"Проценты" 5 класс
статья по алгебре (5 класс) по теме

Красноштанова Елена Михайловна

Урок обобщения по теме "Проценты" для обучающихся 5 класса в форме игры.

На таких уроках завершается процесс выявления сущности основных понятий, закономерностей, практического их применения, имеется возможность выявить степень усвоения материала, а сами ученики при подготовке к этому уроку имеют возможность расширить и углубить знания по изучаемой теме. Слабому ученику предоставляется возможность проявить себя в игре, где они почувствуют свою значимость для команды, где от его правильного ответа зависит результат команды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon procenty.5_klass.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий  урок по теме «Проценты».  5 класс.

Цели урока.

Обучающие задачи:

Проверить в игровой форме теоретические знания и практические навыки и умения по теме “Задачи на проценты ” с привлечением максимального числа задач разного уровня сложности.

Активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в игре.

Развивающие задачи:

Формирование умений сравнивать, находить ошибки при решении задач;

Развитие внимания, повышение способности к сосредоточению;

Развитие у учащихся самостоятельности в нахождении правильного выбора.

Развитие внимания, математического мышления, находчивости, сообразительности, памяти.

Расширение кругозора.

Воспитательные задачи:

Содействовать формированию мировоззренческих понятий;

Воспитание уважительного отношения друг к другу и умение коллективно работать, Формирование у учащихся познавательного интереса к математике.

Воспитывать у учащихся стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний.

Самооценка своих знаний в сравнении со знаниями одноклассников.

 Оборудование: графопроектор, таблички с названием команд, сводная итоговая таблица, карточки с номерами  1, 2, 3; конверты с заданиями, слайды, призы (по возможности).

Этапы урока.

I. Ознакомление с темой урока, постановка его целей.  – 3 мин.

II. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.  -  35 мин.

1. Разминка.                                - 5 мин.

2. Гонка за лидером.                        - 7 мин.

3. Игра «Третий лишний».                - 3 мин.

4. Физическая пауза.                        - 3 мин.

5. Выбор варианта.                          - 7 мин.

6. Реклама.                                - 5 мин.

7. Работа с клиентами.                - 5 мин.

III. Подведение итогов по таблице.  – 2 мин.

Этапы урока построены по степени сложности от простого к сложному. Этапы игры чередуют устные задания с письменными решениями. Удачно вставлена физпауза в середине урока связанная непосредственно с темой урока, где надо правильно выбрать теловращения либо это  хлопок руками над головой либо это поклон либо приседание.

                     Использование ТСО и наглядности.

На таких уроках, как урок-игра, урок-обобщение обязательно должна присутствовать наглядность и различного рода средства технического обслуживания. На первом этапе «Разминка» у капитанов команд в руках сигнальные карточки либо с № команд либо с названиями команд, что позволяет быстро учителю среагировать на готовый ответ.

На втором этапе «Гонка за лидером» после ответа всей команды на карточках- заданиях с помощью заготовленного кодопозитива можно проверить правильность ответа на графопроекторе. Это позволит сэкономить время и дети будут знать свои ошибки.

Также очень удобно использовать графопроектор на третьем этапе Игра «Третий лишний». Все задания учащиеся не должны видеть сразу, а только раздельно и по очереди. На этом этапе игры очень помогают быстро сосчитать результат сигнальные карточки с №1, №2, №3, которые находятся у каждого ученика. Эти сигнальные карточки нужны на этапе «Реклама», когда нужно определить и  показать один из трех типов задач на проценты.

Можно быстро, затратив мало времени, проверить решения и ответы на этапах «Выбор варианта» и «Работа с клиентами» с помощью графопроектора. И на завершающем этапе все результаты заносятся в таблицу. Эту таблицу можно заготовить на доске или же заранее на ватмане.

                                  

                                    ХОД УРОКА

I. Ознакомление с темой урока, постановка его целей.

Представление участников игры: 

  1. Коммерческий банк "Рассвет",
  2. Строительный трест "Изба",
  3. Речное пароходство “Лена”,
  4. Лесопромышленный холдинг “Тайга”.

Участников игры ожидает:

  1. реклама,
  2. разминка,
  3. игра «Третий лишний»,
  4. выбор варианта,
  5. работа с клиентами,
  6. гонка за лидером.

Результаты заносятся в таблицу. После завершения подводятся итоги.

II. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.

1. Разминка.

Первой отвечает та команда, капитан которой поднял первым название своей команды после совместно принятого решения.

1. Я задумала 2 числа. Нашла 1% каждого из них. Полученные числа оказались равны. Может ли такое быть?

2. Теперь вы задумайте дробь . Умножьте ее на 100.  Найдите 1% полученного числа. Какое число вы задумали? Почему?

3. Число 210 увеличили на 100%. Сколько стало?

4. Число 120 увеличили на 50%. Сколько стало?

5. Сколько было, если после увеличения на 100% стало 120.

6. Сколько было , если после увеличения на 50% стало 150.

7. Сколько было, если после уменьшения на 10% стало 100.

8. Какой % составляет 18 от 100?

2. Гонка за лидером.

Работники банков, трестов и пароходства должны быть очень внимательны. В случае отсутствия этого качества им грозят большие неприятности.

Команда получает конверт с заданием и вместе отвечают.

Задание:

Ответьте на вопрос.  Верны ли утверждения?

Если верное, то поставьте знак «+», если неверное то поставьте знак «-« напротив утверждения.

Утверждение.

Знаки «+» или «-«

1. Чтобы выразить число в % , надо его умножить на 100.

2. Число 12 это 120%.

3. Чтобы выразить проценты десятичной дробью, нужно число, стоящее перед знаком % умножить на 100.

4.   320% соответствует десятичная дробь 3,2.

5.  Три четверти это 25%.

6. Увеличить в 2 раза – это значит увеличить на 100%.

7. Чтобы найти число по его проценту, надо это число разделить на соответствующую дробь.

8. Чтобы найти процент от числа, надо это число разделить на соответствующую дробь.

9. Чтобы узнать, сколько % одно число составляет от другого, надо первое число умножить на 100 и разделить на общее число.

10.   10 от 120 составляет 50%.

3. Игра «Третий лишний».

Какое из трех чисел лишнее?  Указать карточкой с номерами 1; 2; 3. Количество балов равно количеству правильных ответов.

А) 0,24  ;   2 ;  1056.                        Ответ: 2

Б) 16,03  ;  0,203 ;  .                        Ответ: 3

В) ;.                                  Ответ: 1.

4. Физическая пауза.

Если равенство верное – хлопок над головой, если неверное – поклон (1 столбик) или приседание (2столбик).

0,87=87%  (+)                57%=0,57  (+)

1,7=17%    (-)                8%=80       (-)

2=20%       (-)                240%=2,4   (+)

3,01=301% (+)                30%=0,3     (+)

1,1=110%     (+)         482%=48,2  (-)

0,08=0,8%     (-)         3%=300      (-).

5. Выбор варианта.  

У вашего предприятия есть  2 варианта использования денег. Какой из вариантов вы выберете с выгодой для вашего предприятия.

Команды получают задания в конвертах и решают задачи.

У вашего предприятия есть 2 варианта использования денег.

1. Положить в банк на год 30 тысяч рублей под 8% годовых.

2. Положить в банк на год 40 тысяч рублей под 7% годовых.

Каким вариантом вы воспользуетесь?

        Ответ: 2 вариант.

6. Реклама.

На этом этапе вы рекламируете свое предприятие хорошими правильными ответами.

По этим ответам все будут знать, какие специалисты работают на вашем предприятии.

Высоко квалифицированные или нет?

Задание: Определите тип задачи.

1. На клумбе посадили 36 луковиц тюльпанов, это 48% всех купленных луковиц. Сколько всего луковиц купили?   ( 2 тип.)

2. Рабочий по плану должен изготовить 250 деталей, но он перевыполнил план на 12%.

Сколько деталей он сделал?   (1 тип)

3. При обработке 80 т риса получили 60 т крупы. Найдите процент выхода крупы при обработке риса.     (3 тип)

4. В классе 40 учащихся из них на 4 и 5 учатся 18 человек . Чему равен процент качества? (3 тип).

5. Рыбак поймал 14 лещей, что составляет 28% всего улова. Сколько всего рыб поймал рыбак?       (2 тип)

6. Масса медвежонка составляет 15% массы белого медведя. Найдите массу медвежонка если белый медведь весит 120 кг.  (1 тип).

7. Молоко содержит 6% сливок. Сколько потребуется молока, чтобы получить 12 кг сливок?          (2 тип).

7. Работа с клиентами.

Команда получает конверт с заданием, и вместе решают и  отвечают.

1. В вашем торговом доме цены на фотоаппараты в течении месяца упали на 20%. Какую сумму вы должны взять с клиента, если в начале месяца они стоили 450 руб.

    Решение:  450-(450*0,2)=360 руб.

2. К вам в банк положили 70 тысяч рублей на 10% годовых. Какую сумму денег вы должны отдать через полгода?

     Решение:  70000+(70000*0,1)/2=73500 руб.

III. Подведение итогов по таблице.

Этапы

Разминка

Гонка за лидером

Игра «3 лишний»

Выбор варианта

Реклама

Работа с клиентами

Итого

«Рассвет»

«Изба»

«Лена»

«Тайга»

                Возможные варианты.

1. Если в конце  урока останется время, то можно предложить ребятам ответить на шуточные вопросы:

Голова Чиполино. (Луковица)

Сумма шальных мыслей Газманова. (Эскадрон)

Делимая часть неубитого медведя. (Шкура)

Просто добавь воды. (Инвайт)

Кошачий месяц. (Март)

Костяная часть Бабы-Яги. (Нога)

По телу бегают, а поймать нельзя. (Мурашки)

Плакучее дерево. (Ива)

Знаменитый мушкетёр, мечтающий стать бароном. (Портос)

Игра в бочонки. (Лото)

Звук издаваемый модой. (Писк)

Избушка для индейца. (Вигвам)

Козёл в детстве. (Козлёнок)

Мудрое время суток. (Утро)

Первая в жизни рубашка. (Распашонка)

Жена в день свадьбы. (Невеста)

Мать мужа. (Свекровь)

Сестра сына моей жены. (Дочь)

Игра с рыбой. (Домино)

Липовая обувь. (Лапти)

Она умирает последней. (Надежда)

Очень большое пирожное. (Торт)

Муж моей бабушки. (Дедушка)

Яйца с молоком в одной сковородке. (Омлет)

2. Если дети очень быстро справляются с работой, можно вставить исторический этап. Рассказать о происхождении слова «процент», где впервые его начали использовать, что знак % произошел, как предполагают, благодаря опечатке, что обозначает слово «промилле» и его знак 0/00 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проценты. Задачи на проценты

Это презентация для самостоятельного изучения или повторения данной темы. Применима для учащихся 5-6 классов. Содержит в себе примеры и задания для самостоятельного выполнения....

Презентация к уроку "Проценты" в 5 классе. Материал полезен и для повторения темы проценты и 6 классе и в 9 классе по подготовке к ГИА. Разобраны все типы задач. Приведены образцы решения двумя способами.

Материал подготовлен для учащихся 5 класса для изучения темы "Проценты". Так же эти слайды будут полезны для повторения этой темы в 6 классе, и для подготовки к ГИА в 9 классе. Здесь разобраны все тип...

Урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"

Обобщающий урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"...

Процент. Выражение процента в виде обыкновенной дроби. Выражение обыкновенной дроби в виде процента

Математика.6 класс: учебник для образовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина – Москва «Просвещение» 2015 г.Тип урокаУрок введение нового понятия, систематиз...

Технологическая карта «Проценты. Нахождение процентов от числа», 5 класс

технологическая карта «Проценты. Нахождение процентов от числа», 5 класс открытый урок...

Разработка урока в 5 классе по теме "Проценты. Нахождение процентов от числа"

Урок усвоения новых знаний в 5 классе по теме "Проценты. Нахождение процентов от числа"  по учебнику А.Г.Мерзляка....