Решение нестандартных задач
рабочая программа по алгебре (11 класс) на тему

 

Актуальность курса «Решение нестандартных задач» определяется тем, что данный курс поможет учащимся оценить свои потребности, возможности и сделать обоснованный выбор дальнейшего жизненного пути.


Программа содержит материал необходимый для достижения запланированных целей. Данный курс является источником, который расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации для формирования математического мышления, логики и изучения смежных дисциплин. 
Место данного курса определяется необходимостью подготовки к профессиональной деятельности, учитывает интересы и профессиональные склонности старшеклассников, что позволяет получить более высокий конечный результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnye_11kl.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

                                                                 

       Рабочая программа

        спецкурса для 11А класса

         «Решение нестандартных задач»

                                                   

2012-2013 учебный год

Пояснительная  записка

Программа рассчитана на 28 часов.

Учащиеся образовательной школы имеют минимальное представление о задачах повышенной сложности с параметрами и содержащих абсолютную величину. В программах по математике этим задачам отводится незначительно место. Данный курс дополняет и углубляет знания, полученный по программе. Большое внимание уделяется формированию навыков решения заданий, содержащих абсолютную величину и параметр. Рассматриваются вопросы, связанные с различными приемами решения комбинированных уравнений и неравенств.

Данные задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры школьников.

Основная цель курса:


создание условий для развития логического мышления, математической культуры и интуиции учащихся посредством решения задач повышенной сложности нетрадиционными методами.


Задачи курса:


• сформировать навыки использования нетрадиционных методов решения задач; 
расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач различного типа сложности, включая задачи с модулем и параметром; 
повышение уровня  математического и логического мышления учащихся;

развитие навыков исследовательской деятельности.


Актуальность курса «Решение нестандартных задач» определяется тем, что данный курс поможет учащимся оценить свои потребности, возможности и сделать обоснованный выбор дальнейшего жизненного пути.


Программа содержит материал необходимый для достижения запланированных целей. Данный курс является источником, который расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации для формирования математического мышления, логики и изучения смежных дисциплин.
 
Место данного курса определяется необходимостью подготовки к профессиональной деятельности, учитывает интересы и профессиональные склонности старшеклассников, что позволяет получить более высокий конечный результат.
 

Планируемые результаты курса.

Учащиеся должны знать: понятие параметра, прочно усвоить понятие модуль числа,

алгоритмы решений задач с модулями и параметрами, различные приёмы при решении тригонометрических, иррациональных, показательных и комбинированных уравнений и систем.

Должны уметь: решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности; решать   уравнения с модулем и параметром; применять различные  приёмы при решении рациональных, иррациональных, показательных и комбинированных уравнений; знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств.

Контроль знаний и умений.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате выполнения обучающимися самостоятельных работ, само- и взаимооценке, а также, творческих проектов в виде презентаций   Итоговый контроль – 2 контрольные работы в форме решения заданий с развёрнутым ответом в конце каждого полугодия.

Содержание программы

Решение заданий с модулем

Уравнение и неравенства вида, содержащие знак абсолютной величины

Построение графиков функций, связанных с модулем.

Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину.

Построение графиков функций, содержащих абсолютную величину.

Метод замены переменной.

Решение уравнений и неравенств, содержащих модули.

Графическая интерпретация.

Решение заданий с параметром

Уравнения с параметрами.  

Решение уравнений с параметрами.

Неравенства с параметрами.

Решение   неравенств с параметрами.

Исследование квадратного трехчлена.

Графические интерпретации уравнений и неравенств с параметром.

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль и параметр.

Графическое решение уравнений и неравенств, содержащих модуль и параметр.

Показательная и логарифмическая функции, содержащие параметр и абсолютную величину

Показательные и логарифмические уравнения, содержащие параметр.

Показательные и логарифмические неравенства, содержащие параметр.

Решение показательных и логарифмических неравенств, содержащих абсолютную величину.

Решение показательных и логарифмических неравенств, содержащих параметр.

Решение показательных и логарифмических неравенств, содержащих параметр и абсолютную величину.

Различные приёмы при решении уравнений

Решение логарифмических уравнений, различными способами.

Решение   иррациональных уравнений, различными способами.

Различные приёмы при решении иррациональных уравнений

Различные приёмы при решении показательных уравнений.

Различные приёмы при решении комбинированных уравнений.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Календ. дата

Фактич. дата

Решение заданий с модулем

7

1

Уравнение и неравенства вида, содержащие знак абсолютной величины                  

1

2

Построение графиков функций, связанных с модулем.

1

3

Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Решение уравнений.

1

4

Построение графиков функций, содержащих абсолютную величину.

1

5

Метод замены переменной. Решение уравнений.

1

6

Решение уравнений и неравенств различных видов, содержащих модули. Графическая интерпретация.

1

7

Решение уравнений и неравенств различных видов, содержащих модули.

1

Решение заданий с параметром

8

8

Уравнения с параметрами.  

1

9

Решение уравнений с параметрами.

1

10

Неравенства с параметрами.

1

11

Решение неравенств с параметрами.

1

12

 Исследование квадратного трехчлена.

1

13

Графические интерпретации уравнений и неравенств с параметром.

1

14

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль и параметр.

1

15

Контрольная работа №1 по теме: «Решение заданий с модулем и параметром»

1

Показательная и логарифмическая функции, содержащие параметр

5

16

Показательная и логарифмическая функции.

1

17

Показательные и логарифмические уравнения, содержащие параметр

1

18

Решение показательных и логарифмических неравенств, содержащих параметр.

1

19

Решение показательных и логарифмических неравенств, содержащих абсолютную величину.

1

20

Решение показательных и логарифмических неравенств, содержащих параметр и абсолютную величину.

1

Различные приемы при решении уравнений

8

21

Различные приёмы при решении логарифмических уравнений

1

22

Различные приёмы при решении иррациональных уравнений

1

23

Различные приёмы при решении показательных уравнений.

1

24

Различные приёмы при решении комбинированных уравнений

1

25

Решение   уравнений, содержащих переменную под знаком модуля.

1

26

Контрольная работа №2 по теме: «Различные приёмы при решении уравнений».

1

27,28

Итоговый урок по всему курсу «Решение нестандартных задач»

2

Литература


  1. А.Х. Шахмейстер. Уравнения и неравенства с параметрами. Пособие для школьников, абитуриентов и учителей. С.-Петербург, Москва, 2004.

  1. П.И. Горнштейн, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Задачи с параметрами. «ИЛЕКСА», Москва, 2005.

  1. Уравнения и неравенства с параметрами. Библиотечка «Первое сентября» №1(13), 2007
  2. В.М. Шамшин. «Тематические тесты по математике». Изд. 3-е. Ростов на Дону – Феникс, 2004.

  1. А.Х. Шахмейстер. Задачи с параметрами в ЕГЭ. С.-Петербург, Москва, 2006.

  1. А.П.Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. Разноуровневые дидактические материалы. – М.: Илекса, 2006г.

  1. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учеб. пособие для  10-11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение,2005г.

  1. Г.Я. Ястребеницкий «Задачи с параметрами», М.:Просвещение,1986г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образно-логического мышления учащихся с помощью решения нестандартных задач . 5-6 классы.

Методическая разработка. Можно использовать при работе кружка по математике в 5-6 классах....

Планирование работы кружка "Решение нестандартных задач"

Планирование рассчитано на 1 час в неделю и предусматривает подготовку учащихся для успешного владения математическими навыками при участии в математических олимпиадах и конкурсах....

Семинар на тему: «Решение нестандартных задач в рамках итогового повторения курса алгебры и начал анализа»

Методический комментарий.Одним из эффективных способов проведения систематизации знаний является самостоятельная работа учащихся с теоретическим материалом в совокупности с его применением...

Развитие логического мышления через решение нестандартных задач

Описание опыта работы для повышения мотивации учащихся по предмету. Рассмотрены задания, которые помогают разнообразить урок....

Рабочая программа элективного предмета «Решение нестандартных задач» для учащихся 10-11 класса

Рабочая программа  элективного предмета  «Решение нестандартных задач » для учащихся  10-11 классавключает в себя:пояснительную записку с определением целей и задач курса; принцип...

Программа элективного курса «Решение нестандартных задач. Исследовательские задачи с параметрами»

Курс строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения приемам и методам решения математических  задач  с параме...

План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"

План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"...


 

Комментарии

Актуальность курса «Решение нестандартных задач» определяется тем, что данный курс поможет учащимся оценить свои потребности, возможности и сделать обоснованный выбор дальнейшего жизненного пути.