МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА - ИГРЫ "Соревнование физиков 7 класса"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
Настоящая методическая разработка посвящена нетрадиционной форме контроля знаний учащихся - уроку-игре. На уроках физики игра приобретает особенно большое значение, как писал Я. И. Перельман, не столько для друзей физики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению. Цель урока – заинтересовать семиклассников новым для них предметом, в интересной форме проверить знание учащимися материала первого полугодия, развить интерес, активность, самостоятельность у учащихся. Использование материала, содержащего занимательные сведения из других дисциплин (биологии, географии, литературы и др.) позволяет учителю показать ученикам взаимосвязь явлений живой и неживой природы, а также привлечь к предмету внимание тех учеников, чьи интересы лежат в других областях знаний. Кроме того, игра по физике способствует развитию наблюдательности, умения видеть необычное в знакомых вещах, задавать себе вопросы о тех явлениях, с которыми каждый встречается в повседневной жизни. Такая форма контроля позволяет создать благоприятный психологический климат на уроке. Урок – игра дает возможность учащимся не бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА – ИГРЫ
Тема: Соревнование физиков 7 класса
Цель: Контроль знаний учащихся 7 класса.
Методическое оборудование: Каждому учащемуся в качестве раздаточного материала выдается лист, содержащий таблицы заданий (см. Приложение). Если такой возможности нет, необходимые записи можно выполнить на доске. Эти же листы целесообразно использовать в качестве листов контроля для записи верных ответов.
План урока
- Организационный момент и постановка целей.
- Конкурс «Разминка».
- Конкурс «Четвертый лишний».
- Конкурс «Быстрее всех».
- Конкурс «Черный ящик».
- Конкурс «Устный счет».
- Подведение итогов, выставление оценок за урок.
Ход урока
- Сегодня мы с вами проводим необычный урок, а именно урок – игру. Игра состоит из пяти конкурсов. Каждый ученик является участником, т.к. в игре оценивается личное первенство. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Ученик, набравший за игру 90-100% от максимально возможного количества баллов, получает за урок оценку 5 («отлично») – 19 – 21 балла; 70-89% - 4 («хорошо») – 15 – 18 баллов; 50-69% - 3 («удовлетворительно») – 10 – 14 баллов.
2. Конкурс «Разминка»
Перед вами таблица физических понятий, каждому из них присвоен номер. Отвечая на вопросы конкурса, необходимо фиксировать номер, соответствующий правильному ответу в листе контроля.
Максимальное количество баллов = 5.
1. молекула | 2. броуновское движение | 3. механическое движение | 4. вес тела |
5. сила тяжести | 6. инерция | 7. атом | 8. траектория |
9. путь | 10. диффузия | 11. сила упругости | 12. деформация |
Вопросы:
1) Как называется наименьшая частица вещества, обладающая
его химическими свойствами (молекула).
2) Прослушайте отрывок из книги А. М. Волкова «Волшебник
изумрудного города»:
«Скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Запах мака усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти, беспечно вдыхая сладковатый и усыпляющий аромат. Веки ее отяжелели, и ей ужасно захотелось спать».
Благодаря какому физическому явлению запахи распространяются в воздухе? (диффузия).
3) Как называется линия, по которой движется тело? (траектория).
4) « В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю» (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки»).
В чем основная причина падения парубка? Приведите примеры движения тел по инерции (Основная причина его падения – инерция. Примеры: всадник летит через голову споткнувшейся лошади; автомобиль после выключения едет по инерции и т. д.).
5) Как называется сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или растягивает подвес? (вес тела).
3. Конкурс «Четвертый лишний»
Из каждой группы слов исключите лишнее слово, ответ запишите:
-весы рычажные, стакан, мензурка, термометр (стакан не является лабораторным оборудованием);
- масса, объем, плотность, сила (сила – векторная величина);
- миллиграмм, тонна, литр, килограмм (литр – единица объема).
Максимальное количество баллов = 3.
4. Конкурс «Быстрее всех»
Перед вами таблица, где размещены физические величины, формулы и графики. Отвечая на вопросы конкурса, фиксируйте номер правильного ответа в своем листе.
1. | 2. Равномерное движение | 3. ν | 4. м/с |
5. | 6. м | 7. Скорость | |
|
|
|
|
Максимальное количество баллов = 6.
Вопросы:
- «... А Черевик, как будто облитый горячим кипятком, схвативши
на голову горшок вместо шапки, бросился к дверям и как
полоумный, бежал по улицам, не видя земли под собою, одна
усталость только заставила его уменьшить немного скорость бега.
В изнеможении готов уже был он (Черевик) упасть на землю, как
вдруг послышалось ему, что сзади кто-то гонится за ним... Дух у
него занялся... «Черт! Черт!» - кричал он без памяти, утроя
силы...» (Н.В.Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки»)
Как называется такое движение? (неравномерное).
- Как называется основная единица измерения пути? (метр).
- Задача от Григория Остера: двигаясь равномерно и нигде не задерживаясь, мелкий отличник Олег добрался из дома до школы за 7 минут. Его соседка крупная троечница Оля тоже двигалась равномерно, также не задерживалась и преодолев такой же путь, добралась до школы за 57 минут. Чем отличается стремительный и целеустремленный бег в школу отличника Олега от тихой и печальной поступи троечницы Оли? (скоростью).
- Какая формула позволяет рассчитать скорость тела при равномерном его движении?(ν ).
- На рис.1, представлен график зависимости скорости движения тела от времени. Определите скорость движения тела, ответ запишите на листе (10 м/с).
- Пользуясь данными графика определите путь, пройденный телом за 4 с. Ответ напишите ( = 10 м/с*4 с = 40 м).
5. Конкурс «Черный ящик»
Перед вами таблица, в ячейках которой находятся формулы. Необходимо найти неверные формулы и отметить номера их ячеек в листе контроля.
|
|
|
|
|
| 7. k = Δ l / Fупр | 8. t = ν / S |
9. V = ρ / m | 10. ν = S / t | 11. g = m / Fтяж | 12. k = Fупр / Δ l |
Максимальное количество баллов = 4.
Ячейки неверных формул - №7, №8, №9, №11.
6. Конкурс «Устный счет»
Вам предлагаются три задачи. Необходимо решить их устно, ответ записать в лист контроля.
- Плотность сосны 700 кг/м3. Чему равна масса 1 м3 сосны? (700 кг).
- Какая сила тяжести действует на полкило сливочного масла, висящего у дяди Пети в авоське за окном? (5 Н).
- Самая большая в мире улитка жила в доме француза Поля Трамелли. Ее завезли малюткой вместе с американскими фруктами. Через пять лет масса «малютки» достигла 1,5 кг. Каков же стал вес улитки? (15Н).
- По окончании урока учитель собирает листы контроля учащихся для проверки. На следующем уроке проводится анализ допущенных ошибок и работа над ними.
Литература:
- Панина И.Я. 100 игр по физике: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1995.
- Семке А.И. Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 класс. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
- Тихомирова С.А. Дидактические материалы по физике: 7-11 кл. - М.: Школьная Пресса, 2003.
Приложение
ЛИСТ КОНТРОЛЯ УЧЕНИКА (ЦЫ) 7 КЛАССА
Конкурс «Разминка»
1. молекула | 2. броуновское движение | 3. механическое движение | 4. вес тела |
5. сила тяжести | 6. инерция | 7. атом | 8. траектория |
9. путь | 10. диффузия | 11. сила упругости | 12. деформация |
Ответы:
Конкурс «Четвертый лишний»
Ответы:
Конкурс «Быстрее всех»
1. | 2. Равномерное движение | 3. ν | 4. м/с |
5. | 6. м | 7. Скорость | |
|
|
|
|
Ответы:
Конкурс «Черный ящик»
|
|
|
|
|
| 7. k = Δ l / Fупр | 8. t = ν / S |
9. V = ρ / m | 10. ν = S / t | 11. g = m / Fтяж | 12. k = Fупр / Δ l |
Ответы:
Конкурс «Устный счет»
Ответы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по физике в 9 классе " Интерактивные лабораторные работы - постоянный электрический ток"
Данный программный продукт является современным средством обучения, позволяющим по-новому организовать учебный процесс. Программа позволяет провести эксперимент в условиях, максимально приближенных к ...
Методическая разработка урока по физике в 7 классе на тему "Слон, иголка и другие, или..."
В состав методической разработки входят: 1. План-конспект урока.2. Презентация к уроку.3. Карточки-задания.4. Тест.5. Карточка рефлексии....
Методическая разработка урока в 7 классе. Игра "Физика в быту"
Представленное игровое занятие по физике позволяет в интересной форме обощить и закрепить знания, полученные при изучении физики 7-го класса, а также научить видеть проявления изученных ра...
Методическая разработка урока по физике с применением ЭОР для 7 класса по теме "Сила упругости"
Предлагаю вашему вниманию подробный конспект по физике для 7 класса. Хочу прочитать ваши коментарии и отзывы об уроке....
Методическая разработка урока по физике 8 класс. Тема "Плавление и отвердевание кристаллических тел
Методическая разработка урока по физике 8 класс. Тема "Плавление и отвердевание кристаллических телс точки зрения молекулярно-кинетической теории". Приглашаем всех в путешествие вглубь ве...
Методическая разработка урока по физике "Физика в стакане чая"
Урок, связанный с поварским искусством, повторительно-обобщающий урок по разделу «Молекулярная физика» проводится в виде «чайной церемонии». На этот урок можно пригласить мастера производственно...
Методическая разработка урока по физике.11 класс. Тема урока: "Волновые свойства света"
О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположник...