Системно-деятельностная основа урока
методическая разработка по алгебре (9 класс)

Ефименко Татьяна Геннадьевна

 

Составление системно-деятельностной системы урока соответствует новым веяниям в образовании, позволяет совместить «знаниевую» педагогику со «способностной». Ученик из пассивного наблюдателя становится активным деятелем, а учитель из носителя информации превращается в организатора, консультанта.

Проделанная учителем работа по подготовке урока в данном ключе позволяет четко организовать и разграничить работу учителя и ученика, отследить уровень подготовки учеников к уроку (продумать работу ученика на репродуктивном, продуктивном и творческом уровне), продумать формы и методы работы учителя и учеников на каждом этапе урока и в соответствии со всем вышеизложенным проконтролировать усвоение учащимися материала урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon А-9 СДО83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ефименко Т.Г,

учитель математики

высшей квалификационной категории

СОШ № 1 г. Белоярский

Ханты-Мансийского автономный округ-Югра

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ОСНОВА УРОКА.

Алгебра 9 класс. Функция.

Составление системно-деятельностной системы урока соответствует новым веяниям в образовании, позволяет совместить «знаниевую» педагогику со «способностной». Ученик из пассивного наблюдателя становится активным деятелем, а учитель из носителя информации превращается в организатора, консультанта.

Проделанная учителем работа по подготовке урока в данном ключе позволяет четко организовать и разграничить работу учителя и ученика, отследить уровень подготовки учеников к уроку (продумать работу ученика на репродуктивном, продуктивном и творческом уровне), продумать формы и методы работы учителя и учеников на каждом этапе урока и в соответствии со всем вышеизложенным проконтролировать усвоение учащимися материала урока.

Данная СДО составлена к уроку по учебнику под редакцией С.А.Теляковского.

Цели по уровням усвоения взяты по Б.Блуму, т.к. именно они наиболее соответствуют основным требованиям Госстандартов, позволяют дифференцировать и индивидуализировать деятельность ученика по усвоению нового материала.

Категории учебных когнитивных целей (по Б.Блуму)

 Уровни целей

Обобщенные примеры

Частные примеры

1. Знание (точнее, заучивание и узнавание)

Знание и воспроизведение изученного материала – от конкретных фактов до теорий и принципов.

Ученик

  • знает употребляемые термины;
  •  знает конкретные факты;
  •  знает методы и процедуры;
  •  знает основные понятия;
  •  правила и принципы.
  • дословно воспроизводит определения из учебника;
  •  верно отвечает на вопросы о названиях, датах, именах, фактах и т.п.;
  •  правильно указывает ответ в тесте выбора;
  •  подбирает правильные соответствия к терминам и определениям;
  •  точно воспроизводит формулировку правила, принципа, теории

2. Понимание

Преобразование материала из одной формы выражения в другую. Операции со смыслом: трансляция, конвертация, интерпретация и экстраполяция.

Ученик

  • понимает факты, правила и принципы;
  •  интерпретирует текст;
  •  интерпретирует графические схемы;
  •  взаимно преобразует текст и математические выражения;
  •  прогнозирует результаты и последствия;
  •  преобразует абстрактное в конкретное.
  • пересказывает «своими словами» текст учебника;
  •  конспектирует текст, может объяснить его содержание;
  •  может просечь таблицу, график, диаграмму и т.п.;
  •  может объяснить формулу словами или записать текст в виде формулы;
  •  описывает возможные последствия, вытекающие из данных;
  •  иллюстрирует какой-либо принцип или концепцию с помощью примера.

3. Применение

Практическое умение использовать изученный материал в конкретных условиях.

Ученик

  • применяет законы и теории в практических ситуациях;
  •  демонстрирует правильное применение процедуры;
  •  переносит изученные знания в новую ситуацию;
  •  модифицирует изученные способы действий.
  • умеет выполнять упражнения (решать задачи) по изученному материалу;
  •  грамотно использует изученные процедуры и методы;
  •  использует изученные понятия и принципы в новых ситуациях;
  •  предлагает собственные варианты методик.

4. Анализ

Умение членить материал на составляющие и классифицировать их.

Ученик

  • вычленяет части целого;
  • осознает принципы организации целого;
  • оценивает значимость данных;
  • принимает логику организационных связей;
  • выделяет скрытые (неявные) предложения.
  • делит текст на фрагменты в соответствии с его структурой;
  •  устанавливает причинно-следственные связи;
  •  ранжирует данные по важности;
  •  видит разницу между фактами и следствиями;
  •  замечает ошибки и упущения в рассуждениях.

5. Синтез

Умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

Ученик

  • творит;
  • интегрирует разнородные элементы;
  • владеет индукцией;
  • владеет дедукцией.

  • создает оригинальные продукты (тексты, модели, идеи и т.п.);
  • использует знания из разных областей для решения какой-либо проблемы;
  • делает обобщающие выводы на основе знания конкретных данных;
  • прогнозирует конкретные события (факты) на основе абстрактных знаний.

6. Оценивание

Умение оценивать значение по ясно очерченным категориям. Предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим уровням.

Ученик

  • развивает навыки обоснованной оценки;
  • выносит суждения (не мнения!);
  • осознает логику построения материала;
  • вырабатывает собственные критерии оценивания;
  • умеет применять внешние критерии оценивания.
  • разрабатывает собственные системы оценивания;
  • выстраивает логическую конструкцию для обоснования суждения;
  • оценивает соответствие выводов имеющимся данным;
  • оценивает значимость деятельности, исходя из внутренних критериев;
  • оценивает значимость деятельности, исходя из внешних критериев.

СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ОСНОВА УРОКА

Предмет       алгебра              Класс   9            Тема:        Функция    (1-й урок в теме)

ФИО учителя: Ефименко Т.Г.                        

Уровень усвоения

В результате усвоения на этом уровне учащийся может

Содержание деятельности

Контрольные действия

(контроль достижения целей)

Учителя

Ученика

Содержание контрольного задания, определяющего достижение уровня

Содержание действий учащегося в ходе выполнения контрольного задания

Ι

Ученик будет иметь представление

- О функциях, описывающих реальные процессы (п.1, стр.4)

- О наибольшем и наименьшем значениях функции

Объясняет новый материал с опорой на имеющиеся знания учеников (лекция)

Слушает учителя, фиксирует основное в тетради

Устный опрос (выборочно)

Решение с комментарием

Опора на новые понятия

ΙΙ

Ученик будет знать

- Формулировать определение функции, понятие зависимой и независимой переменной, области определения, области значений, графика функции

Актуализация

Организация работы учащихся по усвоению нового материала (использование функций в других предметах)

Участвуют в диалоге

Устный опрос (выборочно)

Формулировка понятий с помощью тетради или учебника

ΙΙΙ

Ученик будет уметь

- Читать и записывать функции.

- Находить значение функции и аргумента по формуле.

- Находить области определения и значений функции.

- Читать и строить графики основных функций

Применять полученные знания

1) по образцу;

2) в сходной ситуации.

Организация работы

в парах или инд-но

1)  №1аб, 2(2), 4, 5а, 9а-г,

10-у, 12,13ав

2) №1в, 2(3), 5в, 9, 10-у, 12, 13бг, 15, 16, 19

Приобретает в процессе работы тренировочные действия.

В процессе выполнения задания

1) Задание на воспроизведение материала С – 1 № 1 – 4 (1)

2) Задание на применение свойств, работа на повторные действия

С – 1  № 1 – 4 (2)

1) посмотреть на решенные задания, воспроизвести по образцу

2) выбрать целесообразную последовательность действий, правильно их осуществить

ДЗ: п.1, знать определения; 1) № 3; 11аб (на «3»);             2) № 3, 5, 11в (на «4»);             3) № 14, 20 (на «5»).

ИТОГИ   УРОКА

ФИ ученика

Свойства неравенств

Решение неравенств

(уровень)

Допущенные ошибки

Оценка за урок

1.

2.

Индивидуальное домашнее задание

     

1. Решить неравенство:                                                                                              

а) 6х > 48;        

б) 7х  <  42;        

в) – х  > – 8 ;        

г) – 12х  <  24.

2. Решить неравенство:      

а) 17 + х > 37;    

б) 5 – х  ≤ 1;      

в) 6,2 + х ≥ 10;      

г) 0,6 – 2х < 0.

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

УЧЕНИК: ___________________________________

Этап урока

Работа на уроке

Результаты урока

Д.З.

Есть              Нет    

Повторение свойств

Формулирует:

1) с подсказками;

2) сам, но с ошибками;

3) сам без ошибок.

Решение неравенств

Решает задания:

1) по образцу;

2) подобные разобранным ранее;

3) более высокого уровня.

Кол-во решенных примеров

Результаты контроля

Всего заданий:      

Допущено ошибок:

ДЗ

1) инд-ое, карточки (вариант2);

2) № 879;

3) № 880,881.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ  ЛИНЕЙНЫХ  НЕРАВЕНСТВ  

С  ОДНОЙ  ПЕРЕМЕННОЙ

Чтобы решить линейное неравенство с одной переменной, надо:

  1. собрать слагаемые с буквенным множителем в левой части неравенства, учитывая свойство:  если надо перенести слагаемое из одной части неравенства в другую, то необходимо поменять знак этого слагаемого («+» на «-», «-» на «+»), при этом знак неравенства (<  или > ) не изменится.                                         Пример.  

а) 2 + 2х < 6,                                     б)   х – 4 < 5х,

     2х < 6 – 2,                                         х <  4,

     2х < 4;                                                  – 4х <  4;

  1. разделить обе части неравенства на число, стоящее перед буквой; при этом надо учитывать свойство:

* если обе части неравенства умножить или разделить на одно и тоже положительное число, то знак неравенства (<  или > ) не изменится;  

        а)   2х < 4, / : 2                                

         2х : 2 < 4 : 2,                            

                х < 2;    

                                             

* если обе части неравенства умножить или разделить на одно и тоже отрицательное число, то знак неравенства изменится на противоположный (<  на >, > на < );    

                                                             б) – 4х <  4, / : (– 4)

                                                        – 4х : (– 4) > 4 : (– 4),

                                                                        х > – 1;

  1. изобразить множество решений на координатной прямой;

  1. записать ответ в виде промежутка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход – основа Стандартов

Приоритетной задачей образования является развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно-структурный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последоват...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории как основа требований к результатам образования в рамках ФГОС.

Опыт работы по   использованию проблемно-диалогической технологии открытия нового знания....

Системно-деятельностный подход на уроках изобразительного искусства в 5-8 классах как основа реализации ФГОС ООО

Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение нов...

Мастер-класс "Использование элементов технологии критического мышления в основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии"

Мастер-класс "Использование элементов технологии критического мышления в основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии". Использование различных приёмов на стадии вызова, осмысления, рефл...

Системно-деятельностный подход на уроках английского языка на основе метода проектов: мини - творческие задания для младших школьников"

Главной идеей своего опыта я вижу в создании эффективной и результативной системы преподавания английского языка на основе деятельностного подхода через использование, разработку, исследование, проект...

Системно - деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как основа реализации ФГОС

Введение системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с учетом их индивидуальны...

«Системно - деятельностный подход на уроках Музыки и изобразительного искусства как основа реализации ФГОС»

Введение системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с учетом их индивидуальны...