Как математика может связать воедино окружающий нас мир
классный час по алгебре на тему

Урок математики. Цель урока: показать связь между математикой, историей математики, физикой, географией, литературой, русским языком, биологией, рисованием, музыкой…

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как математика может связать воедино окружающий нас мир              


«Математика—царица всех наук»
Карл Гаусс.

Цель урока: показать связь между математикой, историей математики, физикой, географией, литературой, русским языком, биологией, рисованием, музыкой…

Вступительное слово учителя:

—Ребята! Если я спрошу вас, какого цвета миллион или как звучит в музыкальном исполнении таблица умножения, то это вам покажется по крайней мере странным. Оказывается, в мире многие вещи можно связать между собой. Еще в древности некоторые ученные придавали особое значение числам. Так число 7 считалось счастливым, а число 13- «чертовой дюжиной» и с ним связывают всякие неприятные события. Чтобы понять связь между различными величинами, нужно познакомиться с понятием «функция».Учащиеся отвечают на вопросы учителя по теме «Функция».Далее приступают к решению задач.

Пункт 1( физика)

Путь, пройденный автомобилем со скоростью 50 км/ч, зависит от времени движения.

Если t=0,5 ч, то S=

Если t=3,8 ч, то S=

Если t=15 мин, то S=

Пункт 2( физика, рисование, музыка)

Теперь вы уже знаете, что такое функция. Оказывается, можно установить зависимость между множеством всех натуральных чисел и цветом спектра.

Цвета радуги «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Так вот числу 1 можно поставить в соответствие красный цвет и т.д. см. таб.1. Начиная с числа, 8 все повторяется. Многие из вас ходят в музыкальную школу . Сколько всего нот? Кто перечислит их? Можно установить функциональную зависимость между натуральными числами и нотами ( таб.2).

А теперь мы не только можем ответить какого цвета миллион ( красного, т.к. при делении на 7 в остатке получается 1), но и знаем, что он «звучит» как нота «до». Имея перед глазами таб. 3, каждый из вас может определить , какого цвета ваш день рождения и что он означает?

Пункт 3 ( таблица умножения)

Таблица умножения создана Пифагором, раскрашена соответственно. Но самое интересное это то, что ее можно сыграть на музыкальном инструменте. Сначала играют таблицу на 7, потом на 8.

Таблица 1 ( Функциональная зависимость в представлении астрономов)

Число

Цвет

Нота

Что означает

1

красный

До

Энергия, бодрость

2

оранжевый

Ре

Раскрепощение, освобождение

3

желтый

Ми

Гармоничное отношение к жизни

4

зеленый

Фа

Цвет природы, мироздания

5

голубой

Соль

Духовность, глубина чувств

6

синий

Ля

Просветляет( если светлый), давит ( если темный)

7

фиолетовый

си

Космическая энергия, интеллект, философия

Таблица 3 ( таблица умножения).

     

           О

        2

       ре

          Ж

        3

      ми

           З

       4

     фа  

           Г

       5

     соль

           С

       6

      ля

          Ф

        7

       си

           К

       8

      до

       О

      9

     ре

 О

2

ре

З

4

фа

С

6

ля

К

8

до

Ж

10
ми

Г

12

соль

Ф

14

си

О

16

ре

З

18

фа

Ж

3

ми

С

6

ля

О

9

ре

Г

12

соль

К

15

до

З

18

фа

М

21

си

Ж

24

ми

Е

27

ля

З

4

фа

К

8

до

Г

12

соль

О

16

ре

С

20

ля

Ж

24

ми

Ф

28

си

З

32

фа

К

36

до

Г

5

соль

Ж

10

ми

К

15

до

С

20

ля

З

25

фа

О

30

ре

Ф

35

си

З

40

соль

О

45

ми

     С

6

ля

Г

12

соль

З

18

фа

Ж

24

ми

О

30

ре

К

36

до

Ф

42

си

С

48

ля

Г

54

соль

Ф

7

си

Ф

14

си

        Ф

21

си

Ф

28

Ф

35

си

Ф

42

си

Ф

49

си

Ф

56

си

Ф

63

си

К

8

до

О

16

ре

Ж

24

ми

З

32

фа

Г

40

соль

С

48

ля

Ф

56

си

К

64

до

О

72

Ре

О

9

ре

З

18

фа

С

27

ля

К

36

до

О

45

ре

Г

54

соль

Ф

63

си

О

72

ре

З

81

фа

Таблица 2. Функциональная зависимость между множеством натуральных чисел и множеством цветов спектра, между множеством натуральных и множеством нот.

50

Й 51

52                    

53

54

55

56

Й 43

Ы 44

45

Й 46

Й 47

48

Ы й 49

Ы 36  

В 37

Й 38

Ы 39

О 40

41

О в 42

И 29

Же 30

Ы 31

И 32

Б 33

Й 34

Е т 35

С 22

И 23

Т 24

Е 25

У 26

И 27

Л 28

А 15

А 16

Л 17

Л 18

Л 19

Л 20

О 21

Р 8

Р 9

Е 10

Е 11

О 12

И 13

И 14

К 1

О 2

Ж 3

З 4

Г 5

С 6

Ф 7

до

ре

ми

фа

соль

ля

си

Решим следующую задачу, которой уже более 7-ми веков.

Пункт 4

 Леонардо Фибоначчи – крупный итальянский математик, живший в XIII веке. Он написал “Книгу об абаке”, которая несколько веков была основным хранилищем сведений по арифметике и алгебре. Сейчас его имя чаще встречается в связи с замечательной числовой последовательностью, которая получается так:

- Сначала идут две единицы, затем каждый последующий член получается как сумма двух предыдущих: 1;1;2;3;5;8;13;21;…

Головоломка из “Книги абака”(см. картинка “С математикой в путь”).
В январе тебе подарили пару новорожденных кроликов. Через два месяца они рождают новую пару кроликов. Каждая новая пара кроликов через два месяца после рождения рождает новую пару. Сколько пар кроликов у тебя будет в декабре?

Пункт 5

 Если вы любите отыскивать числовые закономерности в живой природе, то эти числа часто встречаются в различных спиральных формах. Число спиралей, идущих по часовой стрелке, и число спиралей, идущих против часовой стрелки, - это соседние числа Фибоначчи ( 1 и 2 у сельдерея, 8 и 13 у ананаса, 21 и 34 у подсолнуха). Наиболее часто встречается пара 5 и 8, которую можно найти в сосновой шишке.

Пункт 6

 Продолжая тему связи математики с биологией, хотелось бы предложить следующее задание:

Отметьте на координатной плоскости точки. Соедините их отрезками в порядке следования. В таком случае вы получите изображение страшного зверя. Какого?

(5;1), (6;2), (6;3), (5;6), (4;7), (5;8), (6;8), (8;9), (9;9), (7;8), (9;8), (6;7), (7;6),

(9;6), (11;5), (12;3), (12;2), (13;3), (12;1), (7;1), (8;2), (9;2), (8;3), (6;1), (5;1), (5;7) (зайчик).

      Математика присутствует везде, хотя мы этого порой и не замечаем.

Связь с географией прослеживается на следующих примерах:
Пункт 7 Постройте круговую диаграмму, распределяя поверхности Мирового океана между всеми океанами по следующим данным:

Океан

Площадь. Млн кв км

Тихий

Атлантический

Индийский

Северный ледовитый

180

93

74

13

Мировой океан

360

Пункт 8 Задача:

На карте железная дорога Москва-Санкт—Петербург, имеющая длину 650 км, изображена линией длиной 5 см. Какую длину на этой карте имеет линия, изображающая Байкало—Амурскую магистраль, если длина этой магистрали 3145 км?

Задание на дом:

  1. (творческое) Составьте функциональную зависимость между алфавитом, цветом и музыкой.
  2. Постройте  математическую снежинку.

И в заключение еще несколько слов о математике:

Математика — это

Королева наук!

Сколько поисков икса

И творческих мук!

Сколько поисков долгих

Простых величин,

Огорчений, сомнений

И слез без причин,

Без нее, Королевы,

Не летят корабли,

Без нее не поделишь и акра земли,

Даже хлеба не купишь,

Рубля не сочтешь,

Что почем не узнаешь,

А узнав,—не поймешь!

Математика — это

Королева наук!

Без нее потеряешь

И север и юг!

Я люблю эту точность

Миллионных долей,

Интереснее нету

Науки моей.

Пункт 10

Радиусы географических параллелей земной поверхности, на которых расположены города  Афины и Москва, соответственно равны 5040 км и 3580 км. Насколько параллель Москвы короче параллели Афин?

Пункт 11

По тому, как человек говорит, можно судить о его культуре и развитии, об умении думать. Поэтому, изучая математику, мы должны учиться правильно произносить математические термины, грамотно читать примеры.

Например:
Выражение вида X/Y читается так:

  1. Частное икс и игрек;
  2. Дробь с числителем икс и знаменателем игрек;
  3. Дробь: икс, деленный на игрек

То есть названия неизвестных величин не склоняются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой.

Задачи:              1. Познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности организмов и связи их с окружающей средой.2...

Статья"Обучение математике может быть интересным"

Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психо...

План-конспект урока биологии в 6 кл "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой".

Комбинированный (изучение нового материала) урок, сочетающий методы: урок проблемного изложения, частично-поисковый.Цели урока:1.Образовательные: познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеяте...

"Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики в связи с введением ФГОС",

Статья по использованию исследовательской деятельности на уроках стереометрии. Исследовательскую деятельность необходимо рассматривать в качестве составной части проблемы развития  творческих спо...

Как математика может связать воедино окружающий нас мир.

Внеклассное мероприятие по математике, показывающее связь наук: физики, литературы, русского языка, биологии, рисования, музыки....