Главные вкладки

    Системно - деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как основа реализации ФГОС
    статья по изобразительному искусству (изо) на тему

    Введение системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с учетом их индивидуальных потребностей и заставило меня задуматься, что же необходимо предпринять в новых условиях и как преобразовать процесс обучения детей на уроке изобразительного искусства для полноценного формирования и развития личности ученика. Как научить детей самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. В связи с этим у меня возникла необходимость в новых подходах к преподаванию ИЗО в школе.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod_na_urokah33.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Системно - деятельностный подход на уроках изобразительного искусства

    как основа реализации ФГОС» (автор Суярова С.В.)

    1. АКТУАЛЬНОСТЬ

    Введение системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с учетом их индивидуальных потребностей и заставило меня задуматься, что же необходимо предпринять в новых условиях и как преобразовать процесс обучения детей на уроке изобразительного искусства для полноценного формирования и развития личности ученика. Как научить детей самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. В связи с этим у меня возникла необходимость в новых подходах к преподаванию ИЗО в школе.

    Анализируя достижения теории и практики, учитывая свой собственный опыт, достижение этой цели вижу возможным через использование системно - деятельного подхода к организации процесса обучения, который заложен в новые стандарты и предполагает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства, действия, ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.

    2.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

    ® В процессе работы с детьми я столкнулась с некоторыми трудностями, которые необходимо решить в педагогической деятельности:

    ® У некоторых учеников средних классов не развиты творческие способности, фантазия, воображение, навыки практического решения творческих задач, некоторые с трудом выполняют задания даже по образцу.

    ® У других детей проявляется отсутствие веры в себя. Они отказываются выполнять творческие задания, потому что «не могут», у них «не получится», они не могут ощутить радости творчества.

    ® У некоторых учащихся наблюдается неудовлетворенность результатами своих  усилий и как следствие потеря интереса и мотивации к изобразительной деятельности.

    ® У многих детей не развиты коммуникативные способности, они не могут сотрудничать, взаимодействовать, договариваться.

    ® У некоторых нежелательное отношение к предмету. От некоторых детей можно услышать вопрос - А зачем мне это надо? Я все равно не буду художником. И это мнение не только детей, но их родителей.

    ® Отсюда следует проблема, как организовать процесс формирования и развитие личности школьника в рамках системно - деятельностного подхода.

    ® Для решения проблемы мною был разработан проект:

    ® Системно - деятельностный подход как средство формирования художественно - эстетической культуры школьников на уроках ИЗО.

    ® Цель работы: Создание условий для формирования художественно - эстетической культуры школьников на уроках ИЗО.

    ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

    ® развитие творческих способностей, расширение диапазона воображения, фантазии, восприятия, пространственного мышления;

    ® обучение изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности навыков практического решения творческих задач;

    ® развитие коммуникативной компетентности школьников через использование коллективных средств обучения и обучения в сотрудничестве;

    ® создание условий для творческой самореализации учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности и индивидуальной работы по подготовке к конкурсам и выставкам; развитие общекультурной компетентности школьников через приобщение к наследию отечественного и мирового искусства.

    Основными идеями, обеспечивающими достижение поставленной цели, считаю:

    ® Идею совершенствования методики преподавания на основе системно - деятельностного подхода (внедрение новых способов, оценивание учебных достижений).

    ® Идею личностного подхода к ученику (уважение к ребенку, вера в его творческие силы, отвергая принуждение).

    ® Идею создания информационной среды (информация для родителей о личностном росте ребенка, достижениях учащихся).

    ® Идею создания ситуации успеха.

    3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

    В своей педагогической деятельности опираюсь на принципы системно-деятельностного подхода:

     ® принцип деятельности - обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность;

    ® принцип непрерывности  – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

    ® принцип целостности  – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире и о самом себе.

    ® принцип минимакса - обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку и возможность успешного освоения учебного содержания по своей индивидуальной образовательной траектории;

    ® принцип психологической комфортности – создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

    ® принцип вариативности  – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

    ® принцип творчества - ориентирован на формирование у учащихся интереса к обучению, создание для каждого из них условий для самореализации в учебной деятельности.

    Свою педагогическую деятельность строю на:

    ® Идеи личностно-ориентированного подхода И.С.Якиманской, Б.М.Неменского. Цель данного обучения: Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

    4. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

    ® Искусство обладает огромной силой, которая воздействует на человека. Им можно учить думать и размышлять, оценивать поступки, творить, воспитывать и вдохновлять.

    ® Для развития и совершенствования творческих способностей учащихся в работе я использую нетрадиционные техники изображения: набрызг, кляксография, отпечатки природных материалов, восковые мелки+акварель, оттиск смятой бумагой, монотипия, что выводит ребенка за привычные рамки рисования, пробуждает  в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает  избавиться от комплекса «я не умею». Дает реальную возможность развить у детей абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

    ® Освоение различных художественных материалов (гуашь, пастель, восковые мелки, гелевые ручки, цветные карандаши, уголь, тушь, акварель), позволяет детям ярче выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроение, поверить в себя и ощутить радость творчества

    ® Особую роль отвожу работе с бумагой в различной технике: аппликация, вырезание, мозаика,  квиллинг, рваная аппликация, коллаж и др., что развивает точность движения рук, глазомер,  чувство  формы и ритма, изобретательность

    ® Для повышения интереса и положительной мотивации к познанию основ изобразительного искусства, использую нетрадиционные формы ведения урока: урок - экскурсия, урок – путешествие, урок - игра, урок - презентация, урок - викторина. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление и развиваются личностные качества, оценка роли знаний их применение на практике

    ® Свой урок стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Стараюсь создать атмосферу увлеченности при помощи живого слова, ярких диалогов, проблемных ситуаций, музыки, зрительных образов, поэтического слова и использования информационно - коммуникационные технологий, которые позволяют открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства, формируют личностную, социальную, интеллектуальную компетенции учащихся.

    ® Для развития коммуникативной компетентности школьников и навыков продуктивного сотрудничества использую коллективную деятельность школьников. Дети выполняют работы на темы: «Городской пейзаж», «Морской пейзаж», «Русский народный праздник» и др. Успех способствует проявлению положительных взаимоотношений со сверстниками, развивает умение сотрудничать, договариваться, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою позицию, понимать и ценить творчество других.

    ® Для расширения навыков общения применяю игровые технологии. На уроке использую такие формы работы как: игры - путешествия; игры-соревнования; игры - загадки; интеллектуальные  турниры, композиционные игры, деловые игры, которые предполагают роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. В результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, ответственность.

    ® Для творческой самореализации учащихся организую проектную деятельность. Одной из любимых форм работы является проектно - исследовательская деятельность. Проект для ученика – возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, возможность проявить свои способности, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, при этом углубляются знания по ИЗО, краеведению расширяется кругозор и общая культура.

    ® Развития общекультурной компетентности школьников осуществляется через приобщение к культурному наследию народа средствами декоративно-прикладного искусства. ДПИ, решает широкий круг задач, как познавательных (познакомить с промыслами, их технологией, особенностями декора, мастерами), так и воспитательных (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к культуре своего народа)

    5. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

    ® Вера в ребёнка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению приводят ребёнка к хорошим результатам. Показателем результативности моей педагогической деятельности служит высокий уровень мотивации у учащихся к уроку  изобразительного искусства, их способность понять общечеловеческие ценности, выраженные в художественных произведениях, уровень художественной грамотности, степень эмоционального восприятия, желание реализовать свои потенциальные творческие способности в учебной деятельности.

    ® Мои ученики являются активными участниками, призерами и победителями конкурсов и фестивалей изобразительного искусства разного уровня: городских, областных, международных.

    «ЕСЛИ МЫ БУДЕМ УЧИТЬ СЕГОДНЯ ТАК, КАК МЫ УЧИЛИ ВЧЕРА, МЫ УКРАДЕМ У ДЕТЕЙ ЗАВТРА» ДЖОН ДЬЮН

    ® Как говорила Е.И.Рерих « Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».

     ® Обучая детей, я учусь сама, и процесс этот бесконечен. На каждом уроке и я, и дети открываем мир искусства: дети – себя в этом мире, я  - в восприятии детей. Впереди у нас работа и творчество…


    ПРИЛОЖЕНИЕ №1

    Характеристика деятельности обучающихся

    на уроках изобразительного искусства

    Характеристика деятельности обучающихся

    Виды УУД: познавательные (П), личностные (Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р)

    воспринимать произведения искусства;

    анализ, синтез, сравнение (П),

    личностное переживание (Л)

    выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства (устно/письменно);

    выражение своих мыслей (К),

    нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)

    участвовать в обсуждении;

    планирование способов взаимодействия (К), выражение своих мыслей (К), формулирование и аргументация своего мнения (К)

    понимать условность художественного образа;

    анализ, синтез, сравнение (П)

    понимать общее и особенное в произведениях искусства и фотографиях;

    анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)

    выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла;

    выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)

    овладеть основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикланого искусства, художественного конструирования;

    моделирование и преобразование объекта (П)

    создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

    самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

    наблюдать природу, различные её состояния в разное время суток;

    поиск и выделение необходимой информации (П)

    использовать элементарные правила перспективы для изображения природы, пейзажа, сюжетных сцен;

    выполнение действий по алгоритму (П), использование знаково-символических средств (П)

    использовать контраст, композиционный центр, выделять главное;

    использование знаково-символических средств (П)

    изображать растения, животных, человека, сказочных и фантастических существ,

    самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

    использовать различные средства живописи, основные и составные, теплые и холодные цвета;

    использование знаково-символических средств (П)

    овладеть на практике основами цветоведения;

    выполнение действий по алгоритму (П)

    передавать внешний облик человека, изображать портреты персонажей сказок, мифов…

    самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

    понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром;

    выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)

    овладеть приемами работы различными графическими материалами;

    выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)

    изображать графическими средствами реальные и фантастические образы;

    использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П)

    создавать средствами компьютерной графики образы природы, человека, животного (в программе Paint);

    использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П)

    наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы;

    анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)

    использовать декоративные элементы, узоры для украшения реальных и фантастических образов;

    самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

    понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства;

    извлечение необходимой информации (П)

    моделировать с помощью трансформации природных форм; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента;

    моделирование и преобразование объекта (П), самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

    изображать в объеме выразительные образы человека;

    самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

    понимать роль изобразительных искусств в жизни человека,

    роль художника в театре;

    нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)

    давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам в природе и жизни человека;

    выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)

    создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа и постройки;

    самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

    видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру;

    анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)

    конструирование предметов быта, зданий, транспорта, посуды, одежды, садово-паркового искусства, зоопарка, детской площадки;

    самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

    моделировать маску, костюм, макеты;

    самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

    узнавать характерные черты ярких культур мира (Др. Греция, Япония, Индия, средневековая Европа);

    нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)

    осознавать героизм и нравственность подвига защитников Отечества;

    нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р), построение логической цепи рассуждений (П)

    различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел;

    анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)

    создавать эскизы и модели игрушек;

    самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

    называть ведущие художественные музеи России и региона

    выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ОО

    Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время  в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго п...

    Системно - деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС

    Системно - деятельностный  подход на уроках музыки  в контексте реализации ФГОС...

    МО учителей музыки тема: "Системно- деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС"

    В данном материале представлен системно- деятельностный подход и опыт работы использования проектной деятельности на уроках музыки....

    Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС (описание опыта работы)

    Описание опыта работы учителя музыки. Раскрывает формы и методы работы с учащимися с учётом системно-деятельностного подхода....

    Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС (Презентация опыта работы)

    Презентация опыта работы учителя музыки подготовлена к районному этапу Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2017"....

    Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

    Здесь речь пойдет о новых формах работы с обучающимися. Количество посещений данной страницы: ...