Главные вкладки

    Уроки - игры и соревнования по математике
    методическая разработка по алгебре по теме

    Никитенко Ольга Александровна

    Уроки - игры  по математике для учащихся  5, 7 9,10 классов коррекционной школы, с использованием интерактивной доски.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 5_kl.docx348.17 КБ
    Файл 7_kl.docx1.04 МБ
    Файл 9-10_kl.docx45.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок – игра  «Математический бой»

     5 класс

    Цель:

    Развитие познавательного интереса, индивидуальных и творческих способностей учащихся.

    Задачи:

    1. Через занимательные упражнения содействовать повышению интереса детей к математике.
    2. Развивать умственные способности, память, внимание.
    3. Воспитывать волю к победе, товарищескую взаимопомощь.
    4. Расширять кругозор учащихся.
    5. Продолжить выработку вычислительных навыков.

    Оборудование:

    1. компьютерная презентация,
    2. компьютерная техника,
    3. столы c трафаретами,
    4. конверты с заданиями,
    5. фишки,
    6. листы и ручки, простые карандаши,
    7. грамоты,
    8. два набора геометрических фигур,
    9. сладкие призы.

    ХОД ИГРЫ

    1 слайд:  Зрители, участники, жюри рассаживаются.

    2 слайд: Звучит музыка «Дважды два четыре».

    Будь  внимательней, дружок,

    Начинаем мы урок.

    Предстоит тебе опять

    Решать, отгадывать, считать.

    Сегодня на конкурсе

    Затеи, и задачи,

    Игры, шутки – всё для вас!

    Пожелаем всем удачи!

    За работу, в добрый час!

    Участники говорят название и девиз своей команды. Всех знакомят с членами жюри. 

    Кто победит, кто проиграет –

    Нас эта тайна донимает,

    Но мы желаем вам успеха,

    Счастья, радости и смеха!

    И пусть быстрей кипит борьба,

    Сильней соревнование.

    Успех решает не судьба,

    А только ваши знания.

    Мы говорим все дружно

    И здесь сомнений нет!

    Сегодня будет дружба

    Владычицей побед!

    3 слайд: РАЗМИНКА 

    Задание: командам предлагает по очереди назвать пословицы и поговорки, в которых встречаются числительные (за каждую пословицу команда получает 1 балл).

    4 слайд: Назови числительные:

    Одна голова – хорошо, а две лучше.

    5 слайд: Назови числительные:

    Семь раз отмерь – один отрежь.

    6 слайд: Назови числительные:

    Семь бед – один ответ.

    7 слайд: Назови числительные:

    Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

    8 слайд: БЛИЦ – ОПРОС

    Задание: вопросы задаются по очереди каждой команде, начиная с команды, проигравшей в предыдущем конкурсе (за верный ответ команда получает 1 балл). Если участники не могут дать верный ответ, то вопрос отдается другой команде.

    1. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

    9 слайд: 

    1. У родителей 5 сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько детей в семье?

    10 слайд: 

    Учись рассуждать

    1. У Толи 2 пары варежек. Сколько варежек на левую руку?

              а) 2;                б) 3;                в) 1;                г) 4.

    1. Мама дала Пете конфеты. Себе он оставил 2 конфеты, сестре дал 3 конфеты. Сколько конфет дала Пете мама?

              а) 2;                б) 3;                в) 5;                г) 10.

    1. В семье четверо детей: сестёр столько же, сколько братьев. Сколько сестёр?

              а) 4;                б) 2;                в) 3;                г) 6.

    1. В корзине сидят котята. У всех 3 пары ушек. Сколько котят в корзине?

                        а) 3;                б) 5;                в) 2;                г) 6.

    11 слайд: 

    Учись рассуждать

    1)        На ледяной горке катались 6 ребят. Двое ушли обедать, но после обеда вернулись на горку. Сколько ребят стало на горке?

              а) 4;                б) 6;                в) 3;                г) 8.

    2)        У паука 4 пары ног. Сколько ног у паука?

              а) 4;                б) 6;                в) 8;                г) 10.

    3)        У Юры 3 кубика, а у Серёжи 2 кубика. На столе стоит коробка, в которой помещается 4 кубика. Смогут ли мальчики сложить в эту коробку все свои кубики?

            а) да;                б) нет.

    4)        Поезд состоит из 10 вагонов. Петя сел в пятый вагон от начала поезда, а Федя – в пятый от конца. В одном ли вагоне они едут?

             а) да;                б) нет.

    12 слайд:  Третий «лишний»

    Зачеркни «лишнее» слово:

    1.        Километр, центнер, сантиметр.

    2.        Прямоугольник, квадрат, круг.

    3.        Циркуль, линейка, тетрадь.

    4.        Сложение, математика, умножение.

    13 слайд:  Третий «лишний»

    Зачеркни «лишнее» слово:

    1.        70 х 8                35 : 5                60 х 9

    2.        4 х 8                12 х 3                7 х 7

    3.        45 : 9                63 : 9                99 : 9

    4.        15 : 3                60 : 3                90 : 3

    14 слайд:  ЗНАТОКИ МАТЕМАТИКИ

    Задание: капитаны команд должны отгадать зашифрованное слово и правильно его написать (за каждое верное слово команда получает 3 балла, за ошибку лишается 1 балла).

    Слова: отрезок, тысяча, периметр, треугольник, циркуль, ломаная.

    15 слайд: 

    ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ

         

    Задание: из предложенных 5 частей сложить кораблик (команда, первая справившаяся с заданием получает 2 балла).

    16 слайд: 

    Задание: нарисовать любого сказочного героя используя как можно больше геометрических фигур, цифр, символов и математических знаков (за каждый знак команда получает по 1 баллу).

    17 слайд:        РЕБУС

           Задача                                                

    18 слайд:        РЕБУС

                     Восемь

    19 слайд:  Найди три числа зашифрованные  в    

       Ответ:  

    20  слайд:  Какой фигуры не хватает

     Ответ:

    21 слайд: Заполни схему

    Какое число надо вписать в последнюю клетку цепочки?

                    :5              х 20         : 6             х 10                   ответ: 300       

    22 слайд: 

    СЕКРЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ

    Задание: решить каждый пример, выписать ответы в строчку и с помощью ключа получить зашифрованную фразу (команда, первая справившаяся с заданием получает 5 баллов).

    23 слайд: 

     4

    1

    2

    0

    7

    5

    6

    1

    4

    3

    Так держать!

    КЛЮЧ:

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    д

    а

    к

    ь

    т

    р

    ж

    е

    24 слайд: 

    Пока жюри подсчитывает результаты, участникам предлагается последнее задание

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ.

    Учитесь думать, объяснять,

    Учитесь мыслить, рассуждать.

    Ведь в математике, друзья,

    Без логики никак нельзя.

    Литература:

    1. В.Волина «Весёлая математика», изд-во АСТ, Москва, 1999.
    2. В.А.Гусев, А.П. Комбаров «Математическая разминка», Просвещение, Москва, 2005.
    3. Т. В. Алышева Рабочая тетрадь по математике, Просвещение, Москва, 2004.
    4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
    5. Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1988.
    6. О. А. Холодова  Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. – М.: Росткнига, 2008.

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Урок - соревнование

    «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ - РИНГ» 

    среди учащихся 9-10 классов

    Цели и задачи:

    1. обобщение, систематизация и углубление знаний по математике;
    2. развитие логического мышления, кругозора, быстроты реакции, внимания;
    3. развивать логическое мышление учащихся, внимательность, сообразительность, умение рассуждать самостоятельно, прививать интерес к математике.
    4. воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи, коммуникативных навыков;
    5. создавать у школьников положительную мотивацию к выполнению творческих заданий;
    6. развивать навыки работы в коллективе и группе, воспитание уважительного отношения к сопернику.

    Оборудование: 

    1. компьютерная презентация,
    2. компьютерная техника,
    3. столы c трафаретами: красный прямоугольник, жёлтый круг,
    4. конверты с заданиями,
    5. фишки,
    6. листы и ручки,
    7. грамоты,
    8. шоколадки.

    ХОД ИГРЫ

    1 слайд: Звучит музыка «Дважды два четыре». Зрители, участники, жюри рассаживаются.

    Есть такая страна – Математика. Где она находится? Так далеко, что самые далёкие звёзды оказываются к нам ближе. И так близко, что ты, сам не замечая, каждый день бываешь там в гостях и встречаешься с её жителями. Потому что эта страна волшебная! Она – везде!

    Здесь числа и цифры бок о бок живут.
    Здесь точно ответят за десять минут,
    Когда твой корабль долетит до Луны,
    И скажут удаву, какой он длины!
    Решат, сколько яблок досталось мартышке,
    А сколько она подарила зайчишке,
    И сколько конфет дала девочка братику…
    Такая уж эта страна – МАТЕМАТИКА!!!

    – А откуда пришло слово математика ?

    – Из древнегреческого языка, мантеи'н, что означает в переводе – учиться приобретать знания. Математика приглашает в своё царство всех, кто настойчив, кто часто говорит «почему?», кто не боится цифр и вычислений и чей девиз «Хочу всё знать!». Сколько надо приложить ума, воли, терпения, смекалки, чтобы познать эту науку!

    2 слайд: 

    Учитель: Добро пожаловать на нашу математическую игру: МАТЕМАТИЧЕСКИЙ - РИНГ. Сейчас мы познакомимся с командами-участницами. Капитаны команд сами представят свои команды.

    3 слайд: Капитаны команд представляют свои команды:

    1 команда: 

    За красным столиком налево
    “Прямоугольник” сядет смело.
    Ему задачки нипочём,
    Смекалист будет он во всём.

           

    Наш девиз: Желаем всем победить, а себе - не проиграть.

    2 команда: 

    Здесь разместится жёлтый “Круг”.
    Математике – он друг.
    Ум, смекалка – всё здесь есть,
    Всех достоинств и не счесть!

           

    Наш девиз: «В кругу друзей лучше считать, легче решать и побеждать!»

    4 слайд: Разминка

    Задание выполняется на интерактивной доске; каждая из команд заполняет свой квадрат; затем появляется правильный ответ

    5 слайд: За правильный ответ команда получает фишку.

     Найди правильный ответ. Произведение чисел 18 и 3 равно… 54

    6 слайд: За правильный ответ команда получает фишку.

     Найди правильный ответ. Сколько минут в 3 часах… 180

    7 слайд:  I ТУР Звучит музыка.

    8 слайд: Отвечает только 1 команда

    Вопросы:

    1. Как называется результат сложения? (сумма)
    2. Как называется прибор для измерения длины отрезков? (линейка)
    3. Одна ручка стоит 9 рублей. Сколько стоит 5 таких ручек? (45)
    4. 789 х 0 = 0
    5. Как называется треугольник, у которого все углы острые? (остроугольный)

    Ответы участников сопровождаются подтверждением – получением фишек либо отрицанием.

    9 слайд: Отвечает только 2 команда

    Вопросы:

    1. Как называется результат при вычитании? (остаток или разность)
    2. Как называется прибор для измерения веса? (весы)
    3. Чему равна длина ломаной линии, у которой отрезки равны: 3 см 2 мм; 2 см; 5 см? (10 см 2 мм)
    4. Сколько сдачи получишь с 50 рублей, если купишь 2 порции мороженого по 10 рублей? (30 р.)
    5. Тупой угол – это … угол, (который больше прямого)

    Ответы участников сопровождаются подтверждением – получением фишек либо отрицанием.

    10 слайд: Снова отвечает  только1 команда

     Вопросы

    1. Как называется результат при умножении? (произведение)
    2. Как называется прибор для измерения температуры? (термометр или градусник)
    3. Чему равен периметр квадрата со стороной 3 см? (12 см)   
    4. Сколько получишь сдачи со 100 р., если купишь килограмм яблок за 60 рублей и булку хлеба за 15 рублей? (25 р.)
    5. Развёрнутый угол – это … угол, равный 180°

    Ответы участников сопровождаются подтверждением – получением фишек либо отрицанием.

    11 слайд: Снова отвечает только 2 команда

    Вопросы:

    1. Как называется результат при делении? (частное)
    2. Как называется прибор для измерения величины углов? (транспортир)
    3. Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 5 см? (20см2)
    4. Зарплата отца - 15 000 рублей, матери – 10 000 рублей. За коммунальные услуги семья платит 5 000 рублей. Сколько денег остаётся в семье? (20 000 р.)
    5. Полный угол – это …угол, равный 360°

    Ответы участников сопровождаются подтверждением – получением фишек либо отрицанием.

    12 слайд:  ЖЮРИ подводит итоги I тура.

    ЖЮРИ оглашает итоги I тура.

    13 слайд:  II ТУР.  Звучит музыка.

    Каждая команда получает листок с заданиями и листок для ответов. Даётся 5 минут на обсуждение. Работают две команды, если одна ошибается, другая может заработать балл, исправив ошибку соперников.

    14 слайд:  Вопросы 1 команде:

    1. Назвать разряды натурального числа.  (Единицы, десятки, сотни, ед. тысяч)
    2. Найти разность самого маленького четырёхзначного числа и самого маленького однозначного числа. (999)
    3. На какое число делятся все числа без остатка? (на 1, на 0)
    4.  Купили 200 г масла, 300 г сыра и 500 г колбасы. Каков общий вес покупки? (1000 г)
    5. Как называется линия, соединяющая центр окружности с любой точкой на окружности? (радиус)

    15 слайд: Вопрос 2 команде:

    1. Сколько десятков в одной тысяче? (100)
    2.  Найти сумму самого маленького трёхзначного числа и самого маленького однозначного числа. (101)
    3.  Какое число делится на все числа без остатка? (0)
    4.  Купили 500 г сосисок, 200 г творога и 300 г печенья. Каков общий вес покупки? (1000г = 1 кг)
    5. Как называется линия, соединяющая две точки окружности и проходящая через её центр? (диаметр)

    Дополнительные вопросы командам. 

    16 слайд: Вопрос первой команде:

    Найдите лишнюю единицу измерения:  Квадратный метр.

    Расположите единицы измерения по возрастанию:   мм, см, дм, м, км.

    17 слайд:  Вопрос второй команде:

    Найдите лишнюю единицу измерения:   Километр.

    Расположите единицы измерения по возрастанию:   т, ц, кг, г.

    18 слайд:  Конкурс капитанов.

    Задание для 1 команды:

    Длина лопаты 1 м 15 см.

    Выразите её длину:

            в сантиметрах;

            в дециметрах и сантиметрах:    115см; 11дм 5см.

    Задание для 2 команды:

    Масса цистерны 2 300 кг.

    Выразите её массу:

    в центнерах;

                    в тоннах и центнерах:    23ц; 2т 3ц.

    Пока ЖЮРИ подводит итоги, командам предлагается исправить ошибки в задаче (конверты с заданиями).

    19 слайд:   ЖЮРИ подводит итоги  и оглашает результаты игры, вручаются почётные грамоты и сладкие призы.

    «Я  встал  пораньше,  в  4 кг утра.

    Позавтракал  плотно,  выпил  1 км

    молока. Потом  отправился  на  озеро,

    Расстояние  до  него  немалое, 5 градусов.

    Утром  было  прохладно,  температура

    всего  10  часов    тепла.

    Поэтому  я  шел  быстро,  со  скоростью  

    6 метров. Пришел,  закинул  удочку,  

    не  прошло  и 20 сантиметров,  

    как  я  поймал  первую  рыбку.  

    Большущую – длиной  50 минут  

    и  весом  3 км/ч.

    20 слайд: звучит музыка, под которую зрители и участники расходятся.

    Литература:

    1. Занимательная математика.  Смекай,  отгадывай, считай. / Сост. Н. И Удодова.  – Волгоград: Учитель, 2008.
    2. Л. Чилингирова, Спиридонова Б. Играя, учимся математике. Пособие для учителя: пер. с болг. – М.: Просвещение, 2003.
    3. О. А. Холодова  Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. – М.: Росткнига, 2008.
    4. Ю.А. Аленков, 650 головоломок и задач на сообразительность. М., 2003.
    5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
    6. Пифагор. Занимательная математика. Халамайзер А.Я. Москва
    7. Т. В. Алышева, Рабочая тетрадь по математике, Просвещение, Москва, 2004.

    Вопросы 1 команде:

    1. Назвать разряды натурального числа.
    2. Найти разность самого маленького четырёхзначного числа и самого маленького однозначного числа.
    3. На какое число делятся все числа без остатка?
    4.  Купили 200 г масла, 300 г сыра и 500 г колбасы. Каков общий вес покупки?
    5. Как называется линия, соединяющая центр окружности с любой точкой на окружности?

    Вопрос 2 команде:

    1. Сколько десятков в одной тысяче?
    2.  Найти сумму самого маленького трёхзначного числа и самого маленького однозначного числа.
    3.  Какое число делится на все числа без остатка?
    4.  Купили 500 г сосисок, 200 г творога и 300 г печенья. Каков общий вес покупки?
    5. Как называется линия, соединяющая две точки окружности и проходящая через её центр?

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры и соревнования с моделями планеров

    Возможные варианты проведения игр и соревнований с моделями планеров....

    Игры и соревнования в школьном пневматическом тире

    Для поддержания повышенного интереса кзанятиям по стрельбе в конце тренировки рекомендуется использовать игры...

    Урок соревнование по математике "Умножение и деление обыкновенных дробей"

    Ребята тема нашего занятия «Умножение и деление обыкновенных дробей «В3/9 царстве, в3/10 государстве» Поставьте цель нашего сегодняшнего занятия. закрепить знания, умение и навыки по...

    Урок-соревнование по математике для 6 класса по теме «Нахождение дроби от числа»

    Цель урока: обеспечить закрепление понятий: числитель дроби, знаменатель дроби, закрепить правило нахождения дроби от числа, понятие взаимно простых чисел...

    Правила, судейство игр и соревнований. Оборудование.

    Правила, судейство игр и соревнований. Оборудование....

    Элементы игры и соревнования на уроках английского языка для развития творческой активности школьников

    Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Часто ученики спрашив...

    Урок- соревнование по математике "Мозговой штурм"

    Урок-соревнование по математике в коррекционной школе "Мозговой штурм"...