Самоанализ педагогической деятельности учителя математики Дондоковой Е.В.
материал по алгебре по теме

Дондокова Евдокия Васильевна

Самоанализ педагогической деятельности  Дондоковой Евдокии Васильевны (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_ped_deyatelnosti.doc269.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности

учителя математики

Дондоковой Евдокии Васильевны

ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего(полного) общего образования»

«Формирование ключевых компетенций через внедрение  современных педагогических технологий как условие социализации личности»

                                                           « Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить

                                                         то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»

                                                                         В.О. Ключевский

В Новоселенгинской школе – интернат я работаю с 1992 года. Теперь, когда путь математика, длиною в тридцать  лет пройден, я всё чаще начинаю оглядываться назад и анализировать. Наша школа непростая, потому что у нас  обучаются дети из малообеспеченных, многодетных семей, дети, оставшиеся без попечения родителей,  дети-сироты, дети из малых сел, находящихся на всей территории Селенгинского района и республики Бурятия, нуждающиеся в адаптации и социализации. Если посмотреть на социальный паспорт нашей школы, то тут сразу же открывается картина и видишь, что школа наша большой и сложный организм.  В этом организме  бьются сердца  детей и педагогов, многообразны и ярки портреты детей. Особенно большого внимания требуют дети, души которых надломлены горестными переживаниями. Очень много детей со слабыми способностями, вялым мышлением, плохой памятью. Но в школе царит глубокая вера в то, не должно быть «второсортности», что любой слабый ученик не безнадежен, он требует только особой чуткости. Именно его надо морально поддержать, поверить в него, сделать так, чтобы он сам поверил в себя. Меня постоянно беспокоит мысль, как дойти до каждого, ведь все дети удивительно разные. У каждого как будто своя струна в сокровенном уголке сердца. Она звучит на свой лад, и чтобы сердце отзывалось на моё  слово, мне надо настроиться на тон этой струны.

Признание школы - дать ребенку средства для обретения самого себя, создать условия, определяющие развитие личности этнической группы, дать ребёнку возможность не только получить новое в готовом виде, но и открывать что-то самостоятельно; помогать ребёнку построить научную картину мира и создать предпосылку для его социализации. А это возможно при условии, если педагогический коллектив одержим едиными стремлениями и помыслами, если учебно-воспитательный процесс в школе – интернат  действительно творческий и отвечает конкретным жизненным задачам каждого воспитанника.

Учебно-воспитательный процесс планирую и организую в соответствии с Образовательной программой и Программой развития школы на 2011-2015 уч. годы. Цель и задачи программ: обеспечение современного качества образования на основе фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства, развитие социальной поддержки и защиты детей, сохранение и укрепления их здоровья, обеспечения их безопасности, развитие школьной системы образования и воспитания учащихся, способствующей формированию разносторонне-развитой личности. Как педагог-предметник являюсь исполнителем данной программы.

 Современные условия выдвигают новые требования к формированию личности учащегося. Учащийся современной школы – интернат должен быть не только знающим, но и мыслящим, инициативным, самостоятельным. Жизнь выдвигает перед нами проблему:как сформировать человека, который бы отвечал потребностям общества на  нынешнем этапе исторического развития.

          Главной задачей обучения математике, считаю не изучение основ математической науки, как таковой, а общеинтеллектуальное, общекультурное развитие – формирование качеств мышления и качеств личности у учащихся, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе. Одним из базовых психических ресурсов личности является интеллект. Интеллектуальное воспитание – это такая форма организации учебного процесса и внешкольной деятельности учащихся, в рамках которой каждому ребенку оказывается индивидуализированная педагогическая помощь с целью совершенствования его интеллектуальных возможностей. Важнейшим условием интеллектуального воспитания учащихся является перестройка содержания школьного образования как ключевого элемента учебного процесса. А это значит, что учитель обязан идти на эксперименты, риски, внедрение новых технологий.

        Именно по такому пути идет наша школа-интернат  –   апробируя новые учебно-методические комплексы и новые педагогические технологии.

В первые годы преподавания в школе я подметила недостаточную технологичность своих приемов обучения. Уроки были монотонны и однообразны, а проверочные и контрольные работы посильны не всем учащимся.

В каждом классе наряду с сильными  есть слабые ученики, у которых  недостаточно развиты воля и память, они не умеют применять свои знания. И чтобы их сохранить, то есть продвинуть в знаниях сильных учащихся и не потерять детей с проблемами в обучении, передо мной встала задача - так управлять учебной деятельностью, чтобы помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.

Умение увлечь учеников работой, и есть, в конечном счёте, педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся.

Всё это повлекло за собой необходимость накопления нетрадиционных приёмов обучения, методического арсенала и дидактических материалов. С 2004 - 2005 учебного года решением методического совета школы  началась апробация учебно-методического комплекса  изучения алгебры  автором которого является А.Г. Мордкович. В данном УМК приоритетной выбрана функционально – графическая линия. Построение материала практически всегда осуществляется по жесткой схеме: функция – уравнения - преобразования. Анализируя КИМы Единого государственного экзамена, Единого муниципального экзамена на функционально – графическую линию приходится более 60% всего теста, учебник, наиболее адекватный заданиям ЕГЭ и ЕМЭ,  является учебник А.Г. Мордковича.

  1. Мною составлены рабочие программы по УМК А.Г.Мордковича в соответствии с требованиями Государственного образовательного  стандарта которые получили внешнюю рецензию:  доктора педагогических наук, профессора МГПУ А.Г Мордкович и кандидата педагогических наук, старшего преподавателя  РИКУиО Н. Н. Алексеевой  (см. приложение №1)
  2. Программа по геометрии «Геометрия 5-9 кл» под редакцией Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов. «Геометрия 10-11» под редакцией Л.С.Атанасян
  3.  Авторские программы по  элективным курсам «Избранные вопросы математики» (см. приложение №2),программа математического кружка «Маленькие хитрости», (см. приложение №3), программы занятий с одаренными и слабоуспевающими учащимися.

2.1. Описание используемых образовательных технологий.

Моя педагогическая система складывается из нескольких составляющих. Наряду с традиционными методами применяю метод дифференцированного обучения, метод проектов, информационно-коммуникативную технологию,  здоровьесберегающие технологии, метод проблемного обучения.

2.1.1.Проблемный подход

Проблемный подход в обучении математике я использую в следующих направлениях:

  1. создание целенаправленной системы проблемных ситуаций;
  2. включение учащихся в процесс выявления и осмысления проблемы;
  3. открытие и усвоение учащимися знаний происходит в процессе решения задач;
  4. наличие максимально возможного уровня самостоятельности учащихся;
  5. создание и поддержание познавательного интереса через мотивацию деятельности.

Однако, во время применения этого подхода я сталкиваюсь с такими трудностями:

  1.  уровень управляемости процессом обучения со стороны учителя ниже, чем при традиционном подходе;
  2. трудоемкость подготовки к урокам;
  3. большие затраты времени во время урока;
  4. малая эффективность при формировании умений и навыков.

Как правило, подведение учащихся к проблемной ситуации на уроке я осуществляю в конце этапа актуализации знаний, когда ученики повторили необходимый материал для продвижения дальше, находятся в ситуации успеха. Но в этот момент учащиеся сталкиваются с задачей, которую не могут решить «старыми» способами, тогда они осознают проблему, начинается этап целеполагания: ребята самостоятельно ставят цели своей работы. А уже после этого совместно со мной планируют свою деятельность по решению данной проблемы. Совместные поиски разрешения проблемной ситуации приводят к открытию нового способа действия, который необходимо зафиксировать. На уроках отработки полученного нового способа применение проблемного подхода чаще всего неэффективно, а на уроках коррекции знаний и умений этот подход я использую в проблемной беседе, где чаще всего строю проблемную ситуацию на работе с ошибками, иногда не явными, и с различными способами решения одной и той же задачи. Работа в таком ключе позволяет включать механизм мотивации учения и формировать у учащихся приемы познавательной деятельности.

Например: 1.Смежные углы (7 класс)

ПРОБЛЕМА 1.

                                                «Как, используя приобретенные ранее

                                     знания, применить их для доказательства теоремы 2.1?»

Обязательно надо обратить внимание учащихся на то, что при проведении доказательства используются свойства, видимые из рисунка. Обоснование этих свойств может быть получено из известных теоретических данных: На доске записаны следующие вопросы:

  1. Что можно сказать о положении луча b? (Он проходит между сторонами развернутого угла (a1 a2))
  2. Почему можно сделать такое заключение? (он исходит из вершины развернутого угла и отличен от его сторон)
  3. Как можно представить градусную меру угла (a1 a2)? (По аксиоме измерения углов:         (a1 a2) =       (a1 b) +        (a2 b) )
  4. Чему равна градусная мера развернутого угла?       (180º)

Отвечая на данные вопросы, учащиеся сами доказали теорему и, таким образом, решили проблему. Следующей глобальной проблемой является проблема решения геометрических задач.

ПРОБЛЕМА 2

«Как уравнения помогают решать геометрические задачи?»

а) По данному рисунку составьте задачу, в которой бы требовалось найти величины смежных углов. Решите её.

б) Составьте задачу на нахождение величины углов, которая  сводилась бы к решению уравнения  Х + (Х – 20) = 180º. Решите её.

в) Составьте задачу на нахождение величин смежных углов, которая бы сводилась к решению уравнения Х + 5Х=180º. Решите её. И т.д. остальные можно посмотреть в (см. приложении  №4)                                                                                                     

2.1.2. Метод проектов в обучении математике

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится, что в основе обновленного содержания общего образования лежит ориентация на формирование ключевых компетентностей учащихся в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах. Изменение целей образования требует использования таких форм и методов учебной деятельности, которые заменяют пассивную роль учащегося в обучении на активную позицию человека, которому надо принимать решения и нести за них ответственность.

Одним из таких методов в обучении математике является метод проектов. Он основан на развитии мотивации деятельности, задействует все этапы мышления от зарождения проблемной ситуации задачи, значимой и актуальной для школьника, до самостоятельного нахождения способов разрешения проблемы и доказательства ее правильности. Обладая методом проектов, школьники могут адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в разных коллективах.

Приведу пример использования метода проектов в урочной деятельности в  5 классе по теме «Круг»

Цель: исследовать геометрическую фигуру круг.

Задачи:

1). Изучить геометрическую фигуру на основе бурятских символов;

2). Выяснить: почему все, что создано природой имеет округлую форму;

3). Исследовать круг в традиционной культуре бурят;

4). Выяснить освоение времени и пространства в бурятском национальном жилище - юрта.

(см в приложении №5)

Использование метода проектов происходит и на уроках, и во внеклассной деятельности. За последние три года были осуществлены проекты:

  1. Проект « Мир зверей».  Построения их на координатной плоскости.
  2. Проект «Лист Мёбиуса» и её свойства с выходом на научно-практическую конференцию
  3. Проект: «Решение старинных задач в свете современных знаний о прогрессиях»
  4. Проект: «Решение экономических задач с помощью прогрессий».
  5.  Проект «Башня». Разработка плана строительства и изготовление из моделей геометрических тел (пирамид, цилиндров и др.).
  6. Проект «Симметрия» с выходом на научно-практическую конференцию
  7. Проект «Золотое сечение и его применение в архитектуре г.Улан-Удэ» с выходом на научно-практическую конференцию

Метод проектов в обучении математики дает учащимся освоение способов деятельности, составляющих информационную и коммуникационную компетентности (ИКТ). «Под ИКТ – компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ – грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков».

2.1.3. Применение ИКТ в процессе обучения предмету.  

Сегодня стало очевидным, что задачи модернизации российского образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование ИКТ дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне.

       Обучение на уроках ориентировано на инновационные педагогические технологии: коммуникативные методы, групповые, проектно-исследовательские, проблемное обучение. Индивидуальные учебные планы, разные  способы обучения  развивают самостоятельность и творческую инициативу учеников, способствуют развитию общеучебных умений и навыков.

        Рассматриваю информационные технологии как одно из средств обучения и воспитания учащихся, способствующее их развитию, активной познавательной деятельности. В своей практике использую мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты, медиаучебники, программы тестирования, программы академии «Кирилл и Мефодий». Иллюстративно-текстовая организация мультимедийных  презентаций содержит  таблицы, задания различного уровня сложности, задания для самопроверки, а также может иметь аудиосопровождение, видеоматериалы.  Разработала серию мультимедийных презентаций для уроков   в 5, 6, 7, 8, 9, 10 классах. .Такие уроки всегда вызывают живой интерес у учащихся, способствуют более эффективному и глубокому усвоению программного материала, подготовки к итоговой аттестации в форме и по материалам единого государственного экзамена.

Использование ИКТ  технологий вызывает не только интерес к предмету, но и воспитывает речевую культуру, приобщает к эстетическому восприятию мира,  расширяет кругозор, удерживает внимание учащихся.

В нашей школе  созданы условия для использования сети Интернет в учебной и внеучебной деятельности, а также электронных пособий на уроках, в кабинете математики сформирована обширная медиатека компьютерных обучающих программ и иллюстративных документальных фильмов,  использование которой позволяет добиваться  оптимальных результатов в обучении и воспитании. При подготовке и организации внеурочной деятельности, подготовки исследовательских работ  учащиеся также  используют Интернет-ресурсы.

Для отслеживания результатов обучения и воспитания с использованием электронных таблиц Microsoft Excel составляю проверочные тесты, кроссворды, социологические диаграммы, графики. Разработка дидактических материалов с использованием современных информационных технологий помогает решить педагогические задачи, представить результаты  своих исследований.

Создала свой сайт, электронное портфолио  в социальных сетях работников образования (Мой <a href = "http://nsportal.ru/evdokiya-vasilevna" > Сайт учителя математики </a> на nsportal.ru) где размещены разработки уроков, внеклассных мероприятий, статьи, научно – исследовательские работы учащихся под моим руководством. (см. приложение №6) 

2.1.4. Метод игрового обучения

Применение метода игрового обучения ведется мною более двадцати лет. 21.08.2012 г. участвовала во Всероссийской Педагогической видеоконференции «Игровые методики в обучении». (см. приложение №7)

За это время накоплен большой опыт по этому вопросу: разработано более десятка видов дидактических игр по разным темам, для разного возраста учащихся, для разных типов уроков, для внеурочной работы по предмету. Дидактические игры проводились и в классах, и в рамках недели математики, и в ходе работы школьной научно-исследовательской конференции на секции математики. Например: в 5 классе, при изучении темы «Сложение и вычитание натуральных чисел» используем магические квадраты» (их составляют сами учащиеся), с 6 классом при изучении темы «Прямоугольная система координат» играем в «Поражение цели» (умение определять координаты точек на плоскости), устраиваем соревнования художников (отмечаем на координатной плоскости точки, соединяя точки последовательно получаем определённый рисунок). Создание игровых моментов повышает интерес к предмету, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь.

2.1.5. Здоровьесберегающие технологии.

Проблема сохранения здоровья у детей - одна из важнейших в учебно-воспитательном процессе. Считаю, что формирование творческой личности невозможно без воспитания у нее уважительного отношения к своему здоровью. В своей же педагогической деятельности эту проблему я решаю, следуя принципу: «Здоровье через образование». Это реализуется через оздоровительную направленность педагогического воздействия и создание условий для обучения, воспитания и развития без вреда здоровью. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения и воспитания в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Поэтому, считаю необходимым использование такого технологического элемента как динамические паузы или психологические релаксации на каждом уроке. 2010 году участвовала в районной научно – практической конференции  учителей где делилась опытом по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики» с презентацией (публикация)

(см. приложение №8)

Физкультминутка - на каждом уроке. Это правило стараюсь неукоснительно соблюдать на каждом занятии. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению не только физического здоровья, по и улучшает психоэмоциональное состояние у ребёнка. Вижу, что создавая на уроках положительную мотивацию к учению, ситуации успеха, творческую атмосферу, организуя активную познавательную деятельность школьников, способствую снижению напряженности в классе и поддерживаю психическое и эмоциональное здоровье у детей.

По здоровьесберегающей технологии написала проект «Здоровый дух-здоровое тело» (см. приложение №9) с  которым  принимала участие во всероссийском конкурсе «Я классный руководитель». По этому проекту мы данное время работаем.

2.1.6. Организация исследовательской работы

Организация исследовательской работы учащихся является одной из форм выявления одаренности детей.  Реализация концепций работы с одаренными детьми производится через деятельность ученического научно-исследовательского общества школы, координатором которого я являюсь. Исследовательская работа учащихся по математике организуется мною на протяжении ряда лет. Это совместная работа с учениками по планированию и написанию рефератов, подготовка к выступлениям и презентациям.(см.приложение №10)

Мероприятия

год

Уровень

Ф.И. ученика

Результат

1

НПК «Шаг в будущее»

2008-2009

районный

Баторова Ирина «Золотое сечение»

Грамота             3 место

2

НПК «Шаг в будущее»

2009-2010

районный

Поспелов Дима «Геометрические измерения на местности»

Грамота поощрительный приз

3

НПК «Шаг в будущее»

2009-2010

районный

Нимаева Таня «Меры длины»

Участие            5 место

5

НПК «Шаг в будущее»

2011-2012

районный

Дамдинова Арюна «Загадочное кружение с точки зрения математики»

Участие             5 место

6

НПК интернартных учреждений

2011-2012

республиканская

Дамдинова Арюна «Загадочное кружение с точки зрения математики»

Почётная Грамота            3 место

7

Всероссийский открытый конкурс юношескихисследовательских работ имени В.И. Вернадского

2011-2012

Всероссийский

Дамдинова Арюна «Загадочное кружение с точки зрения математики»

Выход во второй тур участие

      Для развития познавательного интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации и потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений. Во внеклассной работе применяю следующие формы и методы: математические игры, викторины, вечера, КВН, провожу математические недели, олимпиады, веду факультативные и элективные курсы. Элективные занятия чаще всего проводятся параллельно к основному учебному процессу, так как программы не согласованы: имеют место противоречия по количеству времени изучения, темам, задачам. Чтобы решить эту проблему, элективный курс «Избранные вопросы математики» В него входят  подготовка к ЕГЭ, Задачи повышенной трудности части С, был адаптирован к программам по математике. Результатом апробации данного курса является хороший уровень сдачи итоговой аттестации в формате ЕГЭ. В данное время апробирую и внедряю 8 – 9 классе программы элективных курсов «Модуль» и «Квадратный трехчлен и его приложения». Элективные курсы способствуют формированию навыков необходимых для успешной учебы в высшем учебном заведении по соответствующему профилю, расширяющие кругозор учащихся, развивающие его образовательную компетентность.

2009 – 2010 уч. год

2010-2011  уч. год

2011 – 2012 уч. год

Количество часов дополнительных занятий по предметам в неделю

2ч. Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ. Задачи повышенной трудности части С»

2ч. Элективный курс «Избранные вопросы математики»

2ч. Элективный курс

«Модуль»

В каждом классе, кроме детей со слабым и средним интеллектуальным развитием есть и сильные дети. С целью достижения высокого уровня знаний такими детьми использую в работе дополнительные занятия. Свою внеурочную деятельность я направляю на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей учащихся. Основной задачей своей педагогической деятельности в этом направлении считаю создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся через вовлечение их в разнообразную творческую, в том числе и научно-исследовательскую деятельность.

Использование  данных технологий  дают свои результаты.

Раздел III. Результативность учебно – воспитательной деятельности

На протяжении ряда лет, работая в 9 и 11 классах, подготавливаю учащихся к итоговой аттестации  и к единому государственному экзамену. Мониторинг качества знаний за три года  по  итогам года и результатам итоговой аттестации представлен в виде диаграмм и таблицы (см. рис. 1,2).

3.1 Позитивная динамика успеваемости обучающихся за последние три года

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Контингент обучающихся

77

88

74

Абсолютная успеваемость, %

100

100

100

Результаты внешнего оценивания знаний обучающихся (ЕГЭ)

Учебный

год

Количество

 обучающихся

Результативность

(средний балл)

2009-2010

12

43,3

2010-2011

3

40

2011-2012

13

45,8

Результаты  итоговой аттестации по математике в форме  ЕГЭ 2011-2012 уч. год

Ф.И.О.

Кол-во баллов

Ф.И.О.

Кол-во баллов

1

Бабыкин А

45

6

Первушина А

56

2

Бастуева А

49

7

Хандуева А

32

3

Дамбаева С

62

8

Чимитов Ж

41

4

Киргизов И

52

9

Шойбонова Ю

60

5

Климова Н

49

10

Эрдынеев В

34

Анализ показывает, что все учащиеся 11 класса успешно выдержали испытание; наивысший балл по школе – 62 балла (Дамбаева С.); наименьший балл по школе – 34 (Эрдынеев В); средний балл по школе – 45.8 Выше чем по району, и по республике.

 Из 10 выпускников 11-х классов являются студентами высших учебных заведений – 3 (30%), техникумов  - 5 (50 %), учреждения НПО – 2 (20%).  Из 3 выпускников поступивших в ВУЗы ДамбаеваС и Первушина А – поступили в БГУ математический профиль.

Отслеживая уровень обученности школьников по математике за последние три года, можно сделать вывод, что качество знаний  находится на оптимальном уровне, требования, предъявляемые учащимся по математике, соответствуют их возрастным особенностям. Достаточно стабильные показатели свидетельствуют о высокой учебной мотивации.

В профессиональной деятельности учителя наряду с положительными моментами существует ряд трудностей:

  1. специфический подбор учащихся в классах  школы – интернат
  2. отсутствие в учебниках дифференциации обучения
  3. учащиеся загружены лишней информацией
  4. пропуски  занятий, в связи с отсутствием транспорта
  5. работа с родителями  в силу отдаленности школы от постоянного места жительства

Все эти проблемы обязывают учителя совершенствовать свою деятельность, добиваться высокого качества знаний учащихся.

3.2  Количество подготовленных призеров предметных олимпиад и турниров по образовательным областям районного, республиканского и всероссийского  уровня за последние 3 года

На протяжении всего периода преподавания математики, мои ученики принимают активное участие в районных, республиканских, всероссийских турнирах и олимпиадах по алгебре и геометрии.  При подготовке большое внимание уделяю индивидуальной работе. Мой опыт показывает, что эту работу надо вести, начиная уже с 5 класса, через решение на уроках и во внеурочное время нестандартных задач. Так, систематически решая задачи повышенной трудности, учащиеся накапливают опыт в сопоставлении, наблюдении, учатся выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве.

Хорошим стимулом для младших школьников в решении нестандартных задач является проведение школьных олимпиад. В число заданий олимпиады обязательно включаю задачи из школьных учебников, причём учащиеся знают об этом. Поэтому у многих учащихся возникает желание прорешать все задачи повышенной трудности из учебника. Основная задача на этом этапе - развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определённого запаса математических фактов и сведений, углубление знаний, приобретаемых на уроках.  

С целью повышения образовательного уровня детей, обучения их самостоятельности и творчеству, выявления способных по предмету учащихся для участия в олимпиадах и турнирах  ежегодно провожу предметные недели по математике. Они способствуют не только углубленному изучению математики в пределах школьного курса, но и способствуют развитию личностных качеств обучающихся, активизируют их мыслительную деятельность, поддерживают и развивают творческие взлёты. (см. приложение №11)

год

Мероприятия

Уровень

Ф.И. ученика

Результат

1

2009-2010

Международная олимпиада по математике «Кенгуру»

международная

4 ученика

участие

2

2010-2011

Мониторинг учебных достижений

республиканский

Учащиеся 8 класса

участие

3

2010-2011

Турнир по образовательным областям

Районный

4 ученика

участие

4

2010-2011

Межрегиональная заочная математическая олимпиада «Авангард»

межрегиональная

10 учащихся –

8 класс

сертификаты

5

2011-2012

Олимпиада школьников по математике в рамках районного мероприятия «День БГСХА в районе»

районный

Учащаяся 11 класса

Юмсурунова Б

участие

6

2011-2012

Мониторинг учебных достижений на сайте Статград

всероссийский

Уч-ся 9 класса

  -20 чел

11 класса-3 чел

Участие

7

2011-2012

Олимпиада по образовательным областям (математика)

районный

Нимаева Т–8кл

Дамдинова А–9 кл

9 место

8 место

8

2011-2012

ІІІ-Всероссийская предметная Интернет -олимпиада «Экспресс»

всероссийский

Самбуева С Жапов Бато Боровик А Нимаева Таня учащиеся 8 кл  

1 место диплом

2 место диплом

3 место диплом

8 место диплом участника

12

2011-2012

ІІІ-Всероссийская предметная Интернет -олимпиада «Экспресс»

всероссийский

Будаев Арсалан

Левченко Галя

Бадмажапова Лера учащиеся  7 кл

1 место диплом

2 место диплом

11 место диплом участника

15

2012-2013

Всероссийский конкурс-игра по математике «Слон» (с международным участием)

Всероссийский с международным участием

Бальчинова Сэсэг

Улзутуева К

Бадматаров Д

Дугаржапова Ч

Данзанова Валя

Очиров Максим

Учащиеся 5 класса

2 место

 Лауреат

Лауреат

Лауреат

Лауреат

Лауреат

18

2012-2013

ІІ Всероссийский конкурс-игра по математике «Слон» (с международным участием

Всероссийский с международным участием

Левченко Галя

Цацаева Лиза

Будаев Арсалан

Бадмажапова Лера

Цыденова Цырена

Учащиеся  8 кл

2 место

2 место

3 место

3 место  

3 место  

23

2012-2013

ІІ Всероссийский конкурс-игра по математике «Слон»

Всероссийский с международным участием

Нимаева Таня

Ученица 9 кл

участие рейтинг по РФ 61 место

24

2012-2013

ІІ Всероссийский конкурс-игра по математике «Слон»

Всероссийский с международным участием

Галсанова Арюна Хусаев Эдуард

Уч-ся 11 кл

участие рейтинг по РФ 21 место

3.3 Позитивные результаты деятельности в качестве классного руководителя.

Неблагоприятные жизненные условия, общественные и политические неурядицы, отсутствие высоких идеалов порождают духовно бедных, нравственно неустойчивых молодых людей. Многие учащиеся и их родители не видят перед собой перспективы продолжения учебы в высших и профессиональных учебных заведениях из-за финансовых затруднений.

Как в таких условиях помочь нашим учащимся найти более высокий духовный смысл, чем просто материальная обеспеченность? Как добиться того, чтоб вырос человек с широким гуманитарным кругозором, способный через традиции и обычаи своего народа с уважением относиться ко всем народам и народностям? Как же сделать так, чтоб школьный предмет был не только учебным, но и помогал нравственному становлению учеников? Как научить их тому, чтоб они овладели умением долгосрочного планирования жизни: надо сегодня хорошо учиться в школе, т.к. это поможет обрести в будущем хорошую профессию, заработок, положение в обществе, уважительное отношение к людям труда. Поэтому содержание учебно-воспитательного процесса в школе-интернате, тесно связанное с внутренней жизнью ребенка, с его запросами и потребностями, с производственным окружением, содействует разрешению названых  проблем.

Основное назначение классного руководителя в интернатном учреждении - создать условия для раскрытия потенциальных талантов каждого ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ребенка, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования, обеспечить условия для успешной социальной адаптации. Моя воспитательная работа сконцентрирована по видам деятельности: познавательной, ценностно-ориентированной, художественной, спортивной и свободному общению. За время моей педагогической деятельности я выпустила три класса как классный руководитель. В настоящее время я являюсь классным руководителем 10 класса. Воспитательный процесс строю на диагностической основе. Принцип «Сначала поставь диагноз, а потом лечи» актуален и в моей  воспитательной деятельности.  Провожу всевозможные анкетирования, мониторинги отслеживания успешности воспитательной деятельности. Радует то, что при анкетировании учащихся класса 23% - предпочли область занятий в математике и физике. Особое внимание уделяю эстетическому воспитанию учащихся,  ребята ставят спектакли, участвуют во многих районных, республиканских конкурсах по танцам, поездки и экскурсии в Улан-удэ, г.Кяхта,  музеи,  конкурсы, вечера – небольшой перечень классных дел.

Учащиеся   10  класса   принимают  самое активное участие в районных конкурсах: «Ученик года», районной олимпиаде по образовательным областям, районной конференции «Шаг в будущее», «Баатар, Дангина 2012», в районных соревнования по волейболу среди девочёк, Межрайонном фестивале – конкурс «Золотая россыпь Селенги», выставка прикладного искусства , поселенческом конкурс художественного слова и военной песни, посвященный 67 – летию Победы в ВОВ, смотре-конкурсе уголков Боевой Славы, являются   активистами Школьного самоуправления.

Расположение школы в центре села позволяет использовать в воспитательной работе с учащимися возможности Районным Центром туризма и краеведения, школой искусств, Домом-музеем Декабристов, Сельским Домом культуры, с которыми установлены многолетние и прочные связи сотрудничества.

65 % учащихся 10 класса охвачены кружковой работой в школе и 75 % учащихся занимаются в спортивных секциях, 100 % учащихся посещают школьную библиотеку.

Специфика интернатного учреждения такова, что мы не так часто, как хотелось бы, встречаемся со своими родителями. На классных родительских собраниях которые проводим в конце четверти мы подводим итоги учёбы и работы за четверть, устраиваем смотры лучших дневников, тетрадей, портфолио и рефератов учащихся, выставки работ выполненных на занятиях кружков, показываем небольшую концертную программу. К данному родительскому собранию мы готовимся в течение всей четверти. Каждый ученик старается порадовать своих родителей знаниями, успехами и своими творческими достижениями. Все это свидетельствуют о том, что мне удалось сформировать активную гражданскую позицию и социальные компетентности своих учеников. Именно воспитание чувства товарищества, ответственности за свои поступки и поступки своих одноклассников, воспитание уважения, достоинства, интеллигенции стало основной задачей для меня как для классного руководителя. Думаю, что с данной задачей мы вместе успешно справились – наш класс неоднократно был признан лучшим классом.  

3.4.  Количество подготовленных призеров краеведческих конференций, конкурсов, соревнований

Развитие творческого потенциала личности учащегося является одним из ведущих направлений моей деятельности. Мои ученики и ученики моего 10 класса в котором я являюсь классным руководителем  принимают активное участие в различных конкурсах, соревнованиях.  (см. приложение №12)

мероприятия

года

уровень

Ф.И. ученика

место

Краеведческая конференция посвященная 65 годовщине  Победы

2009-2010

районный

Первушина Алена

Грамота, Поощрительный  приз

Краеведческая конференция 3 районные давыдовские чтения посвященные 185-летию восстания на сенатской площади

2009-2010

районный

Ванчужуева Бин-Дарья


Коногорова Настя

Диплом 2 степени


Участие

Краеведческая конференция посвященная 185-летию восстания на сенатской площади

2010-2011

республиканский

Ванчужуева Бин-Дарья

Почётная грамота

Краеведческая конференция посвященная 200-летию Бородинского сражения

2011-2012

районный

Гомбоева Баярма

Участие

(Публикация)

Краеведческая конференция по байкаловедению

2011-2012

всероссийский

Гомбоева Баярма

Гармаева Марина

участие

Районный конкурс «Ученик года»

2011-2012

районный

Коногорова Настя – 9 кл

5 место Почетная грамота в номинации «Через тернии к звёздам»

Районный конкурс «Баатар, Дангина 2011»

201-

2011

районный

Коногорова Настя

Диплом

Районный конкурс «Баатар, Дангина 2012»

2011-2012

районный

Ажеева Марина

Грамота за активное участие

Межрайонный конкурс «Шаг вперёд»

2011-2012

межрайонный

Хореографическая группа

3 место

Межрайонный фестиваль – конкурс «Золотая россыпь Селенги»

2011-2012

межрайонный

Ажеева Марина

Грамота за активное участие

Выставка прикладного искусства

2011-2012

районная

Гомбоева Баярма,

Бадмацыренова Настя

Коногорова Настя

1 место почётная грамота

1 место почётная грамота

участие

Поселенческий конкурс художественного слова и военной песни, посвященный 67 – летию Победы в ВОВ

2011-2012

Поселенческий

Учащиеся 9 класса

1 место

Раздел IV. Результативность информационно – методической деятельности.

4.1.Темы состоявшихся выступлений на конференциях, фестивалях и т.п. районного, республиканского, российского уровней (за последние 3 года) ,  Публикации

Применяя различные образовательные технологии в своей профессиональной деятельности, и работая над темой самообразования, мной накоплен немалый теоретический и практический опыт, которым я делюсь с коллегами на заседаниях методического объединения учителей школы, участвуя во всевозможных районных, республиканских семинарах  .

В 2010 году на базе нашей школы-интернат прошёл Республиканский семинар директоров и учителей метематики интернатных учреждений,  провела теоретический семинар и давала открытый урок в 7 классе по теме «Умножение многочлена на многочлен».  Данный урок получил высокую оценку, как современный развивающий и воспитывающий урок. (см. приложение №13)

         В 2010 году участвовала в Научно практической конференции «Развитие педагогического потенциала как фактор обновления качества образования» в рамках ІV международного конгресса «Образование без границ» с  рефератом  «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики» с презентацией , где заняла 3 место и эта работа опубликована на моем  сайте. 

В 2011году  участвовала Республиканской выставке ярмарке педагогических инноваций, методических идей, в Районной ярмарке инновационных идей в рамках реализации Национальной инициативы «Наша новая школа»,  имеются сертификаты. (см. приложение №14 ) В 2012 году участвовала во всероссийской педагогической  видеоконференции по темам: «Настоящее и будущее образовательной школы: целевые ориентиры и новые ресурсы управления» и «Игровые методики в обучении», имеются дипломы. (см. приложение №15 )

В 2012 году провела открытый урок математики в 5 классе по теме: «Сложение натуральных чисел» в рамках курсов повышения квалификации РИКУиО по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях интернатного учреждения», где объявили благодарность за проведение урока. (см. приложение №16)

Тема открытого урока, выступление

выход

Доклад по теме: «Методическая работа как средство повышения квалификации»

Районный семинар руководителей КМО

Открытый урок в 5 кл

 «Действия над десятичными дробями»

Районный семинар завучей

Доклад по теме:

«Моделирование учебного процесса по АСО»

Кустовой семинар учителей математики

Реферат по теме: «Зачеты в системе дифференцированного обучения математике»

Районное педагогическое чтение

Доклад на тему: «Организация научно-исследовательской работы с учащимися»

Кустовой семинар учителей математики                                                                                                  

Доклад по теме:

«Проектная методика в процессе обучения»

Школьное методическое объединение

Открытый урок по теме: «Неравенства» в 8 кл, с презентацией.

Районный семинар – совещание руководителей ОУ Селенгинского района «Реализация НРК в учебной, воспитательной работе и дополнительном образовании»

Доклад на тему: «Новые информационные технологии и их применение в обучении»

Школьное методическое объединение

Открытый урок в 6 по теме: «Нахождение дроби от числа» с презентацией (публикация)

Районный семинар зам.директоров по УВР

Доклад на тему: «Научно – педагогическое обоснование урока»

Педагогический совет

Открытый урок в 11 классе: «Степенная функция» с презентацией

Районный семинар учителей математики

 Научно практическая конференция  учителей  «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики» с презентацией

(публикация)

Научно – практическая конференция учителей


Почетная грамота 3 место

Внеклассное мероприятие: «Детство без алкоголя» с презентацией.

 (публикация)

Районный семинар заместителей директоров по ВР социальных педагогов  «Предотвращение жестокости и насилия в молодежной среде»

Защита рабочей программы ,

 воспитательной программы

(Сертификат)

Республиканская выставка ярмарка педагогических инноваций, методических идей

«Формирование познавательных интересов учащихся на уроке математики»

(Сертификат)

Районная ярмарка инновационных идей в рамках реализации Национальной инициативы «Наша новая школа»

Открытый урок в 7 классе по теме: «Умножение многочлена на многочлен» с презентацией (Публикация)

Республиканский семинар директоров  и учителей математики интернатных учреждений

Открытый урок математики в 5 классе по теме: «Сложение натуральных чисел»

 

РИКУиО в рамках курсов повышения квалификации по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях интернатного учреждения»

Открытый интегрированный урок математики и истории в 5 классе на обобщение тем: «Сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел  по материалам Бородинского сражения и Селенгинского пехотного полка»

 (Публикация)

Школьное методическое объединение

4.2. . Статус учителя в системе методической работы

Статус

Предмет деятельности

год

1.

Руководитель Кустового Методического объединения

Научно – методическая работа.

2004-2009

2

Руководитель школьного методического объединения

Научно методическая работа

2009-2011

3.

Эксперт

Экспертиза итоговых работ по математике в формате ЕМЭ

2008-2011

Раздел V. Материально техническая база и используемые образовательные ресурсы.

Материально техническая база. На успешность деятельности учителя влияет качества материально-технической базы. В кабинете математики имеется различная научно – популярная литература, дидактические папки с систематизированным материалом по математике, алгебре и геометрии. Мною созданы учебно-методические комплексы для коррекции знаний по темам: «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Умножение и деление десятичных дробей» (5 класс); зачётных материалов по геометрии «Четырёхугольники», «Площадь», «Теорема Пифагора», «Соотношение между сторонами и углами треугольника».  Материально-техническая оснащённость кабинета позволяет учащимся пользоваться  компьютером, ЖК Телевизором, электронными библиотеками, интернет-ресурсами. Учащиеся с удовольствием выполняют индивидуальные задания на основе привлечения дополнительных источников.

Используемые образовательные ресурсы.

использование учебников:

  1. Мордкович А.Г.  Алгебра 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных школ. М.: Мнемозина,2008г.
  2. Мордкович А.Г.  Алгебра 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных школ. М.: Мнемозина,2010г.
  3. Мордкович А.Г.  Алгебра 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных школ. М.: Мнемозина,2010г.
  4. Мордкович А.Г.  Алгебра и начала анализа 10-11  класс: Учебник для учащихся общеобразовательных школ. М.: Мнемозина,2011г.
  5. Учебник для общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9». Авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. Москва «Просвещение», 2009.

Пособия  для учителя:

  1. Мордкович А.Г. Алгебра 7-9 класс: Методическое пособие для учителя. М.:Мнемозина,2010г.
  2. Мордкович А. Г., Тульчинская Е.Е. Алгебра 7-9 класс: Тесты. М.:Мнемозина,2007.
  3. Дудницын Ю.П., Тульчинская Е.Е. Алгебра 9 класс: Контрольные работы для общеобразовательных учреждений. М.:Мнемозина,2007г.
  4. Математика в школе. Научно-теоретический и методический журнал.
  5. Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября».

              для учащихся:

  1.   Жохов В.И., Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра 9 класс: Дидактические материалы. М.:Просвещение,2003г.
  2. Кузнецова Л. В., Суворова С. Б. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. М., «Просвещение»,2007
  1. Кузнецов Л. В. Алгебра 9 класс: Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. М.:Дрофа,2004г.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

CD «1С: Репетитор. Математика» (КиМ)

CD «АЛГЕБРА не для отличников» (НИИ экономики авиационной промышленности)

«Математика, 5 - 11»

Итоговые тесты за курс 9 класса

         Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:

  1. Министерство образования РФ

http://www.informika.ru/, http://www.ed.gov.ru/, http://www.edu.ru/ 

  1. Тестирование online: 5 - 11 классы  , http://www.kokch.kts.ru/cdo/
  2. Единая коллекция образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru/catalog/
  1. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое ,http://teacher.fio.ru
  1. Новые технологии в образовании , http://edu.secna.ru/main/
  1. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия , http://mega.km.ru

сайты «Энциклопедий », например: http://www.rubricon.ru/, http://www.encyclopedia.ru/

Раздел VII.  Общественная работа, отзывы об учителе, публикации

Как современный учитель и педагог стараюсь занимать активную жизненную позицию. Принимаю активное участие во всех общешкольных, сельских и районных культурно-массовых мероприятиях. Составляю сценарии праздничных мероприятий, являюсь ведущей программ, лично участвую в конкурсах чтецов, вокальных исполнениях. В течении  многих лет являюсь участницей женской вокальной группы учителей, участницей школьного фольклорного ансамбля «Уянга». На протяжении многих лет вокальная группа и фольклорный ансамбль «Уянга» школы становились дипломантом и призерами районных смотров вокальных групп и фольклорных коллективов, дипломантами и лауреатами конкурсов песен композитора Н.Дамиранова (1987,1988, 2002 г.г.) Ежегодно школа занимает призовые места на районных смотрах художественной самодеятельности: 1 место – смотр худ. Самодеятельности посвященном 60-летию, 65- летию Великой Победы ., 1 место – районный фестиваль «Алтаргана 2006» в рамках Всероссийского конкурса «Эхо Сибири», 2 место – районный фестиваль «Алтаргана 2007», В 2007 году в районном первенстве по волейболу среди женщин заняла 2 место. 2 место – смотр художественной самодеятельности посвященном «Году Семьи» 2008. В 2008 г. благодарственное письмо Санхи России за материальную помощь. В 2009 г. на республиканских соревнованиях по волейболу заняла 2 место. На празднике «Сурхарбан - 2009» заняли 1 место в художественной самодеятельности В июне 2010г хореографический ансамбль «Уянга» стала участницей межрайонного фестиваля «Содружество молодёжи образования». В 2010г. наградили наш творческий коллектив дипломом 2 степени за высокое исполнительное мастерство. В 2010 г. фольклорный ансамбль «Уянга»  приняла активное участие в Байкальском образовательном форуме. В 2010 г. объявили благодарность за вклад в деле патриотического воспитаия подрастающего поколения. В 2012 г. приняли участие в республиканском конкурсе «Одинь день из жизни бурят». (См. приложение № 17)  

Публикации моих учеников, и мои публикации (См. приложение № 18)  

Заключение

В дальнейшей своей профессиональной деятельности планирую продолжить работу над развитием творческого мышления у учащихся: полагая, что творческой деятельности можно и нужно учить. Для этого планирую уделить особое внимание исследовательской деятельности детей, расширять возможности использования метода проектной деятельности на уроке. Предполагаю, что в процессе проектного исследования над материалом,  способствующем активизации познавательной деятельности и расширению общего кругозора, учащиеся будут самостоятельно «вырабатывать» определённые знания в результате поиска решений заданной проблемы. Считаю, что именно приёмы проблемного обучения позволяют повысить активность учащихся, расширить их навыки анализа, умения видеть за отдельными фактами явление или закон.

а1

а2

b

хº+40º

хº


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самоанализ педагогической деятельности учителя математики I квалификационной категории Маркович Елены Викторовны

Самоанализпедагогической деятельностиучителя математики I квалификационной категорииМаркович Елены Викторовны...

Самоанализ педагогической деятельности учителя математики

Самоанализ педагогической деятельности Мудаевой А. А за 2012-2012 учебный год....

презентация системы педагогической деятельности учителя математики Дондоковой Евдокии Васильевны

Презентация системы педагогической деятельности учителя математики Дондововой Евдокии Васильевны...

Защита системы педагогической деятельности учителя математики Дондоковой Е.В.

12.12 2012 г. прошла аттестацию на высшую категорию. Защитила систему педагогической деятельсти...

Самоанализ педагогической деятельности учителя математики

Самоанализ педагогической деятельности по теме: "Использование элементов проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики"...

Самоанализ по использованию технологий в педагогической деятельности учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны с 2013-2017 гг.

Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь ФЗ 273 “Об образовании в РФ”, Концепцией модернизации российского образования, образовательной программой и программой развития ...