Главные вкладки

    Конспект урока:"Решение задач на определение массовой доли химического элемента в веществе"8 класс
    план-конспект урока (химия, 8 класс) по теме

    Цели урока: организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению алгоритма решения задач на определение массовой доли химического элемента в веществе, развивать логическое мышление учащихся. умение использовать алгоритм при решении типовых задач.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_vych._mas._doli_el.doc106 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока в 8 классе по теме: «Решение задач на определение массовой доли химического элемента в веществе»

    Лунина Людмила Дмитриевна, учитель химии

    Цели урока:

    Образовательная

    1. Организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению алгоритма решения задач  на определение массовой доли химического элемента в веществе   

    2.  Обогатить опыт учащихся в получение новых знаний на основе уже имеющихся теоретических знаний

    Развивающая

     Развивать логическое мышление учащихся, умение оформлять расчетные задачи, умение использовать алгоритм при решении типовых задач.

    Воспитательная

     Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу (умение выслушать друг друга, доказательно высказывать свою точку зрения, тактично исправлять чужие ошибки, оказывать помощь друг другу).

    Форма урока. Урок решения задач.

    Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

                     Цели: 

    ─Организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению алгоритма решения задач  на определение массовой доли химического элемента в веществе.   

    ─Обогатить опыт учащихся в получение новых знаний на основе уже имеющихся теоретических знаний.

    ─Развивать логическое мышление учащихся через формирование умений вычислять и записывать значение относительной молекулярной массы вещества, умение сравнивать по составу вещества, составлять алгоритм решения задач на примере массовой доли химического элемента.

     Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу (умение выслушать друг друга, доказательно высказывать свою точку зрения, тактично исправлять чужие ошибки, оказывать помощь друг другу).

    II.Актуализация знаний для изучения нового учебного материала.  

    Цели:

    Актуализация опорных знаний, необходимых для изучения новой темы.

    Создание ситуации успеха для последующей деятельности.

    Воспитывать чувство уважения друг к другу (умение выслушать  друг друга,

    доказательно высказывать свою точку зрения, тактично исправлять чужие ошибки,

               оказывать помощь друг другу).

             При решении задач на определение массовой доли химического элемента в веществе   мы будем использовать  относительную молекулярную массу вещества.

    1. Что называют относительной молекулярной массой? Как вычисляют относительную молекулярную массу вещества?
    2. Сравните по составу вещества, формулы которых  KNO3 и  NaNO3

    1.         Учитель: Учитель: чтобы перейти к нашей сегодняшней теме предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент (человек, представляющийся фермером, рассказывает о том, что в текущем году урожай на его полях несколько ниже, чем был в прошлом году, и цвет растений желто-зеленый. Анализируя данную ситуацию, пришел к выводу, что растениям не хватает азота, фосфора и решил к следующему сезону закупить удобрения. Наведя справки, он узнал, что наряду с удобрениями содержащими конкретный элемент,  в последнее время широкое распространение получили сложные (смешанные, комплексные, комбинированные) удобрения содержащие несколько необходимых растениям элементов.

    Учащимся демонстрируются образцы удобрений с этикетками.

    Предлагаю обдумать и обсудить в группах: Какое из удобрений должен предпочесть фермер? Что будет главным при выборе? (слайд )

    1. Ответы учащихся: удобрения должны быть безопасные; выбрать то удобрение, которое содержит несколько питательных элементов; предпочесть то удобрение, в котором нужного элемента содержится больше.
    2. Слайд : диаграмма содержания азота в NaNO3 и KNO3.

    1. Что показывают диаграммы?
    2. В каком веществе содержание азота больше?
    3. Зависит ли содержание азота напрямую от числа атомов азота в молекуле?
    4. Каким математическим термином можно обозначить содержание элемента в веществе? (доля, часть, процент)
    5. Как найти часть от целого?
    6. Как найти долю азота в общей массе вещества?

    Как учесть в формуле, что атомов азота в молекуле несколько? В ходе фронтальной беседы записываются на доске соотношения:

    m(х/э)

    m(в-ва)

    Ar(х/э)

    Mr(в-ва)

    Ar(х/э)*n

    Mr(в-ва)

    III. Изучение нового учебного материала темы

    Учащиеся  записывают в тетради тему урока:

    Решение задач   на определение массовой доли химического элемента в веществе   

    Цель:

                - на этапе мотивации формировать у каждого ученика личной потребности в

                   последующей деятельности, связанной с открытием нового типа решения задач;

                - создание алгоритма решения расчетных задач

                - развивать умения оформлять расчетные задачи, использовать алгоритм  при  

                   решении типовых задач, умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать

                   выводы, развивать устную химическую речь

     -формировать такие качества личности, как трудолюбие, внимательность,

      активность.

    Не зависимо от подхода в решение любой задачи выделяется четыре основные этапа.

            Самый главный этап – анализ условия задачи.

            Второй этап – составления плана решения

            На третьем этапе выполняется решение

             Четвертый этап – проверка решения

            (Этот этап учащимися часто игнорируется)

    Обучаясь на данном уроке, учащиеся, решая задачу, действуют по определенному алгоритму. После выполнения нескольких задач они прочно усваивают порядок действий и впоследствии могут применять его не только при решении подобных задач.

                Обозначение  массовой доли W

                Единицы измерения: %

                Формула: W(х/э)= Ar(х/э)*n   , где n - количество атомов  элемента в веществе

                                                Mr(в-ва)

             Одна группа учащихся получает    задание сформулировать определение   понятия массовая доля химического элемента; остальные группы – составить алгоритм вычисления массовой доли химического элемента.

             Заслушиваются ответы учащихся, по необходимости     корректируются.

    Задача 1. Вычислим массовую долю фосфора в двойном суперфосфате Ca(H2PO4)2.

     Дано:

    Ca(H2PO4)2.                         Решение

      W (P) в %                   W(х/э)= Ar(х/э)*n

                                                         Mr(в-ва)

         

                                       1. Определяем Мr вещества

                               Мr(Ca(H2PO4)2.= 40 + (1  · 2 +31 +16 · 4) · 2 = 234

                                2. Вычисляем W(P) =(31 · 2) / 234 = 0,27  или 27%

                            3. Записываем ответ

                       

    IV. Закрепление учебного материала

    Цель:

    - Осознание, Осмысление алгоритма решения задач, запоминание алгоритма.

    - Развивать логическое мышление, память, внимание, речь.

    - Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу.

    Решаем аналогичные задачи:

    1. На доске решает ученик.

    Задача. Проведите самостоятельно вычисления массовой доли фосфора в удобрение под названием  преципитат CaHPO4  · 2H2O

    Проверка результатов  с комментариями

    2. Выполните вычисление массовой доли азота по вариантам: 1 вариант – в карбамиде CO(NH2)2      2 вариант – в нитрате аммония - NH4NO3 ,

     Итак, попробуем подвести итоги.

            1. Какое же удобрение и почему следует приобрести фермеру?

            2. Может ли оказаться полезным в жизни умение вычислять массовую долю химического         элемента.

            3.Оценка работы на уроке отдельных учащихся.

    V. Задание на дом

    Цель: повторение, закрепление материала урока.

     Отсутствие калия приводит к гибели растений. Для восполнения калия в почве  применяют калийные удобрения. Источником  их получения  служат соединения калия, распространенные в природе: сильвинит NaCl · KCl , древесная и торфяная зола, содержащие поташ K2CO3, каинит MgSO4 · KCl · 3H2O (слайд).   В качестве домашнего задания предлагаю вам рассчитать, какое соединение наиболее богато калием?

    VI.  Рефлексия (2 мин.)( слайд)

    Учитель создаёт условия для заключительной рефлексии:

    Сегодня на уроке я научилась(ся)…

    Сегодня на уроке я узнал(а)…

    Сегодня на уроке я закрепил(а) свои знания…

    Что ещё я хотел(а) бы узнать …

    Массовая доля элемента в соединении — это отношение массы элемента к соответствующей массе соединения.

    Создание условий для воспитания активности и самостоятельности при решении расчетных задач на вычисление относительной молекулярной массы вещества и массовой доли химического элемента, коммуникативности при работе в группах и парах переменного состава.

    1. Создание условий для развития мыслительных способностей при выполнении операций сравнения, анализа, умения делать выводы, выявлять причинно-следственные связи
    2. Организовать деятельность учащихся на усвоение:

    знаний: понятий: относительная молекулярная масса вещества, массовая доля химического элемента, доля как часть целого;

    умений: вычислять и записывать значение относительной молекуляр-ной массы вещества, массовой доли химического элемента, составлять алгоритм решения задач на примере вычисления массовой доли химического элемента.

    навыков:

    1. определения относительной атомной массы по периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
    2. анализа качественного и количественного состава вещества по молекулярной формуле;
    3. вычисления относительной молекулярной массы вещества;
    4. работы с диаграммами;
    5. вычислительных навыков;
    6. коммуникативных (умение слушать, формулировать вопросы и отвечать на них при работе в группах)

    Тип урока: изучение новых знаний

    Метод на основном этапе урока: частично-поисковый

    Оборудование:

    1. Компьютер
    2. Мультимедийный проектор, экран
    3. Телевизор
    4. Видеоплеер
    5. Образцы удобрений с этикетками (KNO3, NaNO3, Ca(NO3)2, NH4NO3, CO(NH2)2)

    Название этапа

    Содержание этапа

    Методы, формы обучения

    Примечания

    Актуали-зация и целеполагание

    1. Задание на экране (слайд 1)
    1. Что называют относительной молекулярной массой? Как вычислить относительную молекулярную массу вещества?
    2. Сравните по составу вещества, формулы которых P2O5 и P2O3 
    3. Проверьте правильность выполнения вычислений в домашнем задании


    1. Проверка результатов работы



    1. Учитель: чтобы перейти к нашей сегодняшней теме предлагаю вам посмотреть небольшой видеофраг-мент (человек, представляющийся фермером, рассказывает о том, что в текущем году травостой на его полях несколько ниже, чем был в прошлом году, и цвет травы желто-зеленый. Вспомнив школьный курс биологии, он понял, что растениям не хватает азота, и решил к следующему сезону закупить удобрения. Наведя справки, он узнал, что на рынке предлагается несколько видов азотных удобрений по приблизительно одинаковой цене)

    Учащимся демонстрируются образцы удобрений с этикетками.

    Предлагаю обдумать и обсудить в группах: Какое из удобрений должен предпочесть фермер? Что будет главным при выборе? (слайд 2)


    1. Ответы учащихся: удобрения должны быть безопасные; выбрать то удобрение, которое содержит несколько питательных элементов; предпочесть то удобрение, в котором нужного элемента содержится больше.
    2. Слайд 3: диаграмма содержания азота в NaNO3 и KNO3.


    1. Что показывают диаграммы?
    2. В каком веществе содержание азота больше?
    3. Зависит ли содержание азота напрямую от числа атомов азота в молекуле?
    4. Каким математическим термином можно обозначить содержание элемента в веществе? (доля, часть, процент)
    5. Как найти часть от целого?
    6. Как найти долю азота в общей массе вещества?
    7. Как учесть в формуле, что атомов азота в молекуле несколько?

    Работа в парах сменного состава

    a) 1↔2, 3↔4

    b) 1↔3. 2↔4

    c) 1↔4. 2↔3






    По одному делегату от группы                    









    Фронтально









    Работа в группах по 4 человека    



    По одному делегату от группы                    

                     






    Фронтальная беседа        

    4 минуты












    2 минуты











    2 минуты









    2 минуты





    2 минуты









    2-3 минуты




    В ходе фронтальной беседы записываются на доске соотношения:

    m(х/э)

    m(в-ва)


    Ar(х/э)

    Mr(в-ва)


    Ar(х/э)*n

    Mr(в-ва)

    Изучение нового материала

    На закрытый до этого этапа урока части доски учащиеся видят  и записывают в тетради:

    1. Тема урока: «Массовая доля химического элемента в веществе».

                Обозначение: W

                Единицы измерения: %

                Формула: W(х/э)= Ar(х/э)*n

                                                Mr(в-ва)

           2.  Одна группа учащихся получает           задание сформулировать определение      понятия массовая доля химического элемента; остальные – составить алгоритм вычисления массовой доли химического элемента.

            3. Заслушиваются, по необходимости     корректируются, записываются ответ первой группы. Из остальных групп право ответа получает та, которая закончила работу первая.

    Слайд 4 (алгоритм)





    Фронтальная работа




    Работа в группах по 4 человека





    По одному делегату от группы                    








    2 минуты





    1,5 – 2 минуты, по мере готовности



    3-4 минуты






    Совершенствование

    1. Проведите самостоятельно вычисления массовой доли азота в NaNO3 (1 вариант) и KNO3 (2 вариант)
    2. Проверка результатов (слайд 3)
    3. Вычислим массовую долю азота в Ca(NO3)2.




    1. Выполните вычисление массовой доли азота по вариантам: 1 вариант - NH4NO3, 2 вариант - CO(NH2)2
    2. Проверка с комментариями

    Индивидуально




    Фронтально, один учащий-ся работает у доски


    Индивид-но

    3 минуты




    1 минута

    3 минуты





    3 минуты



    Устно, 2 мин.

    Рефлексия, проверка, контроль

    Итак, попробуем подвести итоги.

    1. Какое же удобрение и почему следует приобрести фермеру? Слайд 5.
    2. Может ли оказаться полезным в жизни умение вычислять массовую долю химического элемента?
    3. Составим синквейн на тему сегод-няшнего урока.


    1. В качестве домашнего задания предлагаю вам рассчитать, какая из руд наиболее богата железом: Fe2O3, FeCO3, FeS2?
    2. Оценка работы на уроке отдельных учащихся.

    Фронтальная беседа    






    Работа в группах  

    2-3 минуты







    Если останет-ся время, 3-4 минуты

    2 минуты




    2 минуты


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока "Решение задач на определение скорости передачи данных"

    Создание условий для формирования знаний по решению задач на определение скорости и времени передачи данных....

    Массовая доля химического элемента в сложном веществе

    В наглядной форме презентация поможет учащимся научиться вычислять массовую долю химического элемента в сложном веществе. На основе известного из курса  математики понятия "часть от целого" ...

    План - конспект урока "Решение задач на определение размеров, массы, количества молекул" с использованием технологии внутренней дифференциации

    Приводится  план-конспекта  урока  в  10  классе  с  использованием  технологии  внутренней  дифференциации...

    Алгоритм решения задач по теме «Массовая доля химического элемента в соединении»

    Алгоритм решения задач по теме "Массовая доля химического элемента в соединении" предназначен для самостоятельной работы для учащихся восьмых классов....

    Алгоритм решения задач "Массовая доля химического элемента"

    Данный материал содержит дидактический материал для подготовки учащихся по теме "Массовая доля химического элемента", а также листы контроля по двум вариантам....

    Решение расчётной задачи №27 (определение массовой доли вещества в растворе) в ЕГЭ по химии с использованием метода "Стаканов".

    Представленный в презентации метод позволяет существенно сэкономить время на экзамене при расчёте задач на определение массовой доли вещества в растворе. Приведено несколько примеров: - расчёт ма...

    Массовая доля химического элемента в со-единении. Вычисление массовой доли х.э. в соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

    Массовая доля химического элемента в со­единении. Вычисление массовой доли х.э. в соединении. Установление простейшей формулы вещества  по массовым долям элементов....


     

    Комментарии

    Урок решения задач с элементам развивающего обучения