Открытый урок по теме "Показательные неравенства"
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему

Кузнецова Татьяна Ивановна

Урок комплексного применения зниний и способов решения показательных неравенств. Тема самообразования "Технология уровневой дифференциации на уроках математики".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Куриловка

Вольского района Саратовской области»

Открытый урок

Учитель: Кузнецова Татьяна Ивановна (I категория)

Предмет: математика

Класс: 10

Тема: Решение показательных неравенств (2 урока).

Методическая тема: Технология уровневой дифференциации на уроках    математики.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов действий.

26.12.2011 г.

Цели урока:

Образовательные:

организовать деятельность учащихся по комплексному применению знаний, умений и способов действий при решении показательных неравенств;

Развивающие:

развивать логическое мышление, память, познавательный интерес; продолжать формирование математической речи; вырабатывать умение анализировать и сравнивать;

Воспитательные:

содействовать развитию у учащихся чувства ответственности за деятельность коллектива и в коллективе;

содействовать развитию коллективного общения учащихся;

содействовать развитию у учащихся интереса к математике.

Элементы урока и их содержание

Время (мин)

Деятельность

учителя

учащихся

I.Организационный этап

2

организационная

Сообщают об отсутствующих.

II.Постановка цели

Сегодня на уроке мы закрепим умения и  навыки решения показательных неравенств.

2

Сообщает дату проведения урока, тему урока, цель урока.

Записывают в тетради.

III.Проверка домашнего задания

Теоретический опрос:

  1. Какие неравенства называют показательными?
  2. Какие свойства показательной функции необходимо учитывать при решении показательных неравенств?
  3. Перечислите методы решения показательных неравенств.

3

Проводит опрос учащихся

Учащиеся отвечают на вопросы.


IV. Выполнение упражнений

1)Решить неравенства (запись на доске):

;

;

.

2)Устное решение показательных неравенств (задания на карточках)

Решить неравенства (устно):

   

;   ;

3)Проверка заданий, решённых на доске.

18

1)Вызывает к доске 3-х учащихся (из I группы). 2)Одновременно работает с учащимися из II группы), следит за верностью рассуждений.

3)Проверяет решение на доске. Выставляет оценки за работу.  

1) Учащиеся I группы работают у доски и на местах.

2) Учащиеся II группы решают неравенства устно.

V.Закрепление.

Тест (задания по возрастающей сложности) – приложение 1

Помощь для слабоуспевающих учащихся (II группа) – карточка – консультант – приложение 2

60

Следит за верностью решения у слабоуспевающих учащихся.

Одновременно проверяет работы, отмечая верные ответы.

Выполняют работу в тетрадях.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

3

Выставляет оценки за работу.

VII. Домашнее задание: выполнить работу над ошибками, допущенными при решении заданий теста.

2

Поясняет домашнее задание.

Внимательно слушают, записывают в дневники.

Приложение 1

Тест по теме «Показательные неравенства»

 Вариант 1.

Часть А.

А1. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А2. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А3. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  решений нет;

4)  .

А4. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А5. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  1.

А6. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А7. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А8. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А9. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А10. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А11. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А12. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А13. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А14. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А15. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А16. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  0;

4)  .

А17. Найдите наибольшее целое решение неравенства  

1)   - 2;

2)  - 1;

3)  0;

4)  2.

А18. Найдите число целых решений неравенства  

1)   0;

2)  1;

3)  2;

4)  4.

Часть В.

В19. Укажите количество целых решений неравенства

В20. Укажите количество целых решений неравенства

В21. Решите неравенство

В22. Укажите число целых решений неравенства

В23. Найдите наименьшее целое решение неравенства

Тест по теме «Показательные неравенства»

Вариант 2.

Часть А.

А1. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А2. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А3. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А4. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А5. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А6. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А7. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А8. Найдите число целых отрицательных решений неравенства  

1)   1;

2)  0;

3)  5;

4)  6.

А9. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А10. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А11. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А12. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А13. Найдите решение неравенства  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  2.

А14. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А15. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А16. Решите неравенство  

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А17. Найдите длину отрезка числовой оси, являющегося решением неравенства    

1)   ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

А18. Найдите наименьшее целое значение переменной , являющееся решением неравенства  

1)   0;

2)  1;

3)  - 2;

4)  3.

А19. Найдите сумму целых чисел, являющихся решением неравенства  

1)   512;

2)  1024;

3)  2016;

4)  4096.

Часть В.

В20. Укажите количество целых решений неравенства

В21. Укажите наибольшее целое число, являющееся решением неравенства

В22. Укажите наименьшее целое решение неравенства

В23. Найдите целое число, являющееся решением неравенства


Приложение 2

Различные способы решения показательных неравенств

методы  решения

образцы решения

при переходе от неравенства степеней с одинаковыми основаниями  к неравенству показателей степеней

 при а > 1 знак неравенства сохраняется

 при 0 < а < 1 знак неравенства меняется на противоположный

                                   

при         а >1

                                                               

при      0 < а < 1

                          

а)

   

 , функция возрастающая

   

Ответ: (-; 4).

б)

   

   

    , функция возрастающая

   

     

   

   

   

Ответ: (3; ).

в)

   

    , функция убывающая

   

   

     

   

Ответ:

г)

   функция  возрастающая

   

   

   

   

 

   

Ответ: .

   

 

представить 1 в виде степени числа а с нулевым показателем    (               

                               

                                         

при         а >1

                                                                         

при      0 < а < 1

                                 

а)

     

    , функция возрастающая

   

   

   

(при делении на отрицательное число знак неравенства меняется на противоположный)

   

    Ответ: .

б)

   

    , функция возрастающая

   

    1) нули числителя:

                 

    2) нули знаменателя:

     

(определить знак дроби на каждом промежутке и выбрать те, где знак"+", т.к. в неравенстве знак">0")

   Ответ: .

в)

   

   

    ,

функцияубывающая

   

    Ответ:

(A, k,B числовые коэффициенты)

вынести общий множитель за скобки

 

а)

   

   

   

   

   

   

   , функция    возрастающая

   

Ответ: .

б)

   

   

   

   

   

    , функция    

    убывающая

       

Ответ: .

1) обозначить

2) решить полученное квадратное неравенство   () относительно у

3) выполнить обратную замену и решить получившиеся неравенства относительно х

а)

   

   пусть

   

   

           

    ;            

   

, функция убывающая

     

   

Ответ: .

 б)    

   

 пусть

   

   

           

   

               и    

         и    

    ,функциявозрастающая

             

             

                   

                   

                 

Ответ: .      

в)

   

    разделим неравенство на

   

   

  пусть

   

   

               

   

    ;      

   

, функция убывающая

 

Ответ: .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока"Решение логарифмических неравенств"

Вданной разработке рассматриваются различные методы решения логарифмических уравнений ....

Открытый урок по алгебре и началам в 10 классе « ЕГЭ на «5»!» (Интерактивные технологии с применением ИКТ, обобщающий урок повторения по теме «Тригонометрические преобразования, уравнения и неравенства»)

Задача урока: Развивая, обучать и воспитывать.Обучающая цель: Привести в систему знания, полученные по данной теме, тем самым подготовить учащихся к сдаче выпускного и вступительного экзамена по матем...

Открытый урок по теме "Неравенства с двумя переменными"

Данный урок проводился в рамках месячника открытых уроков. Рассчитан на среднего уровня класс, разработан по учебнику Макарычева Ю.Н. и др. - М. : Просвещение, 2010, пункт 21, относится к уроку изучен...

Открытый урок "Уравнения и неравенства повторение" 9 класс

урок повторения и закрепления знаний по теме «Уравнения и неравенства»Пройден он в форме игры, которая называется «Математический детектив»....

Открытый урок математики "Решение неравенств"

Открытый урок в рамках семинара по математике...

Конспект открытого урока по математике по теме «Неравенства и системы линейных неравенств». Подготовка к ОГЭ. 9 класс.

Урок повторения и подготовки к ОГЭ, алгебра 9 класс, по технологии разноуровневого обучения, с использованием презентации. Тема «Неравенства и системы линейных неравенств»....

Открытый урок по алгебре в 9 классе по теме «Решение неравенств. Решение неравенств методом интервалов. Подготовка к ГИА»

Обобщить и систематизировать теоретические знания учащихся и практические навыки по теме «Неравенства. Решение неравенств методом интервалов.»; Совершенствование навыков решения лине...