открытый урок "осевая симметрия"
методическая разработка

Лукьянченко Андрей Вячеславович

материал "учитель года Дона 2023"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект29.34 КБ
Файл презентация1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Тема

открытого урока по математике:

«Осевая симметрия.»

6 класс

                                                   Учитель математики:

                                            Лукьянченко Андрей Вячеславович

2023 год

Тема: Осевая симметрия.

Цели урока:

Цель урока: Создать благоприятные условия для формирования первичного представления об осях симметрии, симметричных фигур и её использовании;

организовать  продуктивную  деятельность учащихся, направленную на достижение следующих результатов:

метапредметных результатов:

в познавательной деятельности:

- научиться строить симметричные фигуры, находить оси симметрии в различных геометрических фигурах и предметах окружающей действительности;

помочь учащимся осознать социальную, практическую и личную значимость учебного материала;

использовать для познания окружающего мира различных методов (наблюдение,  измерение,  опыт,  эксперимент,  моделирование и др.)

научиться:

сравнивать, сопоставлять, классифицировать предметы и объекты по одному или нескольким предложенным критериям;

самостоятельно выполнять различные творческие работы;

участвовать в проектной деятельности;

в информационно - коммуникативной деятельности:

создавать письменные высказывания, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно)

 приводить  примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы;

отражать в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);

использовать  для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

    в рефлексивной деятельности:

оценивание своих учебных достижений;

осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных норм и  эстетических ценностей;

соблюдение правил здорового образа жизни.

личностных результатов:

 уметь уверенно и легко выполнять геометрические построения;

уметь читать и учиться самостоятельно;

 уметь выражать свои мысли в письменной форме;

 уметь хорошо говорить и легко выражать свои мысли;

 формировать характер;

научиться  применять полученные знания и навыки к решению новых проблем;

 рассуждать логично;

уметь фиксировать собственные затруднения, выявлять их причину, строить пути выхода из затруднений;

предметных результатов:

уметь строить точки, фигуры, симметричные данным;

приводить примеры симметричных объектов окружающей нас действительности;

провести исследования по данной теме в природе и архитектуре;

- освоение способов деятельности, применимых на уроке математики с интеграцией в анатомию, биологию, экологию, культуру здорового образа жизни, архитектуру.

Задачи урока:

Обучающие: Формирование понятия об осевой симметрии. Формирование умения выделять в окружающем мире симметричные фигуры. Обучать приемам и методам рассуждения. Развивающие: Развитие представлений о понимании симметрии. Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, логическое мышление, познавательную активность, математическую речь, внимание, интерес к математике, кругозор.

Воспитательные: воспитание точности, аккуратности, стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний, активности, чувства ответственности, уверенности в себе, воспитание элементов культуры общения, уважительного отношения друг к другу, взаимопониманию.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, компьютер, чертежные инструменты.

Применяемые технологии: компьютерные, развивающие, проблемного обучения

План урока

Время

  1. Организационный момент

1 мин

  1. Актуализация знаний

3 мин

  1. Мотивация

3 мин

  1. Изучение нового материала

10мин

  1. Физкультминутка

2 мин

  1. Формирование умений и навыков.

10мин

  1. Подведение итогов

4 мин

  1. Домашнее задание

2 мин

Ход урока:

I этап. Организационный этап. (1 мин)

Цель: обеспечение нормальной обстановки для работы, психологическая подготовка учащихся к предстоящему уроку.

–  Здравствуйте, ребята. Я рад нашей встрече, меня зовут Андрей Вячеславович. Желаю вам получить удовольствие от нашей совместной работы на уроке. Сегодня мы изучим новую тему, которую вы сформулируете сами. Сначала мы повторим то, что вы уже знаете. За каждый верный ответ я буду давать вам жетончик. А в конце урока подведем итоги.

 II этап. Подготовительный этап. Актуализация знаний ( 3 мин.)

 Цель: Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Подвести к формулированию темы урока.

Метод: фронтальный опрос, беседа,  наглядный

-Какая точка называется серединой отрезка? (Середина отрезка - это точка, которая делит данный отрезок на две равные части.)

-Какие прямые называются перпендикулярными? (Две прямые на плоскости называются перпендикулярными, если при пересечении они образуют 4 прямых угла.)

-Что называется расстоянием от точки до прямой? (Расстояние от точки до прямой – это длина перпендикуляра, проведенного из данной точки к данной прямой.)

-Какие фигуры называются равными? (которые полностью совпадут при наложении)

III этап. Мотивация 3 мин

Цель: обсуждение проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Метод: словесный, наглядный, проблемно-поисковый.

-Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним математическим понятием «симметрия». В повседневной жизни мы часто слышим слова «симметрия», «симметричны». Наверное, невозможно найти человека, который бы совсем не имел никакого представления о симметрии. Мы живём с Вами в гармоничном мире. Всё живое в природе обладает свойством симметрии. Симметрия – слово греческого происхождения, в переводе звучит как «гармония». Сегодня мы познакомимся с некоторыми видами симметриями. И рассмотрим подробно один из этих видов - осевую симметрию. Кто попробует сформулировать тему  урока?

IV этап Изучение нового материала (10 мин.)

Цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Метод: устный опрос, словесный, беседа, словесный, наглядный, практический.

-Существует 3 вида симметрии: осевая, центральная, зеркальная.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с осевой симметрией, симметричными фигурами, будем учиться строить симметричные точки относительно прямой.

-С симметрией вы уже встречались на разных уроках. Например, ИЗО, технологии и даже русского языка.

Как Вы понимаете слово «симметрия»? 

Многие предметы окружающего мира имеют ось симметрии. Про такие фигуры говорят, что они симметричны.

-Например, есть и слова, имеющие ось симметрии(читаются слева направо и наоборот). Найдите «ось симметрии» в словах:

Такие слова называются палиндромами.

-Как Вы думаете, геометрические фигуры могут иметь ось симметрии? Рассмотрим несколько геометрических фигур. Попробуете ответить: симметричны они или нет.

Круг? Квадрат? Прямоугольник? Равнобедренная трапеция? Прямоугольная трапеция? (чертежи сделаны на доске)

-Что же такое осевая симметрия?

-Почти верно. Осевая симметрия — это симметрия относительно проведённой прямой (оси).

-Как выяснить: симметрична фигура или нет? Верно. Линия перегиба даёт нам представление об оси симметрии.

-как же построить симметричные точки, фигуры?

Давайте разберем способы построения симметричных точек и фигур.

V этап Физминутка (2 мин)

Будь зеркальным отраженьем

Повторяй мои движенья:

На раз — вперед я наклонюсь,

На два — я выше потянусь,

На три, четыре –вправо, влево повернусь

На пять – попробую присесть

На шесть – к носочкам наклонюсь

На семь – на стул присяду я

Разминочна окончилась моя!

VI этап. Формирование умений и навыков. (10 мин)

Цель: установить правильность и осознанность изучения темы. Выявить проблемы первичного осмысления изученного материала.

Форма: на протяжении всего этапа учащиеся работают совместно с учителем; примеры учитель обсуждает с учениками устно, учащиеся записывают решения в тетрадях, учитель контролирует записи каждого ученика после чего идёт совместная проверка.

-проведем прямую, отметим точку не лежащую на этой прямой, задача построить симметричную точку. Возьмем угольник прикладываем таким образом, чтобы у нас получилась прямая перпендикулярная к данной прямой, после измеряем расстояние от точки до прямой и на таком же расстоянии в другую сторону отмечаем точку. Аналогично строим треугольник.

- перед вами листочки с заданиями, сначала выполняем первый листочек, кто выполнил приступаем к выполнению второго листочка. И уже после 3 лист

     

VII этап. Рефлексия (4 мин)

Цель: подвести итоги урока, выяснить эмоциональный настрой учащихся, оценить результаты работы; осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Метод: фронтальный опрос.

-Что нового сегодня узнали?

-На каком расстоянии от оси симметрии лежат точки симметричные относительно прямой.

-как убедиться в равенстве фигур симметричных относительно прямой.

-приведите примеры фигур, имеющих одну ось симметрии, две оси симметрии, несколько осей симметрии.

VIII этап. Домашнее задание (1 мин)

Цель: сообщение итогов урока и  домашнего задания, разъяснение методики его выполнения.

Давайте посчитаем, у кого наибольшее количество жетончиков… ему достается приз.

- Откройте дневник и запишите домашнее задание.

- «Математика учит преодолевать трудности и исправлять собственные ошибки»-Рене Декарт (французский математик)

 

Желаю вам успехов в усвоении математических знаний.

Спасибо за урок, ребята!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте! Я рад нашей встрече. Желаю вам получить удовольствие от работы на уроке.

Слайд 2

Повторение 1. Какая точка называется серединой отрезка? 2. Какие прямые называются перпендикулярными? 3. Что называется расстоянием от точки до прямой? 4. Какие фигуры называются равными?

Слайд 3

Симметрия – слово греческого происхождения, в переводе звучит как «гармония». Сегодня мы познакомимся с некоторыми видами симметрии . И рассмотрим подробно один из этих видов - осевую симметрию.

Слайд 4

Осевая симметрия

Слайд 5

Существует 3 вида симметрии: Осевая Центральная Зеркальная

Слайд 7

ИЗО

Слайд 8

Технология

Слайд 10

Многие предметы окружающего мира имеют ось симметрии. Про такие фигуры говорят, что они симметричны.

Слайд 12

Такие слова называются палиндромами.

Слайд 14

Что же такое осевая симметрия? это симметрия относительно проведённой прямой (оси) -Как выяснить: симметрична фигура или нет? Линия перегиба даёт нам представление об оси симметрии. как же построить симметричные точки, фигуры? Давайте разберем способы построения симметричных точек и фигур. Но сначала

Слайд 15

Физминутка

Слайд 16

Будь зеркальным отраженьем Повторяй мои движенья: На раз — вперед я наклонюсь, На два — я выше потянусь, На три, четыре –вправо, влево повернусь На пять – попробую присесть На шесть – к носочкам наклонюсь На семь – на стул присяду я Разминочка окончилась моя!

Слайд 17

· А . А 1

Слайд 18

Выполняем задания. Лист 1 Лист 2

Слайд 19

Лист 3

Слайд 20

-Что нового сегодня узнали? -На каком расстоянии от оси симметрии лежат точки симметричные относительно прямой. -На каком расстоянии от оси симметрии лежат точки симметричные относительно прямой. приведите примеры фигур, имеющих одну ось симметрии, две оси симметрии, несколько осей симметрии.

Слайд 21

Домашнее задание §44 №1248 №1276(1)

Слайд 22

«Математика учит преодолевать трудности и исправлять собственные ошибки» -Рене Декарт (французский математик)

Слайд 23

У дачи! Отличной учебы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме симметрия

 «Симметрия… есть идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство». (Герман Вейль) Симметрия – удивительное математическое явление. ...

Разработка урока по теме: Симметрия в пространстве. Правильные многогранники. Элементы симметрии правильных многогранников".

Методическое обоснование урока. Использование знаний из физики, астрономии, МХК, биологии на уроке геометрии при обобщении систематизации сведений по теме: «Симметрия в пространстве. Правил...

Бинарный урок по теме "Симметрия относительно прямой и мы в мире симметрии"

Данный урок приследует своей целью дать учащимся понятие и предстваление о симметричности в неживом и живом мире....

Методическая разработка урока геометрии в 11-м классе по теме "Движения. Центральная симметрия. Зеркальная симметрия. Осевая симметрия. Параллельный перенос"

Данная разработка представляет собой методический материал для проведения урока геометрии в 11 классе по теме "Движения"...

презентация к уроку в 5 классе на тему «Виды симметрии. Зеркальная симметрия. Чертеж вазы с осью симметрии» в 5 классе

презентация к уроку в 5 классе на тему «Виды симметрии. Зеркальная симметрия. Чертеж вазы с осью симметрии»   в 5 классе...

Технологическая карта + презентация к уроку в 5 классе на тему «Виды симметрии. Зеркальная симметрия. Чертеж вазы с осью симметрии» в 5 классе

Технологическая карта + презентация к уроку в 5 классе на тему «Виды симметрии. Зеркальная симметрия. Чертеж вазы с осью симметрии»   в 5 классе...