Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики и повышения интереса к предмету.
статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9 класс)

В данной статье можно ознакомиться с системой  контролирующих вопросов по усвоению новой информации для учащихся 5-9 классов на уроках математики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики и повышения интереса к предмету.

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся – актуальная задача образования. Эта задача решается:

  1. в процессе восприятия учащимися информации на уроке;
  2. в процессе применения изученной информации на уроке;
  3. в процессе выполнения домашнего задания.

Навыки самостоятельной работы ребенок не получает от рождения. Выработка их происходит постепенно в течение обучения в школе.

С первых дней обучения работа по формированию навыков самостоятельной деятельности проводится на начальном уровне восприятия и воспроизведения учеником информации, сообщенной на уроке, по контролирующим вопросам учителя.

На этом этапе работы учащиеся не умеют самостоятельно оценивать материал по степени сложности и важности изложенных в нем сведений. Задача учителя – обучение выявлению узловых моментов. На этих уроках вопросы учителя должны охватывать все узловые моменты нового материала, не должно быть малозначительных вопросов и вопросов, не относящихся к основному материалу.

От учеников требуется умение самостоятельно отвечать на вопросы, связанные с непосредственным воспроизведением сообщенного материала. Важно, чтобы контролирующие вопросы не относились к применению данного материала. Умение применять материал формируется не одновременно с умение воспроизводить полученную информацию. Даже на одном уроке эти два этапа формирования знаний и умений должны быть разделены.

Хочу привести пример системы вопросов для контроля восприятия информации непосредственно после ее сообщения учителем.

При изучении темя «Угол» в 7 классе проверяем усвоение учащимися обозначение углов и умение читать эту запись.

  1. По готовым чертежам на доске или на распечатанных материалах назвать угол.
  2. Обозначить угол: а) тремя буквами; б) одной буквой.
  3. Назовите стороны угла (по чертежам к первому и второму заданию).
  4. Назовите вершину угла (на тех же чертежах).
  5. Запишите угол.

Считаю лишними вопросы об изображении и оценивании углов, так как эти умения не формируются при изучении рассматриваемого материала.

Максимальную информацию об усвоении материала дает фронтальный опрос. Не следует противопоставлять самостоятельную и фронтальную работу учащихся. При фронтальной работе открываются большие возможности  для самостоятельной и мыслительной деятельности учеников. Они реализуются через систему контролирующих вопросов, которые сопровождают выполнение заданий всеми учащимися.

Так, например, в 8 классе на первом уроке по решению квадратных уравнений по формуле, проводится фронтальная работа со следующими заданиями:

  1. Из следующих уравнений выпишите те, которые являются квадратными:
    а)

    б)

    в)

    г)

    д)

    е)
  2. Приведите каждое из уравнений к виду  и укажите коэффициенты a, b, c:
    а)

    б)

    в)

    г)

    д)

    е)
  3. Найдите дискриминант для следующих уравнений:
    а)

    б)

    в)

    г)
  4. Для каждого из уравнений в третьем задании укажите число его корней.

Более высокий уровень формирования самостоятельной деятельности при восприятии информации – обучение умению вычленять узловые моменты новой информации. (сообщение учителя и текст учебника).

Для этого учащихся надо учить составлять план ответа. При этом они должны уметь самостоятельно выделять новые понятия и факты, встретившиеся в данном материале, а также из ранее изученных понятий, на которые этот материал опирается. Предлагаю учащимся систему вопросов такого типа:

  1. Какие знакомые понятия были использованы в данном разделе?
  2. На какие знакомые факты опирается изложение нового материала?
  3. Какие новые понятия были рассмотрены?
  4. Какие новые факты были изложены?

После того, как учащиеся привыкнут к таким вопросам, можно переходить к следующему этапу – самостоятельному составлению плана ответа по изучаемому материалу.

Например, при изучении темы «Табличный способ задания функции» учащимся предложено самостоятельно прочитать текст учебника. После того, как все учащиеся закончат чтение, можно задать следующие вопросы:

  1. Назовите способы задания функции, которые вам были известны раньше.
  2. Назовите новый способ задания функции.
  3. Укажите область определения  функции.
  4. Укажите область значений функции.

Эти вопросы охватывают все узловые моменты нового материала. Ответы на них показывают степень усвоения материала учащимися.

Вся эта работа приемлема в 5-9 классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная деятельность учащихся на уроках математики

Данная презентация содержит обобщение опыта работы учителя математики Кузьминой И.В. В работе анализируется значение самостоятельной деятельности учащихся как основного фактора индивидуализации и дифф...

Развитие самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики.

В данном материале даётся самоанализ педагогической деятельности по теме: "Развитие самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики"...

Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности.

Эффективность преподавания и активизация познавательного интереса учащихся зависит от того, как организовано взаимодействие учителя с учащимися и между учащимися.Наиболее важными особенностями совреме...

О формировании навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся – одна из актуальных задач современного образования. При обучении математике эта задача решается:в процессе восприятия учащимися информации н...

Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках истории как средство развития личности интегрированной в современном обществе.

Самостоятельная учебная работа – такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности  учеников во всех ее структурных компонентах – от постановки про...

Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках

Одна из основных задач школы - подготовка учащихся к жизни в современном обществе, воспитание мыслящего человека, умеющего анализировать, сравнивать, ориентироваться в потоке информации. Для этого нео...