Рабочая программа по алгебре 7 класс
календарно-тематическое планирование по алгебре (7 класс) по теме

Потехина Ольга Михайловна

программа составлена по учебнеку Никольского С.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p._algebra_7.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ивановская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель МО

_______/_____________/

Потехина О.М.

Протокол №_____от

«____»________ 200__ г.

«Проверено»

Заместитель

директора по УВР

МОУ «ИСОШ»

______________/__________________/

Давыдова Л.В.

«_____»____________200__ г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «ИСОШ»

______________/__________________/

Егоров Ю.Н.

Приказ №     _____    от

«_____»____________200__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по алгебре, 7 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____________ от

«______»__________200__г.

2009-2010 учебный год

Пояснительная записка 

Рабочей программа составлена на основе:

  1. федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
  2. примерной программы по математике основного общего образования,
  3. федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ,
  4. с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
  5. авторского тематического планирования учебного материала,
  6. базисного учебного плана 2004 года.

Цели

Изучение алгебры в 7  классе направлено на достижение следующих целей:

  1. продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  2. продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  3. продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  4. продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе преподавания алгебры в 7 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  1. планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  2. решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  3. исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  4. ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  5. проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  6. поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Поставленные цели решаются на основе применения различных форм работы (индивидуальной, групповой, фронтальной), применение электронного тестирования, тренажёра способствует закреплению учебных навыков, помогает осуществлять контроль и самоконтроль учебных достижений.

Рабочая программа ориентирована на преподавание по учебнику «Алгебра 7»  под редакцией С.М. Никольского серии «МГУ-школе», Москва «Просвещение», 2005

Данное учебное пособие соответствует функциям учебного пособия.

Информационно-методическая функция. Содержание учебников алгебры для 7-9 классов серии «МГУ-школе» соответствует традиционному содержанию программы для 7-9 классов, но порядок расположения материала в учебниках и способы его изложения отличаются от традиционных.

Учебник «Алгебра 7» серии «МГУ-школе» обеспечивает системную подготовку по предмету, позволяет ориентировать процесс обучения на формирование осознанных умений, требует меньше, чем обычно, времени, так как они не «натаскивают» ученика, учат действовать осознанно. Изложение материала связное: подряд излагаются большие темы, нет чересполосицы мелких вопросов, нарушающих логику изложения крупных тем.

Основной методический принцип, положенный в основу изложения теоретического материала и организации системы упражнений, заключается в том, что ученик за один раз должен преодолевать не более одной трудности. Поэтому каждое новое понятие формируется, каждое новое умение отрабатывается сначала в «чистом» виде, потом трудности совмещаются.

Организационно-планирующая функция. Сложность заданий в каждом пункте нарастает линейно: учитель сам должен определить, на какой ступени сложности он может остановиться со своим классом или с конкретным учеником. Для каждого нового действия или приема решения задач в учебнике имеется достаточное количество упражнений, которые выстроены по нарастанию сложности и не перебиваются упражнениями на другие темы. У учителя имеется возможность с помощью учебника реализовывать идею дифференциации обучения при работе со своим классом, а у сильных учащихся – реальная возможность более глубоко разобраться в любом вопросе, чего они часто лишены, если учебник написан на среднего ученика. Учебник полностью обеспечивает обучение и тех школьников, которые могут и хотят учиться основам наук.

Важную роль в формировании первоначальных представлений о зарождении и развитии науки играют исторические сведения, завершающие каждую главу учебника

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии  следующее:

3 часа в неделю алгебры и 2 часа в неделю геометрии в течение всего учебного года, итого 102 часов алгебры и 68 часов геометрии. Всего контрольных работ по алгебре – 6 ч.

Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.  

Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью проверочных самостоятельных работ, электронного тестирования.

Тематическое и примерное поурочное планирование составлено в соответствии с учебником «Алгебра 7», С.М.Никольского, М.К.Потапова и др., М.: Просвещение, 2006.

Учебно-тематическое планирование

по алгебре

Классы   7  

Учитель Потехина Ольга Михайловна

Количество часов

Всего 102 часов; в неделю 3 часа.

Плановых контрольных уроков 6, зачётов 0, тестов 6 ч.;

Административных контрольных уроков 2 ч.

Планирование составлено на основе общеобразовательной программы

Учебник Алгебра 7, Никольский С.М., Москва «Просвещение», 2005

Дополнительная литература «Алгебра 7-9» (Элементы статистики и теории вероятности), Москва «Просвещение», 2007; «Математика» приложение к газете «Первое сентября»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Действительные числа.

19

2.

Одночлены и многочлены.

22

3.

Формулы сокращенного умножения.

18

4.

Алгебраические дроби.

19

5.

Степень с целым показателем.

7

6.

Линейные уравнения с одним неизвестным.

6

7.

Системы линейных уравнений.

8

8.

Повторение и резерв учебного времени

3

ИТОГО.

102

Содержание курса

Действительные числа (19часов из них 1час контрольная работа).

Натуральные числа и действия с ними. Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком целых чисел. Обыкновенные дроби и десятичные дроби. Бесконечные периодические и непериодические десятичные дроби. Действительные числа как бесконечные десятичные дроби (периодические и непериодические). Понятие об иррациональном числе. Десятичные приближения иррациональных чисел. Сравнение действительных чисел, арифметические действия над ними. Длина отрезка. Координатная ось.

Этапы развития числа.

Основная цель – систематизировать и обобщить уже известные сведения о рациональных числах, двух формах их записи – в виде обыкновенной и десятичной дроби, сформировать представление о действительном числе, как о длине отрезка и умение изображать числа на координатной оси.

Одночлены и многочлены (22часа из них 1час контрольная работа).

Числовые и буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Одночлен, произведение одночленов, подобные одночлены. Многочлен, сумма и разность многочленов, произведение одночлена на многочлен, произведение многочленов. Степень многочлена. Целое выражение и его числовое значение. Тождественное равенство целых выражений.

Основная цель – сформировать умения выполнять преобразования с одночленами и многочленами.

Формулы сокращенного умножения (18 часов, из них 1час контрольная работа).

Квадрат суммы и разности. Выделение полного квадрата в квадратном трехчлене. Формула разности квадратов. Куб суммы и куб разности, Формула суммы кубов и разности кубов. Применение формул сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители.

Основная цель – сформировать умения, связанные с применением формул сокращенного умножения для преобразования квадрата суммы и разности в многочлен, для разложения многочлена на множители.

Алгебраические дроби (19часов, из них 1час контрольная работа).

Алгебраические дроби и их свойства, сокращение дробей. Арифметические действия над алгебраическими дробями. Рациональные выражения, их преобразования и числовое значение. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Тождественное равенство рациональных выражений.

Основная цель – сформировать умения применять основное свойство дроби и выполнять над алгебраическими дробями арифметические действия.

Степень с целым показателем (7часов).

Степень с целым показателем и её свойства. Стандартный вид числа. Преобразование рациональных выражений, записанных с помощью степени с целым показателем.

Основная цель – сформировать умение выполнять арифметические действия с числами, записанными в стандартном виде, и преобразовывать рациональные выражения, записанные с помощью степени с целым показателем.

Линейные уравнения с одним неизвестным (6часов, из них 1час контрольная работа).

Уравнения первой степени с одним неизвестным. Линейные уравнения с одним неизвестным. Решение линейных уравнений с одним неизвестным. Решение задач с помощью линейных уравнений.

Основная цель – сформировать умения решать линейные уравнения, задачи, сводящиеся к линейным уравнениям.

Системы линейных уравнений (8часов, из них 1час контрольная работа).

Уравнения первой степени с двумя неизвестными. Система уравнений, решения системы. Равносильность уравнений и систем уравнений. Система двух линейных уравнений с двумя переменными, решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными подстановкой и алгебраическим сложением.

Основная цель – сформировать умения решать системы двух линейных уравнений  и задачи, сводящиеся к системе линейных уравнений.

Повторение (3часа).

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Кален-дарные сроки

Глава 1. Действительные числа

19

§1. Натуральные числа

4

1

Натуральные числа и действия с ними

1

1

2

Степень числа.

1

3

Простые и составные числа

1

4

Делители натурального числа

1

2

§2. Рациональные числа

5

5

Обыкновенные дроби

1

6

Разложение обыкновенной дроби в конечную десятичную

1

7

Периодические десятичные дроби

1

3

8

Десятичное разложение рациональных чисел. 

1

9

Десятичное разложение рациональных чисел. Самостоятельная работа

1

§3. Действительные числа

10

10

Иррациональные числа

1

4

11

Понятие действительного числа

1

12

Сравнение действительных чисел.

1

13

Основные свойства действительных чисел.

1

5

14

Основные свойства действительных чисел.

1

15

Приближения числа.

1

16

Приближения числа.

1

6

17

Длина отрезка

1

18

Координатная ось. Алгоритм Евклида*

1

19

Контрольная работа №1

1

7

Глава 2. Алгебраические выражения

66

§4. Одночлены

7

20

Числовые выражения

1

21

Буквенные выражения

1

22

Понятие одночлена

1

8

23

Произведение одночленов

1

24

Произведение одночленов Проверочная работа

1

25

Стандартный вид одночлена

1

9

26

Подобные одночлены

1

§5. Многочлены

15

27

Понятие многочлена

1

28

Свойства многочленов

1

10

29

Свойства многочленов

1

30

Многочлены стандартного вида

1

31

Сумма и разность многочленов

1

11

32

Сумма и разность многочленов Проверочная работа

1

33

Произведение одночлена на многочлен

1

34

Произведение одночлена на многочлен

1

12

35

Произведение многочленов

1

36

Произведение многочленов

1

37

Произведение многочленов

1

13

38

Целые выражения

1

39

Числовое значение целого выражения

1

40

Тождественное равенство

1

14

41

Контрольная работа №2

1

§6. Формулы сокращённого умножения

18

42

Квадрат сумы

1

43

Квадрат сумы

1

15

44

Квадрат разности

1

45

Квадрат разности

1

46

Выделение полного квадрата

1

16

47

Выделение полного квадрата

1

48

Разность квадратов

1

49

Разность квадратов

1

17

50

Сумма кубов

1

51

Сумма кубов

1

52

Разность кубов

1

18

53

Куб суммы Куб разности

1

54

Применение формул сокращённого умножения

1

55

Применение формул сокращённого умножения

1

19

56

Применение формул сокращённого умножения

1

57

Разложение многочлена на множители

1

58

Разложение многочлена на множители

1

20

59

Контрольная работа №3

1

§7. Алгебраические дроби

19

60

Алгебраические дроби и их свойства

1

61

Алгебраические дроби и их свойства

1

21

62

Приведение к общему знаменателю

1

63

Приведение к общему знаменателю

1

64

Арифметические действия над алгебраическими дробями

1

22

65

Арифметические действия над алгебраическими дробями

1

66

Арифметические действия над алгебраическими дробями

1

67

Арифметические действия над алгебраическими дробями

1

23

68

Рациональные выражения

1

69

Рациональные выражения

1

70

Рациональные выражения

1

24

71

Рациональные выражения

1

72

Рациональные выражения

1

73

Рациональные выражения

1

25

74

Числовое значение рационального выражения

1

75

Числовое значение рационального выражения

1

76

Числовое значение рационального выражения

1

26

77

Тождественное равенство

1

78

Контрольная работа №4

1

§8. Степень с целым показателем

7

79

Понятие степени с целым показателем

1

27

80

Понятие степени с целым показателем

1

81

Свойства степени с целым показателем

1

82

Свойства степени с целым показателем

1

28

83

Преобразование рациональных выражений

1

84

Преобразование рациональных выражений

1

85

Преобразование рациональных выражений 

1

29

Глава3. Линейные уравнения

14

§9. Линейные уравнения с одним неизвестным

6

86

Уравнения первой степени с одним неизвестным

1

87

Линейные уравнения с одним неизвестным

1

88

Решение линейных уравнений

1

30

89

Решение линейных уравнений

1

90

Решение задач с помощью лин.ур.

1

91

Контрольная работа №5

1

31

§10.  Системы линейных уравнений

8

92

Уравнения первой степени с двумя неизвестными

1

93

Системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными

1

94

Способ подстановки

1

32

95

Способ уравнивания коэффициентов

1

96

Равносильность уравнений

1

97

Решение систем уравнений с двумя неизвестными

1

33

98

Решение задач при помощи систем уравнений первой степени

1

99

Контрольная работа №6

1

Итоговое повторение

3

100

Многочлены

1

34

101

Формулы сокращённого умножения

1

102

Алгебраические дроби и их свойства

1

Итого

102

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СЕМИКЛАССНИКОВ ПО АЛГЕБРЕ

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

  1. существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  2. существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  3. как используются математические формулы и уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  4. как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  5. как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

Арифметика

уметь

  1. переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную – в виде десятичной, записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  2. выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями; находить значения числовых выражений;
  3. округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  4. пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  5. решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  2. устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
  3. интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Алгебра

уметь

  1. составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  2. выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  3. решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
  4. решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  5. изображать числа точками на координатной прямой;
  6. определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;  

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  2. моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  3. описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;

Литература и ресурсы:

  1. Газета «Математика» №12, 2006
  2. Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004;
  3. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 кл., М.: Дрофа, 2002 год;
  4. Тематическое приложение к вестнику образования №4,  2005г.;
  5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  6. Учебник «Алгебра» для 7 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2007, С.М. Никольский и др.
  7. Электронные тренажёры (Интернет, СД )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др

Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)

Тематический план по алгебре  разработан в соответствии с  Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       Предмет    алгебра      Класс...