Единицы длины. Километр.
план-конспект урока по алгебре по теме

Киреева Раиса Васильевна

Формирование умений выражать длину в заданных единицах (м>км, км >м); сравнивать предметы по длине; решать текстовые задачи, содержащие единицы длины; совершенствовать умение читать, записывать, сравнивать многозначные числа; отработка вычислительных навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematika.rar2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Цели урока.

Основные предметные: 

  1. Формирование умений выражать длину в заданных единицах (м>км, км >м); сравнивать предметы по длине; решать текстовые задачи, содержащие единицы длины; совершенствовать умение читать, записывать, сравнивать многозначные числа; отработка вычислительных навыков;
  2. Развитие образного, пространственного и логического мышления, воображения, речи и внимания;
  3. Воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;

Основные общеучебные: формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

Оборудование: учебник Моро М. И. "Математика" 4 класс, компьютер, проектор, презентация, карта-план путешествия, карточки для индивидуальной проверки знаний, карточки - помощники для решения задачи.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Слайды 3 и 4.

II. Индивидуальная проверка знаний. Работа по карточкам. Приложение 1.

Проверка домашнего задания.

С.38 № 12 - 1 ученик у доски. Слайд 5.

Решение:

  1. 300 + 400 = 700 (м) - по шоссе и дороге
  2. 700 - 500 = 200 (м) - разница

Ответ: на 200 метров меньше.

Дополнительный вопрос (фронтальная работа). Найдите всё расстояние до озера и обратно, если идти разным путём.

  1. 500 + 500 = 1000 (м) - по просеке
  2. 500 + 300 + 400 = 1200 (м) - по просеке, по дороге и по шоссе
  3. (300 + 400) · 2 = 1400 (м) - по шоссе, по дороге и также обратно.

С.39 № 25 (1-4 столбики).

Фронтальная работа. Слайд 6.

- Выберите только те числа, которые являются ответами примеров.

184-и

985-ы

1085-р

17-к

520-ч

76-в

864-и

921-н

88-е

706-м

107-л

844-о

III. Сообщение темы урока. 

- Расположите данные числа в порядке возрастания и вы узнаете, как называется раздел учебника, изучению которого мы посвятим сегодняшний и несколько последующих уроков.

76

88

107

184

520

864

921

985

В

Е

Л

И

Ч

И

Н

Ы

- Какие величины встретились вам при решении домашней задачи? (Длина.)

- Какие ещё величины вы знаете? (Масса, время.) Слайд 7.

- Путешествовать мы будем на этом поезде. Он - скоростной, потому что за урок мы должны много узнать, сделать, запомнить. Итак, поехали!

IV. Устный счет. Фронтальная работа.1 ученик у доски.

1. Предлагаю провести "Географо-математическую минутку".

- Запишите в тетрадь многозначные числа, которые прозвучат:

а) Слайд 10. 540 000 метров, - 420 000 метров.

б) Слайд 11. Мы проезжаем по берегу р. Её протяженность - 1 млн. 430 тыс. метров.

- Что показывает цифра 3 в записи числа? (Десятки тысяч)

в) Слайд 12. Уральские горы. Выше других поднялись горы Ямантау - 1640 метров и Иремель - 1586 метров.

- Назовите соседей числа 1640. (1639 и 1641)

- Определите сколько всего десятков, всего сотен в числе 1586. (В числе 158 десятков).

- Сравните эти числа. (1640 >1586)

2. Задание на развитие логического мышления. Слайд 13.

- Внимание! Поезд прибыл на станцию Смекалкино.

- Посмотрите на эти интересные значки. Какой будет следующий? (Приложение 2) 

V. Актуализация знаний.

1. Слайды 14-19.

- Давайте вспомним, какие единицы длины вы уже знаете? Назовите их в порядке увеличения.( миллиметр, сантиметр, дециметр, метр)

- Сколько дециметров в 1 метре?

- Сколько сантиметров в 1 метре?

- Сколько миллиметров в 1 метре?

2. Станция Измерялкино.

Самостоятельная работа. С. 41, № 200 (1). Слайд 20.

- Сравните длину отрезков на глаз.

- Проверьте с помощью измерения.

- В каких единицах можно выразить длину отрезков? (см, мм)

- Запишите в виде неравенства получившиеся длины отрезков. (АВ < СД > МК, 30 мм < 80мм > 50мм, 3 см < 8 см > 5 см)

3. Самостоятельная работа с последующей проверкой. Оценивание.

№ 201 (1, 2 столбики). Слайды 21, 22.

.

VI. Работа над новым материалом. Фронтальная работа.

Слайд 24.

- Какие единицы длины удобно использовать при измерении ширины окна, длины карандаша, толщины спички?

Слайд 25.

- Удобно ли использовать эти единицы длины для измерения расстояний между населенными пунктами?

- Кто знает, какой единицей измеряются большие расстояния? (километр)

- Из каких двух частей образовалось это слово? (кило + метр)

Кило... (франц. kilo..., от греч. chilioi - тысяча), приставка для образования наименований кратных единиц, по размеру равных 1000 исходных единиц. Сокращённые обозначения: русское к, международное k. Приставка пишется слитно с наименованием исходной единицы.

- Как будем писать это слово сокращено? (километр - км)

- Если кило - тысяча, то сколько метров в 1 километре? (1 км = 1000 м)

Чтение параграфа в учебнике на стр. 40.

- Как называется новая единица измерения длины?

- Как она обозначается кратко?

- Сколько в 1 км метров?

VII. Закрепление новых знаний. Фронтальная работа.

- Сколько метров в 3 км? В 5 км? В 10 км? Слайд 26, 27.

- Какое расстояние отмечено на указателе ст. Смекалкино? (20 000 метров)

- Сколько это километров?

Подвижная физминутка.

- Мы приближаемся к ст. Задачкино. Слайд 29. Какое расстояние мы проехали?

(60 000 м = 60 км) 

Решение задач с использованием единиц длины. № 203, с.41. Слайды 30 - 33.

- Как может двигаться транспорт? (друг за другом, навстречу, в разные стороны)

Чтение задачи вслух.

- Рассмотрите первый чертеж. Дополните его.

- Как движутся автобусы? (навстречу)

- Какой путь проехал первый? (160 м) Второй? (140 м)

- Какое расстояние между остановками? (1км) Сколько это метров? (1000 м) 

- Из каких частей (отрезков) состоит все расстояние? (из того, что проехал первый автобус, второй автобус и оставшееся расстояние)

Решение задачи с объяснением. 1 ученик у доски. Оценивание.

  1. 160 + 140 = 300 (м) - проехали оба автобуса
  2. 1 км = 1000 м
  3. 1000 - 300 = 700 (м) - расстояние между автобусами

Ответ: 700 метров.

- Рассмотрите второй чертеж. Как движутся автобусы? (в разных направлениях)

- Расстояние, пройденное каждым автобусом изменилось? (нет)

- Расстояние между остановками изменилось? (нет)

- А между автобусами изменится? (да) Почему? (раньше автобусы ехали навстречу, а теперь - в разных направлениях) Как изменится расстояние между автобусами? (станет больше)

- Из каких отрезков состоит это расстояние?

Решение задачи в парах с последующей самопроверкой.

- Сравните решения задач. Чем похожи?

- Чем отличаются? Почему?

- Какую новую единицу длины использовали при решении задач?

- Что пришлось сделать с километрами, чтобы правильно решить задачу? (перевести в метры) 

VIII. Закрепление изученного.

Последняя остановка - ст. Вычисляйкино. Слайды 34 - 37.

1. Самостоятельная работа. С. 41, № 202 по выбору.

Проверка с сообщением дополнительных сведений о других мерах длины.

Ярд - расстояние от носа короля Генриха I до конца среднего пальца его вытянутой руки.

Сажень - расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой.

Вершок - старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев руки (указательного и среднего).

Слайд 38.

- Какое расстояние указано на ст. Вычисляйкино? (100 000 метров)

- Сколько километров нужно проехать, чтобы вернуться в Белорецк? (100 км)

Викторина с использованием таблицы мер длины. Слайд 39.

Какого роста была Дюймовочка? (2 см 5 мм)

Каков был рост человека, про которого говорят "от горшка два вершка"? (8 см 8 мм)

Когда морякам желают удачного плавания, им говорят "7 футов под килем". Сколько это метров? (2 м 13 см) 

Слайд 39.

IX. Итог урока. Оценивание работы. Слайды 41, 42.

- С какой новой единицей длины познакомились?

- Сколько метров в 1 километре?

- Для чего используется эта единица длины?

X. Домашнее задание. Комментарий по выполнению домашней работы.

С. 41, № 200 (2), № 204, дополнительно: составить похожую задачу.

Литература. 

  1. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро и др. 4 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Единицы длины"

Об истории единиц длины"...

Учебный проект "Старинные единицы длины"

Знакомство со старинными мерами длины, связь с современными. Старинные меры длины в художественной литературе и в жизни....

Единицы длины.

Тестовая работа по математике....

Методическая разработка урока математики в 5 классе "Меры длины. Километр"

Методическая разработка  содержит технологическую карту урока математики по теме «Меры длины. Километр»   и презентацию урока. Карта урока составлена в соответствии с требов...

Презентация к уроку "Метрические единицы длины", 5 класс.

Данная презентация не является основой проведения всего урока. Она включает себя этап актуализации знаний, дополнительные сведения и этап рефлексии. Использование данной презентации возможно для прида...

Единицы длины

УМК   «Планета знаний»Тема урока .Соотношение между единицами длины.Тип урока: обобщающий урок.Вид урока: традиционный.Цели урока:Повторить, обобщить представления учащ...

Технологическая карта урока "Единицы длины"

Технологисеская карта урока "Единицы длины"...