О формировании навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему

Малкова Светлана Васильевна

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся – одна из актуальных задач современного образования. При обучении математике эта задача решается:

  1. в процессе восприятия учащимися информации на уроке;
  2. в процессе применения изученной информации на уроке;
  3. в процессе выполнения домашних заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samnavik.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ № 40»

Из опыта работы

О формировании навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики

Подготовила: Малкова С.В.

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся – одна из актуальных задач современного образования. При обучении математике эта задача решается:

  1. в процессе восприятия учащимися информации на уроке;
  2. в процессе применения изученной информации на уроке;
  3. в процессе выполнения домашних заданий.

Рассмотрим некоторые моменты организации учебной работы по формированию навыков самостоятельной деятельности учащихся,  следует учесть, что навыки самостоятельной деятельности учащихся не являются чем-то данным человеку от рождения. Выработка их происходит постепенно в течение всех лет обучения.

С первых дней  обучения работа по формированию навыков самостоятельной деятельности учащихся  проводится на начальном уровне – восприятия и воспроизведение учеником информации, сообщенной на уроке, по контролирубщим вопросам учителя. Так как на этом этапе обучения учащийся не умеет самостоятельно оценивать материал по степени сложности и важности изложенных  в нём сведений, то одной из задач учителя при составлении контролирующих вопросов является обучение школьников выявлению узловых моментов. Поэтому в этот период система вопросов, которые контролируют усвоение теоретического материала, должны охватывать все узловые моменты излагаемого материала, не должна содержать малозначительные вопросы, вопросы, не относящиеся  к основному материалу.

На этом этапе формирования самостоятельной деятельности от учащихся  следует требовать умения самостоятельно отвечать на вопросы, связанные с непосредственным воспроизведением сообщенного материала. Поэтому очень важно, чтобы система вопросов, контролирующих усвоение основного материала, не содержала вопросов, относящихся к применению данного материала. Умения применять изученный материал должно формироваться и проверяться не одновременно с умением воспроизводить полученную информацию. Даже на одном уроке эти два этапа формирования основных знаний и умений по изученному разделу должны быть разделены.

Приведу систему вопросов, которые контролируют правильность восприятия информации непосредственно после её сообщения учителем:

 Тема «Угол» в 5 классе.

  1. Назовите угол.
  2. Назовите угол: а) тремя буквами; б) одной буквой.
  3. Назовите стороны угла (по готовым чертежам).
  4. Назовите вершины угла.
  5. Запишите угол.

Основным методом работы учителя на данном этапе формирования умения самостоятельно воспроизводить полученную информацию, является эвристическая беседа. Это объясняется тем, что при восприятии новых сведений на начальном этапе формирования навыков самостоятельной деятельности учащихся должны активно участвовать в процессе восприятия новых сведений, информации, причем учителю необходима постоянная обратная связь, то есть он все время должен получать сведения об усвоении школьниками сообщаемой им информации. Поэтому изложение материала целесообразно перемежать контролирующими вопросами. Кроме того, учащиеся должны испытывать потребность в новой информации, должны понимать необходимость её усвоения. Для создания такой ситуации учитель должен заранее подвести учащихся к необходимости решения той проблемы, которую они будут рассматривать. Таким образом, на уроке должны происходить органическое соединения сообщения информации учителем с вопросами, подводящими к постановке проблемы, и с вопросами, контролирующими усвоение изучаемого материала – это и есть эвристическая беседа.

Максимальную информацию об усвоении материала даёт фронтальный опрос. При фронтальной работе открываются большие возможности для организации самостоятельной мыслительной  деятельности учащихся. Они реализуются через систему вопросов, которыми сопровождается  выполнение заданий всеми учащимися.

Например, в 8 классе на первом уроке по решению квадратных уравнений по формуле  можно провести фронтальную работу по поверке усвоения учащимися основных этапов решения уравнений. Для этого могут быть предложены следующие задания:

1.Из следующих уравнений выпишите те, которые являются квадратными:

a) 5x2-7x+12=0;

b) 15x2-3x=16;

c) 2x-3=7x;

d) x-5=x2;

e) 8x2+2x-16=0;

g) x3-6x=0.

  2.Приведите каждое из следующих уравнений к виду ax2+bx+c=0 и укажите коэффициенты a,b,c:

a) 7x2-3=2x;

b) 3x+6=3x2;

c) 4x2-6x=5;

d) 3x2-6x=2x+5;

e) x(x-3)=6

3.Зная, что дискриминант уравнения вычисляется по формуле D=b2-4ac, найдите D следующих уравнений:

a) 2x2-7x+5=0;

b) 3x2+2x-6=0;

c) 3x2-x+2=0;

d) -2x2-6x+8=0.

4. Для каждого из уравнений в 3-м задании найди  число его корней.

Следующим,  более высоким уровнем самостоятельной деятельности учащихся является  обучение умению вычислять условные мометы воспринимаемой информации. Важно учить их при этом составлять план ответа при работе с текстом.

При изучении темы «Табличный способ задания функции» (7 класс) учащимся предложить самостоятельно прочитать текст учебника. После того, как все учащиеся закончат чтение, учитель задаёт вопросы:

  1. Назовите способы задания функции, которые вам были известны раньше.
  2. Назовите новый способ задания функции.
  3. Назовите область определения функции, заданной графиком.
  4. Назовите область значения функции.

Эти вопросы охватывают все узловые моменты, нового материала. Ответы на них показывают степень условия материала учащимися.

Следующий уровень формирования самостоятельной деятельности учащихся – формировании умения самостоятельно воспроизводить полученную информацию. Для этого необходимо научить составлять план ответа, который должен быть записан в тетради у каждого ученика.

Самостоятельное восприятие и воспроизведение информации должно быть широко использовано в старших классах при подготовке к экзаменам. Учащиеся могут самостоятельно подобрать материал к каждому вопросу экзаменационного билета, составить план ответа на этот вопрос и затем по составленному плану ответить на него. Учитель же указывает ту информацию, которую ученик должен самостоятельно воспринимать (прочитать, посмотреть), и контролирует её усвоение. При этом сильные учащиеся, кроме учебного материала, могут поработать с дополнительной литературой. Они могут самостоятельно изучить доказательства тех теорем, которые не даны в учебнике, самостоятельно подготовить доклад, лекцию по какой – то определенной теме. Это требует наличие элементов творческой деятельности.

Самостоятельная работа  должна отвечать требованиям  дифференцированного подхода. Она не предполагает давать одним учащимся  больший, а другим  - меньший объем  материала. Каждому надо пройти через полноценный учебный процесс, который ни для кого не может быт ограничен требованиями минимума. Каждый учащийся сам выбирает для себя посильный уровень усвоения, соответствующий его способностям, а учитель создаёт такие условия, при которых достижение учащимися обязательного уровня станет реальным и будут предпосылки для его дальнейшего продвижения.

Итак, самостоятельная работа – многоаспектное явление процесса обучения, которое представляет собой:

  1. один из методов обучения;
  2. одну из форм организации методов обучения познавательной деятельности;
  3. одно из средств обучения;
  4. один из видов деятельности;
  5. самостоятельную деятельность учения.

Самостоятельная работа занимает важное место в учебном процессе, выступающее средством его совершенствования и оказывающее влияние на развитие личности учащихся.

Литература.

  1. Методика преподавания математики в средней школе. Составитель В.И. Мишин.
  2. Даю уроки математики…А.П.Карп.
  3. Из опыта преподавания математики в школе. Составители: А.Д.Семушин, С.Б.Суворова.
  4. Преподавание алгебры и геометрии в школе. Составитель: О.А.Боковнев.
  5. Практикум по методике преподавания математики в средней школе.

 

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная деятельность учащихся на уроках математики

Данная презентация содержит обобщение опыта работы учителя математики Кузьминой И.В. В работе анализируется значение самостоятельной деятельности учащихся как основного фактора индивидуализации и дифф...

Развитие самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики.

В данном материале даётся самоанализ педагогической деятельности по теме: "Развитие самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики"...

Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности.

Эффективность преподавания и активизация познавательного интереса учащихся зависит от того, как организовано взаимодействие учителя с учащимися и между учащимися.Наиболее важными особенностями совреме...

Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках истории как средство развития личности интегрированной в современном обществе.

Самостоятельная учебная работа – такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности  учеников во всех ее структурных компонентах – от постановки про...

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики и повышения интереса к предмету.

В данной статье можно ознакомиться с системой  контролирующих вопросов по усвоению новой информации для учащихся 5-9 классов на уроках математики....

Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках

Одна из основных задач школы - подготовка учащихся к жизни в современном обществе, воспитание мыслящего человека, умеющего анализировать, сравнивать, ориентироваться в потоке информации. Для этого нео...