Конспект урока по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
В работе представлен конспект урока математики в 6 классе по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости" и презентация к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 40.5 КБ |
Презентация | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Цели:
- Обучение решению задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости;
- формирование умений, навыков различать прямую и обратную пропорциональные зависимости,
- обучение учащихся выделять в условиях две величины, устанавливать вид зависимости между ними;
- развитие интереса к предмету, повышение наглядности в обучении;
- воспитание ответственности, дисциплинированности, внимательности.
Оборудование:
перфокарты, мультимедийный проектор, презентация, созданная в программе Microsoft Power Point.
Ход урока.
- Устные упражнения.
Работа с перфокартами. Учитель диктует предложение, ученики ставят «+»(верно) или « - » (неверно).
- Две величины называют прямо пропорциональными, если при увеличении одной из них в 3 раза, другая уменьшается в 3 раза.
- Зависимость между временем и расстоянием при постоянной скорости является прямой пропорциональностью.
- Зависимость между периметром квадрата и длиной его стороны является обратной пропорциональностью.
- Зависимость между грузоподъемностью машин и их количеством является обратной пропорциональностью.
- Две величины называют обратно пропорциональными, если при уменьшении одной из них в 2 раза, другая увеличивается в 4 раза.
- Возраст человека и размер его обуви обратно пропорциональны.
- Скорость и расстояние при постоянном времени движения обратно пропорциональны.
- Число дней работы трактора и площадь, которую он вспашет, прямо пропорциональны.
- Покупают одинаковые тетради. Количество тетрадей и стоимость покупки прямо пропорциональны.
Карта ответов:
— + —
+ — —
— + +
- Решение задач.
В гости к ученикам 6-а класса собрались приехать сказочные герои: дядя Федор, пес Шарик, кот Матроскин и почтальон Печкин. Они решили ехать на поезде и прислали письмо с вопросом:
« За 6 ч. поезд прошел 480 км. Какой путь прошел поезд за первые 2 часа, если скорость была постоянной?»
-Во сколько раз уменьшилась первая величина – время? (В 3 раза)
-Во сколько раз уменьшилась вторая величина – путь? (В 3 раза)
-Какой вывод можно сделать? (При прямой пропорциональной зависимости во сколько раз уменьшилась одна величина, во столько же раз уменьшилась и другая величина).
-Помогли вы доехать нашим героям и встречаем гостей.
-Шарик решил вас угостить и сварить варенье, но вот беда: не может решить задачу, сколько ему потребуется сахарного песку. Давайте поможем.
Задача: «Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахарного песку. Сколько сахарного песку надо взять на : 1) 12 кг ягод? 2) 3 кг ягод?»
Решение выполняется по вариантам: 1 вариант -1); 2 вариант -2).
Два ученика выполняют решение на закрытых досках, затем класс проверяет.
-Во сколько раз увеличилась первая величина? (В 2 раза)
-Во сколько раз увеличилась вторая величина? (В 2 раза).
-Во сколько раз уменьшилась первая величина? (В 2 раза).
-Во сколько раз уменьшилась вторая величина? (В 2 раза).
-Что происходит с величинами при прямой пропорциональной зависимости? (При прямой пропорциональной зависимости во сколько раз увеличилась или уменьшилась одна величина, во столько же раз увеличилась или уменьшилась и вторая величина).
-А у хозяйственного кота Матроскина к вам сразу две задачи. Во- первых, он хочет покрасить забор и ему необходима ваша помощь.
Задача «5 маляров могли бы покрасить забор за 8 дней. За сколько дней покрасят тот же забор: 1) 10 маляров? 2) 1 маляр?»
Учащиеся решают самостоятельно. Взаимопроверка со слайдов (передали тетради друг другу).
-Во сколько раз увеличилась в первой задаче первая величина? (В 2 раза).
-Что произошло со второй величиной? (Уменьшилась в 2 раза).
-Во сколько раз уменьшилась первая величина во второй задаче? ( В 5 раз).
-Что произошло со второй величиной? (Увеличилась в 5 раз).
-Какой вывод можно сделать? (При обратной пропорциональности во сколько раз увеличилась первая величина, во столько же раз уменьшилась вторая величина, и наоборот).
-Матроскин предлагает вторую задачу.
Задача «Двое рабочих могут выполнить задание за 10 дней. Сколько еще рабочих надо пригласить, чтобы все вместе они выполнили ту же работу за 4 дня?»
Один ученик решает у доски с объяснением.
-Достаточно ли было решить пропорцию? ( Нет. Мы не ответили на вопрос задачи).
-Матроскину помогли, но у нас в гостях еще почтальон Печкин. А у него свои проблемы.
Задача «8 м сукна стоят столько же, сколько стоят 63 м ситца. Сколько метров ситца можно купить вместо 12 м сукна?»
-Во сколько раз увеличилась первая величина? ( В 12/8 раза).
-Что произойдет со второй величиной при прямой пропорциональной зависимости? (Она увеличится в 12/8 раза).
-Как можно было записать решение задачи по-другому? (63· 12/8).
-Почему? (во сколько раз увеличилась первая величина, во столько же раз должна увеличиться и вторая величина).
-Вы ответили на все вопросы гостей. Пока они уезжают, вы поработайте с учебником.
Самостоятельно: № 778,770.
Проверка: комментирование с места.
- Подведение итогов.
-С какими зависимостями вы познакомились?
-Решите задачи устно, с объяснением, определяя вид зависимости:
-Когда Вася прочитал 10 страниц книги, то ему осталось прочитать еще 90 страниц. Сколько страниц ему останется прочитать, когда он прочитает 30 страниц?
-За 2 ч поймали 12 карасей. Сколько карасей поймают за 3 часа?
-Три петуха разбудили 6 человек. Сколько человек разбудят 5 петухов?
-Трое пошли – три гвоздя нашли. Четверо пойдут – много ли найдут?
Вывод: эти задачи решить нельзя. Нельзя ответить на поставленные вопросы однозначно. Здесь зависимости другого характера.
-Придумайте задачи, в которых прослеживается зависимость, отличная от прямой или обратной пропорциональности.
IV. Домашнее задание.
Придумать и решить по одной задаче на прямую и обратную пропорциональности.
Литература:
- Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд «Математика,6»
- А.В.Шевкин «Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов»
- А.В.Шевкин «Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах. Книга для учителя».
- http://svetlanal.narod.ru/anim.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
За 6 ч. поезд прошел 480 км. Какой путь прошел поезд за первые 2 часа, если скорость была постоянной? Дядя Федор 6 ч. – 480 км 2 ч. – х км
Во сколько раз уменьшилась первая величина – время? Во сколько раз уменьшилась вторая величина – путь? Какой вывод можно сделать? В 3 раза В 3 раза При прямой пропорциональной зависимости во сколько раз уменьшилась одна величина, во столько же раз уменьшилась и другая величина
Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахарного песку. Сколько сахарного песку надо взять на : 1) 12 кг ягод? 2) 3 кг ягод?
1 вариант 6 кг ягод – 4 кг песку 12 кг ягод – х кг песку Ответ: надо взять 8 кг песку. 2 вариант 6 кг ягод – 4 кг песку 3 кг ягод – х кг песку Ответ: надо взять 2 кг песку.
Во сколько раз увеличилась первая величина? -Во сколько раз увеличилась вторая величина? -Во сколько раз уменьшилась первая величина? -Во сколько раз уменьшилась вторая величина? -Что происходит с величинами при прямой пропорциональной зависимости? В 2 раза В 2 раза В 2 раза В 2 раза При прямой пропорциональной зависимости во сколько раз увеличилась или уменьшилась одна величина, во столько же раз увеличилась или уменьшилась и вторая величина.
5 маляров могли бы покрасить забор за 8 дней. За сколько дней покрасят тот же забор: 1) 10 маляров? 2) 1 маляр?
1 вариант 5 маляров – за 8 дней 10 маляров – х дней Ответ: за 4 дня. 2 вариант 5 маляров – за 8 дней 1 маляр – х дней Ответ: за 40 дней.
Во сколько раз увеличилась в первой задаче первая величина? -Что произошло со второй величиной? -Во сколько раз уменьшилась первая величина во второй задаче? -Что произошло со второй величиной? -Какой вывод можно сделать? В 2 раза Уменьшилась в 2 раза В 5 раз Увеличилась в 5 раз При обратной пропорциональности во сколько раз увеличилась первая величина, во столько же раз уменьшилась вторая величина, и наоборот
Двое рабочих могут выполнить задание за 10 дней. Сколько еще рабочих надо пригласить, чтобы все вместе они выполнили ту же работу за 4 дня?
8 м сукна стоят столько же, сколько стоят 63 м ситца. Сколько метров ситца можно купить вместо 12 м сукна?
8 м сукна – 63 м ситца 12 м сукна – х м ситца Ответ: м ситца.
-Во сколько раз увеличилась первая величина? -Что произойдет со второй величиной при прямой пропорциональной зависимости? -Как можно было записать решение задачи по-другому? -Почему? Во сколько раз увеличилась первая величина, во столько же раз должна увеличиться и вторая величина
№ 778 № 770.
-Когда Вася прочитал 10 страниц книги, то ему осталось прочитать еще 90 страниц. Сколько страниц ему останется прочитать, когда он прочитает 30 страниц? -За 2 ч поймали 12 карасей. Сколько карасей поймают за 3 часа? -Три петуха разбудили 6 человек. Сколько человек разбудят 5 петухов? -Трое пошли – три гвоздя нашли. Четверо пойдут – много ли найдут?
Я все понял, мне очень понравилось! Я не очень хорошо понял, но хотел бы понять! Я ничего не понял!
Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд «Математика,6» А.В.Шевкин «Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов» А.В.Шевкин «Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах. Книга для учителя». http://svetlanal.narod.ru/anim.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 6-м классе по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости" ( конспект+увлекательная презентация).
Урок +презентация. Физкультминутка....
Конспект урока по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимости"
Урок обобщения и закрепления материала по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимости". На уроке показана практическая значимость пропорций в жизни человека. В конспекте используются ЭОР....
Конспект урока математики для 6 класса "Полет на планету МИФ" по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости».
Тип урока: закрепление и проверка ЗУН.Форма урока: урок-соревнование.Цели урока:Отработать умение решать задачи с помощью пропорции.Дальнейшее развитие вычислительных навыков, умение решать уравнения,...
Методическая разработка Математика 6 класс урок обобщения по теме «Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости» по книге А.Грина «Алые паруса» В рамках проекта «Успешное чтение» программы «Книга на уроке»
Проект "Успешное чтение", программа "Книга на уроке", как одна из форм творческой работы учителя и учеников....
Конспект урока математики в 6 классе "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"
Конспект урока математики в 6 классе "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"...
Технологическая карта урока по математике. 6 класс Тип урока: открытие новых знаний Тема: Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Технологическая карта урока по математике. 6 классТип урока: открытие новых знанийТема: Прямая и обратная пропорциональные зависимости.Цели:I. Образовательно-развивающая:1. Выведение и усв...
План-конспект урока "Прямая и обратная пропорциональная зависимость"
Урок повторения и систематизации знаний в 6 классе...