Разработка урока математики в 5 классе "Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами."
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Блинова Надежда Викторовна

урок обобщения и систематизации знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.pptx1022.75 КБ
Файл otkrytyy_urok_v_5_klasse_na_temu.docx38.7 КБ
Office presentation icon pril5.ppt362.5 КБ
Office presentation icon pril4.ppt334.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила ученица 5 «А» класса Титова Екатерина Как люди научились считать и записывать числа

Слайд 2

Люди определяли соотношение как : «ОДИН» «МНОГО»

Слайд 3

Способов счета было придумано немало: Делались зарубки на палке по числу предметов; Завязывались узлы на веревке; Складывали в кучку камешки.

Слайд 4

Развитие счёта пошло значительно быстрее, когда человек догадался обратиться к самому близкому ему, самому естественному счётному аппарату - к своим пальцам.

Слайд 5

Индейцы племени майя в Америке считали пятерками. Некоторые племена использовали только четыре пальца одной руки, однако при этом учитывали, что каждый палец состоит из трех фаланг, т.е. имели в распоряжении двенадцать объектов счета. Так возникла дюжина, которая сто лет назад была широко распространена и в Европе, и в России, но постепенно уступила свое место десятке. До сих пор в Европе дюжинами считают пуговицы, носовые платки, куриные яйца и многое другое, что продается поштучно.

Слайд 6

В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. А "десять" обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы написать 15, надо было ставить 5 палочек и 1 подкову. И так до сотни. Для сотни придуман был крючок, для тысячи - значок вроде цветка. Десять тысяч обозначали рисунком пальца, сто тысяч - лягушкой, а миллион - фигуркой с поднятыми руками. Не очень-то удобно было записывать таким способом большие числа и совсем неудобно было их складывать, вычитать, умножать, делить.

Слайд 7

А вот система нумерации и вычислений, которая сложилась в Индии примерно к VI веку нашей эры, оказалась такой удобной и удачной, что ею сейчас пользуются во всем мире. Европейцы познакомились с ней в X - XIII веках через арабов, которые первыми оценили достоинства этого способа записи чисел, усвоили и перенесли в Европу, поэтому новые цифры в Европе стали называть арабскими. Форма индийских цифр претерпевала многообразные изменения. Та форма, в которой мы их пишем, установилась в 16 веке.

Слайд 8

Вначале индийских цифр было всего 9: 1,2,3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9. Цифра 0 появилась заметно позже, - скорее всего, около 500 года нашей эры. А поначалу, если оказывалось, что в каком-то разряде нет единиц, то между соседними разрядами оставляли пробел. Например, число 209 писали так: 2 9. Понятно, что при подсчете таких пробелов очень легко ошибиться. Чтобы избавиться от этих неприятностей, сначала вместо пустого разряда стали ставить точку, а потом - маленький кружочек, который постепенно превратился в цифру 0.

Слайд 9

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Открытый урок в 5 классе на тему «Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами.»

Цели урока:  

  • Закрепить навыки арифметических действий с натуральными числами, навыки применения свойств арифметических действий для рационализации вычислений.
  • Знакомство со старинными способами выполнения арифметических действий с натуральными числами.

Задачи: 

1) Повторить: определения натуральных чисел,  цифр, однозначных и многозначных чисел; повторить какие действия можно выполнять с натуральными числами; законы сложения и умножения для натуральных чисел, способы выполнения действий с натуральными числами.

2) Знать: египетский способы умножения натуральных чисел.

3) Уметь: работать с дополнительной литературой по предмету, делать мультимедийные презентации.

4)  Развивать: внимание, зрительную и слуховую память, познавательную активность, грамотность математической речи, навыки коллективной работы, умение анализировать, делать выводы, творческие способности, кругозор.

5) Воспитывать: дисциплинированность, ответственность, интерес к предмету, самостоятельность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Тип урока :  урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока

I.Организационный момент.

Приветствие. Ученики занимают свои места. Учитель проверяет их готовность к уроку (наличие тетрадей, ручек, линеек, дневников).

II.Вступительное слово учителя.

Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал – Бируни(записано на доске):

«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

   III.Устная работа.

      А теперь скажите, какие числа и действия над числами мы изучали на уроках математике в I,II четвертях? (Ответ: натуральные числа). Давайте послушаем историческую справку о числах, которую подготовила Титова Катя (Приложение 1)

Необходимость выполнять арифметические действия с числами диктует сама жизнь. Умениями вычислять люди овладели постепенно. Сначала научились выполнять арифметические действия с натуральными числами. Я предлагаю, с помощью графического диктанта , проверить, как хорошо вы усвоили эту тему. Я буду читать некоторые утверждения, а вы с помощью графических знаков  «-» или «^» – согласны вы с ним или нет. «^» – согласен,  «-» – нет.

1) Числа, которые используются при подсчете предметов, называют натуральными. (Да).

2) Нуль – это натуральное число. (Нет).

3) Самое маленькое натуральное число – 1 . (да)

4) Знаки, используемые для записи натуральных чисел, называются цифрами. (Да).

5)Самое большое натуральное число – 1000 000 000. (нет)

6) Натуральные числа, записанные с помощью одной цифры, называются однозначными, с помощью нескольких цифр – многозначными. (Да)

7) С натуральными числами можно выполнять следующие действия: сложение, вычитание, раздробление, умножение, деление. (Нет).

8)Любое натуральное число больше нуля. (да)

Ключ к диктанту:        

- Молодцы, а сейчас перейдем к следующему этапу нашего урока.

IV.Решение упражнений.

1.Вычислить наиболее удобным способом :

а) 1711=                                                                   д)

б)                                            е) 275 : 11=

в)                                                         ж)

г)                                                                  з)427 – 33 – 57 =

Какие правила (свойства) вы использовали при вычислениях?

2.Найти значение выражения :  =    

Прежде, чем преступить к выполнению задания, давайте вспомним какие действия относятся к действиям первой ступени и какие – к действиям второй ступени? В каком порядке выполняют действия в выражениях без скобок, в выражениях со скобками?

1 ученик решает у доски.

- Ребята, а теперь назовите способы выполнения арифметических действий с натуральными числами (столбиком, уголком).

Таким образом, получается, что за тысячи лет люди придумали лишь несколько способов, хотя обычно важная проблема имеет множество вариантов решений?!

Ваш одноклассник подготовил интересное сообщения, из которого вы узнаете как раньше выполняли арифметические действия наши предки.

Выступление Максимова Игоря ( Приложение 2).

(Выступающий ученик демонстрирует презентацию, комментирует, другие учащиеся примеры записывают в свою тетрадь).

VI.Самостоятельно в тетрадях ( по вариантам):

В-1. :      

В-2 :   4200 : 12 -  

(меняются тетрадями, проверяют , сверяя решения с доской)

VII.Итоги урока.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Что понравилось? Что показалось трудным?

VI. Домашняя задание

По карточкам.

Д-1.

1.Вычислите:            б) 145 · 102 – 11424 : 56 - 14580.

2. Вычислить произведение 42 и 7  египетским способам. Сделайте проверку, умножив 42 на 7 столбиком (обычным способом).

Д-2.

1.Вычислите:            б) 145 · 102 – 11424 : 56 - 14580.

2.Вычислите произведение 56 и 7  египетским способам. Сделайте проверку, умножив 56 на 7 столбиком (обычным способом).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-игра по математике 5 класс "Натуральные числа. Арифметические действия над натуральными числами"

Урок в форме игры. Предназначен для повторения всез арифметических действий над натуральными числами. Из-за нетрадиционной игровой формы проведения заинтересовывает детей с различным уровнем подготовк...

Разработка урока в 5 классе по теме "Действия с натуральными числами"..

На уроке предусмотрено применение ОЭР.  Проведение урока по данной разработке дает возможность воспитывать у учащихся ЗОЖ....

Методическая разработка урока математики в 5 классе "Все действия с натуральными числами"

Урок в малокомплектной сельской школе с применением информационно - коммуникативных , игровых и здоровьесберегающих технологий....

Урок математики в 5 классе" Все действия с натуральными числами".

Урок - закрепление знаний, посвященный 70-летию битвы за Москву. Урок с использованием презентации РР и маршрутного  листа....

Интегрированный урок математики в 5 классе. Тема «Действия с натуральными числами»

Краеведческие материалы в последнее время активно используются в образовании. В век высоких технологий «краеведческая нить» помогает связать нас с прошлым, увидеть настоящее и осознать будущее. Обучен...

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на натуральное число" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на натуральное число" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....

Арифметические действия над натуральными числами. Сложение и вычитание натуральных чисел

Конспект урока "Арифметические действия над натуральными числами. Сложение и вычитание натуральных чисел" для 5 класса...