Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой.
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Холомеева Анна Александровна

 

Задачи:     

        

1. Познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности организмов и связи их с окружающей средой.

2. Познакомит уч-ся с ролью нервной системы регуляции процессов жизнедеятельности кишечнополостных, дождевых червей и насекомых.

3.  Продолжить формирование умений  узнавать системы органов на рисунках, таблицах, работать  с учебником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

           

Урок: Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей  с окружающей средой. (8 класс)

Задачи:      

         

1. Познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности организмов и связи их с окружающей средой.

2. Познакомит уч-ся с ролью нервной системы регуляции процессов жизнедеятельности кишечнополостных, дождевых червей и насекомых.

3.  Продолжить формирование умений  узнавать системы органов на рисунках, таблицах, работать  с учебником.

Оборудование:

«Нервные клетки и схема рефлекторной дуги»; таблицы «Тип простейшие», «Тип Кишечнополостные». Гидра», «Тип Членистоногие. Класс Насекомые», «Тип Кольчатые черви. Дождевой червь».

                                 

                             

План урока

Содержание

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала.

Наш курс называется «Биология.  Живой организм». Мы изучаем признаки живых организмов. Об одном из них мы поговорим сегодня.

В: Вспомните основные признаки живого

О: Обмен веществ, питание, дыхание и т.д.

Листья комнатных растений, стоящих на подоконнике и хорошо освещённые с одной стороны (со стороны окна) повёрнуты к окну.

Человек отдёргивает руку от горячего предмета.

Инфузория уходит из капли солёной воды в каплю без соли.

В: О чём идёт речь?

О: О раздражимости.

В: Дайте определение раздражимости

О: Раздражимость – это способность организма отвечать на действие раздражителя.

Верно.   Живые организмы и окружающая среда неразрывно связаны между собой. Любое изменение в окружающей среде тотчас влияет на живые организмы. Для того чтобы жить  нужно постоянно решать две основные задачи – обеспечивать себе пищу и защиту от врагов. Если все влияния окружающей среды разделить на благоприятные и не благоприятные, то задача организма активно стремиться навстречу благоприятным воздействиям и  избегать   неблагоприятных. Такое поведение будет способствовать выживанию.

       Чтобы осуществить это, организм д.б. хорошо информирован о том, что его окружает, чего ему следует ожидать в данном месте и в данный момент и действовать адекватно сложившейся ситуации.

       Сегодня мы поговорим о регуляции процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой.

       Запишите тему в тетрадь.

В: Вспомните какие системы органов осуществляют связь организма с внешней средой?

О: Нервная и гуморальная

Сегодня мы поговорим о роли нервной системы

В: Какой тканью образована нервная система?

О: Нервной

       У членистоногих животных нервная система имеет похожее строение, но у насекомых надглот. н-узел развит сильнее.

В: О чём это свидетельствует?

О: О более сложно устроенных органах чувств и сложн. поведении. чит.стр.112.

       Как же работает нервная система?

Если прикоснуться к щупальцу гидры иглой, то она сожмётся в комок. Это ответ организма на раздражение. От момента действия раздражителя до ответной реакции проходят секунды. Но за это время нервная система выполняет огромную работу. Мы сравнивали дендриты с антеннами именно потому, что их окончания улавливают

все воздействия из внешней среды. Итак, получен сигнал «укол иглой». Но чтобы животное отреагировало на сигнал, нужно передать его на командный пункт (пило нейтрона), где он анализируется, оценивается и формируется в данном случае образ врага. Теперь, когда обстановка ясна и нужно отдать приказ тем системам, которые смогут уберечь от этой опасности. В данном случае это мышцы, их сокращение вызывает сжимание гидры в комок. Т.о осуществляется ответная реакция организма на раздражение при посредстве нервной системы такая реакция получила название рефлекс.

Запишем в тетрадь: Рефлекс – ответная реакция организма на действие раздражителя, происходящая, при участии нервной деятельности.

Этапы рефлекса:

Восприятия раздражения

Передача информации по нервной сети.

Анализ полезной информации и выработка решения.

Передача решения к исполнительным органам (мышцам).

Сокращение мышц сжатие гидры в комок - ответная реакция организма.

Т.о. нервную систему можно сравнить с организатором, который хорошо знает положение тел, умеет анализировать обстановку, принимать решения, даёт чёткие приказы, чтобы довести, контролирует их выполнение.

Рефлексы

Условные

(приобретённые)

Мигательный, оборонительный

Безусловные

(врождённые)

Лежат в основе дрессировки животных

Вывод:  Координация и регуляция жизнедеятельности организма, а так же взаимодействия его с внешней средой осуществляется нервной системой. В основе нервной деятельности лежат рефлексы.

Позвоночные животные (рыбы, птицы, млекопитающие, человек и др.), имеют более сложно устр-ю нервную систему, о строении которой мы поговорим на следующем уроке.

       А сейчас мы вспомним, что мы узнали на уроке.

Любая ткань состоит из клеток

В: Вспомните, как называется нервная клетка?

О: Нейрон ( запись нейрон – нервная клетка)

В: Вспомните из каких трёх компонентов состоит нервная клетка

О: Тело и отростки (длинный и короткие)

Зарисуем строение нейрона:

       Нервная система должна воспринимать, передавать и анализировать все сигналы внешнего мира. И уже само строение нервной клетки помогает понять, как она работает. Дендриты направленные в разные стороны, похожи на специальные антенны, которые улавливают сигналы, а аксоны напоминают провода, по которым эти сигналы передаются. Тело же нейрона, тот центр, где происходит анализ полученных сигналов и выработка решений каким образом ответить на то или иное изменение внешней среды.

       Итог, нервные клетки образуют нервную ткань, та в свою очередь нервную систему. По строению и сложности организации существует несколько типов нервной системы:

Типы нервной системы :

Впервые нервные клетки появляются у кишечнополостных. Это всем хорошо известные медузы, и обитающие в наших прудах пресноводные гидры

    (см. рис. Стр.111)

Нервные клетки у этих животных разбросаны по всему телу и соприкасаются друг с другом своими отростками.

В: На что похожа такая организация?

О: На сеть

Верно. Поэтому она и получила своё название сетчатая нервная система (записать под ц.1)

В скобках запишите у каких организмов она встречается (гидра, медузы)

Более сложная нервная система появилась у дождевого  червя. У него нервные клетки не разбросаны по телу, а собраны в нервные узлы. Нервные узлы – это скопление тел нервных клеток. Самый крупный находится над глоткой отсюда и название – надглоточный. От него отходят многочисленные нервы. Надглоточный нервный узел соединяется подглоточным нервным узлом, образует окологлоточное нервное кольцо. От подглоточного нервного узла отходит брюшная нервная цепочка. Она тянется вдоль всего тела и состоит из узлов, лежащих в каждом сегменте тела и соединённых между собой. От них во все части, т.о. работа всех органов червя контролируется нервная система. (червя – к мышцам, внутр. Орг-м отходят многочисленные нервы)

В: Как вы думаете почему самые крупные нервные узлы распологаются на переднем конце тела?

О: Там находятся разнообразные органы чувств.

Закрепление изученного материала.

Вопросы для закрепления:

Как называется ответ организма на воздействие окружающей среды?

Что такое раздражимость?

Как называется ответ на раздражение у тех, кто имеет нервную систему?

Какой тип нервной системы у гидры?

Какое строение имеет сетчатая нервная система?

Какой тип нервной системе у дождевого червя?

Какое строение имеет узловая нервная система?

Как называется самый большой нервный узел у дождевого червя?

Какой тип нервной системы у насекомых?

10) С чем связано сильное развитие нервных узлов на переднем конце тела?

11) Что такое рефлекс?

12) Какие бывают рефлексы?

2.  Письменная работа по вариантам.

«Какие утверждения верны?»

Д/З  рисунки в тетради (сетчатая + узловая нервная система)

§ 17 стр.110-113

В. 1-7 стр. 121(устно)

Тетрадь.

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой.

Раздражительность – способность организма отвечать на действие раздражителя (одноклеточные животные)

У многоклеточных животных связь с окружающей средой осуществляется нервной системой.

Нервная клетка – нейрон.

Тип нервной системы:

сетчатая нервная система (гидра, медузы)

узловая нервная система (черви, членистоногие)

Нервный узел – скопление тел нервных клеток

Нервы – отростки нервных клеток покрытые оболочкой.

Рефлекс – ответная р-ция организма на действие раздражителя происходящая при участии нервной системы (многоклеточные организмы)

Этапы рефлекса:

Восприятие раздражителя

Передача информации по нервной сети

Анализ полученной информации и выработка решения

Передача решения к исполнительным органам мышцам

Сокращение мышц → сжатие гидры в комок ответная реакция организма

РЕФЛЕКС

Безусловный

(врождённый)

Условный

(приобретённый)

мигательный, ориентированный

лежит в основе дрессировки животных

I в.

Раздражимость – это способность организма отвечать на действие раздражителей.

Нейрон – короткий отросток нервной клетки

У кишечнополостных  сетчатая нервная система

Нерв образован отростками нервных клеток, покрытых оболочкой

Рефлекс осуществляется при участии нервной системы

Безусловный рефлекс приобретается в течение жизни

Мигательный рефлекс пример безусловного рефлекса

У насекомых нервные клетки разбросаны по всему телу

Сильное развитие нервных узлов на переднем конце тела

Самый большой нервный узел червя - надглоточный

II в.

Раздражительностью обладают все живые организмы.

Работу всех органов и их связь с окружающей средой у многоклеточных организмов регулирует только нервная система.

Впервые нервная система появляется у червей.

Дендрит – длинный отросток нервной клетки.

У червей узловатая нервная система.

Нервный узел – скопление тел нервных клеток.

У гидры  нервные клетки разбросаны по всему телу.

Условные рефлексы врождённые.

Условные рефлексы лежат в основе дрессировки животных.

В основе деятельности нервной системы лежат рефлексы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость".

Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость" с использованием ИКТ....

Спецкурс "Координация и регуляция процессов жизнедеятельности""

Спецкурс нацелен на углубление знаний по биологии, в разделе "Человек". Предполагает рассмотренеи наиболее сложных вопросов, связанных со сроением и физиологией нервной системы человека, кроме того, в...

Координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

Презентация по теме "Координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов" для 6 класса имеет объём двух уроков по данной теме, включает задания творческие, работу с учебником, с рабочими те...

Итоговый урок по теме «Регуляция процессов жизнедеятельности»

Итоговый урок по биологии 6 класс по теме ""Регуляция процессов жизнедеятельности"...

План-конспек урока Тема: Регуляция процессов жизнедеятельности у беспозвоночных организмов.

Цели урока: Образовательная – закрепить знания учащихся о движении живых организмов, изучить реакции беспозвоночных организмов на внешние воздействия;Развивающая – развитие умений самостоятельно ...

План-конспект урока биологии в 6 кл "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой".

Комбинированный (изучение нового материала) урок, сочетающий методы: урок проблемного изложения, частично-поисковый.Цели урока:1.Образовательные: познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеяте...