Материалы к уроку Осевая симметрия
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему

Банчужная Наталия Николаевна

материалы к уроку геометрии "Осевая симметрия" состоят из конспекта урока и презентации к нему

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Геометрия 8 класс Банчужная Наталия Николаевна Учитель математики Осевая симметрия Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 56» г.Новокузнецк

Слайд 2

Банчужная Наталия Николаевна Учитель математики высшей квалификационной категории

Слайд 3

Рассмотреть осевую симметрии как свойства некоторых геометрических фигур; Уметь строить симметричные точки и уметь распознавать фигуры, являющиеся симметричными относительно точки или прямой; Совершенствовать навыки решения задач; Продолжить работу над аккуратностью записи и выполнения геометрического чертежа Задачи урока:

Слайд 4

Содержание «Щадящий опрос» Симметрия Осевая симметрия Задачи Симметрия в геометрии, природе, архитектуре, поэзии Домашнее задание Заключение

Слайд 5

«Щадящий опрос» Какие прямые называются перпендикулярными? Какой треугольник называется равносторонним? Каким свойством обладают диагонали квадрата? Какие фигуры называются равными? Какая точка называется серединой отрезка? Какой треугольник называется равнобедренным? Каким свойством обладают диагонали ромба? Сформулируйте свойство биссектрисы равнобедренного треугольника.

Слайд 6

Определение Симметрия (от греч. Symmetria – соразмерность), в широком смысле – неизменность структуры материального объекта относительно его преобразований. Симметрия играет огромную роль в искусстве и архитектуре

Слайд 7

Осевая симметрия Две точки, лежащие на одном перпендикуляре к данной прямой по разные стороны и на одинаковом расстоянии от нее, называются симметричными относительно данной прямой http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/

Слайд 8

Фигура называется симметричной относительно прямой a , если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно прямой а также принадлежит этой фигуре а

Слайд 9

Фигуры, обладающие одной осью симметрии Угол Равнобедренный треугольник Равнобедренная трапеция

Слайд 10

Фигуры, обладающие двумя осями симметрии Прямоугольник Ромб

Слайд 11

Фигуры, имеющие более двух осей симметрии Равносторонний треугольник Квадрат Круг http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ с

Слайд 12

Фигуры, не обладающие осевой симметрией Произвольный треугольник Параллелограмм Неправильный многоугольник

Слайд 13

Как же получить фигуру, симметричную данной?

Слайд 14

Построение точки, симметричной данной отрезка, симметричного данному треугольника, симметричного данному

Слайд 15

Построение точки, симметричной данной А с А ’ Определение 1 . АО  с О 2. АО=ОА ’

Слайд 16

Построение отрезка, симметричного данному А с А ’ В В ’ Определение O O' АА ’  с, АО=ОА ’ . ВВ ’  с, ВО ’ =О ’ В ’ . 3. А ’ В ’ – искомый отрезок.

Слайд 17

Построение треугольника, симметричного данному А с А ’ В В ’ D D’ Определение 1. AA’  c AO=OA’ 2. BB’  c BO’=O’B’ 3. DD’  c DO”=O”D’ 4.  A’B’D’ – искомый треугольник. O O” O’

Слайд 18

Отрезок АВ, перпендикулярный прямой с , пересекает ее в точке О так, что АО≠ОВ. Симметричны ли точки А и В относительно прямой с ? 2. Прямая а пересекает отрезок МК в его середине под углом, отличным от прямого. Симметричны ли точки М и К относительно прямой а ? 3. Точки А и В расположены в различных полуплоскостях с границей р так, что отрезок АВ перпендикулярен прямой р и делится ею пополам. Симметричны ли точки А и В относительно прямой р ? Задачи

Слайд 19

Отрезок АВ, перпендикулярный прямой с , пересекает ее в точке О так, что АО≠ОВ. Симметричны ли точки А и В относительно прямой с ? Ответ: нет 2. Прямая а пересекает отрезок МК в его середине под углом, отличным от прямого. Симметричны ли точки М и К относительно прямой а ? Ответ: нет 3. Точки А и В расположены в различных полуплоскостях с границей р так, что отрезок АВ перпендикулярен прямой р и делится ею пополам. Симметричны ли точки А и В относительно прямой р ? Ответ: да Задачи

Слайд 20

4. Изобразите точку А, лежащую в I четверти координатной плоскости. Точка В симметрична точке А относительно оси y . Точка С симметрична точке В относительно оси х. Точка D симметрична точке С относительно оси у. Что вы можете сказать: о точках A и D о фигуре ABCD при каком условии ABCD будет квадратом Задачи

Слайд 21

Точки A и D симметричны относительно оси х ABCD – прямоугольник Если расстояния от точки А до оси х и у будут равными Ответ

Слайд 22

5. Относительно какой из координатных осей симметричны точки М(7;2) и К(-7;2)? 6. Точки А(5;…) и В(…;2) симметричны относительно оси Ох. Запишите их пропущенные координаты. 7. Точка А(-2;3), В - симметричная ей точка относительно оси Ох, точка С – симметричная точке В относительно оси Оу. Найдите координаты точки С. 8. Точка А(3;1), В – симметричная ей точка относительно прямой у = х. Найдите координаты точки В. Проверь себя Задачи

Слайд 23

Проверь себя 5. Ответ: Оу 6. Ответ: А(5;-2) и В(5;2) 7. Ответ: С(2;-3) 8. Ответ: В(1;3)

Слайд 24

9. Для каждого из случаев, представленных на рисунке, постройте точки А ' и В ' , симметричные точкам А и В относительно прямой с В А с А В с А В с Задача

Слайд 25

9. Для каждого из случаев, представленных на рисунке, постройте точки А ' и В ' , симметричные точкам А и В относительно прямой с В В ' А А ' с А А ' В В ' с А В с А ' В ' Ответ

Слайд 26

10. Постройте треугольники, симметричные данным, относительно прямой с с с Задача

Слайд 27

10. Постройте треугольники, симметричные данным, относительно прямой с с с Ответ

Слайд 28

11. Начертите две прямые а и b и отметьте две точки А и В так, чтобы точка С была симметрична точке А относительно прямой а , а точке В относительно прямой b Задача

Слайд 29

Подсказка Для решения задачи рекомендуется сначала отметить точку С, а лишь потом отмечать точки А и В.

Слайд 30

12. Прямые k и р – оси симметрии. Докажите, что ABCD - прямоугольник k р А В С Проверь себя D Задача

Слайд 31

Доказательство: Так как k – ось симметрии, то  А=  D ,  В=  С. Так как р – ось симметрии, то  А=  В,  С=  D . Тогда  А=  В=  С=  D =90 ° . АВС D – прямоугольник

Слайд 32

Встречи с осевой симметрией

Слайд 33

Симметрия в природе http://www.dizayne.ru/txt/3sozd0113.shtml

Слайд 34

В архитектуре

Слайд 35

Буквы русского алфавита имеют оси симметрии А В Д Е Ж З К Л М Н О П С Т Ф Х Ш Э Ю

Слайд 36

Существуют даже слова, имеющие ось симметрии МАДАМ КОК ФОКС НОС

Слайд 37

Пушкин А.С. «Медный всадник» … В гранит оделася Не ва ; Мосты повисли над во дами ; Темнозелеными са дами Ее покрылись остро ва … Симметрия в поэзии

Слайд 38

Для выполнения воспользуйтесь http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000057/st003.shtml Рассмотреть различные виды осевой симметрии, приготовить сообщение по теме Домашнее задание № 414(б), 420 № 422

Слайд 39

Итог урока С какими новыми понятиями на уроке познакомились? Что нового узнали о геометрических фигурах? Приведите примеры геометрических фигур, обладающих осевой симметрией Приведите пример фигур, обладающих центральной симметрией Приведите примеры предметов из окружающей жизни, обладающих симметрией



Предварительный просмотр:

Банчужная Н.Н.,

учитель математики

 МОУ «СОШ №56»

г. Новокузнецка

Информационная карта урока по геометрии 8 класса

Тема. Осевая симметрия

Цель. Познакомить учащихся с осевой симметрией, рассмотреть ее, как свойство некоторых геометрических фигур.

Задачи:

1. Учебно – познавательная: обобщить и систематизировать знания о осевой симметрии, научить строить точки и простейшие геометрические фигуры, симметричные относительно оси; распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией.

2. Развивающая: развивать исследовательскую и познавательную деятельность обучающихся; обеспечить условия для самостоятельной и творческой работы учащихся.

3. Воспитательная: способствовать развитию устойчивого интереса к математике через обучение с применением информационных технологий.

Структура составного урока

6


         7

10          


8

Урок комплексного применения знаний

Оборудование: чертёжные инструменты, компьютеры, интерактивный комплекс

Содержание учебно-познавательной деятельности

Методический инструментарий

Ориентиры развития

  1. Мотивация

Добрый день, ребята!  Ребята сегодня девизом нашего урока будут слова А. Маркушевич: «Kтo с детских занимается математикой, тот развивает мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели.» 

Сегодня на уроке мы рассмотрим один из видов симметрии – осевую. Слайд 2,3

  1. II. Актуализация знаний
  1. Работа устно «Щадящий опрос» Слайд 4
  1. Какая точка называется серединой отрезка?
  2. Какой треугольник называется равнобедренным?
  3. Каким свойством обладают диагонали ромба?
  4. Сформулируйте свойство биссектрисы равнобедренного треугольника.
  1. Какие прямые называются перпендикулярными?
  2. Какой треугольник называется равносторонним?
  3. Каким свойством обладают диагонали квадрата?
  4. Какие фигуры называются равными?
  1. Проверка домашней работы

У доски один ученик готовит решение № 386

  1. Изучение нового материала
  1. Рассказ учителя, в ходе которого дается определение осевой симметрии слайд5, 6, 7
  2. 2) Класс делится на 4 группы по 5-6 человек. Каждой группе дается задание, которое необходимо выполнить с помощью сайт интернета слайд 6

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ 

  1. 1. Фигуры, обладающие одной осью симметрии
  2. 2. Фигуры, обладающие двумя осями симметрии
  3. 3. Фигуры, имеющие более двух осей симметрии
  4. 4. Фигуры, не обладающие осевой симметрией
  5. 3) Подвести итог, в виде защиты у доски,  выполнить необходимые рисунки и записи в тетрадях Слайды 8 - 11 
  6. 4) Рассмотреть простейшие задачи на построение связанные с осевой симметрией Слайды 12 - 16
  1. IV. Закрепление материала
  2. 1) Работа устно  Слайд 17, 18
  3. С самопроверкой по слайду 18
  1. 1. Отрезок АВ, перпендикулярный прямой с, пересекает ее в точке О так, что АО≠ОВ. Симметричны ли точки А и В относительно прямой с?

2. Прямая а пересекает отрезок МК в его середине под углом, отличным от прямого. Симметричны ли точки М и К относительно прямой а?

3. Точки А и В расположены в различных полуплоскостях с границей р так, что отрезок АВ перпендикулярен прямой р и делится ею пополам. Симметричны ли точки А и В относительно прямой р?

2) Работа в паре Слайд 19, 20

Изобразите точку А, лежащую в I четверти

координатной плоскости.

  1. Точка В симметрична точке А относительно оси y.
  2. Точка С симметрична точке В относительно оси х.
  3. Точка D симметрична точке С относительно оси у.

Что вы можете сказать:

  1. о  точках  A и D
  2. о фигуре ABCD
  3. при каком условии ABCD будет квадратом
  1. «Для более продвинутых» Слайд 21-22

5. Относительно какой  из координатных  осей симметричны точки М(7;2) и К(-7;2)?

6. Точки А(5;…) и В(…;2) симметричны относительно оси Ох. Запишите их пропущенные координаты.

7. Точка А(-2;3), В - симметричная ей точка относительно оси Ох, точка С – симметричная точке В относительно оси Оу. Найдите координаты точки С.

8. Точка А(3;1), В – симметричная ей точка относительно прямой

 у = х. Найдите координаты точки В.

  1. Работа на построение Слайд 23-26

С само проверкой

V. Встречи с осевой симметрией

1) Работа учащихся с материалами сайта  http://www.dizayne.ru/txt/3sozd0113.shtml 

записать основные элементы и выполнить рисунки в тетрадь

2) выступление учеников с сообщениями по теме (проверка домашнего задания) Слайды 34-36


  VII. Итог урока

Выставление оценок

Домашнее задание Слайд 37

№ 414(б), 420

      № 422

Рассмотреть различные виды осевой симметрии,

приготовить сообщение по теме

Для выполнения воспользуйтесь http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000057/st003.shtml 

  1. Рефлексия
  1. С какими новыми понятиями на уроке познакомились?
  2. Что нового узнали о геометрических фигурах?
  3. Приведите примеры геометрических фигур, обладающих осевой симметрией
  4. Приведите пример фигур, обладающих центральной симметрией
  5. Приведите примеры предметов из окружающей жизни, обладающих  симметрией



Фронтальная беседа в ходе, которой учитель определяет задачи урока






Фронтальная работа в ходе, которой повторяется  пройденный материал, и на основании него вводится новый.






Рассказ учителя

















Фронтальная работа с комментированием









Дифференцированная работа в парах с самопроверкой










Дифференцированная фронтальная работа






Дифференцированная индивидуальная работа



Фронтальная  работа





Фронтальная беседа, в ходе которой подводится итог урока, происходит коррекция знаний учащихся, комментируется домашнее задание,

и определяются ориентиры на следующий урок.



Фронтально-индивидуальная работа




Развитие  учебно-познавательной мотивации

















Развитие внимания, памяти, речи, анализа




Развитие внимания, анализа и синтеза











Развитие коммуникативных способностей обучающихся, развитие речи и анализа и синтеза







Развитие мышления, речи








Развитие коммуникативных способностей обучающихся, развитие речи и анализа и синтеза








Развитие внимания, памяти, мышления, речи




Развитие внимания , памяти, мышления, речи










Развитие анализа, синтеза, математической речи



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока "Осевая симметрия"

Презентация урока "Осевая симметрия" для 8-х классов...

План-конспект урока "Осевая симметрия"

Урок по математике 6 класса, презентация...

презентация к уроку "Осевая симметрия"

Презентация "Симметрия вокруг нас"...

Конспект урока геометрии в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Симметрия. Осевая симметрия.

При разработке урока учтены возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Ход урока сопровождается презентацией, которая способствует наиболее качественному усвоению материала, ...

Методическая разработка урока геометрии в 11-м классе по теме "Движения. Центральная симметрия. Зеркальная симметрия. Осевая симметрия. Параллельный перенос"

Данная разработка представляет собой методический материал для проведения урока геометрии в 11 классе по теме "Движения"...

Презентация к уроку "Осевая симметрия"

Презентация к уроку "Осевая симметрия"...

открытый урок "осевая симметрия"

материал "учитель года Дона 2023"...