Координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов.
презентация к уроку (биология, 6 класс) по теме

Гизбрехт Юлия Владимировна

Презентация по теме "Координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов" для 6 класса имеет объём двух уроков по данной теме, включает задания творческие, работу с учебником, с рабочими тетрадями. Может использоваться для повторения темы и на уроках в других классах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ биология 6 класс Автор Гизбрехт Юлия Владимировна учитель химии и биологии МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

Слайд 2

Цели урока 1 : познакомиться с регуляцией процессов жизнедеятельности; Дать понятие об особенностях регуляции работы организмов одноклеточных животных; раскрыть особенности строения нервной системы беспозвоночных, позвоночных; с формировать представление о роли нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности; п родолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицами, рисунками и текстом учебника.

Слайд 3

Решите биологические задачи Пресмыкающиеся с ногами и пресмыкающиеся без ног. Какие из них более древние? Почему так считаете? Задача №1 Рис. 1 Рис. 2

Слайд 4

Задача №2 Любой лишний груз был бы помехой при полёте. Какие изменения в связи с этим произошли в пищеварительной системе птиц? Рис. 3

Слайд 5

Задача №3 Цветочный горшок с комнатным растением бальзамином положили на бок. Останутся ли в горизонтальном положении побеги этого растения? Ответ поясните. Рис. 4

Слайд 6

Задача №4 Тело рыб очень разнообразно по форме: у лещей высокое и сильно сжатое с боков у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении у акул - торпедообразное В связи с чем могли развиться такие особенности строения? Рис. 5 Рис . 6 Рис. 7

Слайд 7

Основные процессы, регулирующие и координирующие жизнедеятельность организмов регуляция раздражимость координация чувствительность

Слайд 8

РАЗДРАЖИМОСТЬ ОБЩЕЕ СВОЙСТВО ВСЕХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ; СПОСОБНОСТЬ ОТВЕЧАТЬ НА ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОПРЕДЕЛЁННОЙ РЕАКЦИЕЙ.

Слайд 9

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ СВОЙСТВО ЛЮБОГО ОРГАНИЗМА ВОСПРИНИМАТЬ РАЗДРАЖЕНИЯ ИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ОТ СОБСТВЕННЫХ ТКАНЕЙ И ОРГАНОВ.

Слайд 10

РЕГУЛЯЦИЯ НАПРАВЛЕНИЕ, УПОРЯДОЧИВАНИЕ.

Слайд 11

КООРДИНАЦИЯ СОГЛАСОВАНИЕ, СОПРОДЧИНЕНИЕ, УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ КАКИМИ-ЛИБО ДЕЙСТВИЯМИ, ЯВЛЕНИЯМИ, ПОНЯТИЯМИ.

Слайд 12

Найдите в тексте учебника примеры, доказывающие, что простейшие организмы обладают способностью к регуляции и координации своих процессов . Изучите рисунки на стр. 114 и 115 учебника.

Слайд 13

Рис. 8 Светочувствительный глазок (стигма) – специальный органоид светоощущения

Слайд 14

Рис. 9 Инфузория туфелька имеет особые волокна, которые пронизывают её и координируют работу ресничек. Если их повредить, то биение ресничек станет беспорядочным, а движение инфузории – хаотичным.

Слайд 15

Движения простейших Та́ксисы Тропизмы

Слайд 16

Та́ксис (от древнегреческого τάξις — строй, порядок, расположение по порядку) — двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам, некоторым клеткам и органоидам. Источниками раздражения могут быть свет, температура, влага, химические вещества и другие. Раздражители (стимулы) любого типа могут вызывать как отрицательную, так и положительную двигательную реакцию организмов.

Слайд 17

Тропизмы (от греческого τροπος — поворот, направление) — реакция ориентирования клетки, то есть направление роста или движения клеток относительно раздражителя (химического, светового и др.).

Слайд 18

Работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулируют нервная и эндокринная системы.

Слайд 19

В ходе эволюции нервная система прошла несколько этапов развития: 1-й этап – диффузная, или сетчатая система (гидра); 2-й этап – узловая нервная система (дождевой червь); 3-й этап – нервная трубка (человек). Рис.14

Слайд 20

Диффузная нервная система — представлена у кишечнополостных. Нервные клетки образуют диффузное нервное сплетение в эктодерме по всему телу животного, и при сильном раздражении одной части сплетения возникает генерализованный ответ — реагирует все тело. Рис. 9 Рис. 10 Рис. 11 Рис. 12

Слайд 21

Узловая нервная система , или сложная ганглионарная система — представлена у членистоногих, моллюсков и других групп беспозвоночных. Большая часть клеток центральной нервной системы собраны в нервные узлы — ганглии . У многих животных клетки в них специализированы и обслуживают отдельные органы. У некоторых моллюсков (например, головоногих) и членистоногих возникает сложное объединение специализированных ганглиев с развитыми связями между ними — единый головной мозг или головогрудная нервная масса (у пауков). Рис. 13

Слайд 22

Нервная трубка зачаток центральной нервной системы у хордовых; в ходе эволюции видоизменяется в головной и спинной мозг. Рис. 14

Слайд 23

РАССМОТРИМ СТРОЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ Рис. 15

Слайд 24

Работа с учебником: В учебнике на стр.118 изучите рисунок «строение головного мозга позвоночных животных», определите: отделы головного мозга; размеры отделов головного мозга разных животных; предположите вес головного мозга позвоночных, представленных на рисунке. Найдите в учебнике (§17) информацию о коре больших полушарий головного мозга.

Слайд 25

В основе нервной деятельности лежат РЕФЛЕКСЫ - НАЙДИТЕ В §17 УЧЕБНИКА ИНФОРМАЦИЮ О РЕФЛЕКСАХ; - ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ РЕФЛЕКСОВ, КОТОРЫЕ ВЫ ЗНАЕТЕ. УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС

Слайд 26

Рефлекс – это адекватная (т.е. правильная) ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы. Вопрос: Как вы думаете, могут быть рефлексы у инфузории туфельки, у амёбы?

Слайд 27

Цели урока 2 : ПРОДОЛЖИТЬ ЗнакомСТВО с регуляцией процессов жизнедеятельности; Дать понятие об особенностях регуляции работы организмов С ПОМОЩЬЮ ЭНДОКРИННОГО АППАРАТА; Раскрыть ПОНЯТИЕ ГОРМОНЫ; с формировать представление о роли ЭНДОКРИННОЙ системы в регуляции процессов жизнедеятельности; п родолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицами, рисунками и текстом учебника.

Слайд 28

Эндокринная система (греч. endon внутри + krino отделять, выделять ) — система желез внутренней секреции. Эндокринные железы, которые образуют эту систему, выделяют в кровь около 20 видов разных химических веществ, которые называются гормонами. Кровь доносит гормоны к определенным тканям, которые называются мишени. Это ткани, чувствительные к определенным гормонам, такие, на которые эти гормоны могут оказать длительное воздействие.

Слайд 29

Рассмотрим строение эндокринного аппарата на примере человека Рис 16

Слайд 30

Гипофиз Рис. 17 Гипофиз выделяет гормоны , регулирующие деятельность других желез, так же он влияет на рост, управляет работой желез груди, выделяющих молоко, способствует вырабатыванию этого молока, управляет количеством выделяемой мочи, приказывает яичкам мужчины производить сперму, а яичникам женщины яйцеклетку.

Слайд 31

Регуляция у растений Химическая координация у растений осуществляется так называемыми ростовыми веществами , которые можно считать аналогом гормонов животных . Перемещаются ростовые вещества от верхушки растения к корню по проводящей системе. Рис. 18

Слайд 32

Изучите рисунки в учебнике на стр. 122 и 123 Ответьте на вопрос: Наблюдали ли вы такие явления у растений? Приведите примеры.

Слайд 33

Запомните: Гормональная регуляция по сравнению с нервной осуществляется гораздо медленнее, но даёт более длительный эффект.

Слайд 34

Работаем в рабочей тетради по вопросам № 14 , 15 учебника на стр. 126. УДАЧИ!

Слайд 35

Информационные источники Учебник Биология 6 класс. «Живой организм»/Н.И. Сонин.- М.:Дрофа , 2009г . Сайты: http :// www.ebio.ru http:// atletizm.com.ua Рисунки: Рис . 1 http://floranimal.ru/families/2316.html Рис. 2 http://zooclub.ru/rept/vidy/vidy/50.shtml Рис. 3 http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/2420/%D0%90%D0%9D%D0%90%D0%A2%D0%9E%D0%9C%D0%98%D0%AF Рис. 4 http://go.mail.ru/search_images?q=Kimps%20%7C Рис. 7 http://go.mail.ru/search_images?rch=l&type=all&Ftopics%2Fakula-mako Рис.6 http://go.mail.ru/search_images?rch=l&type=all&is=0&q=% Рис. 5 http://go.mail.ru/search_images?rch=l&type=all&is=0&q=%D0%BB%D0%B5%D1%89 Рис.8 http://collection.edu.yar.ru/catalog/res/000003b2-1000-4ddd-d8fa-390046bb2fe0/?fullView=1&from=000001a1-a000-4ddd-7bd7-0a0046b1da3f&& rubric_id%5B%5D=103920 Рис.9 http://biologyshi.blogspot.com/2012/10/blog-post_8.html Рис.10 http://www.knowbiology.ru/bezpozvonochnie/kishechnopolostnye.html Рис.11 http://medusy.ru/presnovod/index.shtm Рис 12 http://go.mail.ru/search_images?rch=e&type=all&is=0& Рис 14http://www.ejonok.ru/nature Рис.15http:// www.google.ru/imgres? Рис 16, Рис. 17 http :// atletizm.com.ua/zdorove/stroenie-cheloveka/198-gormony Рис. 18 http://www.ebio.ru/org17.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость".

Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость" с использованием ИКТ....

Спецкурс "Координация и регуляция процессов жизнедеятельности""

Спецкурс нацелен на углубление знаний по биологии, в разделе "Человек". Предполагает рассмотренеи наиболее сложных вопросов, связанных со сроением и физиологией нервной системы человека, кроме того, в...

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой.

Задачи:              1. Познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности организмов и связи их с окружающей средой.2...

План-конспек урока Тема: Регуляция процессов жизнедеятельности у беспозвоночных организмов.

Цели урока: Образовательная – закрепить знания учащихся о движении живых организмов, изучить реакции беспозвоночных организмов на внешние воздействия;Развивающая – развитие умений самостоятельно ...

Спецкурс. Координация и регуляция процессов жизнедеятельности.

СПЕЦКУРС. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ....

План-конспект урока биологии в 6 кл "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой".

Комбинированный (изучение нового материала) урок, сочетающий методы: урок проблемного изложения, частично-поисковый.Цели урока:1.Образовательные: познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеяте...