Спецкурс. Координация и регуляция процессов жизнедеятельности.
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Гудков Валерий Юрьевич

СПЕЦКУРС.

КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_1.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦКУРС.

КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа спецкурса «Координация и регуляция процессов жизнедеятельности» ориентирована на обучающихся 8 классов гимназии для углубления курса «Биология. Человек и его здоровье».

Концепция программы спецкурса заключена в том, чтобы раскрыть взаимосвязь нервных и психических процессов, через изучение материальных основ психической деятельности.

Актуальность содержания программы выражается в том, что на примере процессов координации и регуляции жизнедеятельности происходит комплексный обзор общебиологических понятий – обмен веществ и энергии, координация, регуляция, гомеостаз, онтогенез и филогенез, эволюция. Кроме того, программа содержит целый ряд специфических понятий, находящих отражение в итоговой аттестации обучающихся 9 классов и в КИМах ЕГЭ, например – нервная и гуморальная регуляция, головной и спинной мозг, центральная и периферическая нервная системы, автономная нервная система.

Цель программы: профессиональная ориентация через углубленное изучение процессов координации и регуляции жизнедеятельности.

Задачи:

  • Изучить строение нервной системы.
  • Изучить особенности строения анализаторов.
  • Рассмотреть и изучить эндокринный аппарат человека и его взаимосвязь с нервной системой.
  • Изучить процессы высшей нервной деятельности.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Введение. Регуляция жизнедеятельности. Виды регуляции: нервная и гуморальная. (1)

Раздел 1. Нервная регуляция процессов жизнедеятельности. (17 ч./ 9 занятий).

1.1. Нервная ткань. Строение нейрона. Синапсы.(1)

1.2. Нервная система человека и позвоночных животных. Общий план строения и функции. (2)

1.3. Центральная нервная система: головной мозг. Кора больших полушарий. Функциональная ассиметрия коры больших полушарий.(4)

1.4. Центральная нервная система: спинной мозг. (2)

1.6. Периферическая нервная система (2)

1.7. Автономная нервная система. (2)

1.8. Развитие нервной системы в филогенезе (2).

1.8. Развитие нервной системы в онтогенезе. (2)

Раздел 2. Органы чувств. Анализаторы. (10 ч./5 занятий).

2.1. Зрительный анализатор. (2).

2.2. Слуховой анализатор. (2)

2.3. Обонятельный и вкусовой анализаторы. (2).

2.4. Развитие органа зрения в фило- и онтогенезе. (2).

2.5. Развитие органа слуха и равновесия в фило- и онтогенезе. (2)

Раздел 3. Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. (16 ч./8 занятий).

3.1. Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринный аппарат. Эндокринология. (2).

3.2. Гипоталамо-гипофизарная система. (2).

3.3. Щитовидная, паращитовидная железы и надпочечники. (2).

3.4. Поджелудочная железа. Сахарный диабет: причины и меры профилактики. Половые железы. Половое созревание и развитие. (4).

3.5. Тимус. Роль тимуса в иммунных реакциях организма. Эпифиз. (4).

3.6. Гомеостаз. (2).

Раздел 4. Высшая нервная деятельность. (18 ч/9 занятий).

4.1. Создание учения о ВНД. Рефлексы. (2).

4.2. Сознание человека. (2).

4.3. Деятельность человека. (2).

4.4. Ощущения и восприятие. (2).

4.5. Внимание. (2).

4.6. Память. (2).

4.7. Воображение. (2).

4.8. Мышление. (2).

4.9. Речь. (2).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия

Дата

Тип занятия,

компетенции

Вид контроля.

Измерители.

Информационное сопровождение, оборудование

1

Раздел 1. Нервная регуляция процессов жизнедеятельности.

Введение. Регуляция жизнедеятельности. Виды регуляции. Нервная ткань. Нейрон. Синапс.

1 неделя октября

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

2

Нервная система человека и позвоночных животных. Центральная нервная система: спинной мозг.

2 неделя октября

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

3

ЦНС: спинной мозг.

ЦНС: головной мозг.

3 неделя октября

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

4

ЦНС: головной мозг.

ЦНС: кора больших полушарий.

4 неделя октября

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

5

ЦНС: кора больших полушарий.

Функциональная ассиметрия больших полушарий.

2 неделя ноября

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

6

Периферическая нервная система.

3 неделя ноября

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

7

Автономная нервная система.

4 неделя ноября

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

8

Развитие нервной системы в филогенезе.

1 неделя декабря

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

9

Развитие нервной системы в онтогенезе.

2 неделя декабря

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа. Диагностический тест по разделу 1.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

10

Раздел 2. Органы чувств. Анализаторы.

Зрительный анализатор.

3 неделя декабря

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

11

Слуховой анализатор.

4 неделя декабря

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

12

Обонятельный и слуховой анализаторы.

2 неделя января

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

13

Развитие органа зрения в фило- и онтогенезе.

3 неделя января

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

14

Развитие органа слуха в фило- и онтогенезе.

4 неделя января

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа. Диагностический тест по разделу 2.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

15

Раздел 3. Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.

Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринный аппарат. Эндокринология.

5 неделя января

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

16

Гипоталамо-гипофизарная система.

1 неделя февраля

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

17

Щитовидная, паращитовидная железы и надпочечники.

2 неделя февраля

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

18

Поджелудочная железа. Сахарный диабет: причины и меры профилактики.

3 неделя февраля

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

19

Половые железы. Половое созревание и развитие.

4 неделя февраля

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

20

Тимус. Эпифиз.

1неделя марта

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

21

Роль тимуса в иммунных реакциях организма.

2 неделя марта

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

22

Гомеостаз.

3 неделя марта

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа.

Диагностический тест по разделу 3.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

23

Раздел 4. Высшая нервная деятельность.

Создание учения о ВНД. Рефлексы.

4 неделя марта

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

24

Сознание человека. Деятельность человека.

2 неделя апреля

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

25

Ощущения и восприятия. Внимание. Память.

3 неделя апреля

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

26

Воображение. Мышление. Речь.

4 неделя апреля

Интерактивная лекция.

Фронтальная беседа. Диагностический тест по разделу 4.

Презентация в программе Power Point по тематике занятия.

ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

В ходе освоения программы спецкурса обучающиеся должны освоить основные теоретические положения о координации и регуляции процессов жизнедеятельности.

Контроль за освоением программы осуществляется в виде промежуточного контроля на каждом занятии в форме фронтальной беседы по теме занятия, а так же, после окончания изучения каждого из четырех разделов программы, в  форме диагностического теста по разделу.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература, использованная при при подготовке программы

  1. Билич Г.Л. Биология. Полный курс. В 3-х томах. Том 1. Анатомия.  М.: ОНИКС.  2005 г.  864 с.
  2. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии.  М.: ВЛАДОС.  2008.  688 с.
  3. Пименов А.В., Гончаров О.В. Пособие по биологии для поступающих в вузы.   Саратов: Лицей.  2008.  607 с.
  4. Биология для поступающих в вузы"под редакцией академика РАМН, профессора В. Н. Ярыгина.  Москва: "Высшая школа".  1995.
  5. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д.  Биология. В трех томах.  Москва:"Мир".  1996.

Литература для обучающихся

  1. "Биология для поступающих в вузы" под редакцией академика РАМН, профессора В. Н. Ярыгина. Москва "Высшая школа" 1995;
  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. "Биология" в трех томах. Москва, "Мир" 1996;
  3. Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. "Зоология позвоночных", Москва "Академия", 2000;
  4. Левушкин С. И., Шилов И. А. "Общая зоология". Москва "Высшая школа" 1994;
  5. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. "Основы биологии". Москва "Просвещение" 1992;
  6. Медников Б. М. "Биология: формы и уровни жизни". Москва "Просвещение" 1994;
  7. "Пособие по биология для поступающих в вузы" под редакцией Лемезы. Минск "Университетское";
  8. Ромер А., Парсонс Т. "Анатомия позвоночных" в двух томах. Москва "Мир" 1992;
  9. Хадорн Э., Венер Р. "Общая зоология". Издательство "Мир" 1989;
  10. Эккерт Р., Рэнделл Д., Огастин Дж. Физиология животных". Москва, "Мир" 1992.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСКИ (ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ)

  • Презентация в программе Power Point «НС».
  • Презентация в программе Power Point «ВНД».
  • Презентация в программе Power Point «Слуховой анализатор».
  • Презентация в программе Power Point «Зрительный анализатор».
  • Презентация в программе Power Point «Эндокринная система».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость".

Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость" с использованием ИКТ....

Спецкурс "Координация и регуляция процессов жизнедеятельности""

Спецкурс нацелен на углубление знаний по биологии, в разделе "Человек". Предполагает рассмотренеи наиболее сложных вопросов, связанных со сроением и физиологией нервной системы человека, кроме того, в...

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой.

Задачи:              1. Познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности организмов и связи их с окружающей средой.2...

Координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

Презентация по теме "Координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов" для 6 класса имеет объём двух уроков по данной теме, включает задания творческие, работу с учебником, с рабочими те...

Итоговый урок по теме «Регуляция процессов жизнедеятельности»

Итоговый урок по биологии 6 класс по теме ""Регуляция процессов жизнедеятельности"...

Итоговый урок по теме «Регуляция процессов жизнедеятельности»

Итоговый урок по биологии 6 класс "Регуляция процессов жизнедеятельности"...

План-конспек урока Тема: Регуляция процессов жизнедеятельности у беспозвоночных организмов.

Цели урока: Образовательная – закрепить знания учащихся о движении живых организмов, изучить реакции беспозвоночных организмов на внешние воздействия;Развивающая – развитие умений самостоятельно ...