Конспект урока: Решение задач по уравнениям химических реакции
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Тема урока: Решение задач по  уравнениям химических реакции

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: Создание условий для развития навыков решения задач по уравнениям реакций, используя алгоритмы.

Задачи:

 Образовательные:

·         Способствовать формированию умений решения задач по уравнениям реакций

·         Закрепить навыки и умения проводить расчеты по химическим формулам.

Развивающие:

·         развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать, рассуждать.

·         работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль.

Воспитательные:

·        воспитывать личностные качества - дисциплинированность, ответственность;

·        качества творческой деятельности - активность, увлеченность; наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать: алгоритм решения задач по уравнениям реакций.
  • Уметь: решать задачи по уравнениям реакций, используя алгоритм.

Личностные: умение проводить самооценку, учебную мотивацию, определение границ собственного знания и незнания.

Метапредметные: умение управлять своей деятельностью, умение осуществлять контроль  и коррекцию свей деятельности, инициативность и самостоятельность, умение использовать знако - символические средства, общие схемы решения.

Межпредметные связи: выполнение математических вычислений.

Ресурсы: карточки с алгоритмами и задачами для самостоятельного решения, калькулятор.

Форма урока: парная.

Технология: проблемная

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_zadach_po_uravneniyam_reaktsiy.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Решение задач по  уравнениям химических реакции

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: Создание условий для развития навыков решения задач по уравнениям реакций, используя алгоритмы.

Задачи:

 Образовательные:

  • Способствовать формированию умений решения задач по уравнениям реакций
  • Закрепить навыки и умения проводить расчеты по химическим формулам.

Развивающие:

  • развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать, рассуждать.
  • работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль.

Воспитательные: 

  • воспитывать личностные качества - дисциплинированность, ответственность;
  • качества творческой деятельности - активность, увлеченность; наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать: алгоритм решения задач по уравнениям реакций.
  • Уметь: решать задачи по уравнениям реакций, используя алгоритм.

Личностные: умение проводить самооценку, учебную мотивацию, определение границ собственного знания и незнания.

Метапредметные: умение управлять своей деятельностью, умение осуществлять контроль  и коррекцию свей деятельности, инициативность и самостоятельность, умение использовать знако - символические средства, общие схемы решения.

Межпредметные связи: выполнение математических вычислений.

Ресурсы: карточки с алгоритмами и задачами для самостоятельного решения, калькулятор.

Форма урока: парная.

Технология: проблемная

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организацио-нный момент

(2 мин)

Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. Определение отсутствующих.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Личностные:

Учебная дисциплина, позитивное отношение к школе и учителю, готовность к учебно- познавательной деятельности. Ответственное отношение к учению.

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы 

(9 мин)

Организует актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

Давайте вспомним, что такое химическая формула?

Как называется вещество, формула которого Na2SO4?

Какую информацию дает нам эта формула?

Какие расчеты можно произвести по формуле вещества?

Какую информацию о реакции можно получить по соответствующему химическому уравнению

Na2SO4 + BaCl2 = 2 NaCl + BaSO4

Это вы сказали о качественной стороне. Но есть еще и количественная сторона реакции.

Na2SO4 + BaCl2 = 2 NaCl + BaSO4

Mr           142   208   58,5  233

М(г\моль)142;208;58,5;233

ν(моль)  1       1       2       1

m = М·ν 142  208 117   233

закон сохр. массы   350     =   350

Какие еще расчеты можно вести по уравнению реакции?

Сформулируйте тему урока.

Исходя из темы, сформулируйте цель урока.

Как будем работать?

Отвечают на вопросы учителя:

-Химическая формула – условная запись

качественного и количественного

состава вещества при помощи химических знаков  индексов.

-Сульфат натрия

-Из химической формулы вещества можем узнать о качественном составе (вещество состоит из атомов натрия, серы, кислорода) и количественном составе (в состав входит 2 атома натрия, 1 атом серы, 4 атома кислорода).

-Можно рассчитать:

- относительную молекулярную массу

(Mr = 142),

- молярную массу вещества (М =142 г/моль),

- массовые доли элементов в веществе

(ω(Na) = 32%,

 ω(S) = 23%, ω(О) = 45%)

При взаимодействии сульфата натрия

с хлоридом бария образуется хлорид

натрия и сульфат бария.

Это реакция обмена

Записывают в тетради результаты  беседы

Решать задачи.

Формулируют тему:

«Расчеты по уравнениям реакций»

Формулируют цель: Научиться решать задачи по уравнениям

реакций.

Используя алгоритмы и работая в парах.

Познавательные

формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Коммуникативные

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом

Регулятивные

формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу

Личностные

формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу  

3.Изучение нового материала (20 мин)

Какие задачи должны выполнить на уроке?

Помогает парам, которые сами не могут разобраться.

Формулируют задачи:

-Разобрать алгоритм решения задач.

-Решить

 самостоятельно задачи с взаимопроверкой.

-Решить задачи на закрепление.

Работают в парах с алгоритмами

(приложение), решают задачи с

взаимопроверкой.

Личностные

самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению

Предметные умения

должны уметь: решать задачи по уравнениям реакций, используя алгоритм оформлять условие и решение задачи

Метапредметные умения

Познавательные

Формируем умение использовать знако - символические средства, общие схемы решения.

Коммуникативные формируем участвовать в парной работе 

Регулятивные  формируем умение управлять своей деятельностью, умение осуществлять контроль  и коррекцию свей деятельности, инициативность и самостоятельность,

4.Закрепление нового материала, контроль (8 мин)

Проводит контроль правильности решения задач.

После  усвоения

 материала проводят первичное

 закрепление – самостоятельно решают

задачи с последующей проверкой учителем.

Познавательные

Формируем умение использования общих приемов решения задач, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале

Регулятивные формируем умение управлять своей деятельностью, умение осуществлять контроль  и коррекцию свей деятельности, инициативность и самостоятельность,

5.Рефлексия (4 мин)

Создаёт условия для заключительной рефлексии:

-Что нового изучили?

-Какова была цель урока? Достигли ли её?

-Какие возникали сложности при решении задач?

-Что необходимо знать для успешного решения задач?

-На что необходимо обратить внимание при решении задач?

Оценивают свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

6.Домашнее задание (2 мин)

Формулирует и комментирует домашнее задание.

§ 17 (разбор) до стр. 48 задачи 1,2.

Записывают Д/з в дневник

Личностные

самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению

Приложение

Карточка.

Часть 1.

Алгоритм решения задач по химическим уравнениям

Способ 1. «По количеству вещества»

1шаг:   Прочитай   задачу.   Определите   массу   кислорода необходимого для сжигания 8 г магния.

2 шаг: Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.

m (Мg)=8 г

m (02)=?

M (Мg) = 24г/моль

M (02) = 32г/моль

3 шаг: Составь уравнение реакции: 2Мg + 02 = 2 Мg0

4 шаг: Найди количество известного вещества по формуле

ν = m : М

ν (Мg)= m (Мg): M(Мg)= 8г:24г/моль= 0,33 моль

5 шаг:   Поставь   полученное   количество   вещества   над формулой вещества, над формулой неизвестного поставь х

0,33 моль      х моль

2Мg      +       02           =    2Мg0

6 шаг: Под формулами веществ запиши количество вещества необходимых для реакции:

0,33 моль      х моль

2Мg      +       02        =    2МgО

 2 моль           1 моль

7 шаг: Составь пропорцию и реши ее:

0,33 моль - х моль

2 моль    - 1 моль     х=0,167 моль

8 шаг: Найди массу неизвестного вещества по формуле m = М · ν:

m (02)= М (02) · ν (02) = 0,167 моль ·32 г/моль=5,344 г

9 шаг: Запиши ответ: масса кислорода 5,344 г.

Способ 2. «По массе вещества»

1 шаг: Прочитай задачу. Определите массу кислорода необходимого для сжигания 8 г магния.

2 шаг: Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.

m (Мg)=8 г

m (02)=?

М (Мg) = 24г/моль

М(02) = 32г/моль

3 шаг: Составь уравнение реакции 2Мg + 02 = 2 МgО

4 шаг: Над формулой известного вещества записать массу, над формулой неизвестного вещества поставить х г.

8 г       х г

2Мg + 02 = 2 МgO

5 шаг: Под формулами веществ, о которых идет речь, записать массы веществ, рассчитанные по формуле  m= M· ν, где ν - коэффициент перед формулой вещества:

8 г        х г

2Мg +   02 = 2 МgO

48 г       32 г

6 шаг: Составь пропорцию и решите ее:

8 г - х г

48 г - 32 г   m(02)=х = 5,34г

7 шаг: Запиши ответ: масса кислорода 5,34 г

Часть 2.

Задачи для совместного решения

  1. Определите массу железа необходимого для получения 43,5 г хлорида железа (ІІІ).
  2. Определите массу углекислого газа, который образуется при сгорании 36 г угля (углерода).

Часть 3.

Задачи для самостоятельного решения

  1. Рассчитайте массу и количество вещества углекислого газа, если разложилось 10 г карбоната кальция (СаСО3).
  2. Сколько грамм  сульфида алюминия (Al2S3) можно получить при взаимодействии 2,7 г алюминия с серой.
  3. Какое количество вещества водорода прореагировало с углеродом, если образовалось 0,3моль метана (СН4).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Расчеты по уравнениям химических реакций"

Файл содержит подробный конспект урока...

Конспект урока:"Решение задач на определение массовой доли химического элемента в веществе"8 класс

Цели урока: организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению алгоритма решения задач на определение массовой доли химического элемента в веществе, развивать логическое мышление учащих...

План - конспект урока по химии "Типы химических реакций"

План - конспект урока по химии "Типы химических реакций"...

Конспект урока по теме: Типы химических реакций

Тема урока: Типы химических реакций. Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления полученных знаний.Цель урока: обеспечение усвоения учащимися понятия классификации химических реа...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:»СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ЕЕ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УСЛОВИЙ ПРОТЕКАНИЯ».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:»СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ЕЕ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УСЛОВИЙ ПРОТЕКАНИЯ».ЦЕЛЬ: Сформировать понятие о скорости химической реакции и факторах, влияющих на ее изменение (концентр...

Практическое занятие. Решение задач «Классификация химических реакций»

Конспект урока по ФГОС. Дисциплина "Химия" НПО по профессии "Тракторист -машинист с/х производства"...

Практическое занятие. Решение задач «Классификация химических реакций» Презентация

Презентация к уроку: Практическое занятие. Решение задач "Классификация химических реакций". Дисциплина "Химия"...