Оценочная деятельность учителя на уроках математики
статья по алгебре по теме

Ненадщук Татьяна Юрьевна

В данной статьн поднимается вопрос  о том, как найти наиболее эффективные способы оценочной деятельности учителя. При правильном выборе стратегии оценка становится основным рычагом в познавательной деятельности учащихся, а также главным показателем результативности организации учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nenadshchuk_tatyana_yurevna.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Т.Ю.Ненадщук, учитель математики

ГБОУ «СОШ №362» г. Санкт-Петербург

Оценочная деятельность учителя на уроках математики

Главной задачей педагога на сегодняшний день является всестороннее содействие гармоничному развитию личности, основным принципом обучения становится самое пристальное внимание к выявлению личностных качеств каждого ученика, к их интересам и потребностям, обогащению их духовного потенциала.

И здесь необходимо найти наиболее эффективные способы оценочной деятельности учителя. При правильном выборе стратегии оценка становится основным рычагом в познавательной деятельности учащихся, а также главным показателем результативности организации учебного процесса. А предметом оценочной деятельности учителя должна стать не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания.

Еще в середине XIX века Л.Н.Толстой писал: «Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно». «Первое и употребительное - ребенок учится для того, чтобы не быть наказанным; второе- ребенок учится для того, чтобы быть награжденным; третье- ребенок учится быть лучше других; четвертое - ребенок учится для того, чтобы получить выгодное положение в свете».[1]

Не секрет, что современная система оценивания знаний нередко травмирует учащихся, формирует негативное отношение к предмету. Отсюда возникает острая  необходимость в дополнительных приемах и методах оценивания, которые могли бы способствовать повышению интереса к процессу обучения, мотивировали познавательный интерес учащихся, повышали их самооценку.

На мой взгляд, обязательным является сочетание нескольких форм контроля на уроке: устный с письменным, фронтальный с индивидуальным, контроль со стороны учителя со взаимо- и самоконтролем. Учитель оценивает не конкретно выполненное задание, а работу на уроке в целом.

На своих уроках я часто использую  методы само- и взаимоконтроля. Например, популярный на уроках математики устный счет может быть проверен либо соседом по парте (обмен тетрадями), либо сверен учащимся самостоятельно с предложенными ответами учителя. В старших классах последние годы я часто использую на уроках ресурсы Интернета, где можно выполнить предложенные учителем задания и тут же проверить их самостоятельно на сайте (например, сайт «Решу ЕГЭ»). Оценке учителя предшествует самооценка учащегося. Данный прием воспитывает у учащихся чувство ответственности, объективности, способствует установлению обратной связи: ученик-учитель, ученик-ученик. В рамках обучающего контроля, который способствует формированию навыков и умений, их корректировке, совершенствованию и систематизации я предлагаю учащимся либо работу в парах, либо индивидуальные задания - тренажеры, где задания набирают сами учащиеся (по количеству, либо уровню сложности) исходя из оценки, которую они хотят получить. Оценки выставляются по полученным баллам в журнал только по желанию учащегося, таблица присвоения оценок по количеству баллов объявляется заранее. «Сильные учащиеся» могут заработать дополнительные баллы за выполнение дополнительных заданий повышенной сложности и получить за работу дополнительные баллы, которые по прохождении темы суммируются и переходят в 5-тибальные оценки (не ниже «4»).  

В современной педагогической науке есть разные точки зрения на то, с какой частотой следует оценивать деятельность учеников. Я считаю, что знания учащегося должны оцениваться практически на каждом уроке, причем не отдельно взятых учащихся («Этого учащегося я не буду спрашивать, он все равно как всегда не готов!»), а всего класса. Ни в коем случае нельзя наказывать, занижать оценки, следует проявлять тактичность и осторожность при  их выставлении. Очень эффективным,  на мой взгляд, является смешанный тип контроля, при котором 2-3 человека работают с индивидуальными заданиями на доске, 4-5 человек получают задания на карточках, причем в эти задания я стараюсь включать задания на повторение материала прошлых тем, остальные получают задание по учебнику. Таким образом, каждый имеет возможность получить оценку за свою работу. А помогает проследить участие каждого в работе рабочая карта урока. Например:

Ф.И. __________________________________ Класс___________ Дата__________________

Поставь “+”, если

Ответил устно

Работал у доски

Сделал задание первым

“Подсказывал”

Отвечал на дополнительные вопросы

Выполнил творческое или индивидуальное задание

Самооценка за урок

 

 

 

 

 

 

 

 Работая таким образом, видно, что данные карты повышают качество обучения, повышается интерес к математике, желание учиться, проявляется самостоятельность и ответственность за каждый сделанный шаг.

По некоторым темам на каждого учащегося заводится индивидуальная карта-контроль, где можно проследить, как он работал над данной темой, начиная с первого урока. Эти карты выдаются учащимся после первичного изучения темы, а затем в последующих разделах, где прослеживается данная тема. Таким образом, учащиеся проводят самооценку своих знаний. После проверки письменных заданий диагностическая карта заполняется мною, затем я сравниваю получившиеся результаты и показатели учеников. По этим картам видны изменения в изучении темы. Учитывая сведения, занесенные в диагностические карты, составляются разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, а для учащихся, которые успешно усвоили материал, подбираю творческие задания или задания повышенной трудности.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА-КОНТРОЛЬ

Ф.И. ___________________________________ Класс_________

Тема: “Решение линейных уравнений”.

Выполнение тождественных преобразований

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

*

+

-

*

+

-

*

+

-

*

+

-

раскрытие скобок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

распределительный закон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приведение подобных членов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

перенос слагаемых с неизвестным в левую часть уравнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

перенос слагаемых без неизвестного в правую часть уравнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

упрощение левой и правой части уравнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

деление обеих частей уравнения на коэффициент при х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:

* – знаю твердо;

+ – знаю, но иногда ошибаюсь;

- –пока самостоятельно не выполняю.

Интересны для учащихся зачетные уроки, которые я провожу перед итоговой работой. Зачет проходит в несколько этапов, за каждый можно заработать определенное количество баллов, которые суммируются и переводятся в зачетную оценку.

Например: зачетный урок по геометрии.

  1. Геометрический диктант по определениям (за каждый правильный ответ – 1балл). Ученики предварительно проверяют друг у друга работы под руководством учителя. Полученные баллы заносятся в личную карточку учащегося;
  2. Задачи на отработку теории: 2-3 задачи (по 2 балла за каждую задачу);
  3. Задачи повышенной сложности на 4 и 6 баллов по выбору учащегося.

Баллы суммируются, выставляется итоговая оценка. После проверки учителя обе оценки: учительская и учащегося сопоставляются, корректируются, и выводится окончательная оценка. Работа по данной системе действительно повышает интерес учащихся к изучению предмета, об улучшении качества знаний, об умении самостоятельно и сознательно работать над освоением нового материала.

При проведении итоговых работ, я часто пользуюсь тестами, составленными по подобию заданий ГИА и ЕГЭ. Система оценивания тестов - баллы, которые переводятся в оценку. В данной системе оценивания есть два больших плюса:

  1. каждый учащийся знает минимальный балл, который он должен получить, а значит минимальное количество заданий, которое он должен выполнить, чтобы данный тест был зачтен;
  2. возможность построения рейтинга учащихся по результатам работы, что нередко служит мотивацией к учебе, к личным достижениям учащегося.

Итоговая работа по математике        

Часть 1.

1. Найдите значение выражения                                 Ответ:  ______________

2. Решите неравенство    

Ответ: ______________

3. Упростите числовое выражение  .

Ответ: ______________

4.  Укажите уравнение, которое имеет два различных корня.

А.      Б.       В.     Г. 

5.  О числах  и  известно, что .   Какое из следующих неравенств неверно?

А.  ;      Б.    ;      В.    ;           Г.   

6. Упростите выражение  

Ответ:  ____________________

7.     Используя график функции у=f(x), определите,     какое утверждение верно:   А. f(-1) < f(2).                                        Б.Функция у=f(x) возрастает на промежутке                    В. f(0) =                                                                                       Г.  Функция у = f(x) принимает наибольшее значение при х = 1.

8. Решите систему линейных уравнений    

Ответ:  _____________________

9.     В прямоугольной трапеции  АВСD угол  D– прямой, а  угол В в три раза больше угла А. Найдите сумму углов В и С. Ответ дайте в градусах.

Ответ: ___________________

  С                             В                                              



  D                                                       А

10. Найдите площадь треугольника, изображенного на рисунке.


Ответ:  _____________________

                 В

                                     

                                                             

                                        300

         С                 8                     А

Часть 2.

11. (2 балла) В трапеции АВСD основания  ВС=4 см и АD=16 см, а диагональ АС= 8 см. Докажите, что треугольник АВС подобен треугольнику DCA.

12. (4 балла) Найдите область определения выражения .

13. (6 баллов)  Решите задачу: Дорога длиной 10 км от туристического лагеря до поселка идет сначала под гору, а потом в гору. Турист на спуске идет со скоростью, на 3 км/ч большей, чем на подъеме. Путь от лагеря до поселка занимает у него 2 ч 40 мин, а обратный путь занимает      2 ч 20 мин. Определите длину спуска на пути к поселку  и скорости туриста на подъеме и на спуске.

Критерий оценивания: «3» - 5-8 баллов;   «4» - 9-12 баллов;    «5» - свыше 12 баллов.

При таком виде контроля учащиеся, во-первых, представляют, какой минимум знаний должен быть по данной теме, сколько баллов им необходимо получить, чтобы претендовать на желаемую оценку. Данный подход предполагает сравнение учащихся друг с другом, т.е. их ранжирование по уровню усвоения материала, дает учителю более ясную картину о качестве усвоения материала.

С введением нового образовательного стандарта, содержащего требования к результатам обучения, вводится и критериально-ориентированный подход к оцениванию. При переходе с одной ступени обучения на другую (итоговый контроль) целесообразно использовать двоичную систему оценивания, где,  в том числе используется система «зачет-незачет». Это суждение выносится на основе интегральной оценки, полученной учащимися за выполнение проверочной работы, причем в эту работу включаются задания, равные по своей значимости для выявления уровня обученности (материал должен быть усвоен в пределах 95-100%) . Т.е. по результатам работы можно судить о том, достиг или нет данный учащийся минимального и обязательного уровня обученности.[2]

Очень важно, на мой взгляд, научить учащихся не только правильно формулировать свои мысли и утверждения, но и научить их самим оценивать ответы друг друга. Так, на уроках геометрии, начиная с 7 класса, я предлагаю учащимся проанализировать свой ответ самостоятельно, а затем классу дать свою оценку, при необходимости задать дополнительные вопросы. И ведь нередко оценивание детей более объективно и обосновано.

Таким образом, мои основные принципы оценивания учащихся следующие:

  1. любую деятельность учащихся необходимо оценивать (хотя бы словом);
  2. оценка должна нести в-первую очередь, стимулирующую функцию, а уже потом контролирующую и констатирующую, способствовать развитию познавательного интереса к процессу обучения;
  3. оценка – не наказание и это не главное в процессе обучения;
  4. выставлению оценки учителем должна предшествовать самооценка учащегося.

И тогда учащимся будет учиться комфортно, и дети наши станут успешными.

Список литературы

  1. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с.
  2. Камаева Е.В. Оценочная деятельность на уроке// Школьные технологии. -  2004.-  №4. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4060/Itemid,188/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности оценочной деятельности учителя на уроках информатики и ИКТ

Проводя не первый год оценивание деятельности учащихся по такому принципу, я пришла к выводу, что качество образования повышается тогда, когда существует система индивидуального подхода к каждому учен...

«О здоровьесберегающих технологиях и их применении в деятельности учителя на уроках математики»

Из выступления на окружной  педагогической  конференции Гусаровой А.М., учителя математики высшей категории ОУ Шигонской СОШ №1 «Образовательный центр»....

Статья «Формирование оценочной деятельности учащихся на уроках математики».

Что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов?...

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математики Из опыта работы учителя математики В.А.Войцеховской

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математикиИз опыта работы учителя математикиВ.А.ВойцеховскойПроверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет...

Педагогический проект Развитие оценочной деятельности школьников на уроках математики (использование технологии оценивания образовательных достижений)

Применение технологии оценивания позволяет активизировать учащихся на уроках и во внеурочное время, повышать интерес к математике, развивая математическую компетентность старшеклассников, повышать кач...

Доклад «Совершенствование контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся в образовательном процессе по математике».

Новая система оценки ставит перед учителями ряд конкретных вопросов: Что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итогову...

Статья "Технология разработки процесса целеполагания в деятельности учителя на уроке математики (ФГОС)"

Инновационная деятельность в образовательном процессе среднего, основного, начального общего образования  Технология разработки процесса целеполагания в деятельности учителя на уроках матема...