Методы отбора корней при решении тригонометрических уравнений
материал по алгебре (11 класс) по теме
Данный материал поможет учителям математики, работающим в 10-11 классах подготовить обучающихся к выполнению задания С1 в ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ ОТБОРА КОРНЕЙ ПРИ РЕШЕНИИ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ
Баштовая Лариса Петровна (lelik1971@yandex.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №51» города Саратова (МОУ «СОШ №51»)
Тригонометрия традиционно относится к наиболее трудному для школьников материалу. Главной причиной этой трудности является большое количество формул и различных фактов (например, значений тригонометрических функций различных углов), которые школьники должны не только помнить наизусть (!), но и уметь гибко и широко варьировать их применимость. Но стоит ли учить все это наизусть?
Полезно все первые формулы иллюстрировать картинкой на единичной окружности, показывая школьникам, что в принципе не нужно стараться запомнить все эти факты наизусть, достаточно понимать, где искать их на этом рисунке. Тригонометрические уравнения – это уравнения, содержащие неизвестную величину под знаком тригонометрической функции.
Задания С1 из части 2 в определенной степени занимают одну из важнейших позиций в структуре КИМ ЕГЭ по математике. Успешность выполнения задания С1 является весьма точным характеристическим свойством, различающим, грубо говоря, базовый и профильный уровни подготовки учащихся. Кроме того, это именно то задание из Части 2 КИМ, к решению которого приступает наибольшее число участников экзамена.
Результаты ЕГЭ в части выполнения С1:
- 2010 г.- не приступали к выполнению С1 32,3% выпускников,
- 2011г.- 41,8%,
- 2012 г. - 41,08% (положительный результат у 31,1% выполнявших задание).
При отборе корней в процессе решения тригонометрических уравнений обычно используют один из следующих способов.
● Арифметический способ:
а) непосредственная подстановка полученных корней в уравнение и имеющиеся ограничения;
б) перебор значений целочисленного параметра и вычисление корней.
● Алгебраический способ:
а) решение неравенства относительно неизвестного целочисленного параметра и вычисление корней;
б) исследование уравнения с двумя целочисленными параметрами.
Способ предполагает составление соответствующих дополнительным условиям неравенств и их решение относительно параметра. И наиболее эффективен в случае, когда промежуток для отбора корней достаточно большой.
● Геометрический способ
а) изображение корней на тригонометрической окружности с последующим отбором с учетом имеющихся ограничений;
б) изображение корней на числовой прямой с последующим отбором с учетом имеющихся ограничений.
Он основан на использовании двух моделей: тригонометрической окружности и числовой прямой.
Можно решить как можно больше разнообразных заданий С1, но намного разумнее учить школьников общим универсальным приемам и подходам к решению заданий соответствующих типов. Самым ценным моментом технологии подготовки к ЕГЭ является обучение школьника приемам мысленного поиска способа решения. Владение методикой отбора корней в заданиях С1 – залог полностью правильно выполненного задания, за которое можно получить свои заветные 2 балла. А ведь иногда этого самого заветного балла и не хватает для поступления на бюджет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/07/picture-138510-1352287535.jpg)
Отбор корней при решении тригонометрических уравнений
Роль данного раздела математики на ЕГЭ исключительно велика. Одновременно с этим тригонометрический материал традиционно популярен при проведении всевозможных конкурсов, олимпиад и при отборе ма...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/12/picture-108101-1597233644.jpg)
Контспект урока Решение тригонометрических уравнений и методы отбора корней 10 класс
Конспект урока Решение тригонометрических уравнений и методы отбора корней 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/12/picture-108101-1597233644.jpg)
презентация к уроку Решение тригонометрических уравнений и методы отбора корней 10 класс
Презентация к уроку Решение тригонометрических уравнений и методы отбора корней 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/09/picture-174484-1360396677.jpg)
Урок в 10 классе по теме "Отбор корней при решении тригонометрических уравнений"
Геометрический метод отбора корней при решении тригонометрических уравнений....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-372473-1387807776.jpg)
урок в 10 классе «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений, используя свойство периодичности тригонометрических функций»
Тема урока «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений,...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/20/picture-436044-1563600057.jpg)
Отбор корней при решении тригонометрических уравнений
Методы отбора корней тригонометрических уравнений...