Уроки - игры и соревнования по математике
методическая разработка по алгебре по теме

Никитенко Ольга Александровна

Уроки - игры  по математике для учащихся  5, 7 9,10 классов коррекционной школы, с использованием интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl.docx348.17 КБ
Файл 7_kl.docx1.04 МБ
Файл 9-10_kl.docx45.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – игра  «Математический бой»

 5 класс

Цель:

Развитие познавательного интереса, индивидуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи:

  1. Через занимательные упражнения содействовать повышению интереса детей к математике.
  2. Развивать умственные способности, память, внимание.
  3. Воспитывать волю к победе, товарищескую взаимопомощь.
  4. Расширять кругозор учащихся.
  5. Продолжить выработку вычислительных навыков.

Оборудование:

  1. компьютерная презентация,
  2. компьютерная техника,
  3. столы c трафаретами,
  4. конверты с заданиями,
  5. фишки,
  6. листы и ручки, простые карандаши,
  7. грамоты,
  8. два набора геометрических фигур,
  9. сладкие призы.

ХОД ИГРЫ

1 слайд:  Зрители, участники, жюри рассаживаются.

2 слайд: Звучит музыка «Дважды два четыре».

Будь  внимательней, дружок,

Начинаем мы урок.

Предстоит тебе опять

Решать, отгадывать, считать.

Сегодня на конкурсе

Затеи, и задачи,

Игры, шутки – всё для вас!

Пожелаем всем удачи!

За работу, в добрый час!

Участники говорят название и девиз своей команды. Всех знакомят с членами жюри. 

Кто победит, кто проиграет –

Нас эта тайна донимает,

Но мы желаем вам успеха,

Счастья, радости и смеха!

И пусть быстрей кипит борьба,

Сильней соревнование.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания.

Мы говорим все дружно

И здесь сомнений нет!

Сегодня будет дружба

Владычицей побед!

3 слайд: РАЗМИНКА 

Задание: командам предлагает по очереди назвать пословицы и поговорки, в которых встречаются числительные (за каждую пословицу команда получает 1 балл).

4 слайд: Назови числительные:

Одна голова – хорошо, а две лучше.

5 слайд: Назови числительные:

Семь раз отмерь – один отрежь.

6 слайд: Назови числительные:

Семь бед – один ответ.

7 слайд: Назови числительные:

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

8 слайд: БЛИЦ – ОПРОС

Задание: вопросы задаются по очереди каждой команде, начиная с команды, проигравшей в предыдущем конкурсе (за верный ответ команда получает 1 балл). Если участники не могут дать верный ответ, то вопрос отдается другой команде.

  1. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

9 слайд: 

  1. У родителей 5 сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько детей в семье?

10 слайд: 

Учись рассуждать

  1. У Толи 2 пары варежек. Сколько варежек на левую руку?

          а) 2;                б) 3;                в) 1;                г) 4.

  1. Мама дала Пете конфеты. Себе он оставил 2 конфеты, сестре дал 3 конфеты. Сколько конфет дала Пете мама?

          а) 2;                б) 3;                в) 5;                г) 10.

  1. В семье четверо детей: сестёр столько же, сколько братьев. Сколько сестёр?

          а) 4;                б) 2;                в) 3;                г) 6.

  1. В корзине сидят котята. У всех 3 пары ушек. Сколько котят в корзине?

                    а) 3;                б) 5;                в) 2;                г) 6.

11 слайд: 

Учись рассуждать

1)        На ледяной горке катались 6 ребят. Двое ушли обедать, но после обеда вернулись на горку. Сколько ребят стало на горке?

          а) 4;                б) 6;                в) 3;                г) 8.

2)        У паука 4 пары ног. Сколько ног у паука?

          а) 4;                б) 6;                в) 8;                г) 10.

3)        У Юры 3 кубика, а у Серёжи 2 кубика. На столе стоит коробка, в которой помещается 4 кубика. Смогут ли мальчики сложить в эту коробку все свои кубики?

        а) да;                б) нет.

4)        Поезд состоит из 10 вагонов. Петя сел в пятый вагон от начала поезда, а Федя – в пятый от конца. В одном ли вагоне они едут?

         а) да;                б) нет.

12 слайд:  Третий «лишний»

Зачеркни «лишнее» слово:

1.        Километр, центнер, сантиметр.

2.        Прямоугольник, квадрат, круг.

3.        Циркуль, линейка, тетрадь.

4.        Сложение, математика, умножение.

13 слайд:  Третий «лишний»

Зачеркни «лишнее» слово:

1.        70 х 8                35 : 5                60 х 9

2.        4 х 8                12 х 3                7 х 7

3.        45 : 9                63 : 9                99 : 9

4.        15 : 3                60 : 3                90 : 3

14 слайд:  ЗНАТОКИ МАТЕМАТИКИ

Задание: капитаны команд должны отгадать зашифрованное слово и правильно его написать (за каждое верное слово команда получает 3 балла, за ошибку лишается 1 балла).

Слова: отрезок, тысяча, периметр, треугольник, циркуль, ломаная.

15 слайд: 

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ

     

Задание: из предложенных 5 частей сложить кораблик (команда, первая справившаяся с заданием получает 2 балла).

16 слайд: 

Задание: нарисовать любого сказочного героя используя как можно больше геометрических фигур, цифр, символов и математических знаков (за каждый знак команда получает по 1 баллу).

17 слайд:        РЕБУС

       Задача                                                

18 слайд:        РЕБУС

                 Восемь

19 слайд:  Найди три числа зашифрованные  в    

   Ответ:  

20  слайд:  Какой фигуры не хватает

 Ответ:

21 слайд: Заполни схему

Какое число надо вписать в последнюю клетку цепочки?

                :5              х 20         : 6             х 10                   ответ: 300       

22 слайд: 

СЕКРЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ

Задание: решить каждый пример, выписать ответы в строчку и с помощью ключа получить зашифрованную фразу (команда, первая справившаяся с заданием получает 5 баллов).

23 слайд: 

 4

1

2

0

7

5

6

1

4

3

Так держать!

КЛЮЧ:

0

1

2

3

4

5

6

7

д

а

к

ь

т

р

ж

е

24 слайд: 

Пока жюри подсчитывает результаты, участникам предлагается последнее задание

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ.

Учитесь думать, объяснять,

Учитесь мыслить, рассуждать.

Ведь в математике, друзья,

Без логики никак нельзя.

Литература:

  1. В.Волина «Весёлая математика», изд-во АСТ, Москва, 1999.
  2. В.А.Гусев, А.П. Комбаров «Математическая разминка», Просвещение, Москва, 2005.
  3. Т. В. Алышева Рабочая тетрадь по математике, Просвещение, Москва, 2004.
  4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
  5. Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1988.
  6. О. А. Холодова  Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. – М.: Росткнига, 2008.

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок - соревнование

«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ - РИНГ» 

среди учащихся 9-10 классов

Цели и задачи:

  1. обобщение, систематизация и углубление знаний по математике;
  2. развитие логического мышления, кругозора, быстроты реакции, внимания;
  3. развивать логическое мышление учащихся, внимательность, сообразительность, умение рассуждать самостоятельно, прививать интерес к математике.
  4. воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи, коммуникативных навыков;
  5. создавать у школьников положительную мотивацию к выполнению творческих заданий;
  6. развивать навыки работы в коллективе и группе, воспитание уважительного отношения к сопернику.

Оборудование: 

  1. компьютерная презентация,
  2. компьютерная техника,
  3. столы c трафаретами: красный прямоугольник, жёлтый круг,
  4. конверты с заданиями,
  5. фишки,
  6. листы и ручки,
  7. грамоты,
  8. шоколадки.

ХОД ИГРЫ

1 слайд: Звучит музыка «Дважды два четыре». Зрители, участники, жюри рассаживаются.

Есть такая страна – Математика. Где она находится? Так далеко, что самые далёкие звёзды оказываются к нам ближе. И так близко, что ты, сам не замечая, каждый день бываешь там в гостях и встречаешься с её жителями. Потому что эта страна волшебная! Она – везде!

Здесь числа и цифры бок о бок живут.
Здесь точно ответят за десять минут,
Когда твой корабль долетит до Луны,
И скажут удаву, какой он длины!
Решат, сколько яблок досталось мартышке,
А сколько она подарила зайчишке,
И сколько конфет дала девочка братику…
Такая уж эта страна – МАТЕМАТИКА!!!

– А откуда пришло слово математика ?

– Из древнегреческого языка, мантеи'н, что означает в переводе – учиться приобретать знания. Математика приглашает в своё царство всех, кто настойчив, кто часто говорит «почему?», кто не боится цифр и вычислений и чей девиз «Хочу всё знать!». Сколько надо приложить ума, воли, терпения, смекалки, чтобы познать эту науку!

2 слайд: 

Учитель: Добро пожаловать на нашу математическую игру: МАТЕМАТИЧЕСКИЙ - РИНГ. Сейчас мы познакомимся с командами-участницами. Капитаны команд сами представят свои команды.

3 слайд: Капитаны команд представляют свои команды:

1 команда: 

За красным столиком налево
“Прямоугольник” сядет смело.
Ему задачки нипочём,
Смекалист будет он во всём.

       

Наш девиз: Желаем всем победить, а себе - не проиграть.

2 команда: 

Здесь разместится жёлтый “Круг”.
Математике – он друг.
Ум, смекалка – всё здесь есть,
Всех достоинств и не счесть!

       

Наш девиз: «В кругу друзей лучше считать, легче решать и побеждать!»

4 слайд: Разминка

Задание выполняется на интерактивной доске; каждая из команд заполняет свой квадрат; затем появляется правильный ответ

5 слайд: За правильный ответ команда получает фишку.

 Найди правильный ответ. Произведение чисел 18 и 3 равно… 54

6 слайд: За правильный ответ команда получает фишку.

 Найди правильный ответ. Сколько минут в 3 часах… 180

7 слайд:  I ТУР Звучит музыка.

8 слайд: Отвечает только 1 команда

Вопросы:

  1. Как называется результат сложения? (сумма)
  2. Как называется прибор для измерения длины отрезков? (линейка)
  3. Одна ручка стоит 9 рублей. Сколько стоит 5 таких ручек? (45)
  4. 789 х 0 = 0
  5. Как называется треугольник, у которого все углы острые? (остроугольный)

Ответы участников сопровождаются подтверждением – получением фишек либо отрицанием.

9 слайд: Отвечает только 2 команда

Вопросы:

  1. Как называется результат при вычитании? (остаток или разность)
  2. Как называется прибор для измерения веса? (весы)
  3. Чему равна длина ломаной линии, у которой отрезки равны: 3 см 2 мм; 2 см; 5 см? (10 см 2 мм)
  4. Сколько сдачи получишь с 50 рублей, если купишь 2 порции мороженого по 10 рублей? (30 р.)
  5. Тупой угол – это … угол, (который больше прямого)

Ответы участников сопровождаются подтверждением – получением фишек либо отрицанием.

10 слайд: Снова отвечает  только1 команда

 Вопросы

  1. Как называется результат при умножении? (произведение)
  2. Как называется прибор для измерения температуры? (термометр или градусник)
  3. Чему равен периметр квадрата со стороной 3 см? (12 см)   
  4. Сколько получишь сдачи со 100 р., если купишь килограмм яблок за 60 рублей и булку хлеба за 15 рублей? (25 р.)
  5. Развёрнутый угол – это … угол, равный 180°

Ответы участников сопровождаются подтверждением – получением фишек либо отрицанием.

11 слайд: Снова отвечает только 2 команда

Вопросы:

  1. Как называется результат при делении? (частное)
  2. Как называется прибор для измерения величины углов? (транспортир)
  3. Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 5 см? (20см2)
  4. Зарплата отца - 15 000 рублей, матери – 10 000 рублей. За коммунальные услуги семья платит 5 000 рублей. Сколько денег остаётся в семье? (20 000 р.)
  5. Полный угол – это …угол, равный 360°

Ответы участников сопровождаются подтверждением – получением фишек либо отрицанием.

12 слайд:  ЖЮРИ подводит итоги I тура.

ЖЮРИ оглашает итоги I тура.

13 слайд:  II ТУР.  Звучит музыка.

Каждая команда получает листок с заданиями и листок для ответов. Даётся 5 минут на обсуждение. Работают две команды, если одна ошибается, другая может заработать балл, исправив ошибку соперников.

14 слайд:  Вопросы 1 команде:

  1. Назвать разряды натурального числа.  (Единицы, десятки, сотни, ед. тысяч)
  2. Найти разность самого маленького четырёхзначного числа и самого маленького однозначного числа. (999)
  3. На какое число делятся все числа без остатка? (на 1, на 0)
  4.  Купили 200 г масла, 300 г сыра и 500 г колбасы. Каков общий вес покупки? (1000 г)
  5. Как называется линия, соединяющая центр окружности с любой точкой на окружности? (радиус)

15 слайд: Вопрос 2 команде:

  1. Сколько десятков в одной тысяче? (100)
  2.  Найти сумму самого маленького трёхзначного числа и самого маленького однозначного числа. (101)
  3.  Какое число делится на все числа без остатка? (0)
  4.  Купили 500 г сосисок, 200 г творога и 300 г печенья. Каков общий вес покупки? (1000г = 1 кг)
  5. Как называется линия, соединяющая две точки окружности и проходящая через её центр? (диаметр)

Дополнительные вопросы командам. 

16 слайд: Вопрос первой команде:

Найдите лишнюю единицу измерения:  Квадратный метр.

Расположите единицы измерения по возрастанию:   мм, см, дм, м, км.

17 слайд:  Вопрос второй команде:

Найдите лишнюю единицу измерения:   Километр.

Расположите единицы измерения по возрастанию:   т, ц, кг, г.

18 слайд:  Конкурс капитанов.

Задание для 1 команды:

Длина лопаты 1 м 15 см.

Выразите её длину:

        в сантиметрах;

        в дециметрах и сантиметрах:    115см; 11дм 5см.

Задание для 2 команды:

Масса цистерны 2 300 кг.

Выразите её массу:

в центнерах;

                в тоннах и центнерах:    23ц; 2т 3ц.

Пока ЖЮРИ подводит итоги, командам предлагается исправить ошибки в задаче (конверты с заданиями).

19 слайд:   ЖЮРИ подводит итоги  и оглашает результаты игры, вручаются почётные грамоты и сладкие призы.

«Я  встал  пораньше,  в  4 кг утра.

Позавтракал  плотно,  выпил  1 км

молока. Потом  отправился  на  озеро,

Расстояние  до  него  немалое, 5 градусов.

Утром  было  прохладно,  температура

всего  10  часов    тепла.

Поэтому  я  шел  быстро,  со  скоростью  

6 метров. Пришел,  закинул  удочку,  

не  прошло  и 20 сантиметров,  

как  я  поймал  первую  рыбку.  

Большущую – длиной  50 минут  

и  весом  3 км/ч.

20 слайд: звучит музыка, под которую зрители и участники расходятся.

Литература:

  1. Занимательная математика.  Смекай,  отгадывай, считай. / Сост. Н. И Удодова.  – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Л. Чилингирова, Спиридонова Б. Играя, учимся математике. Пособие для учителя: пер. с болг. – М.: Просвещение, 2003.
  3. О. А. Холодова  Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. – М.: Росткнига, 2008.
  4. Ю.А. Аленков, 650 головоломок и задач на сообразительность. М., 2003.
  5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
  6. Пифагор. Занимательная математика. Халамайзер А.Я. Москва
  7. Т. В. Алышева, Рабочая тетрадь по математике, Просвещение, Москва, 2004.

Вопросы 1 команде:

  1. Назвать разряды натурального числа.
  2. Найти разность самого маленького четырёхзначного числа и самого маленького однозначного числа.
  3. На какое число делятся все числа без остатка?
  4.  Купили 200 г масла, 300 г сыра и 500 г колбасы. Каков общий вес покупки?
  5. Как называется линия, соединяющая центр окружности с любой точкой на окружности?

Вопрос 2 команде:

  1. Сколько десятков в одной тысяче?
  2.  Найти сумму самого маленького трёхзначного числа и самого маленького однозначного числа.
  3.  Какое число делится на все числа без остатка?
  4.  Купили 500 г сосисок, 200 г творога и 300 г печенья. Каков общий вес покупки?
  5. Как называется линия, соединяющая две точки окружности и проходящая через её центр?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА - ИГРЫ "Соревнование физиков 7 класса"

 Настоящая методическая разработка посвящена нетрадиционной форме контроля знаний учащихся - уроку-игре. На уроках физики игра приобретает особенно большое значение, как писал Я. И. Перел...

Материалы к интегрированному уроку-игре по физике и математике в 9 классе

Материалы для интегрированного  урока-игры по физике и математике в 9 классе. Авторы: Кашенцова Н.И., Суворова Н.Н.. МБОУ СОШ № 43 г.Архангельска...

Итоговый урок по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование» 6 класс.

Итоговый урок  по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование»  6  класс.Задачи: обобщить знания учащихся о водах Земли, закрепить умения находить, показывать водные бассейны на карте...

Урок-игра "В поисках Царицы-Математики"

Эта игра для 6 класса, которую можно проводить как на обычных уроках, так и на факультативах или классных часах....

Интегрированный урок-игра "Число. Имя числительное". (математика и русский язык) 6 класс

Интегрированный урок: Число. Имя числительное. (по математике и русскому языку)...