Сценарий урока "Уравнения с модулем" по курсу алгебры 8 класса.
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме

Чернышев Эдуард Николаевич

Сценарий  урока может быть использован  на первых уроках алгебры в 8 классе, т.к. включает содержание урса алгебры 7 класса. Урок  насыщенный,  материал сложный... Для математиков-гурманов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_modul_8_klass.docx40.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3

Методическое объединение учителей естественно-математического  цикла

УРАВНЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕ АБСОЛЮТНЫЕ  ВЕЛИЧИНЫ

Сценарий урока алгебры в 8 классе

Составитель: Чернышев Эдуард Николаевич,

учитель математики МБОУ СОШ №3

Красный Сулин

2013

Цель  урока:  создание учебно-методических условий, способствующих достижению обучающимися следующих результатов:

  1. предметных

- понимание смысла  понятия «абсолютная величина»; понимать, что   преобразование выражений, содержащих модуль,  не всегда  направлено на их упрощение; умение искать и реализовывать  стандартные и нестандартные подходы в решении уравнений, содержащих абсолютную;

 - понимание  важности  получения «характеристик» выражения: область допустимых значений, ограниченность;

- умение  преобразовывать выражения, содержащие абсолютные величины;

  1. метапредметных  

           способность

           - аргументировать  осуществлять доказательные рассуждения;

           - самостоятельно изучать учебный материал; выполнять различные творческие работы; определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации;

- владеть монологической и диалогической речью;

- оценивать свои учебные достижения, своё эмоциональное состояние;

- сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким  критериям;

  1. личностных

-  способность к саморегуляции  поведения в условиях проблемных ситуаций и группой работы;

-  умение хорошо говорить и легко выражать свои мысли; читать и учиться самостоятельно;

-  способность вырабатывать собственное мнение;

- приобретение опыта выработки у себя уверенности во взаимоотношениях с людьми;

- умение уверенно и легко выполнять математические операции.

Содержание урока:

№ этапа, его название и продолжительность,

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Этап 1.

Вводный.

7 минут.

«На упаковках продуктов питания часто указывают  массу товара, например «».  Эти «плюс/минус пять грамм» означают отклонение от идеальной массы. Часто также указывается температура хранения продукта, например «», что означает отклонение от   идеальной массы на  3 градуса по Цельсию в большую или в меньшую стороны. Какое математическое понятие   идентично   указанию  границ изменения величины от нулевого отклонения ?  Запишите определение модуля рационального числа.»

Предлагает выполнить  индивидуально тестовое задание.

Вспоминают понятие модуля рационального числа:

Тест №1

ЗАДАНИЕ

А

В

С

Верный ответ

1

Модули каких чисел в 4 раза  меньше числа 10?

В

2

Выбери верное утверждение:

Модули отрицательных чисел положительны.

Модули положительных чисел отрицательны.

Модули неотрицательных чисел  положительны.

А

3

Корнями уравнения  являются числа…

С

4

Сколько положительных корней имеет уравнение .

Бесконечно много

В

5

Наибольшим корнем уравнения  

является…

А

6

Сумма корней уравнения   равна…

С

7

Запиши неравенство   в виде неравенства с модулем.

А

8

Запиши неравенство   в виде двойного неравенства.

С

9

Запиши  неравенства    и  

 в виде неравенства с модулем.

В

10

Какое число является наибольшим целым решением неравенства

Это невозможно определить

А

11

Какое число является наименьшим целым   положительным решением неравенства

С

12

Какое число является наибольшим целым решением неравенства

А

13

Какое число является наименьшим  целым  решением неравенства

В

14

Какое из чисел является решением уравнения

В

15

Корнем какого уравнения  является число

С

Критерии успешности:

Очень высокая успешность

Оценка  «5»

14-15 верных ответов

Высокая успешность

Оценка «4»

11-13 верных ответов

Удовлетворительная успешность

Оценка «3»

8-10 верных ответов

Низкая успешность

Оценка «3-»

6-7 верных ответов

Очень низкая успешность

Оценка «2»

0-5 верных ответов

Этап 2.

Анализ.

7 минут.

«Предлагаю Вам проанализировать решения  уравнений, содержащих абсолютную величину. Часть логических связок пропущена. Необходимо восстановить их, отвечая на вопросы «почему?», «на каком основании?», «зачеv это в решении?» и т.п.

Сформулируйте алгоритм решения уравнений с модулем, сводящихся к линейным.

Обучающимся раздаются  тексты  с готовыми решениями.  Обучающиеся  изучают решения.

№1.Решить уравнение  

Выражение, стоящее под знаком модуля, обращается в нуль при  .

При    выражение под знаком модуля  отрицательно, тогда уравнение принимает вид

Так как  , то   является корнем исходного уравнения.

При    выражение под знаком модуля  положительно, тогда уравнение принимает вид

Так как , то   является корнем исходного уравнения.

О т в е т.

№2.Решить уравнение

.

Выражения под знаком модуля обращаются в нуль при  . Рассмотрим три случая:

1 случай: 

В этом случае . Тогда исходное уравнение принимает вид

 не удовлетворяет условию , т.е. не является корнем исходного уравнения.

2 случай: 

В этом случае  Тогда  исходное уравнение принимает вид

.

   удовлетворяет условию  , т.е. является корнем исходного уравнения.

3 случай: 

В этом случае  Тогда  исходное уравнение  принимает вид

  удовлетворяет условию  , т.е. является корнем исходного уравнения.

О т в е т.

№3. Решить  уравнение  

При    уравнение имеет вид

С учетом условия  получаем, что корнями  уравнения являются все значения   удовлетворяющие условию

При     уравнение имеет вид

.

С учетом условия    получаем, что  корнем уравнения  является

.

Алгоритм решения уравнений с модулем, сводящихся к линейным.

1.Найти  нули  выражений, находящихся под знаком модуля.

2.Определить промежутки, на которые  нули подмодульных выражений делят числовую прямую.

3.Определить  знаки подмодульных выражений на каждом промежутке.

4.Решить  уравнение на каждом промежутке, раскрывая модуль с соответствующим знаком. В каждый промежуток включать  только одну границу (левую,- если это возможно).

5.Корнем уравнения являются только те значения  неизвестной величины, которые принадлежат рассматриваемому промежутку.

Этап 3.

Закрепление.

7 минут.

Определить  истинность утверждений.

Предложите  компактную форму записи решения уравнения с модулем.

Запишите  в такой форме решение уравнения

  1. Уравнение     необходимо рассмотреть на промежутках     (Да).
  2. При      выражения    и     отрицательны. (Да)
  3. При     выражения    и      положительны. (Нет)
  4. При     выражение   положительно, а выражение         отрицательно. (Да)
  5. При     выражения    и      отрицательны. (Нет)
  6. При      выражение    отрицательно, а выражение         положительно. (Нет)
  7. При      выражение    положительно, а выражение         отрицательно.  (Нет)
  8. При       исходное уравнение принимает вид:   (Да)
  9. При       исходное уравнение принимает вид:   (Нет)
  10. Число  5 не является корнем исходного уравнения. (Да)

Критерий успешности: для продолжения работы необходимо верно ответить не менее чем на 7 вопросов. В ином случае необходимы  дополнительные пояснения  и примеры.

Вносят предложения. Например, - компактной формой записи решения может быть таблица.  

Промежуток

Знак выражения

Знак выражения

Вид уравнения на промежутке

Решение уравнения

Корень уравнения

Принадлежит ли корень уравнения промежутку?

нет

нет

нет

Является ли корнем исходного уравнения ?

нет

нет

Нет

Записать ответ.

Нет корней.

Этап 4.

Формирование навыка.

15 минут

Предложить выбрать и решить уравнения различного уровня сложности. Оценка каждому ученику будет выставлена по количеству набранных им баллов.

«2»

«3»

«4»

«5»

0 баллов

1-2 балла

3-4 балла

5 и более баллов

Простые задания (по 1 баллу за каждое)

Задания среднего уровня сложности (по 2 балла за каждое)

  1. .

Сложные задания (по 3 балла за каждое)

  1. Найти произведение корней уравнения
  2. Найти произведение корней уравнения  
  3. Найти произведение корней уравнения
  4. Найти сумму целых  решений уравнения , принадлежащих отрезку .
  5. Найти сумму целых решений уравнения  принадлежащих отрезку

Этап 5.

Оценка.

7 минут.

Предлагается оценить   способность решать уравнения с модулем.

Организует рефлексию обучающихся.

Выполняют  тестовое задание.

ЗАДАНИЕ

А

В

С

Верный ответ

1

Решениями уравнения  являются…

Все неотрицательные числа

Все неположительные числа

Число 0

А

2

Решениями уравнения  являются…

С

3

Какие из чисел являются корнями уравнения   ?

В

4

Корнем какого уравнения является число

В

5

Корнем или суммой корней уравнения     является число…

С

6

Среднее арифметическое  корней уравнения

А

7

Корень уравнения ..

Не более

Не менее

Не более

В

8

Какое из уравнений имеет отрицательный корень ?

С

9

Корень уравнения  (или их сумма)    принадлежит промежутку

С

10

Решением  уравнения  является промежуток…

А

Критерии успешности:

Успешность

Неопределенность

Неуспешность

8-10  верных ответов

5-7 верных ответов

0-4 верных ответов

Отвечают на вопросы:

  1. В чем вы видите особенность решения уравнений с модулем ?
  2. Какие  моменты в решениях выглядят неубедительно?
  3. Приведите примеры уравнений с модулем, имеющих один (два, ни одного) корень.
  4. Какие типы уравнений оказались для  вас легкими? А какие – трудными?
  5. Приходила ли вам мысль о том, что вы можете сами составлять  уравнения с модулем, содержащие определенное количество корней?
  6. Какими  личными качествами, свойствами характера должен обладать человек, который хочет научиться решать уравнения с модулем?

Литература

  1. Лысенко Ф.Ф., Ангельев В.Д., Войта Е.А. и др. Алгебра. 9 класс. Тематические тесты  для подготовки к ГИА. Учебно-методическое пособие/Под ред. Ф.Ф.Лысенко.-Ростов н/Д: Легион-М, 2009. С. 205-210.
  2. Шамшин В.М. Тематические  тесты для подготовки к ЕГЭ по математике.-Ростов-н/Д:Феникс, 2003. С.65-87.
  3. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач:Учебное пособие.-М.:Просвещение, 1989. С.33-38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам алгебры. "Итоговое повторение курса алгебры за 8 класс"

На последних уроках в конце учебного года, как правило, рассматриваются вопросы повторения тем, изученных в течении года. Цель ресурса – повторить материал прошедшего учебного года. Презентация предпо...

Презентация к уроку алгебры. "Повторение курса алгебры за 7 класс"

Цель ресурса – повторить материал изученный в течении учебного года. Презентация предполагает фронтальную работу в классе плюс решение одного и  того же примера выполняют два ученика. Бывае...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГИА В КУРСЕ АЛГЕБРЫ 9 КЛАССА»

      Основная задача обучения математики в школе обеспечить прочное и сознательное овладениями, учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повс...

элективный курс "уравнения в курсе алгебры" 11 класс

программа элективного курса расчитана на 35 часов, для подготовки к ЕГЭ...

Рабочая программа учебного элективного курса «Алгебра плюс: Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» (10-11 класс, профильный уровень)

Рабочая программа элективного учебного курса «Алгебра плюс: Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» для учащихся 10-11 класса составлена на основе авторской программы А.Н. Землякова, ка...

Программа элективного курса "Основные вопросы ОГЭ в курсе алгебры 9 класса"

итоговой аттестации за курс основной школы говорят о том, что решаемость задач составляет очень малый процент. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеет...

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ» В УГЛУБЛЕННОМ КУРСЕ АЛГЕБРЫ 10 КЛАССА.(элективный курс)

Элективный курс предназначен для 10-ых классов с углубленным изучением математики.В ходе освоения содержания элективного курса учащиеся приобретают и совершенствуют опыт:- задание функций различными с...