Проценты в нашей жизни
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) на тему

Ереско Ирина Алексеевна

Работа показывает широту применения процентных вычислений в реальной жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx22.18 КБ
Файл zadachi_na_procenty.rar265.56 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Проценты в нашей жизни"

Краткая аннотация проекта.

На изучение темы «Проценты» в курсе математике отводится довольно мало часов, но, как показывает практика, этот раздел является неотъемлемой частью при сдаче ЕГЭ. Кроме того, данная тема является универсальной, так как она связывает естественные и гуманитарные науки.

Данный проект направлен на то, чтобы его участники получили дополнительные знания по процентным исчислениям, включает в себя чёткое и компактное изложение теории; рассмотрение решения задач на проценты различного уровня сложности; задачи для самостоятельного решения; применение формул вычисления процентов в жизни. Цель проекта научить детей использовать эти знания не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни. Исследования учащихся складываются из интервьюирования представителей разных специальностей на тему использования ими процентов в своей профессиональной деятельности и анализа полученной информации. Учащиеся в ходе реализации проекта знакомятся с работой людей разных профессий, увидят новые профессиональные качества людей своего села, что способствует профориентации учащихся. Проект имеет образовательное и воспитательное значение. Работа построена по принципу – от простейших понятий и задач к заданиям повышенной сложности.

За время выполнения проекта учащиеся должны самостоятельно ответить на учебные вопросы. Варианты работы по группам: составление презентации, составление практических рекомендаций, интервьюирования представителей разных специальностей на тему использования ими процентов в своей профессиональной деятельности, анализ полученной информации. Работа построена по принципу – от простейших понятий и задач к заданиям повышенной сложности.

II. Цель проекта:

Цель: сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных вычислений в реальной жизни.

Задачи проекта:

После завершения проекта учащиеся смогут:

  1. Понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;
  2. Уметь соотносить процент с соответствующей дробью;
  3. Уметь решать основные задачи на проценты;
  4. Знать широту применения процентных вычислений в реальной жизни практически применять полученные знания в повседневной жизни;
  5. Закрепят навыки работы в команде (малых группах), выполняя разные социальные роли;
  6. Закрепят навыки публичного выступления;
  7. Расширят свои знания.

III. Этапы работы над проектом

В любом открытии есть 99 % труда и потения и только 1 % таланта и способностей.
Л. Магницкий

Работа над проектом выполняется в рамках предмета математики. Но для его успешной реализации потребуется соединение компетентностей в различных областях: социальный опыт, сфера самостоятельной деятельности, культурно-досуговая деятельность, ИКТ и другое.

1 этап.

Подготовительный или погружение в тему. 

  1. Формулирование темы, основополагающего и проблемных вопросов.
  2. Создание групп. Определение темы проекта, выдвижение гипотез

2 этап

Реализация проекта.

  1. Работа в группах. Сбор и обработка информации. Создание презентации, буклета, диаграммы учащимися.

3 этап

Защита проекта.

  1. Представление презентации.
  2. Выводы.
  3. Оценка.
  4. Награждение.

Подготовительный этап.

Учитель - независимый консультант, удерживающийся от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда».

Участники проекта:

Учащиеся 5 класса, учитель математики.

Тема проекта:

Решение задач на проценты.

Творческое название проекта:

Проценты в нашей жизни.

Основополагающий вопрос:

Процент—абстрактное понятие или постоянный спутник нашей жизни?

Проблемные вопросы:

  1. Всегда ли проценты - наши «друзья»?
  2. Откуда произошли понятие «процент» и знак «%»?
  3. Есть ли «альтернатива» у процентов?

Реализация проекта. 

Математика интересна тогда, когда даёт пищу нашей изобретательности и способности к рассуждениям.
Д. Пойа

  1. «Где родился процент?»,
  2. «Зачем нам нужен процент?» 
  3. «Проценты в дробях, графиках, диаграммах».
  4. «Задачи на проценты». 
  5. Защита проекта.

Оценивание работ осуществляет каждая группа и учитель, затем вычисляется средний балл за каждый проект и выставляется оценка.

Оценочный лист:

ОЦЕНИВАНИЕ ГРУПП произвела группа ……………………………………………………...

Критерий/ Группа

Полнота раскрытия темы

  1. тема раскрыта полностью: 5 б.;
  2. тема раскрыта частично: 3 б.;
  3. тема не раскрыта: 0 б.

Логичное изложение материала

 

  1. материал изложен логично и грамотно: 5 б.;
  2. материал не логичен или содержит грамматические ошибки: 3 б.;
  3. в изложенном материале логика отсутствует: 0 б.

Продукт

-  продукт позволяет легко воспринимать содержание: 5 б.;

- продукт трудно воспринимается: 3 б.;

- продукт требует доработки: 0 б.

Публикация “Где родился процент” ознакомит вас исторической справкой о процентах.

Получить дополнительные сведения из области биологиин ам поможет презентация на вопрос «Есть ли альтернатива процентам?» ответит презентация «Чудо проценты» 

Не менее интересные результаты исследований отражены в проекте «Проценты в графиках, диаграммах» 

IV. Вывод

Предлагаемый проект «Проценты в нашей жизни» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественнонаучному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. В ходе реализации проекта на основании проделанной работы мы показали, что процент постоянный спутник нашей жизни.

V. Информационные ресурсы

  1. Вигдорчик Е., Нежданова Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе.- М., 1997.
  2. Глейзер Г.И. История математики в школе (4-6 кл.): пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
  3. И.В. Липсиц Экономика без тайн. М.: Вита-Пресс, 1994.
  4. И.С. Ганенкова. Математика. Многоуровневые самостоятельные работы в форме тестов для проверки качества знаний. 5-7 классы. Издательство «Учитель». Волгоград. 2006.
  5. Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». №46, 1998.
  6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-диск) www.KM.ru
  7. http://historic.ru/books/item/
  8. http://slovari.yandex.ru
  9. http://school-sector.relarn.ru


Подписи к слайдам:

Тема урока:“Задачи на проценты”.
Цель урока: ответить на вопрос “Зачем нужны проценты”.
Тема творческой работы
Проценты в нашей жизниТемы самостоятельных исследованийПроценты на кухнеПроценты в аптекеПроценты в магазинеПроценты в банкеПроценты и зарплатаПроценты и пенсионерыПроценты и выборы
Проценты в аптекеавтор задачи Чернышов Даниил
Условие задачи.У меня бабушка участница Великой Отечественной Войны. Она пользуется льготами при покупке лекарств. Она меня попросила купить следующие лекарства: анальгин стоимостью - 15 р., кордипин – 70 р., нитроглицерин – 55 р.Ветеранам аптека предоставляет скидку 10%. Сколько денег я сэкономил при покупке лекарств бабушке?
Проценты и зарплата.автор задачи Устьянцева Ксенья
Моя бабушка работает учителем. Она мне рассказала из чего состоит её зарплата и как её начисляют.Оклад – 1880 рублейПроверка тетрадей – 3%Подоходный налог – 13%Профсоюз – 1% с начисляемой зарплатыСумма, не облагаемая налогом – 700 рублейЗарплата к выдаче - ? рублей
ВОПРОС ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ.
Сколько денег надо вложить в банк, чтобы через 5 лет получить 20000 рублей, если банк платит по срочным вкладам 10% годовых?
Оказывается, математика – очень интересный предмет, имеет большое практическое значение во всех областях: науке, технике, искусстве. Математику должны знать не только те, кто собирается связать свою жизнь с математикой или физикой, но и будущие художники, писатели, музыканты, биологи, врачи.Очень интересно было работать с историческими фактами, говорящими о достижениях математиков древних веков. Обо всём этом мы пытались рассказать в нашем проекте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Проценты в нашей жизни"

Мастер - класс, презентация по теме "Проценты в нашей жизни"...

Сборник "Задачи на проценты в нашей жизни"

Автор - составитель сборника "Задачи на проценты в нашей жизни"  Галимуллин Амир, ученик 10 ф/м класса МБОУ "СОШ № 1", город Мегион, ХМАО-Югра. Сборник содержит 157 задач на проценты, историческу...

Презентация к уроку "Проценты в нашей жизни"

Презентация используется при обобщении темы "Проценты"...

Урок - игра "Проценты в нашей жизни"

Урок - игра "Проценты в нашей жизни". Данный урок можно провести  в 6,7 классах,  а можно как отдельное мероприятие совместно с родителями....

Урок по теме:" Проценты в нашей жизни"

Конспект урока с презентацией...

Разработка урока-семинара по математике в 9 классе по теме «Проценты в нашей жизни»

Разработка урока-семинарапо математике в 9 классепо теме «Проценты в нашей жизни»( с использованием проектных образовательных технологий )...

Проценты. Проценты в нашей жизни

Урок по метематике в 5 классе по теме: Проценты. Проценты в нашей жизни....