МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА - ИГРЫ "Соревнование физиков 7 класса"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Тарабурина Анна Владимировна

 

 Настоящая методическая разработка посвящена нетрадиционной форме контроля знаний учащихся - уроку-игре. На уроках физики игра приобретает особенно большое значение, как писал Я. И. Перельман, не столько для друзей физики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению. Цель урока – заинтересовать семиклассников новым для них предметом, в интересной форме проверить знание учащимися материала первого полугодия, развить интерес, активность, самостоятельность у учащихся. Использование материала, содержащего занимательные сведения из других дисциплин (биологии, географии, литературы и др.) позволяет учителю показать ученикам взаимосвязь явлений живой и неживой природы, а также привлечь к предмету внимание тех учеников, чьи интересы лежат в других областях знаний. Кроме того, игра по физике способствует развитию наблюдательности, умения видеть необычное в знакомых вещах, задавать себе вопросы о тех явлениях, с которыми каждый встречается в повседневной жизни. Такая форма контроля позволяет создать благоприятный психологический климат на уроке. Урок – игра дает возможность учащимся не бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА – ИГРЫ

Тема: Соревнование физиков 7 класса

Цель: Контроль знаний учащихся 7 класса.

Методическое оборудование: Каждому учащемуся  в качестве раздаточного материала выдается лист, содержащий таблицы заданий (см. Приложение). Если такой возможности нет, необходимые записи можно выполнить на доске. Эти же листы целесообразно использовать в качестве листов контроля для записи верных ответов.

План урока

  1. Организационный момент и постановка целей.
  2. Конкурс «Разминка».
  3. Конкурс «Четвертый лишний».
  4. Конкурс «Быстрее всех».
  5. Конкурс «Черный ящик».
  6. Конкурс «Устный счет».
  7. Подведение итогов, выставление оценок за урок.

Ход урока

  1. Сегодня мы с вами проводим необычный урок, а именно урок – игру. Игра состоит из пяти конкурсов. Каждый ученик является участником, т.к. в игре оценивается личное первенство. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Ученик, набравший за игру 90-100% от максимально возможного количества баллов, получает за урок оценку 5 («отлично») – 19 – 21 балла; 70-89% - 4 («хорошо») – 15 – 18 баллов; 50-69% - 3 («удовлетворительно») – 10 – 14 баллов.

2.        Конкурс «Разминка»

Перед вами таблица физических понятий, каждому из них присвоен номер. Отвечая на вопросы конкурса, необходимо фиксировать номер, соответствующий правильному ответу в листе контроля.

Максимальное количество баллов = 5.

1. молекула

2. броуновское движение

3. механическое движение

4. вес тела

5. сила тяжести

6. инерция

7. атом

8. траектория

9. путь

10. диффузия

11. сила упругости

12. деформация

Вопросы:

1) Как называется наименьшая частица вещества, обладающая
его химическими свойствами
(молекула).

2) Прослушайте отрывок   из   книги   А. М. Волкова   «Волшебник
изумрудного города»:

«Скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Запах мака усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти, беспечно вдыхая сладковатый и усыпляющий аромат. Веки ее отяжелели, и ей ужасно захотелось спать».

 Благодаря какому физическому явлению запахи распространяются в воздухе? (диффузия).

3) Как называется линия,  по которой движется  тело?  (траектория).

4) « В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю» (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

В чем основная причина падения парубка? Приведите примеры движения тел по инерции (Основная причина его падения – инерция. Примеры: всадник летит через голову споткнувшейся лошади; автомобиль после выключения едет по инерции и т. д.).

5) Как называется сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или растягивает подвес? (вес тела).

3. Конкурс «Четвертый лишний»

Из каждой группы слов исключите лишнее слово, ответ запишите:

-весы рычажные, стакан, мензурка, термометр (стакан не является лабораторным оборудованием);

- масса, объем, плотность, сила (сила – векторная величина);

- миллиграмм, тонна, литр, килограмм (литр – единица объема).

Максимальное количество баллов = 3.

4. Конкурс «Быстрее всех»

Перед вами таблица, где размещены физические величины, формулы и графики. Отвечая на вопросы конкурса, фиксируйте номер правильного ответа в своем листе.


1.



2. Равномерное движение


3. ν 


4. м/с

5.


6.  м


7. Скорость


  1. Неравномерное движение
  1.  Путь
  1.  км/ч
  1.  км

Максимальное количество баллов = 6.

Вопросы:

  1. «... А Черевик, как будто облитый горячим кипятком, схвативши
    на голову горшок вместо шапки, бросился к дверям и как
    полоумный, бежал по улицам, не видя земли под собою, одна
    усталость только заставила его уменьшить немного скорость бега.
    В изнеможении готов уже был он (Черевик) упасть на землю, как
    вдруг послышалось ему, что сзади кто-то гонится за ним... Дух у
    него занялся... «Черт! Черт!» - кричал он без памяти, утроя
    силы...» (Н.В.Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Как называется такое движение? (неравномерное).

  1. Как называется основная единица измерения пути? (метр).
  2. Задача от Григория Остера: двигаясь равномерно и нигде не задерживаясь, мелкий отличник Олег добрался из дома до школы за 7 минут. Его соседка крупная троечница Оля тоже двигалась равномерно, также не задерживалась и преодолев такой же путь, добралась до школы за 57 минут. Чем отличается стремительный и целеустремленный бег в школу отличника Олега от тихой и печальной поступи троечницы Оли? (скоростью).
  1. Какая формула позволяет рассчитать скорость тела при равномерном его движении? ).
  2. На рис.1, представлен график зависимости скорости движения тела от времени. Определите скорость движения тела, ответ запишите на листе (10 м/с).
  3. Пользуясь данными графика определите путь, пройденный телом за 4 с. Ответ напишите ( = 10 м/с*4 с = 40 м). 

5. Конкурс «Черный ящик»

Перед вами таблица, в ячейках которой находятся формулы. Необходимо найти неверные формулы и отметить номера их ячеек в листе контроля.

  1. Fупр = k * l
  1. S = ν * t
  1. ρ = m / V
  1. g = Fтяж / m
  1. m = ρ * V
  1. Fтяж = m * g

7. k = Δ l / Fупр

8.  t = ν / S

9. V = ρ / m

10. ν = S / t

11. g = m / Fтяж

12. k = Fупр / Δ l

Максимальное количество баллов = 4.

Ячейки неверных формул - №7, №8, №9, №11.

6. Конкурс «Устный счет»

Вам предлагаются три задачи. Необходимо решить их устно, ответ записать в лист контроля.

  1. Плотность сосны 700 кг/м3. Чему равна масса 1 м3 сосны? (700 кг).
  2. Какая сила тяжести действует на полкило сливочного масла, висящего у дяди Пети в авоське за окном? (5 Н).
  3. Самая большая в мире улитка жила в доме француза Поля Трамелли. Ее завезли малюткой вместе с американскими фруктами. Через пять лет масса «малютки» достигла 1,5 кг. Каков же стал вес улитки?  (15Н).
  1. По окончании урока учитель собирает листы контроля учащихся для проверки. На следующем уроке проводится анализ допущенных ошибок и работа над ними.

Литература:

  1. Панина И.Я.  100 игр по физике:  Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1995.
  2. Семке  А.И.   Физика:   Занимательные   материалы   к  урокам. 7 класс. - М.:    Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
  3. Тихомирова С.А. Дидактические материалы по физике: 7-11 кл. - М.: Школьная Пресса, 2003.

Приложение

ЛИСТ КОНТРОЛЯ УЧЕНИКА (ЦЫ) 7 КЛАССА

Конкурс «Разминка»

1. молекула

2. броуновское           движение

3. механическое движение

4. вес тела

5. сила тяжести

6. инерция

7. атом

8. траектория

9. путь

10. диффузия

11. сила упругости

12. деформация

Ответы:

Конкурс «Четвертый лишний»

Ответы:

Конкурс «Быстрее всех»


1.



2. Равномерное движение


3. ν 


4. м/с

5.


6.  м


7. Скорость


  1. Неравномерное движение
  1. Путь
  1. км/ч
  1. км

Ответы:

Конкурс «Черный ящик»

  1. Fупр = k * l
  1. S = ν * t
  1. ρ = m / V
  1. g = Fтяж / m
  1. m = ρ * V
  1. Fтяж = m * g

7. k = Δ l / Fупр

8.  t = ν / S

9. V = ρ / m

10. ν = S / t

11. g = m / Fтяж

12. k = Fупр / Δ l

Ответы:

Конкурс «Устный счет»

Ответы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по физике в 9 классе " Интерактивные лабораторные работы - постоянный электрический ток"

Данный программный продукт является современным средством обучения, позволяющим по-новому организовать учебный процесс. Программа позволяет провести эксперимент в условиях, максимально приближенных к ...

Методическая разработка урока по физике в 7 классе на тему "Слон, иголка и другие, или..."

В состав методической разработки входят: 1. План-конспект урока.2. Презентация к уроку.3. Карточки-задания.4. Тест.5. Карточка рефлексии....

Методическая разработка урока в 7 классе. Игра "Физика в быту"

Представленное игровое занятие по физике  позволяет в интересной форме обощить и закрепить знания, полученные при изучении физики 7-го класса, а также научить  видеть проявления изученных ра...

Методическая разработка урока по физике с применением ЭОР для 7 класса по теме "Сила упругости"

Предлагаю вашему вниманию подробный конспект по физике для 7 класса. Хочу прочитать ваши коментарии и отзывы об уроке....

Методическая разработка урока по физике 8 класс. Тема "Плавление и отвердевание кристаллических тел

Методическая разработка урока по физике 8 класс. Тема "Плавление и отвердевание кристаллических телс точки зрения молекулярно-кинетической теории".   Приглашаем всех в путешествие вглубь ве...

Методическая разработка урока по физике "Физика в стакане чая"

Урок, связанный с поварским искусством, повторительно-обобщающий урок по разделу «Молекулярная физика»  проводится в виде «чайной церемонии». На этот урок можно пригласить мастера производственно...

Методическая разработка урока по физике.11 класс. Тема урока: "Волновые свойства света"

О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположник...