Урок по теме:" Проценты в нашей жизни"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Шель Татьяна Борисовна

Конспект урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_matematike_shel_t.b._shkola_23.rar567.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Проценты в нашей жизни".

Вначале урока учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, исходя из темы урока.

Цель урока:
- Повторить и систематизировать знания по теме: проценты.
- Показать важность и необходимость применения процентов в жизни.

Задачи урока:
- Конкретизировать и применять в практических задачах основные знания, умения и навыки по теме: Проценты.
- Формировать основные учебные компетенции: учебная, коммуникативная, личностная.
- Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией.
- Развивать творческие способности, активизировать интерес к математике.

План урока:
1.Формулировка темы, цели, задач урока. Вступительная часть.
2.Обсуждение домашнего задания, повторение теории.
3.Фронтальная устная работа по учебнику.
4.Математичесикй диктант. Работа в парах.
5.Физкультминутка.
6.Самостоятельная работа в группах с последующим обсуждением.

7.Игра «Дешифровщик»
8.Рефлексия.
9.Подведение итогов. Релаксация.

Ход урока

  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

 Современная жизнь делает задачи на проценты актуальными, так как сфера практического приложения процентных расчетов расширяется. Вопросы инфляции, повышение цен, рост стоимости акций, снижение покупательской способности касаются каждого человека в нашем обществе. Планирование семейного бюджета, выгодного вложения денег в банки, невозможны без умения производить несложные процентные вычисления.Не только  на уроках математики, но и в повседневной жизни мы часто встречаемся с задачами на вычисление процентов.  В нашей жизни проценты играют большую роль.  Понимание процентов и умение производить процентные расчёты, необходимы для каждого человека. Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни. И сегодня на уроке мы с вами повторим все вопросы, связанные с процентами и рассмотрим некоторые задачи, которые чаще всего встречаются в нашей жизни.

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРИИ:

- Что такое процент?
- Как найти р % от числа
а?
- Как найти число
а по р %?
- Как найти сколько процентов первое число
а составляет от второго числа в?

В это время на доске появляются 4 карточки (приготовленные заранее)(слайд)
1. 1%=1/100
2
. р % от А это р : 100 х А
3. 
А по р % это 100 : р х А
4.число 
А составляет от В это А : В х 100

3.ФРОНТАЛЬНАЯ УСТНАЯ РАБОТА  (слайд)

1.Назовите проценты в виде дроби: 1%, 5%, 70%, 100%, 120%, 150%, 200%, 1020%.
2.Назовите дроби в виде процентов:1/100, 3/100, 5/100, 10/100, 1/10, 1/20.
3.Назовите 1% от 1 метра, 1 центнера, 1 килограмма.
4.Назовите 5%, 17%, 23 % от 1 метра, 1 центнера, 1 килограмма.

5.Закончите предложение:

а)  Чтобы найти, какую часть первое число составляет от второго, нужно…

б)  Чтобы перейти от процентов к десятичной дроби, нужно…

в)  Чтобы перейти от десятичной дроби к процентам, нужно…

6. Выразите в процентах:  

 а) 0,23 проданного товара

 б) 0,71 жителей города;

 в) 0,09 длины отрезка;

 г) 0,5 выполненной работы

7. Выразите десятичной дробью: а)47%; б)80%; в)3%; г)200%.

4. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. РАБОТА В ПАРАХ.

Один ученик  работает у доски, остальные учащиеся на своих местах.

1. Запишите проценты в виде дроби: 10%, 20%, 75%, 150%.
2.Запишите дробь в виде процентов: 1/20, 1/5, 1/4, 1/2, 1/1.
3.Вычислите 50% от 400, 10% от 20, 25% от 16, 75% от 8.
4.Найдите число, 1% которого 3, 10% которого 40, 50% которого 250. 
5.Сколько процентов число 50 составляет от числа 200?
6.Сколько процентов число 200 составляет от числа 50?

- Учащиеся меняются тетрадями, 
- идет взаимопроверка выполненной работы, 
- взаимооценка диктанта,
- подведение итогов диктанта.

ОТВЕТЫ: (слайд)
1. 1/10, 1/5, 3/4, 1 ½. 
2. 5%, 20%, 25%, 50%, 100%. 
3. 200, 2, 4, 6.
4. 300, 400, 500.
5. 25%.
6. 400%.

5. ФИЗКУЛЬТминутка.

(Ученики повторяют движения за учителем)

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты сесть опять.

6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА(Работав группах) (5 минут).

ГРУППА 1:

Согласно российским законам заработок каждого работающего облагается так называемым подоходным налогом, который равен 13% зарплаты.

Какую сумму в качестве подоходного налога должен он заплатить,  если заработал 12 000 рублей и сколько он получит  «на руки»?

Решение: 13%-это 0,13

1)    12 000*0,13=1560 (р)

2)    12 000-1560=10 440 (р)

Ответ: подоходный налог составит 1560 рублей, а получит он 10440 рублей.

ГРУППА 2:

Папа купил телевизор в кредит, уплатил первый взнос 1500 руб., остальные 75% стоимости телевизора он должен уплатить в следующие 6 месяцев равными частями. Сколько стоит телевизор? Какую сумму папа будет выплачивать каждый месяц?

Решение: 
1.1500х100:25=
6000 руб. стоит телевизор.
2.(6000-1500):6=
750 руб. папа будет выплачивать каждый месяц.

Ответ: 6000 рублей,750 рублей

ГРУППА 3:

Зарплата мамы в этом месяце увеличилась на 10% и составила 9900рублей.
Какова была зарплата мамы в прошлом месяце?

Решение: 9900х100:110=9000 руб.

Ответ: 9000 рублей

ГРУППА 4:

Дружная семья – мама, папа, брат и я отправилась в магазин за покупками. Было у нас - 5000 рублей, 50% всей суммы потратили на обувь детям, а 40% остатка израсходовали на продукты. Сколько денег осталось?

Решение:
1.5000:2=2500 руб. стоит обувь.
2.5000-2500=2500 руб. остаток.
3.40х2500:100=1000 руб. стоят продукты.
4.2500-1000=
1500 руб. осталось.

Ответ: 1500 рублей

ГРУППА 5:

За хорошую учебу своего сына мама с папой решили купить ему новый компьютер. Первоначальная стоимость компьютера составляла 20 000 руб.
Семье повезло дважды: воскресная скидка 5% и новогоднее предложение – скидка 10%. Определите цену товара после двух понижений сначала на 5%, а потом на 10%.

Решение:
1.20 000:100х5=1000руб. составляют 5%.
2.20 000-1000=19 000руб. цена после первой скидки.
3.19 000:10=1900 руб. составляют 10%.
4.19 000-1900=
17 100руб. цена товара после двух понижений.

Ответ: 17100 рублей

ГРУППА 6:

Туристическая семья отправилась на легковой машине в путешествие по маршрутуСамара - Сочи. В первый день они проехали 35 % всего пути, во второй – 40% всего пути, а в третий день они проехали остаток пути – 650км. Сколько км.составляет маршрут в одну сторону?

Решение:
1.100-(35+40)=25 % пути в третий день.
2.650х100:25=
2600 км. продолжительность маршрута.

Ответ: 2600 км.

Рассматриваются и анализируются решения задач каждой группы.  (решения в презентации) (слайд)

7.Игра «Дешифровщик» (раздаются карточки в группах)

Викинги – это древние скандинавы, промышлявшие морским разбоем. На своих боевых челнах они бесстрашно пускались в авантюрные морские приключения:захватывали чужие корабли с товарами, воевали, а попутно открывали новые территории.

Суда, на которых они плавали, имели очень интересный вид. Для устрашения врагов их носовая часть украшалась вырезанной из дерева головой дракона.

Когда вождь викингов погибал в сражении, его, по традиции, хоронили  на корабле, которым он командовал, а сам корабль топили в море.

Именно поэтому так часты находки совершенно целых затопленных ладей викингов.

Если вы правильно выполните задание и выберете верные ответы, то узнаете, как назывались корабли викингов.

Задача: Дана цена товара до повышения и после повышения. Определите, на сколько процентов подорожал товар.

1.     Старая цена – 120 р. Новая – 150 р.

        В-30%,    Д-25%,    К-35%,    М-40%

2.   Старая цена – 80 р. Новая – 96 р.

         А-25%,    И-16%,    Р-20%,    О-5%

3.      Старая цена – 170 р. Новая – 187 р.

         А-10%,    И-17%,    У-30%,    О-20%

4.     Старая цена – 140 р. Новая – 147 р.

        В-2%,    К-5%,    М-3%,    Н-8%

5.     Старая цена – 168 р. Новая – 252 р.

        А-52%,    О-60%,    У-40%,    К-50%

6.     Старая цена – 300 р. Новая – 345 р.

        А-15%,    Е-25%,    О-20%,    У-18%

7.     Старая цена – 175 р. Новая – 182 р.

        В- 2%,    М-5%,    Н-6%,     Р-4%

 Ответ: ДРАККАР (слайд)

Дракар (норв. Drakkar, от древнескандинавских Drage — «дракон» и Kar — «корабль», буквально — «корабль-дракон») — так сегодня принято называть деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой. Отсюда другое название подобного судна — «длинный корабль». Принято считать, что дракар — «большой длинный корабль», «флотилия больших длинных боевых кораблей».

 В это время 3 ученика у доски решают задачи самостоятельно.

  • Задача, которую нам предложила решить медицинская сестра Нина Михайловна:

В школе в ноябре 2013 г проходила добровольная вакцинация учащихся против гриппа. Известно, что вакцину поставили 340 учащихся из 400 обучающихся в школе. Каков процент детей, добровольно поставивших вакцину против гриппа? (85%)

  • Задача от Нины Михайловны, организатора питания школьников: В нашей школе №23- 92 учащихся младших школьников, из них 100% охвачены горячим питанием, питаются бесплатно 69 человек. Сколько процентов человек питаются бесплатно?( 75%)
  • Задача, которую нам предложила решить библиотекарь Вера Николаевна: В школе 400 учащихся. В среднем на каждого ученика приходится по 13 учебников. Новых учебников на следующий учебный год можно заказать только 13% от всего количества учебников. Сколько учебников получит школьная библиотека в новом учебном году? (676 учебников)

8. РЕФЛЕКСИЯ

Закончите предложение
Сегодня на уроке …
Теперь я знаю …
Мне на уроке …

9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕЛАКСАЦИЯ.

Активно на уроке работали …, 
старались …, 
жду большей активности, точности от … 
Спасибо всем за работу.

10.Домашнее задание (слайд)

Творческое задание. Составить 5-7 задач  на проценты. « Проценты в моей семье».

 

Приложение( презентация)

                         

                       


                       

                         

                            

                   

               

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по теме «Проценты. Диаграммы. Лес – наша краса.»

Интегрированный урок закрепления знаний учащихся с применением ИКТ...

Конспект урока по теме "Проценты в жизни человека" 5 класс

Когда и с какой целью человек использует проценты в своей жизни?...

Урок по теме "Проценты в нашей жизни"

Урок математики в 6-м классе "Проценты в нашей жизни"...

Урок по теме: " Проценты из древности до наших дней"

вашему вниманию представлена карта урока математики для 6 класса по теме: "Проценты из древности до наших дней."...

Конспект урока по теме:"Проценты. Нахождение процентов от числа"

Представлен конспект урока по теме:"Проценты. Нахождение процентов от числа". По УМК под ред. Мерзляка. Представлены все основные этапы урока: задачи на актуализацию знаний учащихся, изучени...