ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Сложение натуральных чисел и его свойства
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Судникова Наталья Владимировна

   Показать практическое применение теоретических знаний через рационализацию практических вычислений. Формировать регуляторный опыт в процессе оценки и самооценки. Развивать читательскую компетентность. Учить проявлять инициативу в работе с группой, сотрудничать. Расширять кругозор. Сформировать представление о профессиях, их роли и особенностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._slozhenie_nat_chisel_i_ego_sv-va.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сложение натуральных чисел и  его свойства

Группа №3

 Судникова Наталья Владимировна

Предмет Математика

Класс 5

Тема и номер урока в теме   Сложение натуральных чисел его свойства. Урок №5.

Базовый учебник  «Математика. 5-6» Виленкин Н.Я

  1. Цель  урока: показать практическое применение теоретических знаний через рационализацию практических вычислений. Формировать регуляторный опыт в процессе оценки и самооценки. Развивать читательскую компетентность. Учить проявлять инициативу в работе с группой, сотрудничать. Расширять кругозор. Сформировать представление о профессиях, их роли и особенностях.

  1.  Задачи: 

         - обучающие подготовка к изучению нового материала через повторение и                      

 актуализацию опорных знаний, ознакомление с новым материалом;

-развивающие первичное осмысление связей и отношений в объектах изучения

        -воспитательные формировать культуру познавательной деятельности и др.

9. Тип урока  урок : урок обобщения, закрепления знаний через решение задач. Урок в форме эвристической беседы

10.Формы работы учащихся  фронтальная, самостоятельная

11.Необходимое техническое оборудование  мультимедийный проектор, ПК

12.Структура и ход  урока

Класс 5. Урок № 6: Тема: «Сложение натуральных чисел его свойства»

Тип и особенности: урок обобщения, закрепления знаний через решение задач. Урок в форме эвристической беседы

Оборудование: учебник «Математика. 5-6» Виленкин Н.Я., проектор, компьютер, интерактивная доска (ИД), заготовленный на каждую парту текст «Великий математик».

Цель: показать практическое применение теоретических знаний через рационализацию практических вычислений. Формировать регуляторный опыт в процессе оценки и самооценки. Развивать читательскую компетентность. Учить проявлять инициативу в работе с группой, сотрудничать. Расширять кругозор. Сформировать представление о профессиях, их роли и особенностях.

Этапы урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые   УУД  

Организации

Определить цель занятия

На доске дата, название темы        « Сложение натуральных чисел и его свойства»  и рисунок, на котором изображено сложение натуральных чисел с помощью координатного луча:



- Ребята, мы уже с вами познакомились с натуральными числами. Кто может напомнить?

При возникновении затруднений используем   ресурс.

Отвечают на вопросы. Смотрят видео-ролик.


Целеполаганиепредметная рефлексия (повторение ранее изученного)

Анализ речевых конструкций

- А какие действия мы умеем выполнять с натуральными числами? - Какое действие изображено на  схеме?

- Назовите первое слагаемое.

- Назовите второе слагаемое. Я чему равна сумма?

- Прочитайте получившееся выражение разными способами.

Отвечают на вопросы.

Читают рубрику «Говори правильно» на странице 37

Актуализации знаний и умений

Продемонстрировать необходимость  знания свойств сложения

Графический диктант.

На следующем слайде детям предложены равенства:

  1. 15+2005=2020
  2. 4006+8=4012
  3. 76+24=90
  4. 564+16=580
  5. 6330+70=6400
  6. 35+18+25=78
  7. 6+52+18=86
  8. 520+340+80=840
  9. 9+19+41=69
  10. 490+510+10=1010

- Давайте проверим все ли примеры решены верно. Вычисляем устно и если ответ на доске правильный у себя в тетради ставим знак «−», а если неправильный, то «Λ»

В результате должно получиться следующее: _  Λ Λ  _ _ _  Λ Λ   _ _

После выполнения задания проверку осуществляем в парах.

После обсуждения в парах сравниваем результат с правильным. Какие свойства сложения вы применяли при счете?

Выполняют графический диктант. Решают устно.





Работа в парах: обсуждение результата, отстаивание своей точки зрения, аргументация.

Саморегуляция на основе свойств сложения.



Развитие навыка сотрудничества.






Вниманию учащихся предлагаем числа:

 5677   4098   37614   40566    398

- Прочитайте числа.

- На какие группы их можно разбить?

Читают числа. Предлагают выделить группы: четные, нечетные или трехзначные, четырехзначные и т.д.

Формирование представления роли примера для подтверждения или опровержения предположения

- Какие задания можно к ним придумать?

- Сколько различных примеров можно составить с этими числами, если слагаемые не могут быть одинаковыми?

- Какая задача у нас получилась?

Предлагают сложить эти числа.





- Комбинаторная.

Решение: 4+3+2+1=10

Использовать ресурс о десятичной системе счисления и позиционной записи чисел

После просмотра раскладывают эти числа по разрядам:

5677=5000+600+70+7

4098=4000+90+8 и т.д.

Всегда ли при сложении натуральных чисел получаем натуральное число? Аргументируйте свой ответ.













Отвечают, приводят примеры. Побуждаем к правильной аргументации:  если к натуральному числу прибавить единицу, то получится следующее за ним  натуральное число. Таким образом, заменив любое из слагаемых на сумму, в которой каждое слагаемое равно единице, получим требуемое.

Формирование необходимости теоретического  обоснования (объяснения) или практической проверки факта, утверждения, свойства.

Целеполагания

Закрепление материала

Решение задачи № 198 стр. 36 
























Портрет  Иоганна Фридриха Карла Гаусса.













































На доске появляется надпись «Есть гипотеза!»

- Рассмотрите таблицу.

- Сформулируйте вопросы, на которые мы сможем ответить, заполняя таблицу по горизонтали.

- Какие свойства сложения помогут вычислить рационально?

- На какие вопросы мы сможем ответить, заполняя таблицу по вертикали?



- Что означает последняя оставшаяся ячейка?




- Как эту сумму можно вычислить?

- Проверим свое предположение.

-Как вычислить наиболее удобным способом?

-Какие свойства сложения помогут нам в этом?


- Какую сумму выручила фабрика за стулья (столы, тумбочки) за три месяца?

- Переместительное и сочетательное.

- Какую сумму выручила фабрика в январе (феврале, марте)?

-  Какую сумму выручила мебельная фабрика от реализации всех видов продукции за три месяца?


46418+87112+42990=

176520

59311+56559+60650=

176520

Работа с теоретическим материалом.  Анализ речевых конструкций

Умение проводить анализ способов решения с точки зрения их рациональности и экономичности.




















Смысловое чтение. 




























Работа со свойствами, с примерами.

 Работа с гипотезами.

Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Формирование регуляторного опыта: прогнозирование, оценивание.

Наблюдение, сравнительный анализ.

Выполнять практическую работу с использованием нового теоретического факта.

 Развитие навыка сотрудничества.

Во всей истории математики нет никого, кто приблизился бы к великому математику  Гауссу по ранней одаренности. Его полное имя было Иоганн Фридрих Карл Гаусс. Он показал свою одаренность, когда ему не было еще трех лет. Как-то в субботу его отец Герхард Гаусс составлял платежную ведомость для рабочих. Дойдя до конца своих длинных расчетов, Герхард с удивлением услышал: «Папа, вычисления неверны, должно быть...» Проверка показала, что число, названное младшим Гауссом, было правильным.

Затем, на десятом году жизни, Гаусс начал проходить арифметику. Поскольку ей обучались начинающие, учитель тренировал  учеников бесконечными примерами на сложение чисел. Как только учитель дал задание, Гаусс подошел к его столу и положил на него свою грифельную доску с решением. Затем в течение часа, пока другие мальчики пыхтели над задачей, он сидел сложа руки. В конце урока учитель проверил доски. На доске Гаусса было написано только одно число.

До конца своих дней Гаусс любил рассказывать, что это единственное число, написанное им на доске, давало правильный ответ, а все остальные ученики ошиблись.

 Ему никто не показывал до этого, каким способом такие задачи решаются быстро. Как только способ известен, это очень просто, но для 10-летнего мальчика найти этот способ мгновенно не так уж и просто.

Знание свойств сложения поможет и нам решить аналогичную задачу.

Использование ресурса «Быстрый счет»

Разбираем способ вычисления: 1)наводящими вопросами подводим учащихся к выдвижению гипотезы: суммы 1-го и последнего, 2-го и предпоследнего и т. д слагаемых равны;

2)проверяем выдвинутую гипотезу;

3)находим значение всей суммы.

Сообщаем классу о том, что выдвинутая гипотеза верна и получит свое обоснование при изучении математики в старших классах. Предлагаем применить изученный способ нахождения суммы.

Решаем самостоятельно аналогичное задание


Читают по очереди










































Слушают, принимают цель - проверить гипотезу.

Делим класс на 3 команды (три ряда). К доске выходят по 1 представителю от каждой команды и находят значения соответствующих сумм. Каждая команда проверяет и поддерживает своего товарища

Применение ранее изученного, повторение.

Самостоятельная работа.

Учебник страница 39, №226, 227(2,4)

Страница 35,  №193(в, г)

Решение заданий самостоятельной работы с последующей самопроверкой путем сравнивания с эталонным решением.

Развитие морально-этического сознания на основе проверки.

Рефлексия

Инициировать предметную рефлексию

- Ребята, свойства каких чисел мы сегодня изучали?

- Назовите самое маленькое натуральное число.

- Назовите самое большое натуральное число.

- Какое число получается при прибавлении к натуральному числу единицы?

-  Какие свойства сложения вы знаете?

- Для чего мы применяли свойства сложения?

-  Чему вы научились на уроке?

-  Что узнали нового?

Отвечают на вопросы

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Умение сравнить цель и результат.

Давать оценку проделанной работе, оценивать, целесообразность, объяснять причины успехов и неудач.







Информирования о домашней работе

 

Объяснение домашнего задания. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Домашнее задание:

повторить теоретический материал; решить задачу № 234 (работа с данными, представленными в табличной форме), №240 (в)

Творческое задание: Таня взяла в библиотеке книгу и решила, что каждый день она будет читать на 1 страницу больше, чем в предыдущий день. Сколько страниц в книге, если известно, что Таня читала книгу 16 дней?







Формирование регуляторного опыта: прогнозирование, оценивание, самоопределение через выбор.

Работа по алгоритму.

Выполнять работу с использованием нового теоретического факта.

Формирование ответственного отношения к выполнению творческого задания.

           Члены группы:

1. Джемилев Ш.А.

2. Судникова Е.В.

3. Ненахова Т.Б.

4.Нагний Л.Б.

5.Середа И.А.

+21 21

?

13

х


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по химии на иему "Сложные эфиры" с использованием ЭОР.

Изучение класса сложных эфиров с использованием ЭОР...

План-конспект урока алгебы с применением ЭОР "Свойства степени с натуральным показателем",7 класс.

Современный урок введения нового материала. В ходе урока использованы ЭОР модулей И-тип,К-тип,П-тип....

Урок- игра "Счастливый случай" Обобщающее повторение по теме: "Делимость натуральных чисел. Общие свойства обыкновенных дробей" 6 класс

Урок проводится в форме игры "Счастливый случай".  В ходе урока- игры ребята повторяют правила нахождения НОД и НОК, свойства обыкновенных дробей, сравнение дробей....

Открытый урок математики в 5 классе по теме "Умножение натуральных чисел. Переместительное свойство умножения" по учебнику Математика 5 класс А.Г. Мерзляк и др.

Конспект урока по теме "Умножение натуральных чисел. Переместительное свойство умножения." Урок открытия новых знаний и их первоначальное закрепление....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Округление натуральных чисел 5 класс

     Цель  урока: Повторить и отработать правила округления натуральных чисел...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "РЯД НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ"

Урок 1 по теме : РЯД НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ...