Рабочая программа по алгебре для 7 класса ( Макарычев)
рабочая программа (алгебра, 7 класс) по теме

Новикова Татьяна Викторовна

 

Рабочая программа по алгебре  7 – го класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике в соответствии с государственным стандартом основного общего образования по математике (приказ  МО РФ №  1089 от 05. 03. 2004 года ) на 2008-2009 год из расчета  5 часов в неделю в 1 четверти и 3часа в неделю  в 2 -4 четвертях, всего 120 часов за учебный год в соответствии с базисным планом на 2009 – 2010 учебный год (приказ МО РФ №1312 9. 03. 2004г; приказ УО № 492).v

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_algebra_7_makarychev.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по алгебре  7 – го класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике в соответствии с государственным стандартом основного общего образования по математике (приказ  МО РФ №  1089 от 05. 03. 2004 года ) на 2008-2009 год из расчета  5 часов в неделю в 1 четверти и 3часа в неделю  в 2 -4 четвертях, всего 120 часов за учебный год в соответствии с базисным планом на 2009 – 2010 учебный год (приказ МО РФ №1312 9. 03. 2004г; приказ УО № 492).

Цель.

Изучение алгебры в 7 классах направлено на достижение следующей цели:

  1. продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  2. продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  3. продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  4. продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе преподавания алгебры в 7 классах, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  1. планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  2. решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  3. исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  4. ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  5. проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  6. поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Курс алгебры 7-го класса состоит из 8 тем:

  1.  Выражения, тождества, уравнения – 18 ч
  2. Статистические характеристики – 6ч.
  3. Функции  - 12 ч.
  4. Степень с натуральным показателем – 12 ч.
  5. Многочлены – 21ч.
  6. Формулы сокращенного умножения – 21 ч.
  7. Системы линейных уравнений  - 18 ч.
  8.  Повторение. Решение задач – 12 ч.

Основное содержание.

Тама

Знать

Уметь

Применять

Выражения и их преобразования. Уравнения

(18 ч.)

 какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования».

 осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения расчетов.

Статистические характеристики (6 ч.).

простейшие статистические характеристики.

 в несложных случаях находить эти характеристики для ряда числовых данных.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Функции (12 ч.)

определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция - это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.

 правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах; моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

Степень с натуральным показателем (12ч.)

определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у=х2 , у=х3 .

находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.

использовать приобретенные знания и умения преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем

Многочлены (21 ч.)

определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители».

приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества.

использовать приобретенные знания и умения для выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах; моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры

Формулы сокращённого умножения (21 ч.)

 формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители.

читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.

использовать приобретенные знания и умения для выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах; моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

Системы линейных уравнений (15 ч.)

что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение - это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.

Уметь правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.

 правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах; моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

Учебно-тематический план.

Тема

Содержание материала

Количество часов

Выражения и их преобразования. Уравнения (18 ч.)

Числовые выражения

3

Выражения с переменными

2

Сравнение значений выражений

2

Свойства действий над числами

1

Тождества. Тождественные преобразования выражений

2

Контрольная работа 1 «Выражения. Тождества».

2

Уравнение и его корни

1

Линейное уравнение с одной переменной

3

Контрольная работа № 2 на тему «Уравнение с одной переменной»

2

Статистические характеристики

 (6 ч.)

Среднее арифметическое, размах и мода

3

Медиана как  статистическая  характеристика

3

Функции

(12 часов)

Понятие функции. Вычисление значений функций по формуле

2

График функции

2

Прямая  пропорциональность и ее график

3

Линейная функция и ее график

3

Контрольная работа №3 на тему «Линейная функция»

2

Степень с натуральным показателем (12 часов)

Определение степени с натуральным показателем

1

Умножение степеней и деление степеней

2

Возведение в степень произведения

2

Одночлен и его стандартный вид

1

Умножение одночленов.

1

Возведение одночлена в натуральную степень

1

Функция у = х2 и ее график

2

Контрольная работа №4 на тему «Степень с натуральным показателем»

1

Анализ контрольной работы

1

Многочлены

 (21 час)

Многочлен и его стандартный вид

1

Сложение  и вычитание многочленов

3

Умножение одночлена на многочлен

3

Вынесение общего множителя за скобки

3

Контрольная работа №5 на тему «Сложение и вычитание многочленов»

1

Анализ контрольной работы

1

Умножение многочлена на многочлен

3

Разложение многочлена на множители способом группировки

4

Контрольная работа № 6  на тему «Произведение многочленов»

1

Анализ контрольной работы

1

Формулы сокращенного умножения (21 час)

Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений

2

Возведение в куб суммы и разности двух выражений

1

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

2

Умножение разности двух выражений на их сумму

2

Разложение разности квадратов на множители

2

Контрольная работа №7 «Формулы сокращенного умножения»

1

Анализ контрольной работы

1

Преобразование целого выражения в многочлен

4

Применение различных  способов для разложения на множители

4

Контрольная работа № 8 на тему «Преобразование целых выражений»

1

Анализ контрольной работы

1

Системы линейных уравнений

(18 часов)

Линейное уравнение с двумя переменными

2

График линейного уравнения с двумя переменными

2

Системы линейных уравнений с двумя переменными

2

Способ подстановки

3

Способ сложения

3

Решение задач с помощью систем уравнений

4

Контрольная работа №9 на тему «Системы линейных уравнений »

1

Анализ контрольной работы

1

Повторение. Решение задач

 (12 часов)

Требования к математической подготовке учащихся 7 класса.

В результате изучения алгебры ученик должен

знать/понимать

  1. существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  2. существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  3. как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  4. как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  5. смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
  6. формулы сокращенного умножения;
  7. уметь
  8. составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  9. выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с одночленами и многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; сокращать алгебраические дроби;
  10. решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
  11. решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  12. определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами, строить графики линейных функций и функции у=х2;
  13. находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  14. определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений и систем;
  15. описывать свойства изученных функций, строить их графики;
  16. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  17. выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  18. моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  19. описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  20. интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Литература.

  1. Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004
  2. Тематическое приложение к вестнику образования №4, 2005 г.
  3. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
  4. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 кл., М.: Дрофа, 2002 г.
  5. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Немков К.И., Суворова С.Б. Алгебра, 7 класс, «Просвещение», 2010 г.
  6. Газета «Математика», №11, 2006 г. Приложение к газете «Первое сентября» Тематическое планирование и контрольные работы
  7. Звавич Л.И., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. Дидактические материалы для 7 класса – М.: Просвещение, 2010
  8. Кононов А.Я. Задачи по алгебре для 7-9 кл.
  9. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса, - М.: Илекса, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочая программа по алгебре 9 класс, Макарычев Ю.Н.

Рабочая программа по алгебре 9 класс для работы по учебнику Макарычев Ю.Н., базовый курс...

Рабочая программа по алгебре.8 класс.Макарычев

Рабочая программа по алгебре для 8 класса по учебникуЮ.Н. Макарычева...

Рабочая программа по алгебре 7 класс (Макарычев)

Пояснительная записка, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое планирование, содержание материала, учебно-методическое обеспечение....

Рабочая программа по алгебре 9 класс (Макарычев)

Рабочая программа по алгебре 9 класс (Макарычев)...

Рабочая программа по алгебре 9 класс (Макарычев)

Рабочая программа по алгебре 9 класс (Макарычев)...

рабочая программа по алгебре 9 класс Макарычев

Рабочая программа по алгебре для учащихся 9 класса расчитана из расчёта 3 часа в неделю 102 часа в год....