Рабочая программа по практикуму по математике «Подготовка к ГИА», 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме

Чолкован Алена Викторовна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, формы контроля, УМК для учителя и ученика, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_9kl_dlya_gia.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:






РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2" П.Г.Т. УРЕНГОЙ   ПУРОВСКОГО Р-НА

629860, Ямало-Ненецкий автономный округ,  Пуровский район,  п.Уренгой, ул. Геологов, д. 43,  тел. (34934) 9-25-67




«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 2»

_______/ Крепешева Е.В./

ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

_Чолкован Алены Викторовны, первая квалификационная категория________________

Ф.И.О., категория

по ___практикуму по математике «Подготовка к ГИА», 9 класс_______________

предмет, класс и т.п.

«Согласовано»                                                             Рассмотрено на заседании        

Зам. директора по                                                        методического объединения

образовательному процессу                                       протокол № ___________        от

__________/ Кузяева Н.В./                                          «____» __________        20 __г.

                                                                                      _______ /___________/  рук. МО

2012 - 2013 учебный год 

Пояснительная записка

        Данная  программа «Математика. Практикум» поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса и успешного прохождения ГИА.

   Итоговый письменный экзамен по математике за курс 9 класса сдают все учащиеся  девятых классов. В последнее время в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. Особенности такого экзамена:

  1. состоит из двух частей;
  2. на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени;
  3. первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме;
  4. вторая часть - в традиционной форме;
  5. оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.

  Данная разноуровневая программа рассчитана  на 34 часов занятий, которые проводятся с учащимися 9 класса.  Программа  дает широкие возможности повторения и обобщения курса алгебры. По мере изучения курса учащиеся имеют возможность систематизировать знания, методы решения задач, формируются внутрипредметные и межпредметные связи.

 Цель данной программы:

  1. Преодолеть несоответствие количества отведенных на изучение математики часов тем требованиям, которые предъявляются к знаниям учащихся, их умениям и навыкам, выработанным на уроках математики, другими школьными предметами  использующими аппарат этой науки.
  2. Подготовить учащихся к сдаче экзамена по алгебре и геометрии в новой форме.

  Занятия программы  направлены на систематизацию знаний. Формы организации учебного процесса направлены на углубление индивидуализации процесса обучения. Основным результатом является успешное выполнение заданий экзамена. Практическое использование занятий состоит в возможности успешно сдать экзамен по алгебре, а также объективно оценить уровень своих знаний.

УМК для учителя

1. Алгебра: сб.заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл./ Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова и др. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2009. – 240с.

2.  Алгебра. 9-й класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА – 2010. Учебно-методическое пособие/ Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион – М, 2009. – 256с.

3. Алгебра. 9-й класс. Подготовка к ИГА-2010: учебно-методическое пособие/ Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион – М, 2009. – 240с.

4. Алгебра. 9 кл.: В двух частях. Ч. 2: Задачник для общеобразовательных.  учреждений /  А.Г. Мордкович,  Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. —5-е изд. — М.: Мнемозина, 2008

5. Алгебра. 8 кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений / А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. — 3-е изд., испр. — М.: Мнемозина, 2008.

6. Алгебра. 7 кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений / А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. — 3-е изд., испр. — М.: Мнемозина, 2008.

7. Сборник задач по алгебре: Учеб. пособие для 8-9 кл. с углубленном .        изучением        математики/ М.Л. Галицкий, A.M. Гольдман, Л.И. Звавич.—8-е изд.—М.: Просвещение, 2002.

8. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса / Л.И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2006.

        УМК для ученика

1. Алгебра: сб.заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл./ Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова и др. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2009. – 240с.

2.  Алгебра. 9-й класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА – 2010. Учебно-методическое пособие/ Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион – М, 2009. – 256с.

3. Алгебра. 9-й класс. Подготовка к ИГА-2010: учебно-методическое пособие/ Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион – М, 2009. – 240с.

4. Алгебра. 9 кл.: В двух частях. Ч. 2: Задачник для общеобразовательных.  учреждений /  А.Г. Мордкович,  Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. —5-е изд. — М.: Мнемозина, 2008

5. Алгебра. 8 кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений / А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. — 3-е изд., испр. — М.: Мнемозина, 2008.

6. Алгебра. 7 кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений / А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. — 3-е изд., испр. — М.: Мнемозина, 2008.

7. Сборник задач по алгебре: Учеб. пособие для 8-9 кл. с углубленном .        изучением        математики/ М.Л. Галицкий, A.M. Гольдман, Л.И. Звавич.—8-е изд.—М.: Просвещение, 2002.

8. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса / Л.И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2006.

Цели и задачи программы

Изучение разноуровневой  программы    направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
  2. овладение  устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения  школьных  естественно-научных дисциплин,  для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
  3. развитие логического мышления, алгоритмической культуры,  пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции,  творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и  для самостоятельной  деятельности в области математики и ее приложений  в будущей профессиональной деятельности;
  4. воспитание средствами математики культуры личности:  знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.

 

В данной  программе  содержание образования развивается в следующих направлениях:

• систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до действительных чисел;  совершенствование техники вычислений;

• развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;

• систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений;

• развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;

• совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;

• формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.  

Формы и методы преподавания, используемые педагогические технологии

   Организация обучения учащихся осуществляется через: урок, практикумы, дополнительные занятия и консультации, домашняя работа учащихся, индивидуальные маршруты для учащихся со слабой математической подготовкой, защита проектов.

Используемые  методы обучения:

  1. по источникам знаний -  словесный (лекция), наглядный (демонстрация плакатов, презентаций урока), практический (практические, самостоятельные, контрольные работы,  тематические тесты);
  2. по характеру познавательной деятельности учащихся – объяснительно-иллюстративные, проблемного изложения, частично поисковые (эвристические);
  3. методы отражающие основные способы познания, используемые в математике – эмпирические (наблюдение, опыт, измерение и др.), логические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, конкретизация, классификация и др.), математические методы познания (метод математического моделирования, аксиоматический метод).

 Педагогические технологии: развивающего обучения, ИКТ.

        Формы контроля знаний

 Математические диктанты, самостоятельные работы, программируемый контроль знаний (тестовые задания).

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗНОУРОВНЕВОЙ ПРОГРАММЫ  «МАТЕМАТИКА. ПРАКТИКУМ»  В 9Б  классе.

1ч в неделю, всего 34 ч.

   

Дата

Тема

Кол-во часов

Дата

Числа

2

1

Вычисления

1

2

Упрощение выражений

1

Буквенные выражения

2

3

Нахождение значений выражения

1

4

Упрощение выражений

1

Тождественные преобразования

4

5

Сокращение дробей

1

6

Разложение на множители

1

7

Упрощение выражений

1

8

Доказательство тождеств

1

9

Проверочный тест

1

Уравнения и системы уравнений

10

10

Линейные уравнения

1

11

Дробно-рациональные уравнения

1

12

Квадратные уравнения

1

13

Биквадратные уравнения

1

14

Решение уравнений введением новой переменной

1

15

Решение задач с помощью уравнений

1

16

Системы уравнений

1

17

Решение систем уравнений способом подстановки

1

18

Решение систем уравнений способом сложения

1

19

Решение задач с помощью систем уравнений

1

20

Проверочный тест

1

Неравенства

4

21

Линейные неравенства

1

22

Дробно-рациональные неравенства

1

23

Квадратичные неравенства

1

24

Системы неравенств

1

25

Проверочный тест

1

Последовательности и прогрессии

2

26

Арифметическая прогрессия

1

27

Геометрическая прогрессия

1

Функции и их графики

3

28

Линейная функция

1

29

Квадратичная функция

1

30

Кубическая функция

1


31-34


Упражнения на все темы

Написание  проверочного тестирования по всем темам

4


Знания,  умения, навыки

В ходе изучения  учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;

планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей  работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;

самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.

Содержание программы.

1. Выражения и преобразования.

Числовые подстановки в буквенные выражения. Формулы. Приближенные значения.  Округление чисел. Буквенные выражения. Степень с целым показателем. Многочлены. Преобразование выражений. Квадратные корни Алгебраические дроби. Квадратные корни. Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессия 

2. Уравнения и неравенства.

Равносильность уравнений. Теоремы о равносильности уравнений. Общие приемы решения уравнений: метод разложения на множители, метод замены переменной, использование свойств функций, использование графиков. Решение уравнений. Системы уравнений с двумя переменными. Неравенства с одной переменной. Иррациональные уравнения. Уравнения, содержащие неизвестное под знаком модуля. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля

3. Функции.

Числовые функции и их свойства: монотонность, ограниченность, наибольшее и наименьшее значения функции на заданном промежутке. Определение функции. Способы задания функции. Четные и нечетные функции, особенности их графиков. Наглядно геометрические представления о непрерывности и выпуклости функций.

4. Числа и вычисления.

Проценты. Пропорции. Решение текстовых задач: задачи на движение, задачи на работу, задачи на десятичную форму записи числа, задачи на концентрацию, смеси и сплавы. 

Виды самостоятельной работы учащихся

1. Работа с книгой

2. Упражнения

3. Выполнение практических  работ

4.  Самостоятельные (обучающие, тренировочные, закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие), контрольные работы

5. Подготовка докладов, рефератов.

Подготовка к ГИА

Подготовка учащихся к ГИА  осуществляется по следующим направлениям:

        - информационная работа  (в течение учебного года с девятиклассниками и их родителями  проводится изучение нормативно- правовых документов  по итоговой аттестации);

     - содержательная подготовка  (подготовка к ГИА  требует индивидуального,  личностно-ориентированного подхода.  Для  реализации такого подхода   имеются часы индивидуальных занятий по подготовке к ГИА по математике. Одним из принципов  построения методической подготовки к ГИА считается принцип жесткого ограничения времени при выполнении тестов.   Считаю, что  здесь тоже нужен индивидуальный подход в  зависимости от того, какой «актуальный потолок» выбрал для себя каждый ученик,  с учётом опережающей цели.  Ограничив для себя объём заданий, которые он наверняка должен решить, школьник будет иметь возможность посвятить подготовке к ним больше времени, что повышает шансы на успех. Если ученик мотивирован только на базовый уровень, то не стоит нагнетать напряжение, работать в скоростном режиме, а лучше спокойно и внимательно решать задания и осуществлять самоконтроль и самопроверку.  Отведённого времени также вполне хватает и на решение заданий повышенного уровня. К жесткому  самоконтролю времени следует приучать только тех учащихся, которые  подготовлены к выполнению заданий 2 части экзамена.  Неотъемлемым   элементом подготовки к ГИА является обучение заполнению бланков);

     - психологическая подготовка.

Требования к уровню подготовки девятиклассников

В результате изучения программы  на повышенном уровне ученик должен

знать / понимать:

– значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

– идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;

– значение идей, методов и результатов алгебры  для построения моделей реальных процессов и ситуаций;

– универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;

– различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;

– вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.

Числовые и буквенные выражения

уметь:

– выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

– применять понятия, связанные с делимостью целых чисел при решении математических задач;

– проводить преобразование числовых и буквенных выражений.

 -  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.

                 - распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;  

Функции и графики

уметь:

– определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

– строить графики изученных функций, выполнять преобразование графиков;

– описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;

– решать уравнения, системы уравнений, неравенства; используя свойства функций и их графические представления;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.

Уравнения и неравенства

уметь:

– решать тригонометрические уравнения;

– доказывать несложные неравенства;

– находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;

– решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– построения и исследования простейших математических моделей.

ЛИТЕРАТУРА

Учебные издания:

1. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы/Л. В. Кузнецова и др. – М.: Дрофа, 2004;

        

2. «Сборник для подготовки к итоговой аттестации по алгебре в 9 классе» авторы: Л.В.Кузнецова и др., изд. Просвещение, 2008 г.

3. Алгебра. 9 класс. Пособие для самостоятельной подготовки к итоговой аттестации 2006. под ред. Ф.Ф.Лысенко, Ростов-на-Дону, изд. «Легион»,  2006

4. Учебно-методическая газета «Математика», приложение «1 сентября» № 9-2006 г., стр. 7.

5. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Алгебра 9 класс / Крайнева Л.Б., Татур А.О.-М.: «Интеллект - центр», 2005 г.

6. Тесты. Алгебра 9 клас. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестироания – М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования»

7. Кочагина М.Н. Математика: 9 класс: Подготовка к «малому ЕГЭ»/ М.Н. Кочагина, В.В. Кочагин.- М.: Эксмо, 2008

8. ГИА –2009 : экзамен в новой форме: алгебра: 9 класс: тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной аттестации в новой форме/ авт.-сост. Л.В. Кузнецова и др.-М.:АСТ: Астрель, 2009

 

9. Задания по математике для подготовки к письменному экзамену по математике в 9 классе / Л.И.Звавич, Д.И. Аверьянов, Б.П.Пигарев, Т.Н. Трушина – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006 г. (серия «Итоговая аттестация»)

10. Минаева С.С. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс:/ С.С. Минаева, Л.О. Рослова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007

Список электронных ресурсов:

                

http://www.prosv.ru -  сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)

http:/www.drofa.ru  -  сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)

http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.

http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.

http://www.internet-scool.ru  - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ.  

http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»

http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк  тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений

http://www.fipi.ru  - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий

 http://www.mathgia.ru/ - открытый банк заданий по математике



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по практикуму по математике «Подготовка к ЕГЭ», 10-11 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, УМК  для учителя и ученика, формы и методы преподавания, виды контроля, тематический план....

Рабочая программа учебного курса по математике « Подготовка учащихся к ГИА» (Интенсив) для учащихся 9 класса

Рабочая программа по математике "Подготовка учащихся к ГИА"  «Интенсив» для учащихся 9 класса состоит из курса алгебры и геометрии. Рассчитана на 72 часа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике «Подготовка к ЕГЭ по математике» 11 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАэлективного курса по математике«Подготовка к ЕГЭ по математике»11 класс...

Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа по подготовке учащихся 10 класса к итоговой аттестации по математике.

Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа по подготовке учащихся 10 класса к итоговой аттестации по математике.Тематическое планирование учебного материала при 1 занятии в неделю....

Рабочая программа курса «Практикум по математике» 10 класс на 2019 - 2020 учебный год

Рабочая программа "Практикум по математике 10 класс" содержит 1. Пояснительную записку 2.Общая характеристика курса, 3.Место учебного курса в учебном плане, 4.Описание ценностных ориентиров ...

Рабочая программа по практикуму по математике для 10-11 класса

Цель программы: развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего использовать их при решении задач математики и других предметов (физика, химия, основы инф...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для обучающихся 9 класса "Математический практикум"

Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение следующих разделов математики: числа и вычисления, алгебраические выражения, уравнения и неравенства, числовые пос...