Рабочая программа по математики для 9 класса
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме

 

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов математики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет необходимый набор  практических, самостоятельных, контрольных работ, зачетных и тестовых работ, выполняемых учащимися.

Рабочая  программа по математике составлена на основе:

Закон об образовании. Вестник образования. – 2004. - №12

Примерная программа основного общего образования по математике.

Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике.Жохов В.И., Карташева Г.Д., КрайневаЛ.Б. 5-11 классы,-2-е стер. Изд.-М.: Вербум-М, 2004.

 

Программы для общеобразовательных школ «Алгебра 7-9 классы», «Геометрия 7-9 классы», / сост. Т.А.Бурмистрова – М. : Просвещение, 2009

Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4, -с.4

Учебный план МБОУ «Большенуркеевская СОШ» на 2012-2013 учебный год

 

Учебники:

1.    Алгебра. Учебник для 9 класса./ Ю.Н.Макрычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. -  М.: Просвещение, 2008. Рекомендован Министерством образования и  науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год.

 

2.    Геометрия. Учебник для 9 класса./ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. -  М.: Просвещение, 2009. Рекомендован Министерством образования и  науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

 

9 класс

  1. Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов математики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет необходимый набор  практических, самостоятельных, контрольных работ, зачетных и тестовых работ, выполняемых учащимися.

Рабочая  программа по математике составлена на основе:

Закон об образовании. Вестник образования. – 2004. - №12

Примерная программа основного общего образования по математике.

Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике.Жохов В.И., Карташева Г.Д., КрайневаЛ.Б. 5-11 классы,-2-е стер. Изд.-М.: Вербум-М, 2004.

Программы для общеобразовательных школ «Алгебра 7-9 классы», «Геометрия 7-9 классы», / сост. Т.А.Бурмистрова – М. : Просвещение, 2009

Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4, -с.4

Учебный план МБОУ «Большенуркеевская СОШ» на 2012-2013 учебный год

Учебники:

  1. Алгебра. Учебник для 9 класса./ Ю.Н.Макрычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. -  М.: Просвещение, 2008. Рекомендован Министерством образования и  науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год.

  1. Геометрия. Учебник для 9 класса./ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. -  М.: Просвещение, 2009. Рекомендован Министерством образования и  науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета

Математика состоит из 4 содержательных разделов: АРИФМЕТИКА, АЛГЕБРА, ГЕОМЕТРИЯ, ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  3. формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  4. воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Основные развивающие и воспитательные цели Развитие:

  1. Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  2. Математической речи;
  3. Сенсорной сферы; двигательной моторики;
  4. Внимания; памяти;
  5. Навыков само и взаимопроверки.

Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

 Воспитание:

  1. Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  2. Волевых качеств;
  3.  Коммуникабельности;
  4.  Ответственности.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

  1. расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции, выработать умение строить график  квадратичной функции и применять графические представления для решения неравенств второй степени с одной переменной;
  2. выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными, и решать текстовые задачи с помощью составления таких систем;
  3. дать понятие об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида;
  4. научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач;
  5. развить умение применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;
  6. расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы их вычисления;
  7. познакомить  учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений;
  8. дать представление о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
  9. формировать ИКТ компетентность через уроки с элементами ИКТ;
  10. формировать навык работы с тестовыми заданиями;
  11. подготовить учащихся к итоговой аттестации в новой форме.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  1. изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  2. систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + Ьх + с > 0 или ах2 + Ьх + с < 0, где а є 0;
  3. выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем;
  4. познакомиться с понятиями арифметической и геометрической прогрессий как числовых последовательностей особого вида;
  5. познакомиться с начальными сведениями из теории вероятностей;
  6. получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
  7. развивать логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  8. формирования математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности;
  9. развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
  10. получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
  11. сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений;
  12. научиться проводить операции над векторами, научиться вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  13. научиться решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  14. научиться проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  15. нагляднее представить изучаемый материал;
  16. освоить проектную деятельность;
  17. развивать творческие способности.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс.

Математика  изучается в IX классе 5 ч в неделю, всего 170 ч.

Ведущие формы и методы, технологии обучения

Обучение несет деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений. Применяются на уроках элементы ИКТ-технологии, личностно-ориентированной технологии, технологии интегрированного обучения, проблемного обучения; проектного обучения.

Механизмы формирования ключевых компетенций

В настоящее время актуальны компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение математических знаний и умений;

овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;

освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной,  личностного  саморазвития, ценностно-ориентационной.

Компетентностный подход обеспечивает совершенствование  математических навыков, содержит сведения о способах добывания и практическом применении математических знаний,  способствует развитию учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативно - информационной компетенции учащихся. 
              Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития математических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
             Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет учащимся адаптироваться в мире, где объем информации, растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

В ходе преподавания математики в основной школе, следует обращать внимание на то, чтобы учащиеся овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В связи с изложенным:

целью предмета становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата;

в процедуру оценивания включается рефлексия, наблюдение за деятельностью учащихся;

 содержание материала урока подбирается так, чтобы оно было источником для самостоятельного поиска решения проблемы, способствовало развитию у учащихся познавательной активности, мышления, творчества, чтобы позволяло каждому ученику реализовать в процессе обучения свои возможности;

целенаправленно используются  межпредметные связи для эффективного достижения целей;

обращение к жизненному опыту учащихся;

практическая применимость выдвигается на первое место не только как критерий обученности, но и как инструмент обучения.

Элементы педагогических технологий: интегрированного обучения; проблемного обучения; проектного обучения являются механизмами формирования ключевых компетенций учащихся.

Планируется использование элементов новых педагогических технологий в преподавании предмета. В течение года возможны коррективы календарно – тематического планирования, связанные с объективными причинами.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Алгебра

Свойства функций. Квадратичная функция

Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + Ьх + с, ее свойства и график. Степенная функция.

Основная цель — расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.

В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.

Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители .

Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у = ах2, ее свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции — функций у = ах2 + Ь, у = а (х т)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы учащиеся поняли, что график  функции у = ах2 + Ьх + с может  быть получен из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных переносов. Приемы построения графика функции у = ах2 + Ьх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у учащихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.

При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.

Учащиеся знакомятся со свойствами степенной функции у = хп при четном и нечетном натуральном показателе п. Вводится понятие корня n-й степени. Учащиеся должны понимать смысл записей вида . Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.

Уравнения и неравенства с одной переменной

Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.

Основная цель — систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + Ьх + с > 0 или ах2 + Ьх + с < 0, где а 0.

В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Учащиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.

Расширяются сведения о решении дробных рациональных уравнений. Учащиеся знакомятся с некоторыми специальными приемами решения таких уравнений.

Формирование умений решать неравенства вида ах2 + Ьх +  с > 0 или ах2 + Ьх + с < 0, где а0, осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы, ее расположение относительно оси Ох).

Учащиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.

Уравнения и неравенства с двумя переменными


     Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью
 систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.

Основная цель — выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.

В данной теме завершается изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный учащимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.

Ознакомление учащихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.

Привлечение известных учащимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать учащимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.

Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.

Изучение темы завершается введением понятий неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными. Сведения о графиках уравнений с двумя переменными используются при иллюстрации множеств решений некоторых простейших неравенств с двумя переменными и их систем.

Прогрессии

Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых п членов прогрессии. Основная цель — дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.

При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.

Работа с формулами n-го члена и суммы первых п членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.

Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.

Элементы комбинаторики и теории вероятностей


     
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Классические модели теории вероятностей.

Основная цель — ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое используется в дальнейшем при выводе формул для подсчета числа перестановок, размещений и сочетаний.

При изучении данного материала необходимо обратить внимание учащихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.

В данной теме учащиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие»,  «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание учащихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.

Геометрия

Векторы. Метод координат

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Скалярное произведение векторов

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.                 Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

Длина окружности и площадь круга

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

   В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2га-угольника, если дан правильный /г-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

Движения

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движенцем плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

Начальные сведения из стереометрии

   Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.

Основная цель — дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.

         Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Фор мулы для вычисления объемов, указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.

 Об аксиомах геометрии

Беседа об аксиомах геометрии.

Основная цель – дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

 В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.

 Повторение. Решение задач

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

АРИФМЕТИКА

Уметь:

выполнять устный счет с целыми числами, обыкновенными и десятичными дробями;

переходить от одной формы записи чисел к другой, выбирая наиболее подходящую, в зависимости от конкретной ситуации; представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов; применять стандартный вид числа для записи больших и малых чисел; выполнять умножение и деление чисел, записанных в стандартном виде;

изображать числа точками на координатной прямой;

выполнять арифметические действия с рациональными числами,   сравнивать рациональные   числа;   находить  значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;

округлять целые числа и десятичные дроби,  находить приближенное значение числового выражения; пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

решать текстовые задачи, включая задачи на движение и работу; задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин; основные задачи на дроби и на проценты; задачи с целочисленными неизвестными.

Применять полученные знания:

для решения несложных практических расчетных задач, в том числе,  с использованием при необходимости справочных материалов и простейших вычислительных устройств; для устной прикидки и оценки результатов вычислений; для проверки результата вычисления на правдоподобие, используя различные приемы; для интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

АЛГЕБРА

Уметь:

составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять подстановку одного выражения в другое, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать из формул одни переменные через другие;

выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы уравнений (линейные и системы, в которых одно уравнение второй, а другое первой степени);

решать линейные неравенства с одной переменной и их системы, квадратные неравенства;

решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, учитывать ограничения целочисленности, диапазона изменения величин;        

определять значения тригонометрических выражений по заданным значениям углов;

находить значения тригонометрических функций по значению одной из них;

определять координаты точки в координатной плоскости, строить точки с заданными координатами; решать задачи на координатной плоскости: изображать различные соотношения между двумя переменными, находить координаты точек пересечения графиков;

применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу;

строить графики изученных функций, описывать их свойства, определять свойства функции по ее графику;

распознавать арифметические и геометрические прогрессии, использовать формулы общего члена и суммы нескольких первых членов.

Применять полученные знания:

для выполнения расчетов по формулам, понимая формулу как алгоритм вычисления; для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах; при моделировании практических ситуаций и исследовании построенных моделей (используя аппарат алгебры);

при интерпретации графиков зависимостей между величинами, переводя на язык функций и исследуя реальные зависимости;

для расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

при решении планиметрических задач с использованием аппарата тригонометрии.

ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

Уметь:

оценивать логическую правильность рассуждений, в своих доказательствах использовать только логически корректные действия, понимать смысл контрпримеров;

извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, на графиках; составлять таблицы; строить диаграммы и графики;

решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

вычислять средние значения результатов измерений; находить частоту события;

в простейших случаях находить вероятности случайных событий, в том числе с использованием комбинаторики.

Применять полученные знания:

при записи математических утверждений, доказательств, решении задач;

в анализе реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;

при решении учебных и практических задач, осуществляя систематический перебор вариантов;

при сравнении шансов наступления случайных событий;

для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией.

ГЕОМЕТРИЯ

Уметь:

распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;

изображать планиметрические фигуры, выполнять чертежи по условиям задач, осуществлять преобразования фигур;

распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; представлять их сечения и развертки;

вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: угла, равного данному; биссектрисы данного угла; серединного перпендикуляра к отрезку; прямой, параллельной данной прямой; треугольника по трем сторонам;

решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Применять полученные знания:

при построениях геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);

для вычисления длин, площадей основных геометрических фигур с помощью формул (используя при необходимости справочники и технические средства.)

Учебно-тематическое планирование

по математике

Класс - 9

Учитель – Шайхеразиева Л.Н.

Количество часов – 170

Всего 170  час; в неделю 5 час.

Плановых контрольных уроков 13 (11 +2 административные: 1-1ч., 2-2 ч.),  

В связи с тем, что праздничные дни выпадают на дни проведения уроков, данные занятия выполняются  за счет уроков повторения изученного за год на основе решения педсовета №1   от 22.08.12 и приказа № 75 от 31.08.12

Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по математике, программы для общеобразовательных школ «Алгебра 7-9 классы», «Геометрия 7-9 классы», / сост. Т.А.Бурмистрова – М. : Просвещение, 2008

Распределение курса математики в 9 классе  по темам:

Тема

Количество часов

1

Квадратичная функция

22

2

Векторы. Метод координат.

18

3

Уравнения и неравенства с одной переменной

14

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

11

5

Уравнения и неравенства с двумя переменными

17

6

Длина окружности и площадь круга

12

7

Арифметическая и геометрическая прогрессии

15

8

Движения

8

9

Элементы комбинаторики  и теории вероятностей

13

10

Начальные сведения из стереометрии

8

11

Об аксиомах планиметрии

2

11

Итоговое повторение.

30

Учебники:

  1. Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю. Н, Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; Под ред. С. А. Теляковского. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 238 с.: ил.
  2. Геометрия 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2009.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

  1. Алгебра. Учебник для 9 класса./ Ю.Н.Макрычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. -  М.: Просвещение, 2007. Рекомендован Министерством образования и  науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебный год.
  2. Геометрия. Учебник для 9 класса./ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. -  М.: Просвещение, 2006. Рекомендован Министерством образования и  науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебный год.
  3. Математика в таблицах. 5-11 классы. Справочные материалы. Москва«АСТ. Астрель»2004;
  4. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова Математика -9 класс «Подготовка к ГИА -2012»
  5. Подготовка к ГИА. Высший уровень качества. 9 класс. Тренировочные задания. Москва -2011.
  6. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк «Элементы статистики и теории вероятностей» 7-9 классы, Москва «Просвещение», 2008г.;
  7. Ф.Ф.Лысенко, Алгебра 7-8 кл., Тесты для помежуточной аттестации, «Легион-М»-2009г.;
  8. В.А.Гусев «Справочник школьника по геометрии», Москва «Аквариум», 1997г.;
  9. В.В.Кривоногов «Нестандартные задания по математике 5-11 кл», Москва «Первое сентября, 2003 г.
  10. Б.Г.Зив «Дидактические материалы по геометрии», 9 класс, Москва, Просвещение, 1993 г.
  11. Тесты. Алгебра 7-9 Москва «Дрофа», 2007 г.
  12. С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
  13. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
  14. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика
  15. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ГИА, ЕГЭ, ФИПИ-М, Интеллект_Цент, 2009-2011.
  16.  Интернет портал PROШколу.ru  http://www.proshkolu.ru/club/maths/file2/322771/

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля,

измерители

Дом. задание

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата

план

фактич

Блок 1. Квадратичная функция (22ч)

Цель: расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции

§ 1. Функции и их свойства (5)

1

Функция. Область определения и область значений функции

1

УОНМ

Эвристическая беседа, частично-поисковый метод

С-1 (ДМ)

-уметь находить по значению аргумента значение функции и наоборот

-уметь находить область определения и область значения функции;

-уметь строить более сложные графики  функций

2

Функция. Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль.

1

УПЗУ

Фронтальный опрос, работа у доски, дифференцированные задания

С-2 (ДМ)

3

Свойства функций. Примеры граф.-ких зав-й отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост. Числовые функции, описывающие эти процессы.

1

УОНМ

Эвристическая беседа, частично-поисковый метод

С-3 (ДМ)

-уметь определять нули функции, промежутки возрастания и убывания

4

Решение примеров по теме «Свойства функций»

1

УПЗУ

Фронтальный опрос, работа у доски, дифференцированные задания

С-4 (ДМ)

-уметь определять нули функции, промежутки возрастания и убывания

5

Решение примеров по теме «Свойства функций»

1

УПЗУ

Фронтальный опрос, работа у доски, дифференцированные задания

Тест №1 (УМК, П.И. Алтынов)

-уметь определять нули функции, промежутки возрастания и убывания

§ 2. Квадратный трехчлен (4 + 1ч. к/р)

6

Квадратный трёхчлен и его корни

1

УОНМ

Исследовательская работа, устный опрос

УО

-уметь находить корни квадратного трехчлена

7

Решение примеров по теме «Квадратный трёхчлен и его корни»

1

УОНМ

Фронтальный опрос, дифференцированные задания

С-5 (ДМ)

-уметь находить корни квадратного трехчлена;

-уметь раскладывать на множители квадратный трехчлен

8

Разложение квадратного трёхчлена на множители

1

УПЗУ

Исследовательская работа, устный опрос, математический диктант

УО

9

Решение примеров по теме «Разложение квадрат. трёхчлена на множители»

Проверочная самостоятельная работа

1

КУ

Исследовательская работа, работа по карточкам, игровой момент

С-6 (ДМ)

10

Контрольная работа №1 по теме: «Функции и их свойства. Квадратный трехчлен»

1

УКЗУ

Самостоятельное выполнение контрольной работы

КР

Уметь применять изученную теорию при нахождении ООФ, ОЗФ, читать график, при разложении квадратного трехчлена на множители

§ 3. Квадратичная функция и ее график (8)


11

Работа над ошибками.

График функции у=ах2  

1

УОНМ

Эвристическая беседа, частично-поисковый метод

УО

-уметь строить график функции ;

-правильно читать график

12

Решение примеров по теме «График функции у=ах2»  

1

УПЗУ

Исследовательская работа, устный опрос, индивидуальная работа

С-7 (ДМ)

13

Графики функций у=ах2+n,  у=а(x – m)2

1

УОНМ

Эвристическая беседа, частично-поисковый метод

ИЗ

-уметь строить график функции, используя преобразования графиков

14

Решение примеров по теме «Графики функций у=ах2+n,  у=а(x-m)

1

УПЗУ

Исследовательская работа, устный опрос, индивидуальная работа

С-8 (ДМ)

15

Решение примеров по теме «Графики функций у=ах2+n,  у=а(x-m)

1

УПЗУ

Фронтальный опрос, устный счет, индивидуальная работа

УС

-знать алгоритм построения графика квадратичной функции;

-уметь находить координаты вершины параболы

16

Построение графика квадратичной функции

1

УПЗУ

Фронтальный опрос, дифференцированные задания

ИЗ

-знать алгоритм построения графика квадратичной функции;

-уметь находить координаты вершины параболы

17

Построение графика квадратичной функции

1

УОСЗ

Фронтальный опрос, контролирующая самостоятельная работа

С-9 (ДМ)

18

Построение графика квадратичной функции

1

УОСЗ

Тестирование  дифференцирован. задания

Тест № 2 (УМК)

§ 4. Степенная функция. Корень n – й степени (3 + 1ч. к/р)

19

Функция у=хn

1

УОНМ

Эвристическая беседа, работа у доски, устный опрос

С-10 (ДМ)

-знать свойства функции при n-четном и n-нечетном;

-уметь преобразовывать графики с наиболее высокими степенями

20

Корень n-й степени. Корень 3 степени. Нахождение приближенного значения корня с.п. калькулятора.

1

УОНМ

Математический диктант, работа по карточкам, индивидуально

С-11 (ДМ)

-знать таблицу степеней;

-уметь уметь вычислять значения некоторых корней n-ой степени

21

Степень с рациональным показателем. Подготовка к контрольной работе

1

УПЗУ

Эвристическая беседа, работа у доски, устный опрос, математический диктант

ИЗ

-уметь применять свойства степени с рациональным показателем при решении задач.

22

Контрольная работа № 2: «Квадратичная функция. Степенная функция»

1

УКЗУ

Самостоятельное выполнение контрольной работы

КР

-уметь выполнять построение квадратичной функции, уметь применять таблицу степеней, вычислять значения некоторых корней n-й степени

Блок 2. Векторы. Метод координат.18ч. (18=17+1ч.к.р.)

Цель: научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач

§ 1. Понятие вектора (2)

23

Работа над ошибками Понятие вектора.  Длина (модуль) вектора. Равенство векторов.

1

УОНМ

Исследовательская работа, устный опрос, индивидуальная работа

Проверка задач самост. решения

Сформировать у учащихся представление о векторе,

-уметь изображать, обозначать вектор, нулевой вектор;

-знать виды векторов

24

Откладывание вектора от данной точки.

1

УОНМ

Фронтальный опрос, дифференцированные задания

§ 2. Сложение и вычитание векторов. (3)

25

Сумма двух векторов

1

УОНМ

Исследовательская работа, устный опрос, математический диктант

ФО

Знать законы сложения, определение суммы, правило треугольника, правило параллелограмма, уметь строить вектор, равный сумме двух векторов, используя правила треугольника, параллелограмма, формулировать законы сложения

26

Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов

1

УОНМ

Фронтальный опрос, работа у доски, дифференцированные задания

СР № 33

ДМ (8 кл)

Знать понятие суммы двух и более векторов, уметь строить сумму нескольких векторов, используя правило прямоугольника, Уметь строить вектор , равный разности двух векторов, двумя способами

27

Решение задач по теме: «Сложение и вычитание векторов»

1

УОСЗ

Исследовательская работа, устный опрос, индивидуальная работа

СР № 34

ДМ(8 кл)

§ 3. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. (3)

28

Умножение вектора на число

1

УОНМ

Эвристическая беседа, частично-поисковый метод

Проверка домашнего задания

Уметь решать задачи на применение свойств умножения вектора на число

29

Применение векторов к решению задач

1

КУ

Фронтальный опрос, работа у доски, дифференцированные задания

Индивидуальная проверка домашнего задания

Уметь решать геометрические задачи на алгоритм выражения вектора через данные векторы

30

Средняя линия трапеции

1

УОНМ

Фронтальный опрос, работа у доски, дифференцированные задания

ФО

Понимать существо теоремы о средней линии трапеции и алгоритм решения задач

§ 1. Координаты вектора (2)

31

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

1

УОНМ

Эвристическая беседа, работа у доски, тестирование, устный опрос

УО

-уметь находить координаты вектора по его разложению и наоборот;

-уметь определять координаты результатов сложения, вычитания, умножения на число

32

Координаты вектора

1

УОНМ

Математический диктант, работа по карточкам, индивидуально

ФО

§ 2. Простейшие задачи в координатах (2)

33

Простейшие задачи в координатах.Формула расстояния между двумя точками плоскости.

1

УОНМ

Фронтальный опрос, контролирующая самостоятельная работа

МД


-уметь определять координаты радиус-вектора;

-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;

- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками

34

Простейшие задачи в координатах. Координаты середины отрезка.

1

УПЗУ

Тестирование  дифференцирован. задания

СР № 2

ДМ

§ 3. Уравнение окружности и прямой  6ч.(6=3+2ч. реш.зад.+1ч.к.р.)

35

Уравнение окружности с центром в нач. координат и в любой заданной точке.

1

КУ

Эвристическая беседа, работа у доски, тестирование, устный опрос, математический диктант

ФО

-знать уравнение окружности;

-уметь решать задачи на применение формулы

36

Уравнение прямой. Угловой коэффициент прямой, условие параллельности прямой.

1

КУ

Фронтальный опрос, устный счет, индивидуальная работа

УО

-знать уравнение прямой;

-уметь решать задачи на применение формулы

37

Уравнение окружности и прямой. Решение задач.

1

УПЗУ

Фронтальный опрос, дифференцированные задания

СР № 4

ДМ

-знать уравнения окружности и прямой;

-уметь решать задачи

38

Решение задач по теме: «Метод координат»

1

УОСЗ

Репродуктивный, фронтальный опрос, контролирующая самостоятельная работа

ФО

-знать уравнения окружности и прямой;

-уметь решать задачи, методом координат

39

Решение задач по теме: «Метод координат». Подготовка к контрольной работе.

1

УОСЗ

Репродуктивный, фронтальный опрос, контролирующая самостоятельная работа

Проверка задач самостоятельного решения

40

Контрольная работа № 3 «Метод координат»

1

УКЗУ

Самостоятельное выполнение контрольной работы

КР

-уметь решать простейшие задачи в координатах;

-уметь решать задачи на составлении уравнений окружности и прямой

Блок 3. Уравнения и неравенства с одной переменной (14ч)

Цель: систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ax2+bx+c>0, ax2+bx+c<0, где a≠0. 

§ 5. Уравнения с одной переменной (8)

41

Работа над ошибками Целое уравнение и его корни

1

УОНМ

Эвристическая беседа, дифференцированные задания

УО

-уметь определять степень уравнения;

-уметь решать уравнения третьей и более степеней, используя разложение на множители, графический способ

42

Целое уравнение и его корни

1

УПЗУ

Исследовательская работа, работа по карточкам, игровой момент

С-12 (ДМ)

43

Уравнения, приводимые к квадратным

1

УОНМ

Фронтальный опрос, дифференцированные задания

УО


-уметь проводить замену переменной;

-уметь решать квадратные уравнения и уравнения, получившиеся из замены;

-знать и уметь решать биквадратные уравнения

44

Уравнения, приводимые к квадратным

1

УПЗУ

Фронтальный опрос, дифференцированные задания

С-14 (ДМ)

45

Дробные рациональные уравнения

1

УОНМ

Фронтальный опрос, дифференцированные задания

УО

-приведение к общему знаменателю,

- решение квадратных уравнений.

- исключение корней, обращающих знаменатель в нуль

46

Решение дробных рациональных уравнений

1

УПЗУ

Фронтальный опрос, контролирующая самостоятельная работа

С-15 (ДМ)

47

Решение дробных рациональных уравнений

1

УПЗУ

Тестирование  дифференцирован. задания

Тест № 3 (УМК)

48

Решение дробных рациональных уравнений

1

УПЗУ

Тестирование  дифференцированные  задания

ФО

Решать  дробные рациональные уравнения

§ 6. Неравенства с одной переменной (5 + 1ч. к/р)

49

Решение неравенств второй степени с одной переменной

1

УОНМ

Фронтальный опрос, дифференцированные задания

ФО

-знать и понимать алгоритм решения неравенств;

-уметь правильно найти ответ в виде числового промежутка

50

Решение неравенств второй степени с одной переменной

1

УПЗУ

Индивидуальная работа

С-16 (ДМ)

51

Решение неравенств методом интервалов

1

УОНМ

Математическое домино, работа по карточкам, самоконтроль

ИЗ

-знать алгоритм решения неравенств методом интервалов;

-уметь решать неравенства, используя метод интервалов

52

Решение неравенств методом интервалов

1

УПЗУ

Математический диктант

С-17 (ДМ)

-знать алгоритм решения неравенств методом интервалов;

-уметь решать неравенства, используя метод интервалов

53

Обобщающий урок «Уравнения и нерав-тва с одной переменной». Примеры решения ур-й в целых числах.

1

УПЗУ

Коррекция знаний, тестирование, устный счет

ФО

54

Контрольная работа №4 по теме:«Уравнения и неравенства с одной переменной»

1

УКЗУ

Самостоятельное выполнение контрольной работы

КР

-уметь применять полученные знания по теме в комплексе

Блок 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (11)

Цель: развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

§ 1. Синус, косинус, тангенс угла (3)

55

Работа над ошибками Синус, косинус и тангенс угла

1

УОНМ

Эвристическая беседа, дифференцированные задания

УО

-знать определение основных тригонометрических функций и их свойства;

-уметь решать задачи на применение формулы для вычисления координат точки

56

Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.

1

КУ

Исследовательская работа, работа по карточкам, игровой момент

ФО

57

Формулы для вычисления координат точки

1

КУ

Исследовательская работа, групповая, индивидуальная работа

УО

§ 2. Соотношения между сторонами и углами треугольника (4)

58

Теорема о площади треугольника

1

КУ

Исследовательская работа, устный опрос, индивидуальная работа

СР № 8

ДМ

Уметь реализовывать этапы доказательства теоремы о площади треугольника, решать задачи

59

Теоремы синусов и косинусов

1

УОНМ

Фронтальный опрос, дифференцированные задания

УО

Уметь проводить доказательство теорем и применять их при решении задач

30.11

60

Решение треугольников

1

УПЗУ

Фронтальный опрос, дифференцированные задания

Индивидуальный опрос,

Уметь выполнять чертеж по условию задачи, применять теоремы косинусов и синусов

3.12

61

Измерительные работы

1

КУ

Самостоятельная работа

Проверка задач самостоятельного решения

4.12

§ 3. Скалярное произведение векторов (2 + 1ч р/з +1ч к/р)

62

Скалярное произведение векторов

1

УОНМ

Исследовательская работа, устный опрос, математический диктант

ФО

знать «угол между векторами», скалярное произведение двух векторов, скалярный квадрат вектора; уметь применять теорию при решении задач

5.12

63

Скалярное произведение в координатах

1

КУ

Исследовательская работа, работа по карточкам, игровой момент

СР № 12

ДМ

Знать теорему о скалярном произведении двух векторов в координатах и ее следствия, свойства скалярного произведения векторов; уметь применять скалярное произведение векторов при решении задач

6.12.12

64

Применение скалярного произведения векторов при решении задач. Подготовка к контрольной работе.

1

УОНМ

Математическое домино, работа по карточкам, самоконтроль

Проверка задач самостоятельного решения

Доказывать теорему, изображать углы между векторами, вычислять скалярное произведение векторов

7.12.12

65

Контрольная работа

 № 5 «Соотношения в треугольнике. Скалярное произведение векторов»

1

УКЗУ

Самостоятельное выполнение контрольной работы

КР

-уметь применять теорему синусов и теорему косинусов, скалярное произведениие векторов в комплексе при решении задач

Блок 5. Уравнения и неравенства с двумя переменными (17ч)

Цель: выработать умение решать простейшие системы,  содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.

§ 7. Уравнения с двумя переменными и их системы (12)

66

Работа над ошибками Уравнение с двумя переменными и его график

1

УОНМ

Эвристическая беседа, дифференцированные задания, игровой момент

УО

-уметь определять степень уравнения

-уметь составлять уравнение по графику

11.12

67

Уравнение с двумя переменными и его график

1

УСЗУ

Фронтальный, работа у доски, творческие задания

С-19 (ДМ)

12.12

68

Графический способ решения систем уравнений. (Графическая интерпретация)

1

УОНМ

Эвристическая беседа, дифференцированные задания, игровой момент

Из

-знать виды графиков и уметь их строить;

-уметь определять количество решений системы по графику;

-уметь решать системы графически

13.12

69

Решение систем уравнений  графическим способом.

1

УСЗУ

Работа по карточкам, самоконтроль, игровой момент

ИЗ

-знать виды графиков и уметь их строить;

-уметь определять количество решений системы по графику;

-уметь решать системы графически

14.12.12

70

Решение систем уравнений  графическим способом.

1

УСЗУ

Коррекция знаний, устный счет

С-20 (ДМ)

17.12

71

Решение систем уравнений второй степени

1

УОНМ


Эвристическая беседа, дифференцированные задания, игровой момент

ИЗ

-знать алгоритм решения систем второй степени;

-уметь их решать, используя известные способы (способ подстановки и способ сложения)

18.12

72

Решение систем уравнений второй степени

1

УОСЗ

Фронтальный, работа у доски, тестирование, творческие задания

С-21 (ДМ)

19.12

73

Решение систем уравнений второй степени

1

УОСЗ

Фронтальный, работа у доски, тестирование, творческие задания

Тест № 4 (УМК)

20.12

74

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

1

КУ

Работа по карточкам, устный опрос, математический диктант

С-22 (ДМ)

-уметь составлять причинно-следственные связи между данными в задаче и составлении уравнений, используя формулы;

-уметь решать системы уравнений различными способами

21.12

75

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

1

КУ

Работа по карточкам, устный опрос

УО

-уметь составлять причинно-следственные связи между данными в задаче и составлении уравнений, используя формулы;

-уметь решать системы уравнений различными способами

24.12

76

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

1

КУ

Работа по карточкам, устный опрос

ФО

25.12

77

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

1

УПЗУ

Работа по карточкам, самоконтроль, игровой момент

Тест № 4 (УМК)

26.12

§ 8. Неравенства с двумя переменными и их системы  5 ч.(4 + 1ч. к/р)

78

Административная контрольная работа за 1 полугодие

1

УКЗУ

Эвристическая беседа, дифференцированные задания, игровой момент

КР

-уметь применять полученные знания в комплексе


27.12

79

Неравенства с двумя переменными

1

УОНМ

Фронтальный, работа у доски, тестирование, творческие задания

С-23 (ДМ)

-уметь изображать множество решений неравенства с двумя переменными на координатной плоскости

28.12

80

Системы неравенств с двумя переменными

1

КУ

Репродуктивный, контролир. самостоятельная работа

УО

- уметь изображать на координатной плоскости множество решений систем неравенств

81

Системы неравенств с двумя переменными. Подготовка к контрольной работе.

1

УСЗУ

Фронтальный, работа у доски, тестирование, творческие задания

С-24 (ДМ)

- уметь изображать на координатной плоскости множество решений систем неравенств

 82

Контрольная работа № 6 по теме: «Уравнения и неравенства с двумя переменными»

1

УКЗУ

Самостоятельное выполнение контрольной работы

КР

-уметь применять полученные знания по теме в комплексе

Блок 6. Длина окружности и площадь круга.12 ч. (12=11+1ч.к.р.)

Цель: расширить знание  учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления

§ 1. Правильные многоугольники (4)

83

Работа над ошибками Правильный многоугольник

1

УОНМ

Тестирование, работа у доски, разноуровневые задания

Проверка задач самостоятельного решения

-уметь вычислять угол правильного многоугольника по формуле;

-уметь вписывать окружность в правильный многоугольник и описывать

84

Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник

1

УОНМ

Индивидуальная, групповая работа

ФО

85

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

1

УОНМ

Работа по карточкам, самоконтроль, игровой момент

ТО

-уметь решать задачи на применение формул зависимости между R, r, an;

-уметь строить правильные многоугольники

86

Решение задач по теме: «Правильный многоугольник»

1

УПЗУ

Фронтальный, работа у доски, тестирование, творческие задания

Практическая работа

Уметь строить правильные многоугольники с помощью циркуля и линейки

§ 2. Длина окружности и площадь круга (4 + 3ч. р/з + 1ч. к/р)

87

Длина окружности

1

КУ

Эвристическая беседа, дифференцированные задания, игровой момент

СР № 15

ДМ

Применять формулы при решении задач

88

Длина окружности. Решение задач

1

УПЗУ

Фронтальный, работа у доски, тестирование, творческие задания

СР № 16

ДМ

89

Площадь круга и кругового сектора

1

КУ

Репродуктивный, контролир. самостоятельная работа

ФО

Уметь находить площадь круга и кругового сектора

90

Площадь круга и кругового сектора. Решение задач

1

УПЗУ

Работа по карточкам, устный опрос, математический диктант

СР № 17

ДМ

91

Обобщение по теме: «Длина окружности. Площадь круга»

1

УСЗУ

Работа по карточкам, самоконтроль, игровой момент

ФО

Использовать приобретенные знания на практике

92

Решение задач по теме: «Длина окружности и площадь круга»

1

УСЗУ

Коррекция знаний, тестирование, устный счет

ФО

-знать формулы для вычисления длины окружности и площади круга;

-уметь выводить формулы и решать задачи на их применение

93

Подготовка к контрольной работе

1

УОСЗ

Коррекция знаний, тестирование, устный счет

Индивидуальные карточки

94

Контрольная работа  № 7 по теме: «Длина окружности и площадь круга»

1

УКЗУ

Самостоятельное выполнение контрольной работы

КР

уметь решать задачи на зависимости между R, r, an;

-уметь решать задачи, используя формулы длины окружность, площади круга и кругового сектора

Блок 7. Арифметическая и геометрическая прогрессии (15ч)

Цель: дать понятие об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.

§ 9. Арифметическая прогрессия  8ч.(7 + 1ч. к/р))

95

Работа над ошибками Последовательности

1

УОНМ

Эвристическая беседа, работа у доски, разноуровневые задания

УС

-приводить примеры последовательностей;

-уметь определять член последовательности по формуле

96

Последовательности

1

УПЗУ

Математический диктант, индивидуальные задания

С-25 (ДМ)

-приводить примеры последовательностей;

-уметь определять член последовательности по формуле

97

Определение арифметической прогрессии. Формула п-го члена арифметической прогрессии

1

УОНМ

Устный опрос, индивидуальная работа,

УО

-уметь определять вид прогрессии по её определению;

-знать и применять при решении задач указанную формулу

98

Решение примеров на тему «Определение арифметической прогрессии. Формула п-го члена арифметической прогрессии»

1

УПЗУ

Фронтальный опрос, дифференцированные задания

С-26 (ДМ)

99

Формула суммы п первых членов арифметической  прогрессии

1

УОНМ

Устный опрос, индивидуальная работа,

ФО

-уметь находить сумму арифметической прогрессии по формуле

100

Решение примеров на тему «Формула суммы п первых членов арифметической  прогрессии»

1

УПЗУ

Фронтальный опрос, дифференцированные задания

С-27 ДМ)

101

Подготовка к контрольной работе

1

УОСЗ

Фронтальный, работа у доски, тестирование, творческие задания

Тест №5 (УМК)

-уметь находить сумму арифметической прогрессии по формуле

102

Контрольная работа № 8

 по теме: «Арифметическая прогрессия»

1

УКЗУ

Самостоятельное выполнение контрольной работы

КР

-уметь применять полученные знания по теме в комплексе

§ 10. Геометрическая прогрессия 7ч.(6 +1ч к/р)

103

Работа над ошибками. Определение геометрической прогрессии.  Формула п – го члена геометрической прогрессии

1

УОНМ

Устный опрос, индивидуальная работа,

УО

-знать определение геометрической прогрессии;

-уметь распознавать геометрическую прогрессию;

-знать данную формулу и уметь использовать ее при решении задач

104

Решение примеров на тему «Определение геометрической прогрессии.  Формула п – го члена геометрической прогрессии»

1

УПЗУ

Фронтальный опрос, дифференцированные задания

С-28 (ДМ)

-знать определение геометрической прогрессии;

-уметь распознавать геометрическую прогрессию;

-знать данную формулу и уметь использовать ее при решении задач

105

Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии

1

УОНМ

Устный опрос, индивидуальная работа,

УО

-знать и уметь находить сумму геометрической прогрессии по формуле

106

Решение примеров на тему «Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии»

1

УПЗУ

Фронтальный опрос, дифференцированные задания

ФО

107

Решение примеров на тему «Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии»

1

УСЗУ

Работа по карточкам, самоконтроль, игровой момент

С-29 (ДМ)

-знать и уметь находить сумму геометрической прогрессии по формуле

108

Сложные проценты. Подготовка к контрольной работе.

1

УСЗУ

Коррекция знаний, тестирование, устный счет

Тест № 5 (УМК)

109

Контрольная работа № 9

по теме: «Геометрическая прогрессия»

1

УКЗУ

Самостоятельное выполнение контрольной работы

КР

-уметь находить нужный член геометрической прогрессии;

-пользоваться формулой суммы n членов геометрической прогрессии;

-представлять в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную дробь

Блок 8. Движения 8ч.(8ч=7+1ч.к.р)

Цель: познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

§ 1. Понятие движения (3)

110

Работа над ошибками. Понятие движения. Примеры движений фигур

1

УОНМ

Эвристическая беседа, работа у доски, разноуровневые задания

ФО

-знать , что является движением плоскости

111

Свойства движений

1

КУ

Математический диктант, индивидуальные задания

ФО

-знать какое отображение на плоскости является осевой симметрией, а какое центральной

112

Решение задач по теме «Понятие движения. Осевая и центральная симметрии»

1

УСЗУ

Работа по карточкам, самоконтроль, игровой момент

СР № 18

ДМ

Применять параллельный перенос при решении задач

§ 2. Параллельный перенос и поворот  5 ч.(3 + 1ч.р/з +1ч к/р)

113

Параллельный перенос

1

УОНМ

Тестирование, фронтальный опрос, математический диктант

СР № 19

ДМ

Применять параллельный перенос при решении задач

114

Поворот. Понятие о гомотетии. Подобие фигур. 

1

УОНМ

Эвристическая беседа, работа у доски, самостоятельно

ФО

Доказывать, что поворот есть движение

115

Решение задач по теме: «Параллельный перенос. Поворот»

1

УСЗУ

Коррекция знаний, тестирование, устный счет

СР № 20

ДМ

Распознавать и выполнять различные виды движений

116

Решение задач по теме: «Движения». Подготовка к контрольной работе.

1

УСЗУ

Устный опрос, индивидуальная работа

Проверка задач самостоятельного решения

Распознавать и выполнять различные виды движений

117

Контрольная работа № 10 «Движения»

1

УКЗУ

Самостоятельное выполнение контрольной работы

КР

-уметь строить фигуры при параллельном переносе и повороте

Блок 9. Элементы комбинаторики  и теории вероятностей (13ч)

Цель: ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.

§ 11. Элементы комбинаторики  и теории вероятностей (13)

118

Работа над ошибками Умножение вероятностей. Комбинаторное правило умножения.

1

УОНМ

Устный опрос, индивидуальная работа,

УС

-ориентироваться в комбинаторике;

-уметь строить дерево возможных вариантов

-знать и уметь пользоваться формулами для решения комбинаторных задач

Решать задачи на нахождение вероятностей событий в экспериментах с равновозможными исходами.

119

Достоверные и невозможные события.

1

УПЗУ

Фронтальный опрос, дифференцированные задания

УС

120

Равновозможные события и подсчет их вероятности.

1

УОНМ

Устный опрос, индивидуальная работа,

УО

121

Классические модели теории вероятностей.

1

УПЗУ

Фронтальный опрос, дифференцированные задания

С-30 (ДМ)

122

Представление о геометрической вероятности.

1

УОНМ

Устный опрос, индивидуальная работа,

УО

123

Решение комбинаторных задач перебором вариантов.

1

УПЗУ

Фронтальный опрос, дифференцированные задания

ФО

124

Решение комбинаторных задач перебором вариантов.

1

УОНМ

Устный опрос, индивидуальная работа,

УО

125

Решение комбинаторных задач перебором вариантов.

1

УПЗУ

Фронтальный опрос, дифференцированные задания

ФО

126

Решение комбинаторных задач перебором вариантов.

1

УСЗУ

Коррекция знаний, тестирование, устный счет

УС

Уметь применять формулы при решении комбинаторных задач

Уметь определять относительную частоту события

Уметь определять вероятность события

определять количество равновозможных исходов некоторого испытания;

-знать классическое определение вероятности

-уметь применять полученные знания по теме в комплексе

127

Перестановки и факториал.

1

УОНМ

Устный опрос, индивид. работа,

УО

128

Размещения и сочетания.

1

УПЗУ

Фронтальный опрос, диффер.задания

ФО

129

Решение задач по теории вероятностей. Подготовка к контрольной работе.

1

УСЗУ

Коррекция знаний, тестирование, устный счет

С-32 (ДМ)

130

Контрольная работа №11 по теме: «Комбинаторика и теория вероятностей»

1

УКЗУ

Самостоятельное выполнение контрольной работы

КР

Блок 10. Начальные сведения из стереометрии.(8ч).Об аксиомах геометрии(2ч)

Цель: дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел; дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе

§ 1. Многогранники (4)


131

Работа над ошибками Предмет стереометрии. Многогранник. Примеры сечений. Построение правильных многогранников.

1

УОНМ

Устный опрос, индивидуальная работа

УО


Знать и понимать понятие многогранника, виды многогранников, изображение многогранников на плоскости; находить объем правильного многогранника; уметь применять теорию при решении задач

132

Призма. Параллелепипед.

1

УОНМ

Устный опрос, индивидуальная работа

УО

133

Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда

1

УОНМ

Устный опрос, индивидуальная работа

УО

134

Пирамида. Решение задач

1

КУ

фронтальный опрос, матем-кий диктант

ИЗ

§ 2. Тела и поверхности вращения (4)

135

Цилиндр

1

УОНМ

Устный опрос, индивидуальная работа

УО

Иметь представление о цилиндре.

Уметь: различать в окружающем мире предметы-цилиндры, выполнять чертежи по условию задачи; Знать: формулу площади боковой  поверхности цилиндра и уметь её выводить; используя формулу, вычислять площадь боковой поверхности

136

Конус

1

УОНМ

Устный опрос, индивидуальная работа

УО

Знать: элементы конуса: вершина, ось, образующая, основание.

Уметь: выполнять построение конуса и его сечения, находить элементы; Знать: формулу площади боковой и поверхности конуса, Уметь: решать задачи на нахождение площади боковой поверхности конуса

137

Сфера и шар

1

УОНМ

Устный опрос, индивидуальная работа

УО

Знать: определение сферы и шара, свойство касательной к сфере.

Уметь: определять взаимное расположение плоскости и сферы, решать задачи по теме, Знать: формулу площади сферы.

Уметь: применять формулу при решении задач на нахождение площади сферы

138

Решение задач. Тела и поверхности вращения. Примеры разверток.

1

УПЗУ

Коррекция знаний, тестирование, устный счет

ИЗ

Уметь применять теорию при решении задач

139

Об аксиомах планиметрии

1

УОНМ

Устный опрос, индивидуальная работа

УО

Иметь представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

140

Об аксиомах планиметрии

1

УОНМ

Устный опрос, индивидуальная работа

УО

Блок.11. Итоговое повторение. (30ч)

Цель: систематизировать теоретические знания учащихся за курс математики 9 класса

141-145

Графики функций

5

КУ

УПЗУ

Фронтальный, работа у доски, тестирование, творческие задания

ФО

ИРД

-знать алгоритм построения графика функции;

-уметь строить графики функции;

-уметь по графику определять свойства функции

146-148

Уравнения, неравенства, системы

3

КУ

УПЗУ

Коррекция знаний, тестирование, устный счет

ФО

ИРД

-уметь решать уравнения третьей и четвертой степени с одним неизвестным с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной;

-уметь решать неравенства методом интервалов;

-уметь решать системы уравнений

149-151

Арифметическая и геометрическая прогрессии

3

КУ

УПЗУ

Исследовательская работа, работа по карточкам, игровой момент

ФО

ИРД

-знать формулы n-го члена и суммы n членов арифметической и геометрической прогрессий и уметь их применять при решении задач

152-153

Текстовые задачи.

2

КУ

УПЗУ

Фронтальный опрос, дифференцированные задания

ФО

ИРД

-уметь решать задачи с помощью составления систем, составления уравнений, алгебраическим способом

154

Повторение по теме «Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые»

1

УОСЗ

Тестирование,  дифференцированные задания, игровой момент

УО

Решать задачи по теме, делать чертежи

155

Треугольники

1

УОСЗ

Взаимоконтроль, игровой момент, частично поисковый метод

УО

Уметь применять теоремы синусов, косинусов, признаки подобия, равенства, соотношения между сторонами и углами при решении задач

156

Треугольники

1

УОСЗ

Репродуктивный, фронтальный опрос, контролирующая самостоят.ная работа

Проверочная работа

157

Окружность

1

УОСЗ

Тестирование,  дифференцированные задания, игровой момент

УО

Решать задачи, опираясь на свойства касательных к окружности

158-159

Четырехугольники. Многоугольники

2

УОСЗ

Взаимоконтроль, игровой момент, частично поисковый метод

УО

Проверочная работа

Решать задачи, опираясь на свойства четырехугольников

160-161

Векторы. Метод координат. Движения

2

УОСЗ

Тестирование,  дифференцированные задания, игровой момент

УО

Проводить операции над векторами.

162

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

1

УОСЗ

Тестирование,  дифференцированные задания, игровой момент

ИЗ

Решать задачи по теме, делать чертежи

163-164

Контрольная работа №12. Административная контрольная работа (в формате ГИА)

2

УОСЗ

Тест №№ 1 (ДМ), 8(УМК), 9(УМК); урок №68 (тест по геометрии, поурочные планы)

-уметь применять полученные знания по теме в комплексе

165

166

167

168

169

170

Работа над ошибками. Комплексное повторение основных вопросов курса математики.. Решение тренировочных заданий (подготовка к ГИА)

6

УОСЗ

Тестирование,  дифференцированные задания, игровой момент

ИЗ

Решать задачи по теме. уметь применять полученные знания в комплексе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика

Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика

 Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс

Рабочая программа учебного курса по  математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...