1.Открытый урок в 7 классе . 2.План работы со слабоуспевающими учащимися..
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме

Скорик Людмила Ивановна

1.Разработка открытого урока в 7 классе по теме "Линейные уравнения". 

2.План работы со слабоуспевающими учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lineynye_uravneniya.doc77.5 КБ
Microsoft Office document icon plan_raboty_so_slab.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

          МАОУ  Тисульская средняя общеобразовательная школа №1

Линейные уравнения с одной переменной

Урок-зачет по алгебре в 7 классе

Автор

Скорик Людмила Ивановна, учитель математики

Тисуль 2011

Цель: проверить знания учеников по теме, развивать математический кругозор, воспитывать творческую активность, интерес к занятиям математикой.

     Оборудование: портреты математиков, разноуровневые карточки с кодированными заданиями, билет с вопросами для устного опроса, сводная ведомость учета отметок.

                                           Ход урока.

  1. Организационный момент.

Итак, ребята, на протяжении 10 уроков мы с вами отрабатывали умения решать уравнения, находить их корни, решать задачи с помощью уравнений.

Сегодня мы проводим зачет по теме «Линейные уравнения с одной переменной».

А сейчас...

Исторический экскурс (рассказывают ученики).

  1. Представим себе, что первобытная мама по имени ..., впрочем, у нее, наверное, и имени-то не было, сорвала с дерева 12 яблок, чтобы дать каждому из своих четырех детей. Вероятно, она не умела считать не только до 12, но и до четырех и уж, несомненно, не умела делить 12 на 4. А яблоки она поделила, наверное, так: сначала дала каждому ребенку по яблоку, потом еще по яблоку, потом еще по одному и тут увидела, что яблок больше нет и дети довольны. Если записать эти действия на современном математическом языке, то получится х 4 = 12, т.е. мама решила задачу на составление уравнения.
  2. Задачи, приводящие к решению простейших уравнений, люди решали с того времени, как стали людьми. Еще 3-4 тысячи лет до н.э. египтяне и вавилоняне умели решать уравнения. Греки унаследовали знания египтян и пошли дальше. Многие великие математики изучали методы решения уравнений.

  1. Проверка домашнего задания.

(домашним заданием было: решить уравнения и по правильным ответам найти в таблице закодированное слово, см. приложение 1).

  1. Какое слово получилось? (Эйлер)
  2. Кто это? (великий математик, который занимался решением уравнений).
  3. Что вы знаете о нем? (учащиеся рассказывают).
  4. Фамилию еще одного ученого вы узнаете, если правильно решите уравнения (см.приложение 2).
  1. Устная работа.
  1. Какие из данных выражений являются уравнениями?

а) х2 - 9 = 0        б) 1/4 - 1/3 = -1/12        в) /х/ + 1 =1

г) 0,4 - х        д) 2х - 3 = 0        е) 4а2в • (-2а)

Ответ: а,в,д

  1. Является ли число -2 корнем уравнения?

а) х2 - 6 = 4 (нет)        б) х + 4 = 2 (да)

в) (х + 2) (х - 7) = 0 (да)        г) 1/3 х + 2/3 = 0 (да)

  1. Назвать корень уравнения: (найти, угадать)

а)х2-9        = 0 (3;-3)        г) Зх + 2 = 2 + Зх (х- любое)

б)        4х = - 7х (0)        д) /х/ = 0,2 (0,2; -0,2)

в)        2х3 = - 16 (-2)        е) 0,5х2 • (х - 7) (х + 5) = 0 (0;        7; -5)

ж) /2х/ + 7 = 0 (нет корней)

  1. Ученики отвечают на вопросы по билетам.

Вопросы:

  1. Что называется уравнением?
  2. Что такое корень уравнения?
  3. Что значит решить уравнение?
  4. Схема решения уравнения
  5. Что называется линейным уравнением?
  6. В каком случае линейное уравнение имеет много корней?
  1. Математический диктант.
  1. При каком значении х значение выражения - Зх равно 6? (-2)
  2. При каком значении а уравнение ах = - 7 не имеет корней? (0)
  3. Выпишите уравнения, которые не имеют корней.

а)-0,5х=1; б) 5 /х/ = - 1;        в)4х = 4х-3;        г)-11х        =        Зх-14        (б,        в)

  1. В решении уравнения допущена ошибка. Укажите, где?

2 • (х + 3) = 4х - 7 2х + 3 = 4х - 7 2х - 4х = -7 -3

  1. 2х = -10 х = - 10: (-2)

х = 5 (при раскрытии скобок)

  1. При каком значении а выражение За + 5 равно значению выражения 5а + 13 (при а = - 4)
  1. Составление уравнения по условию задачи.

Карточки с кодированным заданием составлены в двух вариантах. Первая задача - из обязательного уровня (см. приложение 3)

  1. Самостоятельная работа.
  1. Найти значение выражения 0,5 х + 1,2 при х = -3
  2. Решить уравнения: а) 1/5 х = 4;        б)        5х        -        (х        +        3) = 5
  3. Решить задачу: В двух ящиках 39 кг винограда. В одном из них на 7 кг больше, чем в другом. Сколько кг винограда в каждом ящике?
  4. Решить уравнения: а) -3 ■ (2 - 0,4у) - 1/2 = 0,4 • (Зу +1);

б)        (х-3) + 7= 11

  1. Решить задачу: На ферме 1000 кроликов и кур, у них 3150 ног. Сколько кроликов и сколько кур на ферме?
  1. Подведение итогов урока.

Все работы учеников проверяются на уроке и отметки выставляются в сводную ведомость (см. приложение 4).

Карточка для домашнего задания (базовый уровень)

Р

Э

Л

Й

Е

1

2,5

40

-2,5

0

1

2

1,8

- 18

18

-20

-2

3

- 19

37

19

-37

-27

4

0,2

-4

4

- 1

1

5

20

22

-22

6

0

Решить уравнения:

  1. 1/4у = 10
  2. - 0,3х = 6
  3. 28-х =9
  4. 9х - (10х - 5) = 4
  5. 2 (х + 6) = Зх - 8

Приложение 2.

Карточка для работы в классе (средний уровень) Решить уравнения:

  1. 1/4 у = - 3
  2. - 15х = 3
  3. -0,2а = 0,5
  4. /в/ + 7 = 7

И

В

Е

т

-0,2

- 12

0

-2,5

Франсуа Виет жил в XVI в. Он внес большой вклад в изучение различных проблем математики. В частности, он ввел буквенные обозначения коэффициентов уравнения. Более подробно о его работах и секретах решения уравнений мы узнаем в 8 классе.

В-1 Код-122

1

2

3

1. Участок площадью 430 га разделен на два поля так, что одно из них на 130 га больше другого.

2х + 130 = 430

х+ 130 = 430

130х = 430

2. Зарплата ученика в 3 раза меньше зарплаты мастера получает каждый, если мастер получает на 380 р больше ученика?

Зх + х = 380

Зх-х = 380

2х +3 = 380

3. В ящике было в 3 раза меньше деталей, чем в коробке. После того, как в ящик добавили 6 деталей, а из коробки взяли 12 деталей, то оказалось, что в ящике на 30 деталей меньше, чем в коробке.

(3х-6)-(х-12)=30

(3 х-12)-(х+6)=3 0

Зх-12 = х+24

В-2 Код-122

1

2

3

1. Веревку длиной 84 м разрезали на две части так, что одна из них оказалась в 3 раза длиннее другой.

Зх + х = 84

Зх-х = 84

2х + 3 = 84

2. Цена авторучки в 5 раз больше цены карандаша, а карандаш стоит на 40 коп. дешевле авторучки.

х - 40 = 5

5х - х = 40

2х + 5 = 40

3. Отцу и сыну вместе 54 года.

Зх + х = 57

Зх + х = 60

Зх + 3 = 57 - х

Сколько лет каждому, если

через 3 года отец будет в 3 раза

старше сына

Приложение 4.

ФИО

уч-ся

Д/з

Прочитай

слово

Устно

Диктант

Задача

Сам.раб.

Дополн.р.

Оценка

1

2

3



Предварительный просмотр:

МАОУ Тисульская средняя общеобразовательная школа № 1

План работы

со слабоуспевающими учащимися на 2012-2013 уч г       Учителя математики: Скорик Людмилы Ивановны

пгт  Тисуль 2012

1. Пояснительная записка

             Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.

Причины неуспеваемости учащихся:

  1. Большие проблемы в фактических знаниях ученика и его умения.
  2. Слабое развитие познавательных процессов.
  3. Слабое развитие навыков учебного труда.
  4. Недостатки воспитанности, недисциплинированность.
  5. Отрицательное отношение к учению.

Цели и задачи программы

Цель - формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.

Задачи:

  1. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
  2. Развитие групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
  3. Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).
  4. Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
  5. Расширение кругозора учащихся, их любознательности.
  6. Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.
  7. Активизация слабых учащихся.

Планируемые результаты:

  1. Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей,
  2. Внедрение новых образовательных технологий, которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.
  3. Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.      

   

План    работы со слабоуспевающими учащимися

На 2012-2013 учебный год.

                                      Предмет математика

                                               Учитель: Скорик Л И

:

П п

Мероприятия

Срок

1

Проведение среза умений и навыков учащихся класса по основным разделам учебного материала обучения.

Цель : Определение фактического уровня знаний учащихся.

сентябрь

2

Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: учителями –предметниками, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и обязательно в ходе - беседы с самим ребенком.

Сентябрь- октябрь

3

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контро льных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года

4

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

В течение учебного года

5

Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

 В течение учебного года

6

Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детыми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях.

В течение учебного года

7

Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.

В течение учебного года

8

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9

Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

В течение учебного года

10

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года

Требования к работе со слабоуспевающими учащимися

  1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету.

2.   Учителю        необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учащихся и отражает работу по их исправлению.

3.  Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.

 4.Учитель        сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися на уроке и вне его.

 5.Учитель        учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету.

6.Учитель        должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления.

Десять правил работы со «слабоуспевающими»

  1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

2.Помните,        что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.

3.Каждый        урок - продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приёмов работы со слабыми.

4.Вселяя        слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

5.Работу        со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти,

логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

6.Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

7.Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.

8. Научитесь        управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.

9.Начав  целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и ... «слабоуспевающих».

10.Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба  

Виды дифференцированной помощи, оказываемой детям, испытывающим затруднения в обучении

  1. Указание типа задачи, правила на которое опирается данное упражнение.
  2. Дополнение к заданию в виде чертежа, схемы.
  3. Указание алгоритма выполнения.
  4. Приведение аналогичной задачи.
  5. Называние ответа или результата задачи.
  6. Постановка наводящих вопросов.
  7. Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.
  8. Предупреждение о наиболее типичных ошибках.
  9. Запись условия, кроме словесного, в виде таблицы, матрицы, значков.

Список западающих тем:

1. Дроби.        Десятичные, обыкновенные. Действия с дробями.

 2. Уравнения (линейные, неполные квадратные уравнения, уравнения с модулем).

3. Неравенства, системы неравенств.

4. Степень, свойства степени.

5. 3адачи на движение, задачи на проценты.

6. Проценты, пропорции.

7. Функции: линейная, квадратичная, (свойства).

8. Формулы сокращенного умножения. Применение при упрощении выражений.

9. Преобразования выражений.

Список контрольных вопросов

1.Умножение,        деление, сложение, вычитание десятичных и обыкновенных дробей.

2. Возведение        в степень числа, дроби (десятичной, обыкновенной), выражения.

З. Определение уравнения, алгоритмы решения уравнений (линейных, неполных квадратных, уравнений с модулем, систем уравнений).

4.Алгоритм        решения неравенств, систем неравенств.

5. Формулы        степеней.

6. Проценты,        определение пропорции (нахождение неизвестного члена пропорции)

7.0пределение функции (линейной, квадратичной), свойства     функций, способ построения графиков функций. Взаимное расположение графиков функций.

 8.Формулы разности квадратов, квадрат суммы и квадрат разности.  

      Вопросы для зачета по геометрии:

  1. Определение луча, угла?
  2. Определение острого, прямоугольного, тупого, развернутого угла?
  3. Определение биссектрисы угла?
  4. Какие углы называются смежными, чему равна сумма смежных углов?
  5. Какие углы называются вертикальными (св-во вертикальных углов)?
  6. Определение перпендикулярных прямых?
  7. Определение треугольника, периметр треугольника?
  8. 1,2,3 признаки равенства треугольников?
  9. Медиана, биссектриса, высота в треугольнике?
  10. Равнобедренный треугольник (свойства), равносторонний треугольник (свойства)?
  11. Параллельные прямые?
  12. Как называются углы при пересечении секущей 2 параллельных прямых, (свойства)
  13. Сумма углов треугольника?
  14. Внешний угол?
  15. Прямоугольный треугольник?
  16. Признаки равенства прямоугольного треугольника?
  17. Пар-м, ромб, квадрат, трапеция? (определения, формулы площадей)
  18. Симметрия относительно точки и прямой?
  19. Теорема Пифагора?
  20. Средняя линия треугольника, трапеции?
  21. Подобные треугольники (признаки)?
  22. Определение синуса, косинуса, тангенса?
  23. Значение Sin . Cos ,tg, 30,45,60 градусов?
  24. Окружность, касательная?
  25. Вписанные и описанные фигуры и окружность?
  26. .Угол вписанный в окружность, центральные углы

        Расписание консультаций:

  1. Вторник 8а ,86 классы по 2 часа, через неделю.
  2. Вторник (6 урок) -9 в класс.
  3. Среда 9г(3 ученик) ,96 классы.
  4. Четверг 9 б класс.

                   Собеседования с родителями проводится

           Во время проведения родительских собраний.

              Во время приглашения в школу администрацией школы.

             Произвольные  консультации (по приглашению учителя)                    

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы со слабоуспевающими учащимися по географии на 2012-2013 уч.год

В материале указаны основные мерприятия по ликвидации пробелов у слабоуспевающих учащихся. А так же показана индивидуальная карта работы с ребенком...

План работы со слабоуспевающими учащимися 5 класса по русскому языку.

План работы со слабоуспевающими учащимися 5 класса по русскому языку....

План работы со слабоуспевающими учащимися по учебному предмету Математика для 5-7 классов

План работы со слабоуспевающими учащимися  по учебному предмету Математика для 5-7 классов...

План работы со слабоуспевающими учащимися 5 «Б» класса

Программа деятельности классного руководителя со слабоуспевающими учащимися....

План работы со слабоуспевающими учащимися 6,7 классов по английскому языку

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ. Проводить диагностику учащегося в начале учебного года с целью выявления уровня обучаемости, учитывая тип темперамента ребенка.Использовать на уроке различные виды...