Ход урока: "Решение показательных уравнений"
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме

Шабунина Надежда Сергеевна

 

План урока

Дата 14/11/2012г.                                                                                             Группа 103

Предмет: математика

Тема: Решение показательных уравнений.

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

            Образовательная: обучение методам решения показательных уравнений.

            Развивающая: продолжить развитие познавательных интересов, логического мышления, внимания путем решения показательных уравнений, содержащих рациональную степень.

            Воспитательная: продолжить воспитание усидчивости, интереса к предмету.

Средства обучения: учебник, доска.

По итогам обучения обучающийся должен:

            Иметь представление: о показательных уравнениях и методах их решения

            Знать: способы и правила решения показательных уравнений

            Уметь: находить корни показательных уравнений

Иметь навык: решения показательных уравнений

 

Ход урока:

Набор модулей урока (с указанием продол-жительности)

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Средства обучения и контроля

Организационный момент

5 мин

Сообщение об особенностях урока, проверка готовности к уроку.

Настраиваются на серьезную и ответственную работу

Журнал, тетради, учебники, доска.

Актуализация опорных знаний

15 мин

-тема урока:

«Решение показательных уравнений»

-использование знаний по теме в профессиональной деятельности

Записывают тему в тетради

 

 

Сообщение

Доска, тетради.

Формирование нового понятия (способа действий)

15 мин

 

 

 

 

 

Физкультминутка 1 мин

Вспомним, что такое корень n-ой степени? 

 

Для решения таких уравнений необходимо правую часть привести к виду 

, где n- степень.

Пример:

Ответ на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетрадь

Доска, тетрадь. Учебник.

Применение изученного материала на практике (30 мин)

 

Упражнения № 460, 462, 463

Решение у доски и в тетрадях

Доска, учебник, тетрадь

Обобщение и систематизация материала (закрепление опорных знаний)

10 мин

Устный опрос учащихся:

1.      Что называется корнем n-ой степени?

2.      Что называется показательной функцией?

3.      Как решить показательное уравнение?

Устный ответ

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов урока, сообщение домашнего задания3 мин

Выставление оценок за работу на уроке

 

 

СРО: Стр. 229-230 упр. 461

Помогают преподавателю подвести итоги урока

Запись домашнего задания

 

Рефлексия 1 мин

Чем понравился урок? Где используются полученные знания в науке?

Ответ устный

 


Сообщение

Показательная функция в науке

В биологии есть законы, которые можно описать с помощью показательной функции. Например: 

  1. Закон органического размножения: при благоприятных условиях (отсутствие врагов, большое количество пищи) живые организмы размножались бы по закону показательной функции. 
    Например: одна комнатная муха может за лето произвести 8 image 1014 особей потомства. Их вес составил бы несколько миллионов тонн (а вес потомство пары мух превысил бы вес нашей планеты), они бы заняли огромное пространство, а если выстроить их в цепочку, то её длинна будет больше, чем расстояние от Земли до Солнца. Но так как, кроме мух существует множество других животных и растений, многие из которых являются естественными врагами мух их количество не достигает вышеуказанных значений. По такому же принципу распространились завезённые в Австралию кролики, которые стали экологической катастрофой для этого уникального региона. Рост различных видов микроорганизмов и бактерий, дрожжей, ферментов все эти процессы подчиняются одному закону: 
    N = N0ekt 
    Ещё по этому закону возрастает количество клеток гемоглобина в организме человека, который потерял много крови.
  2. Закон органического затухания: подобен размножению, происходит с той же скоростью и по тем же условиям, но происходит в обратную сторону.
  3. Закон выравнивания: он тоже описывается показательной функцией и присутствует при таких процессах, как разрушение адреналина в крови и уменьшение количества радиоактивных веществ, выводимых почками.

Эти законы доказывают нам, что показательная функция имеет большое практическое значение в биологии, а особенно в таких её разделах, как экология и медицина. 
 

В физике тоже есть величины и законы подчиненные показательной функции:

  1. Например процесс изменения температуры чайника при кипении выражается формулой: 
    T = T0+ (100 - T0)e-kt - это пример процесса выравнивания, который в физике также можно наблюдать при включении и выключении электрических цепей, и при падении тела с парашютом.
  2. Также широко применяется показательная функция при описании процессов ядерной физики: 
    Когда радиоактивное вещество распадается, его количество уменьшается, через некоторое время остается половина от первоначального вещества. Этот промежуток времени t0 называется периодом полураспада. Общая формула для этого процесса: m = m0(1/2)-t/t0 , где m0 - первоначальная масса вещества. Чем больше период полураспада, тем медленнее распадается вещество. Это явление используют для определения возраста археологических находок. Радий, например распадается по закону: M = M0e-kt, используя данную формулу ученые рассчитали возраст Земли (радий распадается нормально за время равное возрасту Земли).
  3. В ядерных реакциях: скорость разветвлённо-цепного процесса в 
    газовой фазе в начальных стадиях (вплоть до выгорания 30-40% газа) выражается формулой:
    , где k - константа скорости реакции активного центра с исходным веществом, [А] - концентрация исходного вещества, w0 - скорость зарождения цепей, f и g - соответственно эффективные константы скорости разветвления и обрыва, e - основание натурального логарифма, 
    t - время.
  4. При прохождении света через мутную среду каждый слой этой среды 
    поглощает строго определенную часть падающего на него света. Сила 
    света I определяется по формуле: I = I0e-ks , где s – толщина слоя, 
    k – коэффициент характеризующий мутную среду.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Решение систем линейных уравнений" 7 класс

Презентация по теме : "Решение систем линейных уравнений" к уроку "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций. На уроке решаются задачи с практичес...

Презентация к уроку "Решение задач и уравнений", 5 класс

Данная презентация подготовлена к последнему уроку по теме "Упрощение выражений":  решение задач и уравнений....

Презентация к уроку "Решение систем линейных уравнений "

Обобщающий урок по алгебре в 7 классе на тему : "Решение систем линейных уравнений" ...

Презентация урока "Решение неполных квадратных уравнений"

Презентация урока "Решение неполных квадратных уравнений" для 8-х классов...

Методическая разработка урока «Решение задач и уравнений на тему «Разложение многочленов на множители».7 класс.

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе «Разложение многочленов на множители».Иллюстрационные материалы к уроку....

урок" Решение дробных рациональных уравнений"-8 класс

Разработка урока для 8 класса по УМК авт. Ю.Н.макарычев и др....

Конспект урока: Решение задач по уравнениям химических реакции

Тема урока: Решение задач по  уравнениям химических реакцииТип урока: урок усвоения новых знанийЦель: Создание условий для развития навыков решения задач по уравнениям реакций, используя алг...