программа по математике для 7 класса физико-математической школы "Готовимся к олимпиадам по математике"
рабочая программа (алгебра, 7 класс) по теме

Сантьева Лариса Валерьевна

Программа по математике для 7 класса физико-математической школы "Готовимся к олимпиадам по математике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_matematike.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

             ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ

                   ДЛЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

              «Готовимся к олимпиадам по математике»

(7 класс)

Составитель: Сантьева Л.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная задача обучения математике в физико-математической школе -развитие математических способностей учащихся, углубление и систематизация знаний, полученных в общеобразовательной школе, повышение математической культуры учащихся. Наряду с решением основной задачи изучение математики в физико-математической школе предусматривает формирование у школьников устойчивого интереса к предмету, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к поступлению и обучению в вузе.

В соответствии с возрастными возможностями школьников обучение в физико-математической школе начинается с 7 класса. Этот этап обучения помогает ученику сориентироваться в мире математики, осознать свою степень интереса к ней и свои возможности овладения предметом. Для расширения кругозора учащихся и развития интереса к математике в программу обучения включаются занимательные задачи, сведения из истории математики, задачи конкурса "Кенгуру" и задачи математических олимпиад.

Программа 7 класса по математике для  физико-математической школы направлена на расширение и углубление знаний по предмету. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.

Включенные в данную  программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Данный курс «Готовимся к олимпиадам по математике» призван способствовать развитию умения рассуждать, доказывать, решать стандартные и нестандартные задачи, формированию познавательного интереса, формированию опыта творческой деятельности, развитию мышления и математических способностей учащихся. Содержание и технология проведения данного  курса направлены на формирование математической культуры школьника.

Задачи курса 7 класса по математике для  физико-математической школы определены следующие:

  1. развитие у учащихся логических способностей;
  2. формирование пространственного воображения и графической культуры;
  3. привитие интереса к изучению предмета;
  4. расширение и углубление знаний по предмету;
  5. формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Учащиеся, посещающие курс «Готовимся к олимпиадам по математике», в конце учебного года должны уметь:

  1. находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
  2. оценивать логическую правильность рассуждений;
  3. распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
  4. решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
  5. уметь составлять занимательные задачи;
  6. применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
  7. применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
  8. применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

Цели:

1. Углубление  знаний  учащихся через изучение дополнительных тем школьного курса математики. 

2.Развитие логического мышления.

3.Развитие творческих способностей и исследовательских умений.

4.Воспитание настойчивости, инициативы , самостоятельности.

Реализации целей:

1.Изучение дополнительных тем школьного курса математики;

2.Обучение стандартным  методам решения нестандартных задач.

3.Различные формы проведения занятий (лекции, семинары, мини-олимпиады)

Количество часов: 30 часов

Содержание

  1. Принцип Дирихле
  2. Принцип крайнего
  3. Простейшие комбинаторные задачи
  4. Логические задачи
  5. Взвешивания. Переливания.
  6. Замощения. Раскраски
  7. Разрезания. Перекраивания
  8. Игры. Стратегия
  9. Турниры
  10. Операции. Инварианты
  11. Понятие графа
  12. Простейшие задачи на графы
  13. Задача Эйлера о мостах
  14. Обход лабиринтов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема занятия 

Число часов 

Срок 

1. 

Давайте познакомимся! (занятие-игра). Занимательные задачи, задачи-шутки, задачи на расстановку чисел. 

1 

октябрь 

2. 

Задачи с целыми числами. Приемы быстрого счета. Старинные приемы вычислений. Математический кросс. 

2 

октябрь 

3. 

Азбука рассуждений. Определение и теорема. Прямое рассуждение, рассуждение «от противного», метод перебора. Логические задачи. 

2 

октябрь 

4. 

Комбинаторные задачи. Основные правила комбинаторики. Дерево вариантов. 

2 

ноябрь 

5. 

Конструирование. Расположение точек и фигур на плоскости. Командная эстафета. 

2 

ноябрь 

6. 

Тематическое занятие: летопись открытий в мире чисел и фигур. 

1 

декабрь 

7. 

Делимость. Задачи на четность. Понятие инварианта. 

2 

декабрь 

8. 

Матбой (итоговое занятие за первое полугодие) - целые числа, логические задачи, комбинаторика, конструирование. 

2 

декабрь 

9. 

Задачи «на взвешивание» и «переливание». Алгоритм решения и его запись. 

2 

январь 

10. 

Задачи на игровую стратегию. Понятие выигрышной стратегии, запись алгоритма игры. 

2 

февраль 

11. 

Разрезание плоских фигур и покрытие плоскости. Орнаменты. Симметрия. Пропорции в архитектуре и искусстве. 

2 

февраль 

12. 

Принцип Дирихле. Подготовка к олимпиаде «Кенгуру» 

2 

март 

13. 

Графы. Применение графов для решения задач на соответствие. Обход графа. 

2 

март 

14. 

Обходы клетчатой доски. Замощение плоскости. 

2 

апрель 

15. 

Задачи о раскраске. Нахождение инвариантов.

задачах. 

2 

апрель 

16. 

Олимпиада (годовое итоговое занятие) 

2 

май 

Итого часов: 

30 

ЛИТЕРАТУРА:

1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.

2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.-2012г.

3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.

4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.

5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.

6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.

7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.

8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М.,  1969 г.

9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.

10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.

11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.

12. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.

13. А.  Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»

14. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.

15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.

16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.

 17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.