Разработка урока математики в 5 классе по теме:"Правильные и неправильные дроби"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Карасева Наталья Дмитриевна

Разработка урока составлена в соответствии с новыми ФГОС, представлен сценарный план урока и презентация  к уроку по теме "Правильные и неправильные дроби", по учебнику "Математика" 5 класс Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgosmatematika_5_klass.rar657.43 КБ

Предварительный просмотр:

                      Формирование универсальных учебных действий

                                  на уроке математике в 5 классе

                     по теме «Правильные и неправильные дроби».

Автор: Карасева Наталья Дмитриевна, учитель математики МОБУ «Красномайская СОШ» Вышневолоцкого района Тверской области

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование, демонстрационный материал: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, сигнальные карточки , магниты

Цель урока:

  1. Ознакомить  с правильными и неправильными дробями, учить понимать их смысл

Задачи:

Обучающие:
•формирование  представлений о правильных и неправильных дробях;
•приобретение умения составлять и записывать правильные и неправильные дроби.

Развивающие:
•умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические  рассуждения  и делать выводы;
•умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

  1. развивать внимание, речь, память, логическое мышление, самостоятельность

Воспитательные:
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
•формирование целостного мировоззрения;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

                                                Ход урока.

1.Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент).

Цель этапа:

 Настроить учащихся на работу, включить  их  в учебную деятельность.

Организация учебного процесса на 1 этапе:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

                    УУД

-Настраивает учащихся на урок (Слайд №1)

  Посмотрите, все ль в порядке:

Книжка, ручка  и тетрадки?

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок .

- Запишите в тетрадях дату .

- Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили на последних уроках?

-Что мы умеем делать с дробями?

- Записывают  дату.

-О дробях.

- Читать, сравнивать ,решать текстовые задачи

Личностные ууд обеспечивают ориентацию учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях.

Коммуникативные ууд:.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

2.Актуализация знаний  и фиксация затруднения в деятельности, добывание знаний в новой ситуации.

Цель этапа:

Актуализировать знания о понятии  обыкновенная дробь, поработать над пробелами в знаниях ,зафиксировать задания, вызывающие  затруднения, создать проблемную ситуацию.

Организация учебного процесса на 2 этапе:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

                    УУД

- Приготовьте сигнальные карточки, будьте внимательны.

 

Показывает слайды презентации, задает вопросы .  ( слайды  3-8)

Благодарит учащихся за работу обращает еще раз на ошибки.

- обращает внимание детей на доску, на ней изображение координатного луча и дроби на магнитах.

-давайте вспомним, где «живут» дроби и  каждой из них покажем свое место.

-Где «живут»  дроби  ,  ,

- Как же взять 8 частей , если целое разделено на 7?

В  результате  получили две группы дробей, изображенных на луче.

-Давайте попробуем сравнить эти две группы дробей . Что вы заметили?

-Наверное эти дроби отличаются и своим названием?

-Попробуйте найти ответ на этот вопрос в учебнике на стр.152.Названия этих дробей и будет темой нашего урока.

– Как можно сформулировать цель урока?

 Слайд .

.

Готовят карточки , молча работают, отвечают на вопросы ,показывая «кружочки».

Учащиеся убирают «сигналы»

- Отвечают на вопрос

( дроби можно изобразить на координатном луче )

Выходят к доске и магнит устанавливает на нужное место. Смогли выполнить это задание для трех дробей первой группы : ,  , .

- Дети рассуждают и приходят к выводу, что необходимо  еще одно целое.

 

Делают выводы:

  I группа дробей

 I I группа дробей

-Числитель меньше знаменателя

- Дробь меньше 1.

Числитель больше знаменателя

- Дробь больше или равна 1

 

Работают с учебником , и формулируют тему урока, записывают ее в тетрадях и справочниках.

Называют общие и конкретные цели, как для урока, так и для себя.

Коммуникативные ууд: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии  с заданиями.

Регулятивные ууд:

 - целеполагание  как постановка учебной задачи ;
-планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения.

Регулятивные ууд:

- контроль в форме сличения  результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-коррекция - внесение необходимых дополнений ;
-оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

3. Изучение нового материала. Построение проекта выхода из затруднения

  1. Цель этапа: сформировать способность распознавать правильные и неправильные дроби, учить понимать их смысл.

Организация учебного процесса на 3 этапе:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

                    УУД

Первичная проверка понимания

Предлагается выполнить первое задание  Среди дробей найти правильные и неправильные.  (Слайд 13)

Предлагает  работу в парах

Даны три числа : 11;  12;  13.

Используя только эти числа составьте

  1. Все правильные дроби
  2. Все неправильные дроби

(Слайд 14)

Отвечают с пояснением.

Работают в парах, составляют дроби, проверяют правильность выполнения

 ( слайд 15)

Символизируют о правильном выполнении-

руки «в замочке», поднимают вверх.

,

Общеучебные универсальные действия:

-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель;

Универсальные логические действия:

- построение логической цепи рассуждений. Познавательные

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Универсальные логические ууд:

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

4. Первичное закрепление

Цель этапа: тренировать способность работы с дробями, исправить ошибки на основе правильного применения правил, зафиксировать их в речи.

Организация учебного процесса на 4 этапе:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

                    УУД

-Предлагает закрепить материал , составив опорную схему и записать ее в справочник

Дробь  

Правильная

а< b

< 1

Неправильная

а≥b

≥1

  1. Предлагает решить

  № 977, № 983  из учебника

-Записывают схему в тетрадь- справочник.

Решают 2 ученика у доски, все остальные работают в тетрадях.

Общеучебные универсальные действия:

-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель;

Универсальные логические действия:

- построение логической цепи рассуждений. Познавательные

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Универсальные логические ууд:

-синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

-выбор оснований и критериев для сравнения

Регулятивные ууд:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
-оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

6. Рефлексия деятельности на уроке.

Цель этапа:  зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. Записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на 6 этапе

Деятельность учителя

Деятельность ученика

                    УУД

- Подведем итоги урока

 

- Вспомните, какие цели и задачи мы перед собой ставили?

-Что нового узнали на уроке?

- Приготовьте сигнальные карточки. Слайд 18

Предлагает записать домашнее задание и перейти к «Математической перестрелке»  Слайд 20

 ( Работа в группах)

- Благодарит за работу на уроке, просит поднять карточку с определенным цветом , чтобы оценить себя на уроке

 

-Себя оценивает.

Отвечают на вопросы, работают с сигнальными карточками.

Слайд  19.

-Вспоминают и проговаривают вслух.

 -Записывают домашнее задание

Работают в группах, готовят вопросы и по команде учителя задают их  другим группам.

- Я все понял и мне было интересно

 Я понял на уроке, но у меня есть вопросы

Я ничего не понял на уроке, мне было скучно

Познавательные ууд:

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Регулятивные ууд:

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные ууд:

Обеспечивают возможности сотрудничества – умение

        слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе на тему: "Правильные и неправильные дроби"

Технологическая карта урока "открытия" новых знаний  в соответствии ФГОС...

Урок в 5 классе на тему: "Правильные и неправильные дроби"

Технологическая карта урока "открытия" новых знаний  в соответствии ФГОС...

Разработка урока математики в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби"

Урок усвоения новых знаний по теме «Правильные и неправильные дроби». На уроке используется фронтальная, групповая и индивидуальная работа детей. Предлагаемая вашему вниманию разработка ур...

урок математики 5 класс по теме "Правильные и неправильные дроби"

          Аннотация к уроку«Правильные и неправильные дроби»Данный урок предназначен для учащихся 5 класса основной школы. В классе обучаются учащиеся, имею...

Урок математики 5 класс по теме «Правильные и неправильные дроби»

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе в условиях ФГОС...

Самостоятельная работа по математике в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей"

Самостоятельная работа по математике в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей" (Мерзляк)...

Презентация к уроку математики 5 кл по теме "Правильные и неправильные дроби"

Презентация к уроку изучения нового материала в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби" 1 -й урок по теме....