Программа элективного курса "Основные вопросы ОГЭ в курсе алгебры 9 класса"
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

итоговой аттестации за курс основной школы говорят о том, что решаемость задач составляет очень малый процент. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеет техникой решения задач и не умеет за их нетрадиционной формулировкой увидеть типовые Элективный курс «Основные вопросы ОГЭ в курсе алгебры 9 класса» составлен для учащихся 9 класса, рассчитан на 12 часов.

Основной целью данного курса является подготовить учащихся к здаче ОГЭ в соответствиии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. А так же формирование логического мышления и математической культуры школьников.

Последовательное нарастание степени сложности заданий, курс на повышение уровня самостоятельности учащихся, логически построенные в содержании курса, должны привести к систематизации базовых знаний и умений, подготовить учащихся к практическому их применению на всех этапах дальнейщего обучения и жизненного пути.

Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов задач прикладного характера, формируется в течение первых восьми лет обучения учащихся в школе. Однако, статистические данные анализа результатов государственной задания, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого раздела математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

Рассмотрено

Руководитель МО

Кубиева Г.Х.

Протокол № ___ от

25.08. 2014 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

МБОУ «Новоибрайкинская СОШ»

Валиуллина Л.М.

«___» ________ 2014 г.

Утверждено

Директор

МБОУ «Новоибрайкинская СОШ»

Мотыгуллин Р.Н.

«___» _________ 2014 г.

     

ПРОГРАММА

 ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ОГЭ

В КУРСЕ АЛГЕБРЫ 9 КЛАССА»

 

 

Составила:

учитель математики

Мотыгуллина Г. Э.

                                                                2014- 2015 уч. год

Рецензия

на программу элективного курса «Основные вопросы ОГЭ в курсе алгебры 9 класса» учителя математики МБОУ "Новоибрайкинская СОШ" Аксубаевского муниципального района РТ Мотыгуллиной Гулины Эгьзамовны.

Элективный курс «Основные вопросы ОГЭ в курсе алгебры 9 класса» составлен для учащихся 9 класса, рассчитан на 12 часов.

Основной целью данного курса является подготовить учащихся к здаче ОГЭ в соответствиии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. А так же формирование логического мышления и математической культуры школьников.

Последовательное нарастание степени сложности заданий, курс на повышение уровня самостоятельности учащихся, логически построенные в содержании курса, должны привести к систематизации базовых знаний и умений, подготовить учащихся к практическому их применению на всех этапах дальнейщего обучения и жизненного пути.

Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов задач прикладного характера, формируется в течение первых восьми лет обучения учащихся в школе. Однако, статистические данные анализа результатов государственной итоговой аттестации за курс основной школы говорят о том, что решаемость задач составляет очень малый процент. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеет техникой решения задач и не умеет за их нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого раздела математики.

Необходимость рассмотрения техники решения текстовых задач обусловлена тем, что умение решать задачу является высшим этапом в познании математики и развитии учащихся. С помощью текстовой задачи формируются важные общеучебные умения решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием речи учащегося. В ходе решения текстовой задачи формируется умение переводить ее условие на математический язык уравнений, неравенств, их систем, графических образов, т.е. составлять математическую модель. Решение задач способствует развитию логического и образного мышления, повышает эффективность обучения математике и смежным дисциплинам.

Научить решать текстовые задачи - значит, научить такому подходу к задаче, при котором она выступает как объект тщательного изучения, а её решение - как объект математического моделирования. Умение производить процентные расчёты в настоящее время становится необходимым в силу неоднозначности в восприятии различных проблем, часто им необходимо дать оценку с точки зрения математических знаний. Предлагаемый курс демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Учебный материал курса будет способствовать успешному похождению аттестации учащихся за курс основной школы. Этот предметный курс дополняет базовую программу, не нарушая её целостности.

Курс рассчитан на 12 часов. Что касается календарно - тематического планирования курса, наблюдается грамотное применение форм обучения и видов деятельности учащихся, размеренное распределение часов на них. Используются виды лекции, формы практического доклада, решения задач, качественные задачи. Программа имеет все необходимые структурные элементы и отвечает требованиям положения.

Рецензент: руководитель школьного

методического объединения

 учителей физики, информатики и математики,

учитель математики первой квалификационной категории___________________ /Кубиева Г. Х./

 Пояснительная записка

Основная задача обучения математики в школе обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждого человека, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Подготовка к экзаменам осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях. Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу. Наряду с решением основной задачи, данный курс предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессию, требующие математической подготовки, а также подготовку к ОГЭ. Программа включает в себя основные разделы курса алгебры 7- 9 класса общеобразовательной школы и ряд дополнительных вопросов, непосредственно, примыкающих к этому курсу и углубляющим его по основным линиям. Материал подобран таким образом, чтобы обеспечить повторение материала основных тем курса алгебры, углубить и расширить знания по темам. В программе рассматриваются более широко вопросы решения уравнений и неравенств разных видов.

В качестве программы данного элективного курса, цель которого – подготовка учащихся к ОГЭ, использован перечень вопросов содержания (кодификатор) школьного курса математики, усвоение которых проверялось при сдаче ОГЭ.

Элективный курс основан на повторении, систематизации и углублении знаний,  полученных ранее. Занятия проходят в форме свободного практического урока и состоят из обобщённой теоретической части и практической части, где учащимся предлагается решить задания схожие с заданиями, вошедшими в ЕГЭ прошлых лет или же удовлетворяющие перечню контрольно-измерительных материалов. На курсах также рассматриваются иные, нежели привычные, подходы к решению задач, позволяющие сэкономить время на ОГЭ.

Целью предлагаемой программы является не только подготовка к ОГЭ, но и обучение приёмам самостоятельной деятельности и творческому подходу к любой проблеме. Это создаст предпосылки для рождения ученика как математика-профессионала, но даже если это не произойдёт, умение мыслить творчески, нестандартно, не будет лишним в любом виде деятельности в будущей жизни ученика.

        Элективный курс рассчитан на 12 часов для учащихся 9 классов. Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке к различного рода экзаменам, в частности, к ОГЭ, а в последствии и к ЕГЭ. Слушателями этого курса могут быть учащиеся различного уровня обученности. Курс предложен родителям на родительском собрании и нашел одобрение.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ОГЭ.

Цели курса:

  • Подготовить учащихся к сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

  • На основе коррекции базовых математических знаний учащихся расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса математики.
  • Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
  • Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ОГЭ.

Задачи курса:

  • Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по математике. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
  • Выявление и развитие их математических способностей.
  • Подготовка к дальнейшему обучению в старших классах.
  • Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
  • Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённых в программы сдачи ОГЭ.

Виды деятельности на занятиях:

Лекция, беседа, практикум, консультация, работа на компьютере.

Формы контроля.

  1. Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
  2. Тематический контроль: тест.
  3. Итоговый контроль: итоговый тест.  

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения решать задачи в области алгебры, и успешной сдачи ОГЭ.

Содержание программы курса

Тема 1. Числа и вычисления (2 часа) Умение сравнивать рациональные числа. Владение понятием квадратного корня.

Тема 2. Выражения и их преобразование (2 часа). Вычисление значения выражения с переменными при заданных значениях переменной. Составление буквенных выражений по условию задачи. Преобразование целых выражений.

Тема 3. Уравнения и системы уравнений (2 часов). Умение решать линейные, квадратные, рациональные, дробно – рациональные. Составление уравнений и системы уравнений по условию задачи. Иррациональные уравнения и уравнения с модулем.

Тема 4. Неравенства и системы неравенств (2 часа)

Рациональные неравенства. Дробно – рациональные неравенства. Неравенства с модулем. Комбинированные неравенства.

Умение применять метод интервалов при решении рациональных неравенств.   Умение использовать несколько приёмов при решении комбинированных неравенств. Умение использовать график функции при решении неравенств (графический метод решения неравенств).

Умение решать неравенства, содержащую переменную под знаком модуля.

Тема 5. Функции (2 часа)

Область определения и область значений функции. Взаимное расположение графиков функций. Свойства функций: монотонность, чётность, нечётность. Свойства функций, связанные с графиками.

Умение читать графики. Умение читать свойства функции по графику (возрастание (убывание) на промежутке, множество значений, чётность (нечётность)). Умение находить множество значений и область определения функции и исследовать функцию по графику.

 Тема 6. Текстовые задачи (2 часа). Умение решать задачи на движение и работу; на проценты, части, доли; на свойства целых чисел.

Планируемые результаты

 Изучение данного курса дает учащимся возможность:

  •  самоконтроль времени выполнения заданий;
  •  оценка объективной и субъективной трудности заданий и, разумный выбор этих заданий;
  • прикидка границ результатов
  • повторить и систематизировать ранее изученный материал основного школьного курса математики;
  • освоить основные приемы решения задач;
  • овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
  • овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;
  • познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
  • повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
  • познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе открытый банк заданий, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ

Учебно-тематический план.

Наименование тем

Всего

Часов

В том числе

1.

Числа и вычисления.

2

Мини-лекция, урок-практикум, тестирование.

2.

Выражения и их преобразование

2

Мини-лекция, урок-практикум тестирование.

3.

Уравнения и системы уравнений.

2

Мини-лекция, урок-практикум тестирование.

4.

Неравенства и системы неравенств.

2

Мини-лекция, урок-практикум тестирование.

5.

Функции.

2

Мини-лекция, урок-практикум тестирование.

6.

Текстовые задачи

2

Мини-лекция, урок-практикум тестирование.

Всего:

12

 

Литература

  1. Кодификатор, спецификация заданий ОГЭ 2015 г
  2.  Типовые экзаменационные варианты. Новые задания. Обновлённые варианты 2014года.
  3. Л.В. Кузнецова, Е.А. Бунимович, С.Б. Суворова. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Математика. 2011/ ФИПИ.- М.: Интеллект- Центр,2011.
  4. Математика: ГИА: Учебно- справочные материалы для 9 класса/ Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова- М.: Просвещение, 2012
  5. В.В. Кочагин, М.Н.Кочагина. “Малое ЕГЭ” по математике: 9 класс Москва. Эксмо. 2008
  6. А.В.Семёнова, И.В.Ященко «Подготовка к экзамену по математике ГИА 9 в 2011 году ». Методические рекомендации.- М.: МЦНМО, 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГИА В КУРСЕ АЛГЕБРЫ 9 КЛАССА»

      Основная задача обучения математики в школе обеспечить прочное и сознательное овладениями, учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повс...

Рабочая программа элективного предмета по математике для 10-11 классов "Решение нестандартных задач"

Программа содержит пояснительную записку,цели,формы и методы работы,требования к уровню подготовки,учебно-тематический план,список используемой литературы....

Интеграция программы В.Н. Касаткина "Здоровье" в курсе алгебры 7 класса

Наша школа работает по программе В.Н. Касаткина "Здоровье". Предлагаю фрагменты уроков алгебры в 7 классе, на которых реализовывалась эта программа....

Рабочая программа элективного предмета «Учимся выполнять тестовые задания» 9 класс

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форм...

Рабочая программа кружка «Расширение практического содержания базового курса алгебры и геометрии»

Рабочая программа кружка "Расширение практического содержания базового курса алгебры и геометрии" в 9 классе направлена на подготовку обучающихся к экзамену по математике....

Рабочая программа спецкурса "Избранные вопросы математики" для 10-11 класса

              Данный спецкурс поможет учащимся 10-11 классов систематизировать свои математические знания,  поможет с разных точек зрения взглянуть на др...