом используются основные приемы решения рациональных и иррациональных неравенств: разложение на множители, замена переменной, использование монотонности и ограниченности соответствующих функций. Существенным моментом при этом оказывается преобразование данного неравенства с использованием тригонометрических формул.

Задание 1. Решить неравенства:

  1. ;              Ответ:
  2. ;        Ответ:
  3. ;                Ответ:

                                                                                     

  1. ;      Ответ:

(Примечание: при решении этого неравенства, учащиеся чаще всего прибегают к замене переменных, но здесь удобно разложить на множители и затем учесть, что  при любом значении переменной.)

  1. ;                   Ответ:
  2. ;      

                                                      Ответ:

  1. ;                          Ответ:
  2. ;                               Ответ:  

                                                                         

  1. .        Ответ:  

(Решения некоторых неравенств не доводятся до получения ответа, это дает возможность учащимся вернуться к решению позже, еще раз поработав с задачей.)

  1. Следующий этап занятия – самостоятельная работа учащихся.

Задание 2. Из предложенных неравенств выберите 3 и решите их:

  1. ;                             Ответ:  
  2. ;                                Ответ:  

                                                                                                      

                                                                         

  1. ;                                        Ответ:  
  2. ;                         Ответ:  

                                                     ,      

         

  1. ;                    Ответ:

                                                                 

  1. ;                             Ответ:  

                                       

                                     

                       

  1. ;                                           Ответ:            
  2. ;

                                                                       Ответ:  

 

  1. Заключительный этап занятия: предъявление решенных неравенств. (Решения могут быть предъявлены различными способами, в зависимости от технических возможностей: некоторые решения на доске, сканирование решения. На занятии использовалась документ-камера .)
  2. Подведение итогов занятия, рефлексия.
  3. Домашнее задание: закончить решения задач (задание 1), выбрать другие заинтересовавшие задачи (задание 2).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебы в 10 классе по теме "Решение тригонометрических неравенств методом интервалов"

Метод интервалов особенно  эффетивен при  решении  неравенств, содержащих  тригонометрические функции. На   данном уроке   дается алгоритм  решения тр...

Тригонометрические неравенства

Презентация по теме"Тригонометрические неравенства"...

Разработка урока "Решение простейших тригонометрических неравенств"

Разработка урока "Решение простейших тригонометрических неравенств"...

Конспект урока по теме: "Решение тригонометрических неравенств"

Тема «Тригонометрические неравенства»  является объективно сложной для восприятия и осмысления  учащимися 10 класса. Поэтому очень важно последовательно, от простого к сложному формиро...

Урок алгебры «Ограниченность тригонометрических функций в уравнениях и неравенствах с параметром» 10 класс

Цели урока:-сформировать понятие об ограниченности синуса и косинуса как о свойстве, дающем возможность перехода к исследованию новой функции на отрезке;-актуализировать знания о методах решения задач...

Неравенства. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические неравенства. Основные приемы их решения.

Неравенства. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические неравенства. Основные приемы их решения....

Презентация к уроку по алгебре "Решение простейших тригонометрических неравенств"

Презентация к уроку по алгебре "Решение простейших тригонометрических неравенств"...