План урока по теме Сложение и вычитание десятичных дробей.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Гвозденко Ольга Васильевна

Урок "открытия" нового знания. При постановке учебной проблемы - проблемная ситуация: невыполнимре задание, несходное с предыдущими, а при "открытии" нового знания - подводящий диалог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план урока.20.35 КБ
Binary Data использование ИД smart1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Урок проводился 14 февраля 2013 г. в рамках муниципального конкурса «Современный урок».

 

Тип урока: «открытие»  нового знания.

Основные цели: 1. Формировать способность к построению и использованию алгоритма сложения  и вычитания десятичных дробей. 2. Повторить и закрепить имеющиеся знания о десятичных дробях: чтение десятичных дробей, сравнение десятичных дробей, запись десятичных дробей, разряды в записи десятичных дробей. 3. Повторить знания об обыкновенных дробях: сложение и вычитание с одинаковыми знаменателями.

  1. Самоопределение к деятельности ( организационный момент)

- Ребята, какие дроби мы начали изучать? (десятичные)

- Какие дроби изучали до десятичных дробей? (обыкновенные).

- Какие операции с обыкновенными дробями мы научились делать? (Сравнивать, сложение и вычитание с одинаковыми знаменателями).

- Какие операции  умеем делать с десятичными дробями? ( сравнивать).

- Как читаются десятичные дроби? (читаем целую часть, прочитываем дробную как натуральное число и называем меньший разряд дробной части).

- Назовите разряды дробной части десятичной дроби.

- Откроем тетради, запишем число, классная работа.

Работа с интерактивной доской. ( слайды 1-9)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой. (слайды 10-13).
  2. ИД. (слайд 14) – Какие действия с числами в примерах? (сложение и вычитание).

- Все примеры мы сможем решить? (нет).

- Почему? ( мы это не проходили).

- Что будем изучать дальше на сегодняшнем уроке? ( Сложение и вычитание десятичных дробей).

- Запишем в тетрадях. Сложение и вычитание десятичных дробей.

4. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Будем опираться на наши знания. На доске записаны примеры: 3,06 + 4,12 =

0,8 + 0,5 =                        5  +2  =          

- Какие идеи? Что можно сделать?              

(  В заданиях 1и 2 перейдём к смешанным числам; выполним сложение; перейдём к десятичным дробям.  В задании 3 разные знаменатели: перейдём к десятичным дробям, уравняем десятичные знаки, перейдём к смешанным числам, выполним действие, вернёмся к десятичным.)

- Удобно ли использовать смешанные числа? Может есть другой способ          записи сложение?  Вспомним сложение натуральных чисел.

- Запишем столбиком задания 1-3.    

- Вывод: Запятая под запятой; уравнять количество знаков после запятой.

ИД  (слайд 15) – Найдите ошибки! Обсуждение. Исправление ошибок.

  1. Первичное закрепление нового.

На доске:  26,425 + 1, 326 =                                0,32 + 2.4 =                               13,425 + 6,9 =                

- Записать в столбик. Надо уравнивать десятичные знаки?

- А вычитание десятичных дробей по какому правилу выполнять? ( так же как и сложение).( слайд 16).

6. «Открытие» нового знания. (построение нового правила).

 Проговаривание правила  с использованием учебника или Диск – Математика -5.

  1. Первичное закрепление.

Заполните таблицу. 0,4 + 0,1  ( Е) ;  9,3 - 6,2 (С); 1,4 + 0,3 (Н); 0,75 + 1,1 (Т); 8,6 – 0,5 (И);10,4 + 0,7 (В).

3,1

1,85

0,5

11,1

8,1

1,7

 Историческая справка:  (слайд 17)

Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их
удобными десятичными знаками оно додумалось  значительно позже. В Древнем мире

Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль – Каши.  Джемшид Ибн Масуд, работающий в городе  Самарканде в обсерватории Улугбека в начале XV века.Записывал Аль – Каши десятичные дроби так же,   как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.Но об этом в Европе в то время не знали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены фламандским инженером и ученым Симоном Стевином. Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно. Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века.1571 г. – Иоганн Кеплер  предложил современную запись  десятичных дробей, т.е.отделение целой части запятой. До него существовали другие варианты: 3,7 писали как 3(0)7 или разными чернилами целую и дробную части.
В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году  в первом учебнике математики  «Арифметика, сиречь наука числительная».

8. Самостоятельная работа в парах. По учебнику №1213(а,б,в), №1214(а,б,в). Через 5 минут проверяют друг у друга, исправляют ошибки. Друг другу проговаривают алгоритм сложение и вычитания десятичных дробей.

9. Включение в систему знаний. Учащиеся получают модели треугольников с заданием: 1. Измерить стороны треугольника. 2. Найти периметр треугольника.

10. Рефлексия деятельности (итог урока).

- Что нового узнали на уроке? Что повторили?

- Как оцениваете свою работу?

11. Домашнее задание.(слайд  18)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме"Сложение и вычитание десятичных дробей".

Урок контроля знаний, закрепления и совершенствование знаний. Проходит в форме соревнования....

План -конспект урока по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", 5 класс

В папку входит  план- конспект  урока  в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" , презентация к уроку, технологическая карта.  Конспект урока с использованием Э...

Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" Оборудование: компьютерное обеспечение (презентация), раздаточный материал для каждого ученика.ЦЕЛИ И ЗАД...

План- конспект по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

План- конспект составлен на курсах повышения квалификации.Проверен методистом....

Открытый урок по математике обобщающий урок по теме : «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Открытый урок  по математике 5 класс по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».Это обобщающий урок. К уроку составлена презентация...

Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

План-конспект урока на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"...