Открытый урок по математике "Тайны родного города"
план-конспект урока (алгебра, 5 класс) по теме

Маслова Ольга Андреевна

Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету. Следовательно, урок должен быть увлекательным. Умение заинтересовать математикой –  дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации.Предлагаю вашему вниманию конспект урока по математике "Тайны родного города" для учащихся 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_5_klass.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Юго-Западное окружное управление образования

Департамента образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

                       города Москвы Центр образования № 2006

117216,  г. Москва,  ул. Грина,  д. 18,  корп. 3, стр. 1тел./ факс (495) 714-86-63

e-mail: info@school2006.ru                                             http://www.school2006.ru

                                                                    

       

   Открытый урок по математике

                   для 5 класса

       «Тайны родного города».          

       По теме:  Доли. Обыкновенные дроби.

                                       

                                                     

учитель математики                              Маслова О.А

                         

Москва 2007

 

Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету. Следовательно, урок должен быть увлекательным. Обучение должно вызывать удовольствие. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления. Умение заинтересовать математикой –  дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Элементы игры, включенные в урок, оказывают заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив является для них действенным подкреплением познавательному мотиву, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрацию внимания, настойчивость, работоспособность, создаёт дополнительные условия для появления радости, удовлетворённости, чувства коллективизма.

Вне зависимости от изучаемой программы, учебника, по которому работает учитель, данный материал поможет провести уроки математики более содержательно. Используя канву данных уроков их можно посвящать различным историческим, литературным и другим важным событиям общественной жизни. Эти уроки можно проводить  на последнем уроке в конце первого полугодия или  на первом уроке в начале второго, в зависимости от прохождения той или иной математической темы.  Над созданием этих уроков мы работаем с ребятами вместе. Одна группа работает над подборкой исторических материалов, другая готовит иллюстрации на каждую конкретную задачу, третья помогает с актерскими решениями. Прикладной характер уроков позволяет поднять интерес к истории родного района, города, края; показать практическое применение знаний, умений и навыков учащихся при решении различных математических задач.

Урок-путешествие: «Тайны родного города».

Цели урока:

Образовательные: 

  1. Повторение, закрепление приобретенных знаний учащихся  по теме: «Доли. Обыкновенные  дроби».
  2. Умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач.
  3. Демонстрация тесной связи предметов (истории и математики).

Развивающие:

  1. Расширение кругозора учащихся.
  2. Развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
  3. Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету математика, история.
  4. Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.
  5. Развить потребность к самообразованию.

Воспитательные:

  1. Воспитание любви к родной стране, ее истории.
  2. Воспитание чувства ответственности, взаимопонимания, взаимоподдержки, уверенности в себе;

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.

Оборудование урока: рисунки учащихся с заданиями для пяти групп, магниты.

План урока:

1. Организационный момент: настрой на рабочий лад; сообщение темы урока; сообщение плана урока.

2. Подготовка к закреплению, систематизации знаний.  Повторение терминов обыкновенной дроби, знаменателя, числителя.

3. Самостоятельное решение исторических задач   учащимися в группах.

4. Демонстрация решения задач на доске с изложением исторических фактов.

3. Заключительное слово.

4. Домашнее задание.

Ход урока:

1.Организациооный момент. Приветствие.

Здравствуйте дорогие ребята,  Сегодня у нас  не совсем обычный урок, урок-путешествие.  У нас на уроке присутствуют гости- учителя математики нашей школы. Они пришли посмотреть, как мы умеем работать, решать задачи и просто поближе познакомиться с вами. Наш урок называется  «Тайны родного города».

Откройте свои тетради. Поставьте сегодняшнее число. И  запишите тему урока

- Знаем ли мы Москву? И да, и нет.

Да, потому, что много читали, видели, слышали.

Нет, потому, что Москва - это увлекательнейшее путешествие в ближние и дальние пласты истории.

1-ый ученик:

Москва была до летописных слов,
Где в первый раз ее возникло имя,
До той строки:
«Приди ко мне в Москов».
Она дымилась избами курными
На всех семи холмах,
над чистотой речной воды,
в разливах  терпкой хвои…
Москва была до летописи той –
Да не была она еще собою.

2-ый ученик: Начало Москвы окружено сказаниями, легендами…

 «Ехал Великий князь Юрий, по прозвищу Долгорукий, со своею дружиною из славного города Киева в город Владимир. Дорога шла через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел князь посреди болот огромного зверя. Было у него три головы, шерсть пестрая многих цветов. В изумлении остановились князь и его спутники, глядя на это чудо. А зверь, явившись людям, исчез, словно растаял в тумане. Вместе с Великим князем ехал ученый гречанин-предсказатель. И спросил его Юрий Долгорукий:

-Что знаменует собой явление чудесного зверя?

3-ый ученик:

Предсказатель растолковал это так: -Встанет поблизости сих мест град превелик, треуголен и распространится вокруг него царство великое. А пестроты шкуры звериной значат, что сойдутся сюда народы разные и сбудется явление ныне тебе знамение».

Это сказка, но с большим смыслом. Ведь сбылось знамение - вырос великий город. ». С первого летописного упоминания люди начали считать ее возраст, а князя Юрия Долгорукого по праву называют основателем Москвы».

Учитель:.

 Давайте совершим небольшое путешествие по Москве. Оно, правда, будет не совсем обычным: без определенного маршрута, конкретного направления. Мы можем «перепрыгнуть» из десятилетия в десятилетие, «кружить» по городу от дома к дому, не обращая внимания на их местонахождение, поскольку цель нашей прогулки -  разгадать некоторые тайны столицы нашей Родины-Москвы.

А, чтобы не заблудиться нам потребуется своеобразный компас в виде обыкновенной дроби:

Стрелка, указывающая на юг это знаменатель. На что указывает знаменатель?

Стрелка, указывающая на север это числитель.  Что показывает числитель?

Путешествовать по Москве вы будете группами . У  каждой группы будет своя задача, решив которую, вы приоткроете некоторые странички исторического прошлого. Раскрыв свою тайну каждая группа поделиться своим открытием со всем классом.

Итак, в добрый путь!

Задача 1.

В Московском Кремле находятся царь-пушка и царь–колокол, отлитые русскими мастерами. При тушении пожара в Кремле в 1737 году от неравномерного охлаждения водой колокол треснул и от него отломился кусок весом в 10 т, что составляет 1/20 часть от веса всего колокола. Вычислите вес царь-пушки и вес царь–колокола, если  масса  пушки составляет 1/5 часть массы колокола. Царь-колокол отлит на Ивановской площади Кремля в 1735году. Царь-пушка "старше" Царь-колокола на 149 лет. Узнайте, в каком году появилась царь-пушка.

Решение:

  1. 10*20/1=200т вес Царь-колокола
  2. 200/5*1=40т вес Царь-пушки
  3. 1735-149=1586  году появилась  Царь-пушка

Ответ: Царь-пушка появилась в 1586 году, ее вес 40 т, а  вес Царь-колокола 200т.

Задача 2.

В 1712 году по приказу Петра 1 столица Российской империи была переведена из Москвы в Санкт-Петербург.

Узнайте, в каком году звание столицы России было возвращено Москве, если известно что ¼ часть своего существования минус 9 лет, Москва не была столицей России, и в 2007 году отмечает свой 860- летний юбилей.

Решение:

  1. 860/4*1=215 лет-1/4 часть существования Москвы.
  2. 215-9=206  лет  Москва не была столией Российской империи.
  3. 1712+206=1918 году  звание столицы России было возвращено Москве.

Ответ:  звание столицы России было возвращено Москве в 1918 году.

 

 Задача 3.

Около 440 лет 5 башен Московского Кремля украшали медные двуглавые орлы как государственный символ Российской империи и только в советской Москве их заменили пятиконечными звездами. Выясните, в каком году двуглавые орлы  заменили на звезды, если нынешние стены и башни Кремля появились  в 1495 году. Вычислите сколько всего башен в Московском Кремле, если известно, что башни со звездами  составляют ¼ часть общего количества башен Узнайте размер лучей рубиновой звезды, если  он  составляет 1/5 часть от числа общего количества башен.

Решение:

  1. 1495+440=1935 году двуглавые орлы заменили на звезды.
  2. 5*4/1= 20 башен
  3. 20/5*1=4  метра размер  лучей одной звезды.

Ответ: в Московском Кремле 20 башен,  размер каждой звезды 4 метра.

                Двуглавые орлы заменили звездами в 1935 году

Задача 4.

В 15 веке, архитектором Аристотелем Фьораванти было заново отстроено одно из замечательных сооружений Московского Кремля – Успенский собор. Отгадайте год постройки собора, если известно, что первое число меньше второго на 3, третье число- это ½ от числа составленного из первых двух чисел, а четвертое составляет ¾ от числа полученного при сложении трех первых чисел (как и у всех четырехзначных чисел, обозначающих год, первая цифра равна единице).

Решение:

1+3=4 вторая цифра числа

14/2*1=7 третья цифра числа

1+4+7=12 сумма трех первых цифр числа

12/4*3=9 четвертая цифра числа.

Ответ: год постройки Успенского собора 1479.

Задача 5.

Московское метро начало свою работу в 1935 году. Сейчас  в нем насчитывается 12 линий, что составляет 1/14 часть от общего количества станций метро в 2004 году. 1/3 из них пересадочные станции, узловых на 31 меньше, а наземных-1/4 от количества пересадочных. Вычислите сколько в Московском Метрополитене пересадочных, узловых и наземных станций. И узнайте, сколько лет исполняется Метрополитену в 2007 году.

12*14/1=168 станций метро было в 2004 году.

168/3*1=56 пересадочных станций

56-31=25 узловых станций

56/4*1=14 наземных станций

2007-1935=72 года исполняется Метрополитену в 2007 году.

Ответ: в 2007 году Метрополитену исполняется 72 года, в 2004 году в  нем насчитывалось 168 станций. Из них 25-узловых,56-пересадочных и 14-наземных станций.

 Вот и завершилось наше «путешествие» по Москве. Мы узнали много интересных дат и чисел из истории Москвы.

Какие новые  факты вы открыли для себя или может быть вспомнили в ходе сегодняшнего урока?

1.    Царь-пушка появилась в 1586 году, ее вес 40 т, а  вес Царь-колокола 200т.

  1.  Звание столицы России было возвращено Москве в 1918 году.
  2. В  Московском Кремле 20 башен,  размер каждой звезды 4 метра
  3. Двуглавые орлы заменили звездами в 1935 году.

      4   Год постройки Успенского собора 1479.

     5.   В 2007 году Метрополитену исполняется 72 года, в 2004 году в  нем насчитывалось  

         168 станций. Из них 25-узловых,56-пересадочных и 14-наземных станций.

Домашнее задание:

Придумать задачи, содержащие дроби , посвященные битве под Москвой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час по теме "Подольск - мой родной город" (навстречу 230-летию города)

В этом году нашему городу исполняется 230 лет, поэтому многие классные часы провожу под знаком юбилея города. На них знакомлю детей с историей города, его геральдикой, вместе сравниваем современные зд...

Открытый урок по немецкому языку "Города Германии"

Цели и задачи:Обучающие: ·  развивать навыки монологической и диалогической речи, аудирования, навыки письма;·  развивать навыки работы в сети интернетВоспитывающие: ·  развивать ...

Открытый урок "Путешествие в Читай-город"

Урок с применением здоровьесберегающих технологий проводился в 5-ом классе по программе специальной коррекционной школы 8-го вида....

Разработка открытого урока "Музыкальная палитра родного города".

Разработка открытого урока  "Музыкальная палитра родного города".      Подготовила :учитель ИЗО первой квалификационной категории муниципального бюджетного обще...

Открытый урок: "Мой край родной, симбирский"

Урок нацелен на обобщение знаний учащихся о родном крае - Ульяновске....

План-конспект открытого урока в 4 классе "Города русской земли. Золотое кольцо России".

Данный урок изобразительного искусства  преднозначен для учеников 4 классов. Цель урока - воспитать художественный вкус и любовь к своей Родине! Данный урок трактуется как урок искусства. Итогом ...

Конспект урока тема: «Мой родной город»

Цели и задачи:1.     Восприятие учащимися в качестве жизненных ценностей малой родины – города, в котором мы живём, с его историей, особенностями быта, традициями.2....