урок" Решение дробных рациональных уравнений"-8 класс
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме

Разработка урока для 8 класса по УМК авт. Ю.Н.макарычев и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока алгебры33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока алгебры в 8 классе.

Тема урока : « Решение дробных рациональных уравнений»

Учащиеся овладевают способами решения дробных рациональных уравнений, которые состоят в том, что решение таких уравнений сводится к решению квадратных уравнений разными способами.

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. С целью создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Основная дидактическая цель урока – обобщить и систематизировать знания учащихся по определению методов решения дробных рациональных  уравнений.

Задачи урока:

образовательные

  • актуализировать и расширить полученные ранее знания учащихся по данной теме,
  • ликвидировать пробелы в знаниях учащихся,
  • совершенствовать умения и навыки учащихся по выбору метода решения пробных рационального уравнения,
  • установить внутри предметные связи изученной темы с другими темами алгебры.

развивающие 

  • развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность;
  • расширение кругозора учащихся,

воспитывающие

  • воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры,
  • воспитание чувства ответственности перед товарищами, умение контролировать свои действия.

Тип урока – урок обобщения  и систематизации знаний.

Средства обучения: раздаточный материал,  мультимедийный проектор, экран.

 Технологии: ИКТ-технологии, технология проблемного обучения.

Формы работы:  индивидуальная, групповая.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Цель: подготовка учащихся к работе, активизация внимания для быстрого включения в деятельность.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния  в начале урока с целью установления эмоционального контакта с учениками. Применяются карточки с изображением лиц.  

Вывешивается эпиграф урока: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» (Д.Пойа)- выяснение смысла.

  1. Проверка домашнего задания

Цель: выявить пробелы в знаниях.

Рефлексия деятельности: осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.

Ученики зачитывают получившиеся ответы. Выясняем используемые методы. К какому виду уравнения пришли после преобразований: к приведенным, к полным квадратным, к неполным квадратным. Кто применил далее теорему Виета. Ученики сверяют решения с решениями на экране.

 Повторяем правило: 1. Если в квадратном уравнении a+b+c=0, то один из корней равен 1, а второй по теореме Виета равен

2. Если в квадратном уравнении a+c=b, то один из корней равен -1, а второй по теореме Виета равен

Вывод: при решении квадратного уравнения стандартного вида полезно сначала проверить являются ли числа 1 и -1 корнями уравнения.

 Работа с карточками( весь класс )-(2мин)

Вопросы

Ответы

1

Какой формулой задаётся квадратное уравнение ?

А. ax2+bx+c=0

Б.  X+2х=0

В.  ax+c=0

2

Если  Д=0, то сколько корней имеет квадратное уравнение?

А. не имеет

Б. один

В. два

3

Какого вида квадратное уравнение называется приведённым?

А. ax2+bx+c=0

Б.  ax2+c=0

В.  x2+px+q=0

4

Как записывается теорема Виета для приведённого квадратного уравнения?

А. x1+x2= -p

     x1*x2= q

Б.  x1-x2= p

     x1*x2= q

В.  x1+x2= p

     x1*x2= -q

5

Решить уравнение   x2 – 9=0

А.  9

Б.  -3; 3

В.  0

Учитель собирает карточки.

  1. Актуализация знаний.

       Цель: повторение ранее изученного материала и применение его на практике.

Пока идет работа с классом 2 сильных ученика работают с карточками №1 и №2.

№1. Решить графически.    Х2= Х+2 ( применение метода при решении квадратного уравнения).

В ходе проверки решения делаем вывод: Для решения уравнения f(x) = g(x) необходимо построить графики функций y = f(x),  y = g(x) и найти точки их пересечения; абсциссы точек пересечения и будут корнями уравнения. Применяя графический метод в данном случае мы нашли точное значение корней, но так бывает не всегда. Однако, графический метод часто применяют не для нахождения корней уравнения, а для определения их количества.

№2. Метод разложения на множители.  3х2+2х-1=0

Привести квадратное уравнение общего вида к виду А(х)·В(х)=0, где А(х) и В(х) – многочлены относительно х.

            В ходе проверки выяснить каким способом пользовалась и какие еще способы знаем. (Вынесение общего множителя за скобки; использование формул сокращенного умножения; способ группировки.)

           Работа с классом: с примением экрана.

Рефлексия: в случае неправильного ответа вывешивается картинка «лупы».                                                       

  1. При каких значениях Х имеет смысл выражения:

А)             В)                    Г)                    Д)            Е)

2. Найти общий знаменатель дробей:

А) =             В)            Г)  = 0

- Какие это уравнения?

- Каков алгоритм решения таких уравнений?

- К какому виду часто приводятся дробно рациональные уравнения?

-Какие уравнения называются квадратными? ( ах2 +вх +с = 0)

- Как можно определить сколько корней имеет квадратное уравнение?

-Какие виды квадратных уравнений бывают? ( с=0; в=0; с=0 и в=0)

-  Какие уравнения называются приведенными? ( а=0)

- Какие методы решения приведенных уравнений знаем?

- Как быстро  определить корни уравнений?  ( а+в+с=0)  Х1=1; Х 2 =

Х2 + Х - 2=0                Х2 +2Х-3=0                 Х2 -3Х+2=0                 5Х2 -8Х+3=0

  1. Физкультурная минутка для глаз.

Цель:  улучшение мозгового кровообращения и снятие утомляемости.

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза (считая до 3), открыть, посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз.
  3. Исходное положение -сидя на стуле, 1-2-плавно наклонить голову назад, 3-4 голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
  1. Решение дробных рациональных уравнений.

Цель: отработка навыка приведения к общему знаменателю; отработка навыка решения.

  1. Привести дробно рациональное уравнение к общему знаменателю – (3 уравнения)
  2. Решить уравнения -3 ученика у доски, остальные самостоятельно:

А)  =      В) +1=        Г) =

  1. Самостоятельная работа.

Решить дробные рациональные уравнения.

№ 690 ( д,з) – взаимопроверка с использованием  экране.

  1. Подведение итогов.

Цель: каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного окна на экране:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  1. Задание на дом. № 690( в,е,ж) , решить 5-ю способами уравнение  3х2 +5х+2=0

Список литературы:

  1. Алгебра. 8 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений/ А45/ Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, : под ред С.А.Теляковского.- М6Просвещение, 2010г.
  2. Уроки алгебры в 8 классе: В.И.Жохов .М6Просвещение. 2009г.
  3. Дидактические материалы по алгебре.8 кл. В.И.Жохов, Ю.Н.Макарычев. М: Просвещение, 2011г.
  4. Контрольно измерительные материалы по алгебре. 8 кл. М: «Вако», 2011г.

         

                     Районный конкурс

               « Звездный урок учителя»

                           НОМИНАЦИЯ

                  Физико-математические науки

                             ( математика)

                                  Автор:

                                               Болгова Светлана Ивановна,

                                 учитель математики

                                                 МБОУ « Весенненская СОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дробные рациональные уравнения" 8 класс. Задания для развития и обучения учащихся.

Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления и повторения темы....

Тест «Дробные рациональные уравнения», 8 класс

Тест «Дробные рациональные уравнения», 8 класс...

Решение дробных рациональных уравнений. 8 класс

Первый урок по теме: Решение дробных рациональных уравнений. Вспоминаются уже известные способы при решении дробных уравнений, рассматриваются новые способы...

Дробные рациональные уравнения 8 класс

Презентация с объяснением данной темы...

Презентация на тему "Дробно рациональные уравнения", 8 класс

Презентация на тему "Дробно рациональные уравнения", 8  класс...

контрольная работа по алгебре "дробно-рациональные уравнения" , 8 класс

Контрольная работа по алгебре для 8 класса "Дробно-рациональные уравнения", 2 варианта, учебник под редакцией С.А. Теляковского...

контрольная работа по алгебре "дробно-рациональные уравнения" , 8 класс

Контрольная работа по алгебре для 8 класса "Дробно-рациональные уравнения", 2 варианта, учебник под редакцией С.А. Теляковского...