Обобщающий урок в 10 классе "Основные свойтва функций"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_v_10_klasse_po_teme_osnovnye_svoystva_funkciy_6.12.docx | 94.05 КБ |
osnovnye_svoystva_funkciy.pptx | 131.34 КБ |
krossvord.docx | 14.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок в 10 классе по теме «Основные свойства функций»
Цели урока:
1) Образовательные – обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы. Создать условия контроля усвоения знаний и умений.
2) Развивающие – способствовать развитию мышления и речи, внимания, формированию умений переноса знаний в новую ситуацию.
3) Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умения общаться, общей культуры.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы организации урока: индивидуальная, групповая.
Оборудование: доска, мел, указка, интерактивная доска, проектор, компьютер, карточки с заданиями, фломастеры, альбомные листы с системой координат (на рабочем столе компьютера «Презентация» и система координат)
Организационный момент
Функция – это одно из основных математических и общенаучных понятий, выражающее зависимость между переменными величинами. Каждая область знаний : физика, химия, биология и т.д. – имеет свои объекты изучения, устанавливает свойства, и что особенно важно, взаимосвязи между этими объектами
Сегодня у нас заключительный урок по теме «Основные свойства функций». На уроке повторяем основные свойства функций, строим графики функций различными способами, исследуем функции, находим им применение в окружающей нас жизни.
Класс разбит на группы. Каждый из вас участвует как в личном зачёте, так и в зачёте вашей группы. Каждое правильно выполненное задание оценивается в баллах и набрав определённое количество баллов вы получаете оценку.
Работаем по плану: (презентация)
1) Проверка теоретических знаний а) кроссворд (5 баллов)
б) определение свойств функций (по 2 баллу)
в) графическое проявление свойств (по 2 баллу)
г) «Чтение» графика (5 баллов)
2) Построение графиков: а) основных функций (5 баллов)
б) по свойствам (5 баллов)
в) на основании чётности и периодичности (5 баллов)
г) преобразование графиков функций (5 баллов)
3) Исследование функций: а) нули функции (5 балла)
б) чётность (5 балла)
в) монотонность (5 балла)
г) область определения (5 балла)
4) Прояви смекалку: пословицы в графиках, графики в физике (5 баллов)
5) Домашнее задание 6) Итог урока
1) Проверка теоретических знаний.
-Каждая группа выбирает карточку с заданием, на обдумывание 5 минут, подумайте, кто будет отвечать, кроссворд заполняете на доске, формулировку определений даёте у доски.
1 карточка: Кроссворд «Математические термины»
1н | у | л | и | |||||||||||||
2э | к | с | т | р | е | м | у | м | ы | |||||||
3п | е | р | и | о | д | и | ч | е | с | к | а | я | ||||
4ч | ё | т | н | а | я | |||||||||||
5в | о | з | р | а | с | т | а | ю | щ | а | я | |||||
6м | о | н | о | т | о | н | н | о | с | т | ь | |||||
7у | б | ы | в | а | ю | щ | а | я | ||||||||
8з | н | а | к | о | п | о | с | т | о | я | н | с | т | в | о |
1 Абсциссы точек пересечения графика функции с осью Ох
2 Значения функции в точках, в которых возрастание сменяется убыванием или наоборот
3 Функция, описывающая повторяющийся процесс
4 Для этой функции справедливо равенство f(-x) = f(x)
5 Для этой функции большему значению аргумента соответствует большее значение
функции
6 Промежутки, на которых функция только возрастает или только убывает
7 Для этой функции большему значению аргумента соответствует меньшее значение
функции
8 Промежутки, на которых функция принимает только положительные значения или
только отрицательные.
2 карточка Формулировка определений
Дайте определение каждому свойству, названному в кроссворде: чётная, нечётная, возрастающая, убывающая, экстремумы, знакопостоянство, нули, периодическая, монотонность.
3 карточка Графическое проявление свойств
Объясните, как проявляется каждое свойство функции, названное в кроссворде: чётная, нечётная, возрастающая, убывающая, экстремумы, знакопостоянство, нули, периодическая, монотонность. Приведите примеры.
4 карточка «Чтение» графиков
«Прочитайте» график
Проверка (Презентация)
1) Кроссворд заполнить на интерактивной доске
2) Дать определение и графическое проявление свойств с примером
3) Чтение графика
Итог: В ходе устной работы мы повторили основные свойства функций, а сейчас эти знания будем применять при построении графиков функций и исследовании функций.
2) Построение графиков.
(На каждом столе альбомный лист с изображением координатной плоскости, фломастер)
- Какие способы построения графиков функций вам известны? (по точкам, по свойствам, путём преобразования графиков)
- Каждый стол получает карточку с заданием «Построить график функции», построение выполняете на альбомном листе фломастером, затем обосновываете правильность его выполнения и соответствие с условием задания.
1 карточка Постройте график функции
2 карточка Постройте график функции по свойствам
Свойства функции | |
Область определения Область значений | [-6; 7] [-5; 3] |
Точки пересечения с осями координат | А(-4; 0), В(-1; 0), С(0; -3) |
Промежутки знакопостоянства f (x) > 0 f (x) < 0 | (- 4; - 1) [- 6; - 4) и (- 1; 7] |
Промежутки монотонности а) возрастание б) убывание | [- 6; - 2] и [1; 4] [- 2; 1] и [4; 7] |
Точки экстремума | xmax = - 2, ymax = 3 xmax = 4, ymax = -1 xmin = 1, ymin = -4 |
Дополнительные точки | f(-6) = -3; f(7) = 5 |
3 карточка Постройте эскиз графика функции на основании чётности и периодичности.
Функция у = f (x) определена на всей числовой прямой и является чётной периодической функцией с периодом, равным 6. На отрезке [0; 3] функция задана равенством f (x) = -х2 + 4х – 1.
4 карточка Постройте график функции путём преобразования.
В одной системе координат постройте графики функций у = cosx, y = cos2x, y = 2cos2x
y = 2cos2x + 2
Итог: Мы повторили построение графиков функций разными способами. Сделайте вывод (Все графики функций можно построить любым способом, но одни удобнее и быстрее по точкам, другие – используя свойства функций)
3) Исследование функций
- Переходим к исследованию функций. Решение каких задач предусматривает исследование функций? (Область определения, область значений, чётность, периодичность, точки пересечения с осями координат, промежутки знакопостоянства, промежутки монотонности, экстремумы)
- Каждый стол получает карточку с одной из перечисленных задач, решает и оформляет их на доске.
1 карточка Найдите нули функции:
а) у = 1 – х4 б) у = х + 2|x + 3| в) у = г) у = 3х3 + 5х2 + 5х + 3
х1 = -1; х2 = 1 х+2х+6=0 х-2х-6=0 х = -1 (х+1)(3х2+2х+3)=0
х1 = 2; х2 = -6 х = -1
2 карточка Определите чётность функции
а) f(x) = х2cosx б) f(x) = в) f(x)= г) f(x) = sinx+ctgx-x
1)D(f) = R 1)D(f)=(-∞;0)и(0;∞) 1)D(f)=(-∞;1)и(1;∞) 1)кроме ч вида πn
2) f(-x)=f(x) чёт 2) f(-x)=-f(x) нечёт 2) ни – ни 2) f(-x)=-f(x) нечётн
- Закончите предложение:1)произведение двух чётных функций является..(пример)
2)сумма нечётных функций является…(пример)
3 карточка Найдите область определения функции
а) у = в) у = г) у =
х-1-2=0 -х+1-2=0
(-∞;-2]и[1;3)и(3;∞) [ - 2,5; 3 ] (-∞; -1) и (-1; 3) и (3; ∞
4 карточка Найдите промежутки возрастания и убывания функции
а) у = 2х2 + 4x б) у = 1 + 1,5cosx
Убывает на (-∞; -1] Убывает на [0+2πn; π + 2πn] nЄZ
Возрастает на [-1; +∞) Возрастает на [-π + 2πn; 0 + 2πn] nЄZ
Итог: Можем ли мы полностью исследовать любую функцию, не обращаясь к графику функции? (нет) К этой теме мы вернёмся в конце 10 класса после изучения темы «производная».
4) Прояви смекалку
1) Чтобы проиллюстрировать характерные свойства функций, обратимся к пословицам, ведь пословицы – это отражение устойчивых закономерностей, выверенных многовековым опытом. Изобразите пословицу в виде графика – как вы его понимаете, а затем обоснуйте своё решение.
а) Чем дальше в лес, тем больше дров.
б) Выше меры конь не скачет
в) Тише едешь, дальше будешь
г) Семь раз отмерь – один раз отрежь.
2) Графики в физике. Определите вид графика. Какой из данных графиков является…
- графиком движения тела брошенного горизонтально
- графиком движения тела брошенного под углом к горизонту
- графиком скорости при равноускоренном движении
- графиком скорости при равнозамедленном движении
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока Проверка теоретических знаний «Чтение» графиков Построение графиков функций Исследование функций Прояви смекалку Домашнее задание Итог урока
Кроссворд
Определения Функция f называется чётной, если для любого х из её области определения _____________ Функция f называется нечётной, если для любого х из её области определения ___________________
Функция возрастает на множестве Р, если для любых х 1 и х 2 из множества Р, таких, что _______ выполнено неравенство ___________ Функция убывает на множестве Р, если для любых х 1 и х 2 из множества Р, таких, что __________ выполнено неравенство ______________
Экстремум – это значение функции в точке экстремума. Промежутки знакопостоянства функции – это промежутки, на которых функция принимает только________________значения или только _______________значения .
Нули функции – это корни уравнения ___________________ Функцию f называют периодической с периодом Т ≠ 0, если для любого х из области определения значения этой функции в точках х , х – Т, х + Т ________, т.е.___________________
Монотонность – это
«Прочитайте» график
Прояви смекалку Изобразите пословицу в виде графика Чем дальше в лес, тем больше дров. Выше меры конь не скачет. Тише едешь - дальше будешь. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Домашнее задание Решите уравнение графически
Оценки за работу на уроке Клочева Катя Семихина Женя Сошнев Антон Слонов Саша Худякова Ира Трухан Илья Черноусов Андрей Остапец Олеся Минин Сергей Спиридонова Даша Семёнов Коля Рябова Лена Наумов Илья Голубев Антон Шевченко Андрей Симонов Сергей
Всем спасибо До новых встреч
Предварительный просмотр:
Кроссворд «Математические термины»
1н | ||||||||||||||||
2 | е | |||||||||||||||
3 | ч | |||||||||||||||
4 | ё | |||||||||||||||
5 | т | |||||||||||||||
6 | н | |||||||||||||||
7 | а | |||||||||||||||
8 | я |
1 Абсциссы точек пересечения графика функции с осью Ох
2 Значения функции в точках, в которых возрастание сменяется убыванием
или наоборот
3 Функция, описывающая повторяющийся процесс
4 Для этой функции справедливо равенство f(-x) = f(x)
5 Для этой функции большему значению аргумента соответствует большее
значение функции
6 Промежутки, на которых функция только возрастает или только убывает
7 Для этой функции большему значению аргумента соответствует меньшее
значение функции
8 Промежутки, на которых функция принимает только положительные
значения или только отрицательные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме «Степенная функция».
Урокв обобщения и систематизации знаний по теме "Степенная функция и ее график" в 9 классе. Урок проводится с применением презентации.Дети работают по маршрутному листу и самостоятельно оцениваю...
Обобщающий урок по теме "Линейная функция"
Методическая разработка обобщающего урока по теме "Линейная функция" в 7 классе ( с использованием мультимедиа)....
Обобщающий урок по теме: "Показательная функция, уравнения, неравенства"
Обобщающий урок по теме: "Показательная функция, уравнения, неравенства"Бузина Г.В. учитель математики МОУ «СОШ №13»_________________________________________________________________________...
Обобщающий урок по теме «Тригонометрические функции, их свойства и графики».
Используемые технологии: дифференцированного обучения, критического мышления, коммуникативного общения, развивающее обучение. ...
Обобщающий урок" Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.
Обобщающий урок по курсу "Человек". Программа Сонина Н.И.Урок построен по модульной технологии, обучающиеся выполняют практические задания, применяя при этом знания, полученные во время уроков, делают...
Алгебра 7 класс. Обобщающий урок по теме: "Линейная функция"
Алгебра 7классТема урока: «Линейная функция. Решение практических задач». Цели урока: Формирование твердых учебных навыков построения и чтения графиков линейных функций, нахожден...
Обобщающий урок по теме "Логарифмическая функция"
До урока учащиеся были разбиты 3 на группы. Каждая группа готовила презентацию по одному теоретическому вопросу по теме, с привлечением исторического материала....