Статья "Технология разработки процесса целеполагания в деятельности учителя на уроке математики (ФГОС)"
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс)

e_altergot

Инновационная деятельность в образовательном процессе среднего, основного, начального общего образования

 

 

Технология разработки процесса целеполагания в деятельности учителя на уроках математики (ФГОС)

 

 

Е.Н.Альтергот,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №1

 

Аннотация. Статья посвящена проблематике внедрения целеполагания в структуру урока по ФГОС. Предлагается авторское видение разработки уроков математики по ФГОС. Автор анализирует сущность, структуру, функции и приемы педагогического целеполагания. В статье представлены этапы уроков целеполагания на уроках математики с 5-9 классы.

Ключевые слова: педагогическое целеполагание, структура целеполагания, функция целеполагания, приемы целеполагания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx103.17 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность в образовательном процессе среднего, основного, начального общего образования

Технология разработки процесса целеполагания в деятельности учителя на уроках математики (ФГОС)

Е.Н.Альтергот,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №1

Аннотация. Статья посвящена проблематике внедрения целеполагания в структуру урока по ФГОС. Предлагается авторское видение разработки уроков математики по ФГОС. Автор анализирует сущность, структуру, функции и приемы педагогического целеполагания. В статье представлены этапы уроков целеполагания на уроках математики с 5-9 классы.

Ключевые слова: педагогическое целеполагание, структура целеполагания, функция целеполагания, приемы целеполагания.

ВВЕДЕНИЕ

        Ни один человек, тем более педагог, не будет спорить о том, насколько важно умение ставить перед собой цели и достигать их. Жизнь, да и любая деятельность базируется на том, как мы ставим свои цели и каким образом их достигаем. Важно понимать, что данное умение не рождается с человеком, а является результатом его развития, результатом становления его как личности.

        С появлением в системе образования федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (ФГОС), была озвучена такая формулировка «научить обучающихся самостоятельно определять цели своего обучения».  Таким образом, перед учителем была поставлена проблема обучения школьников приемам постановки цели, выбору стратегии ее достижения.

        Естественно, понимая, что цель учителя не всегда есть цель учащегося, педагоги стали биться над тем, как сделать эту цель общей для обеих сторон. И, именно, на этом этапе появилось такое понятие, как целеполагание.

ГЛАВА I   Теоретические основы целеполагания

1.1 Сущность целеполагания

Целеполагание - основа не только педагогики, но и любой деятельности. Это некий процесс, в котором выбирается задача, и продумывается путь и метод следования к ее выполнению. Обязательно должны учитываться все необходимые факторы, которые сопровождают человека, пока он движется в нужном направлении. В педагогической деятельности целеполагание - это такой же процесс, в котором ставится образовательная задача.

Деятельность общества и педагога по определению целей воспитания и обучения называется педагогическим целеполаганием, теоретическая и практическая части ее изучены недостаточно, и являются сложной частью работы любого учителя. Установлено, что целеполагание является необходимым условием продуктивной деятельности педагога (Бобылева О.А.); ведущим, системообразующим компонентом педагогической деятельности, позволяющим смоделировать субъекту деятельности траекторию собственного развития, осуществить самодвижение и коррекцию собственного саморазвития (Гумерова Л.Н.). Оно признано системообразующим фактором, так как учитывается при планировании и построении учебного процесса.

Сущность педагогического целеполагания заключается в поиске максимально точной формулировки общего идеального образа обучающегося, прогнозировании развития с учетом его воспитанности, обучаемости, возможностей и способностей, а также в подборе адекватных в этих условиях средств и методов воздействия. Педагогическое целеполагание выступает важнейшим компонентом профессиональной компетентности учителя в контексте современных подходов к образованию. Решить насущные проблемы современного образования способен педагог, умеющий выстраивать процесс целеполагания, а значит, обладающий творческим стилем мышления, умением анализировать педагогические явления, ставить педагогически обоснованные цели, отбирать и своевременно корректировать средства для их реализации, адекватно оценивать результативность собственной деятельности (Гумерова Л.Н.).

Анализ литературы по исследованию целеполагания позволяет рассмотреть различные подходы ученых к пониманию сути целеполагания в системе образования в целом.

Лебедевой М.Н.  и Коростылевой Н.Я. целеполагание рассматривается как вид деятельности. Так как деятельность – есть целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта  [11]; процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели [6], то целеполагание – это:

- особый вид деятельности, обеспечивающий процесс построения мысленного образа будущего результата деятельности (цели), осознание и субъективное принятие этого образа, а также регуляцию собственной деятельности субъекта, направленной на достижение этой цели [19, с. 40].

- самостоятельная (ценностно-ориентационная) мыслительная деятельность, обладающая внутренней структурой, представленной мотивационным, ориентационным, операционным и оценочным блоками [17, с. 53].

- вид интеллектуальной деятельности, включающей осознание, анализ потребностей и оценку возможных способов удовлетворения [17, с. 70].

Козловой О.В. и Наумовой Н.Ф. целеполагание рассматривается как выбор. Если выбор – есть разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив [6], то Козлова О.В.  полагает, что процесс постановки цели есть определение желаемого, возможного и необходимого и отделение его от нежелательного, невозможного и ненужного. Наумова Н.Ф. отмечает особенность целеполагания как процесса свободного выбора в условиях имеющихся ограничений [17, с. 70]. Чтобы выбор был действительно свободным, необходимо создать внутренние предпосылки для осуществления любой (из многих) выбранных альтернатив [17, с. 25]. Педагогическое целеполагание есть процесс выбора социально и личностно значимых результатов совместной деятельности обучающих и обучаемых [17, с. 40].

Целеполагание как компонент (элемент) различных видов деятельности в системе образования рассматривается Горностаевым А.О, Исламгуловой С.К., Лазько Ю.В., Архиповым В.А., Никитиной Т.А. Так как компонент – это составная часть, элемент чего-либо, а элемент – составная часть чего-нибудь, компонент [22], то по мнению Горностаева А.О.  «целеполагание - ключевой компонент управления крупными проектами в системе общего образования». Исламгулова С.К. говорит о том, что целеполагание – это системообразующий компонент организации педагогической деятельности, Ю.В. Лазько – «ведущая дидактическая составляющая учебного процесса», В.А. Архипов- - «элемент социализации личности» [3]; Т.А. Никитина -  «необходимый элемент психологической готовности к деятельности в современных условиях»

Целеполагание как метод (средство) различных видов деятельности в системе образования рассматривается Н.А. Евдокимовой и Е.А. Мелехиной. Если метод – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, а средство – прием, способ действия для осуществления, достижения чего-либо [22], то целеполагание - метод воспитания  по Н.А. Евдокимовой и средство овладения иностранным языком по Е.А. Мелехиной.

Целеполагание как механизм различных видов деятельности в системе образования рассматривается Гусляковой Н.И., Жеребкиной В.Ф.  Рассматривая механизм, как систему и устройство, которые определяют порядок какого-либо вида деятельности или процесса; последовательность состояний, процессов, определяющих собой какое-нибудь действие, явление [22], приходим к выводу, что целеполагание - механизм формирования профессионального сознания будущего учителя (Н.И. Гуслякова, В.Ф. Жеребкина).

Целеполагание как объект различных видов деятельности в системе образования рассматривается Коростылевой Н.Я., которая рассматривает педагогическое целеполагание в современной школе как объект управления. [17] А объект – это есть явление, предмет, на который направлена какая-либо деятельность [22].

Целеполагание как основа различных видов деятельности в системе образования рассматривается Потаповой Т.Д., Кропачевой Н.А., Филиновой В.С. Итак, основа – главная часть какого-либо предмета, служащая его опорой, основанием; сущность чего-либо; наиболее важная, наиболее существенная составная часть чего-либо; источник, главное, на чем строится что-нибудь; исходные, главные положения чего-нибудь; опорная часть предмета [22]. Значит, целеполагание – основа успешности педагогической деятельности преподавателя (Потапова Т.Д.); методика обучения математике слабоуспевающих учащихся 5-6 классов (Кропачева Н.А.); обеспечение учителем целостности учебного процесса (Филинова В.С.).

Целеполагание как процесс рассматривается Наумовой Н.Ф., Ерохиной Л.Ю., Лебедевой М.Н., Чунаевой А.А. и др.  

Процесс – есть протекание, ход, развитие какого-либо явления; совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата; последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь [22].

Значит, целеполагание – процесс определения целей [17, с. 18]; системный процесс (Наумова Н.Ф.).

Процесс самостоятельного и осознанного выдвижения целей деятельности учащихся (Ерохина Л.Ю.).

Процесс превращения возможности в действительность, осуществляемый через деятельность человека и протекающий под контролем сознания, включающий в себя идеальное в качестве необходимого компонента (Чунаева А.А.). [19, с. 4]

Процесс целеполагания - неразрывное единство двух аспектов: идеального полагания цели теоретической деятельностью – целе(формирование) образование; реального ее полагания вовне, в объективно-предметную действительность – целе(осуществление) реализация (М.Н. Лебедева) [19, с. 22].

В общем виде процесс педагогического целеполагания представляет собой процесс трансформации целей-намерений в цели-возможности, а затем в цели-действия [17, с. 40].

Сознательный процесс определения и постановки целей педагогической деятельности, в котором отражается способность учителя планировать и трансформировать общественные цели в цели своей и совместной деятельности с обучающимися, а также конкретизировать цели и выбирать эффективные способы ее достижения (Н.В. Мезенцева).

Способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам (А.К. Маркова).

Процесс трансформирования «главных» социальных целей образования, определенных социальным заказом, в конкретные цели (образования, воспитания, развития) содержания образования, учебного предмета, учебной темы, урока. А также, целостная система ориентиров, определяющих основные направления педагогической деятельности, которая включает в себя общечеловеческие идеалы и тактические задачи развития человеческой личности, задачи гражданского становления и формирования индивидуальности; совместная целевая деятельность педагога и учащихся как субъектов учебного процесса (О.А. Бобылева).

Процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. (Конаржевский Ю.А.)

Целеполагание как психическое явление рассматривается Н.Ф. Наумовой. Психические явления - факты внутреннего, субъективного опыта (психические процессы, психические состояния, психические образования, психические свойства), которые неразрывно связаны между собой. Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальность, динамику факта, устанавливаемого психологией (познавательные, эмоциональные). Понятие «психическое состояние» характеризует статический момент, относительное постоянство психического факта (функциональные, общие). Понятие «психическое свойство» выражает устойчивость психического факта, его закрепленность и повторяемость в структуре личности (направленность, характер, способности, темперамент). Под «психическими образованиями» понимают психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений [24].

Целеполагание как способность рассматривается И.А. Лыковой, Л.А.Гридневой, В.А. Архиповым, В.Д. Шадриковым. Способности – комплекс индивидуальных свойств и особенностей человека, выступающих как основа успешного выполнения определенных видов деятельности [1, с. 186]; индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности [27, с. 77].

Целеполагание - универсальная способность педагога (И.А. Лыкова, Л.А.Гриднева); способность личности к постановке целей и получению планируемого результата (В.А. Архипов) [3, с. 36]; компонент функциональной системы способностей (В.Д. Шадриков) [12, с. 44].

Целеполагание как функция рассматривается В.Е. Леоновым, Н.Л. Гумеровой. Функция (лат. functio – совершение, исполнение, осуществление, выполнение работы) – значение, назначение, роль; деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, к которой он принадлежит; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений [26].

Целеполагание - высшая когнитивная функция сознания человека (В.Е.Леонов).

Педагогическое целеполагание как личностная функция рассматривается Н.Л. Гумеровой [10, с. 31].

Разные взгляды на трактование целеполагания не являются взаимоисключающими, а взаимно дополняют друг друга.

1.2 Структура и функции целеполагания в педагогической деятельности учителя

Любой урок состоит из трех взаимосвязанных этапов:

- целеполагание;

- самостоятельная продуктивная деятельность;

- рефлексия.

Этап целеполагания занимает ведущее место в структуре урока, где учитель не просто транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности. В организации урока этап целеполагания не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих обучающихся на предстоящую деятельность.

В свою очередь, структура педагогического целеполагания включает в себя:

- целеобразующий компонент (целеобразование направлено на выдвижение и обоснование цели образовательно-воспитательного процесса, процесс порождения новых целей [10, с. 37], ценностное определение цели и субъективное принятие мысленного образа будущей деятельности),

- проектировочный компонент (превращение стратегической цели в систему подцелей и задач в процессе целедостижения),

- организационный компонент (выбор адекватных способов решения к целям и задачам и педагогическое воздействие на субъектов целеполагания),

- диагностический компонент (анализ причинно-следственных связей между целью, задачами, методами, условиями, результатами деятельности на этапе целереализации) [10, с. 92].

Таким образом, целеполагание как ведущий компонент постановки цели изначально интегрирует в себе аналитические, диагностические, ориентировочные, проектировочные и оценочно-результативные характеристики и выполняет системообразующую функцию в образовательном процессе [10, с. 55] и входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика.

Функции педагогического целеполагания:

- ориентировочно-мотивационная (рефлексия по поводу цели, субъективное видение выборов, творческий подход),

- проектировочно-исполнительская (самостоятельная исследовательская и творческая деятельность педагога, включающая выработку гипотезы, моделирование образовательного процесса, поиск и выстраивание информации в логике выделенных задач),

- организационно-стимулирующая (творчество в поисках оригинальных и адекватных цели и задачам способов решения),

- аналитико-диагностическая (анализ причинно-следственных связей между целью, задачами, методами, условиями, результатами; самоанализ педагога) [10, с. 92, 93].

Таким образом, процесс педагогического целеполагания носит творческий характер, поскольку все его функции связаны с поиском наиболее результативных, гибких операционно-технологических путей обучения и воспитания [10, с. 56].

1.3 Приемы педагогического целеполагания

Процесс целеполагания – это коллективное действие, где каждый учащийся является активным участником процесса, ставящим конкретные цели. Цели, поставленные на уроке, должны быть достижимыми, и осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не всегда является гарантией высокой результативности урока. Необходимо также определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность обучающихся, последовательность выполнения ими отдельных действий. Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.

Все приемы целеполагания можно классифицировать на:

- визуальные:

  1. Тема-вопрос
  2. Работа над понятием
  3. Ситуация яркого пятна  
  4. Исключение
  5. Домысливание
  6. Проблемная ситуация
  7. Группировка.

- аудиальные:  

  1. Подводящий диалог  
  2. Собери слово
  3. Исключение  
  4. Проблема предыдущего урока.

Приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому важно грамотно формулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и задавать свои вопросы.

Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:

- учет уровня знаний и опыта детей,

- доступность, т.е. разрешимая степень трудности,

- толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,

- вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Критерии оценки умений дидактического целеполагания (по Н.П.Кириленко):

- полнота и точность знаний педагогической теории;

- последовательность умений;

- осознанность умений, степень их корреляции с теоретическими знаниями;

- освоенность: самостоятельность, навыки переноса как отдельных умений, так и дидактического целеполагания в целом в новые педагогические ситуации;

- принятие идей и ценностей личностно ориентированного обучения.

Все приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. А ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни, высказывая свое мнение, и, зная, что его услышат и примут. Сами учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

ГЛАВА II   Технология разработки процесса целеполагания в деятельности учителя на уроках математики

        Рассмотрим технологию разработки процесса целеполагания на основе визуальных и аудиальных приемов целеполагания на уроках математики.

Прием: «Тема-вопрос»

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий так, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Геометрия 7 класс

Тема урока "Свойства равнобедренного треугольника"

Образовательные цели:

1.  Вспомним и озвучим знания прошлых уроков по темам I признак равенства треугольников, перпендикуляр, медиана, биссектриса и высота треугольника.

  1. Сформулируем определения новых понятий: равнобедренный и

равносторонний треугольник.

  1. Разберем свойства равнобедренного треугольника для использования

их при решении задач.

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока. После этапа актуализации опорных знаний (АОЗ) обращаю внимание ребят на тему.

- Скажите, пожалуйста, сможем ли мы определить свойства равнобедренного треугольника, опираясь на знания прошлых уроков? (нет)

- Какие знания нам необходимы будут для изучения данной темы? Давайте составим план действий.

Далее идет обсуждение плана изучения темы.

1.Понятие равнобедренного и равностороннего треугольников.

2.Изучение свойств равнобедренного треугольника.

3.Применение этих свойств при решении задач.

        

Прием: «Работа над понятием»

Учащимся предлагается объяснить значение каждого слова в теме, отыскать их значение в толковом словаре или предположить значение слова через подбор родственных или однокоренных слов.

Математика 5 класс

Тема урока "Признак делимости чисел на 2, 5 и 10"

Образовательные цели:

  1. Узнать о признаках делимости на 2, 5 и 10.
  2. Научиться применять их при делении чисел.

Прошу учащихся прочитать тему урока или озвучиваю сама.

- Ребята, все ли слова вам понятны в теме? (нет)

- Какое слово непонятно? (признак)

- Что обозначает слово «признак»? (Факты, сведения, информация, данные, отличительная черта с помощью которых можно определить данный объект)

- А теперь переформулируйте тему так, чтобы она стала понятна вам. (Информация, знания, с помощью которых мы сможем определять, делится ли число на 2, 5 и 10)

- А разве мы не знаем, какие числа делятся на 2, 5 и 10? Назовите их.

- А для каких чисел нужны будут такие знания? (для многозначных)

- Значит, есть смысл изучить данную тему? (да)

Прием: «Подводящий диалог»

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог сводиться к тому, в чем учащиеся некомпетентны или у них нет недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Далее ставится цель, которую каждый учащийся озвучивает для себя.

Алгебра 7 класс

Тема урока "Решение задач с помощью систем уравнений"

Образовательные цели:

  1. Разобраться, как решить задачу с помощью системы уравнений.

Не акцентирую внимание ребят на теме урока. Даю на этапе актуализации опорных знаний задачу, которую надо решить алгебраическим способом, то есть с помощью уравнения.

«В фермерском хозяйстве под гречиху и просо отведено 19 га, причем гречиха занимает на 5 га больше, чем просо. Сколько гектаров отведено под каждую из этих культур?»

Учащиеся уже владеют знаниями решения задач с помощью уравнений, поэтому составляют уравнение х+(х+5)=19, где за х га была принята площадь, отведенная под просо. Или, если за х га взята площадь, отведенная под гречиху, то у ребят получится уравнение х+(х-5)=19. Заслушиваю ответы, учащиеся получают один и тот же ответ, что под просо отведено 7 га, а под гречиху 12 га.

Теперь обращаю внимание учащихся на то, что данную задачу можно решить еще одним способом. Озвучиваю тему урока.

- Ребята, задачу можно решить еще одним способом, с помощью системы уравнений. Давайте вспомним, что является решением системы двух уравнений? (пара чисел х и у, которые удовлетворяют обоим уравнениям)

- Опираясь на знания о решении систем уравнений, предложите решение задачи с помощью систем уравнений. (ввести не одну переменную, а две)

- Правильно, а что можно взять за х и у? (площадь, отведенную под просо, и площадь, отведенную под гречиху)

- При составлении двух уравнений, сколько числовых значений вы должны найти в задаче? (2)

- Найдите их. (19 га и 5 га)

- Правильно, что обозначает 19 га? (общую площадь, отведенную под просо и гречиху)

- Правильно, каким действием находится общая площадь? (сложением)

- Какое уравнение можно записать? (х+у=19)

- Первое уравнение готово в нашей системе. Давайте разберем, что обозначает 5 га в задаче? (разницу между площадями, отведенных под просо и гречиху)

- Каким действием находим разницу? (вычитанием)

- Составьте уравнение. (х-у=5, если за х га взять площадь под гречиху,           и у-х=5, если за х га взять площадь, отведенную под просо)

Здесь обращаю внимание учащихся обязательно на то, что из большей площади вычитаем меньшую, а не наоборот.

- Какую систему получили?       х+у=19        или          х+у=19

                                                       х-у=5                           у-х=5

- Решив систему уравнений, мы ответим на вопрос задачи? (да)

Прием: «Ситуация Яркого пятна»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом, формой или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Математика 5 класс

Тема урока "Окружность"

Образовательные цели:

  1. Различать окружность от остальных линий и окружность от круга.
  2. Узнать, какой инструмент используется для вычерчивания окружности и почему.
  3. Узнать, как начертить окружность разного размера, какие знания об окружности еще необходимо знать. (центр окружности, радиус, диаметр окружности)

На доске изображены линии: луч, отрезок, прямая, ломаная незамкнутая и замкнутая, а также окружность.

-Ребята, посмотрите внимательно на доску, я начертила линии, которые мы с вами уже изучали на прошлых уроках, но среди них есть лишняя, с которой мы познакомимся сегодня. Что это за линия? Кто знает, как она называется?

Если учащиеся не смогут назвать окружность, но покажут ее, то начнем разбирать, как она называется и почему так называется.

-Чем эта линия отличается от остальных? (ее нельзя начертить по линейке)

-Хорошо, а с помощью какой фигуры ее можно начертить? (с помощью круга)

-Значит, эта линия проведена около какой фигуры? (около круга)

- Поэтому ее как можно назвать? (рассуждая на тему чередование корней круг  и круж, приходим к выводу, что окружность)

-Ребята, значит окружность – это линия, а что же такое круг? Как его не спутать с окружностью? (круг – это плоская фигура, которая находится внутри окружности)

Здесь, для подтверждения их вывода показывается модель круга и окружности, где ребята еще раз убедятся в правильности своих выводов.

-Назовите предметы, которые похожи на окружность. (колесо, руль и т.д.)

-Правильно, как будет двигаться машина или велосипед по гладкой и ровной дороге?

Вывожу детей на то, что человека, сидящего в машине, на велосипеде не будет трясти. Добиваюсь ответа, что у колеса нет углов, отходящие от оси все спицы одного размера, поэтому движение «ровное».

-Значит, раз колесо похоже на окружность, то как и у колеса, у окружности тоже есть части.

        Далее разбираем, что ось колеса – это центр окружности, спицы колеса – радиус окружности. Разбираем на какую линию похож радиус (отрезок), какие точки соединяют концы радиуса (центр окружности и точку на окружности) и формулируем определение радиуса.

-Сколько можно радиусов провести в окружности? (бесконечно много)

-Можно ли в окружности начертить отрезок, состоящий из двух радиусов? Начертите. Этот отрезок называется диаметр.

Далее с учащимися формулируем определение диаметра, основывая на том, через какие точки проходит в окружности диаметр.        

-А как же мне начертить две окружности разных размеров? (один из вариантов – взять два круга разных размеров, второй – дети назовут циркуль, как инструмент, для вычерчивания окружности)

Обращаю внимание на раствор циркуля, который можно увеличивать и уменьшать, и подвожу к выводу, что раствор циркуля показывает длину радиуса. Значит, зная длину радиуса, можно начертить окружность нужного размера.

- Ребята, а если в задаче известен только диаметр, как начертить окружность нужного размера? (рассуждая, приходим к выводу, что раз диаметр – это два радиуса, то, разделив диаметр на два, и найдя радиус, можно будет начертить окружность.)

Прием: «Группировка»

Учащимся предлагается ряд слов, предметов, фигур, цифр, которые нужно разделить на группы, обосновывая свои высказывания.

Алгебра 9 класс

Тема урока "Арифметическая прогрессия"

Образовательные цели:

  1. Определить, почему среди последовательностей выделяют последовательности, называемые арифметическими прогрессиями.
  2. Выяснить, каким образом можно найти любой член арифметической прогрессии.

На доске записаны последовательности чисел. Учащимся дано задание, разделить эти последовательности на две группы и объяснить свои рассуждения.

4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20…

3, 8, 14, 21, 29, 38, 48, 59, 71…

6, 9, 7, 10, 8, 11, 9, 12, 10, 13…

1, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49…

4, 7, 12, 19, 26, 31, 39, 45, 48…

В итоге, первое и четвертое последовательности были определены в первую группу, а остальные во вторую.

- Объясните свои рассуждения (в последовательностях первой группы все числа, начиная со второго, появляются при сложении на одно и то же число: в первой последовательности – при сложении на 2, в четвертой – при сложении на 6)

- Последовательности, в которых последующее число, начиная со второго, равно предыдущему, сложенному с одним и тем же числом, называются арифметическими прогрессиями.

Прием: «Исключение»

Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Первый вид - визуальный прием. 

Математика 6 класс

Тема урока "Правильные многогранники"

Образовательные цели:

  1. Выяснить, чем отличается многогранник от многоугольника.
  2. Определить из каких частей он состоит и как называются части многогранника.
  3. Можно ли использовать знания о многогранниках в жизни и как.

Урок начинаю с того, что проверяю, какие узоры (плитки) придумали ребята для строителей из правильных многоугольников. Затем на доске открываю картинку.

-Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной фигурой. Прежде чем начнем, найдите ее на картинке.

C:\Users\Acer\Desktop\Презентация1.jpg

Ребята указывают на многогранник, и я начинаю узнавать, почему именно эта фигура обратила на себя внимание.

- Почему вы выбрали именно ее?

- Чем она отличается от остальных фигур, уже знакомых вам?

Далее показываю муляж многогранника, и мы разбираем его части.

- Эта фигура называется многогранником. Кто знает, как называются ее части?

Обязательно добиваюсь ответа, что данная фигура является объемной в отличие от остальных многоугольников.

Второй вид - аудиальный прием. 

Математика 5 класс

Математический диктант «Признаки делимости на 2, 5 и 10»

Образовательные цели:

  1. Проверить и скорректировать знания по теме.

Все задания воспринимаются учащимися на слух. Их задача, записать

правильный ответ на листочках.

1.Запишите число, которое делится на 2.

635; 243; 418; 147; 801; 787.

2.Запишите числа, которые делятся на 5.

3495; 856; 3762; 6450; 4761; 8312.

3.Запишите числа, которые делятся на 10.

560; 2364; 5645; 9162; 7004; 6300.

4.Запишите число, которое делится и на 2, и на 5.

6745; 89760; 3098;  4521; 6836.

5.Запишите число, которое делится и на 5, и на 10.

9345; 7629; 50008; 43200; 67296.

6.Запишите число, которое делится и на 2, и на 10.

3098; 6734; 20985; 45280.

7.Запишите число, которое делится и на 2, и на 5, и на 10.

3456; 2387; 2385;1340; 9001.

Прием: «Домысливание»

Учащимся предлагается тема урока и слова "помощники", с помощью которых обучающиеся формулируют цели урока.

Алгебра 8 класс

Тема урока «Преобразование рациональных выражений»

Предлагается тема урока и слова "помощники": повторим, вспомним, выполним.

1.Повторим, какие выражения называются рациональными.

2.Повторим 5 действий с рациональными дробями.

3.Вспомним, как расставить порядок действий в выражениях.

4.Выполним номера.

Прием: «Проблемная ситуация» (по М.И.Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

– Самостоятельное решение

– Коллективная проверка результатов

– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения

– Постановка цели урока.

Математика 5 класс

Тема урока «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

Образовательные цели:

  1. Повторить сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
  2. Научиться складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.

В начале урока для самостоятельной работы предлагаю задания на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Туда же добавляю два выражения на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, чтобы после проведения самостоятельной работы, у ребят появилась проблема, что такое еще не решал, и можно было бы подумать, а как сложить и вычесть дроби с разными знаменателями.

-Ребята, давайте проверим, какие ответы у вас получились. (учащиеся зачитывают ответы и говорят о том, что два выражения не смогли решить)

-Почему не смогли вычислить? Что не так? (разные знаменатели, мы еще так не умеем складывать и вычитать)

- А какие дроби умеем складывать и вычитать? (с одинаковыми знаменателями)

-У кого какие предложения по выполнению сложения и вычитания дробей с разными знаменателями?

Таким образом, подвожу ребят к тому, что неплохо бы из разных знаменателей получить одинаковые.

Прием «Проблема предыдущего урока»

В конце урока учащимся предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Алгебра 9 класс

Тема урока «Целое уравнение и его корни»

Образовательные цели:

  1. Вспомнить решение уравнений 1 и 2 степени; преобразовывать уравнения к виду P(х)=0 для определения степени уравнения; узнать, как, не решая уравнение, определять возможное количество его корней.
  2. Определить способы решения уравнений 3 и 4 степени.

В течение урока, разбирая и повторяя тему, приходим к выводу, что уравнения 1 степени решаются с использованием свойств числовых равенств, уравнения 2 степени решаются либо по дискриминанту, либо разложением на множители, либо с использованием свойств числовых равенств. А вот как решить уравнения 3 и 4 степени, пока не известно. Поэтому следующий урок и будет посвящен этой теме.

        Следующий урок начинаю с вопроса, какую проблему нам нужно было решить на сегодняшнем уроке?

Кроме этих приемов есть еще и другие приемы. Например, Анатолий Грин в своей книге «Приемы педагогической техники» дает различные интересные приемы работы на уроке для учителя-новатора. Данная книга адресована учителям, которые творчески подходят к своей педагогической деятельности, которых интересует вопрос, как нескучно провести урок и заинтересовать детей своим предметом.

Например, можно использовать приемы «Удивляй!» и «Отсроченная отгадка», построив работу на уроке так, что обыденное вдруг станет удивительным, а загадка, загаданная в конце предыдущего урока, будет поводом с желанием ее отгадать в начале следующего урока. Прием «Лови ошибку!», позволит учителю проверить детально знание учащихся по конкретному вопросу, а ребенку осознать важность внимания на уроке. Прием «Практичность теории» учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой будет очевидна ученикам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Исследование выявило, что целеполагание в деятельности учителя представляет собой и процесс выявления целей и задач субъектов деятельности, и особый вид мыслительной деятельности, и механизм формирования профессионального сознания учителя, и основа различных видов деятельности, и универсальная способность учителя к постановке целей и получению планируемого результата.

Исходя их множества определений понятия «целеполагание», изучением которого занимались многие педагоги-ученые, удалось выяснить, что это сложный и  многофункциональный вид деятельности, который включает в себя трудоемкую и творческую работу учителя и огромный мыслительный процесс учащихся. Процесс, который должен быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Далее следовало изучить, каким образом правильно выстроить процесс целеполагания для эффективной работы на уроке. Выяснилось, что реализовать целеполагание учителю на уроке можно через визуальные и аудиальные приемы: «Тема-вопрос», «Работа над понятием», «Ситуация яркого пятна», «Исключение», «Домысливание», «Проблемная ситуация», «Группировка», «Подводящий диалог», «Собери слово», «Проблема предыдущего урока». А также придерживаясь определенной структуры самого процесса целеполагания, в которую входят целеобразующий, проектировочный, организационный и диагностический компоненты. Условиями формирования перечисленных приемов являются:

– учет уровня знаний и опыта детей,

– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,

– толерантность, т.е. необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,

– вся выстроенная учителем работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Учитывая, с одной стороны, виды приемов, условия их формирования, структуру процесса целеполагания и, с другой стороны, тему урока, учитель может добиться отличных результатов в своей педагогической деятельности. Естественно, не ко всем темам урока подходят все приемы, поэтому очень важно подобрать правильный вариант для получения планируемого результата.  В практической части работы мною были подобраны к каждому приему темы уроков математики для решения поставленных образовательных задач и разработаны целеполагания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анатомия, физиология, психология человека. Иллюстрированный краткий словарь [Текст] / Под ред. А.С. Батуева. - СПб.: Изд-во «Лань», 1998. - 256 с.
  2. Ансимова Н.П. Психология постановки учебных целей в совместной деятельности учителя и учеников: дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2008.
  3. Архипов, В. А. Целеполагание как элемент социализации личности (На примере курсантов высших военно-учебных заведений): дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 [Текст] / Архипов Владимир Анатольевич. – М., 2005. - 209 с.
  4. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
  5. Бобылева О.А. Развитие идеи целеполагания в построении обучения в отечественной дидактике: середина 50-х − 80-е гг. XX века: дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2008.
  6. Википедия – свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org.
  7. В.Неудакин. Формирование целеполагания учащихся как механизм преемственности ценностей.
  8. Гладких В.Г. Теоретические основы целевого управления учреждением образования: дис. ... докт. пед. наук. Оренбург, 2001.
  9. Голубчикова, М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению/ Учеб. пособие / М.Г.Голубчикова. – Изд. 4-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007. – 127с.
  10. Гумерова Н.Л. Развитие педагогического целеполагания у учителей общеобразовательных школ: аксиологический подход: дис. ... канд. пед. наук. М., 2008.
  11. Деятельность. URL: http://psychology.academic.ru.
  12. Дмитриева, И. А. Развитие способности к целеполаганию у студентов и аспирантов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 [Текст] / Дмитриева Инна Александровна. - Казань, 2011. - 190 с.
  13. Егорова Ю.А. Педагогическое целеполагание: сущностные характеристики./Теория и практика общественного развития. 2013. №7
  14. Егорова Ю.А.  Проблема целеполагания в педагогической деятельности./ Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 3. Т. 2
  15. Кириленко, Н. П. Формирование умений дидактического целеполагания у студентов университета (На материале изучения педагогики): дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Кириленко Наталья Петровна. - Саратов, 1997. - 163 c.
  16. Ильевич Т.П. Технология проектирования учебных задач в контексте личностно-ориентированного целеполагания: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2001.
  17. Коростылева Н.Я. Педагогическое целеполагание в современной школе как объект управления: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2002.
  18. Лебедев О.Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1992.
  19. Лебедева, М. Н. Дидактические средства проектирования опыта целеполагания как составляющей содержания образования (На материале образовательной области "Математика"): дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 [Текст] /Лебедева Марина Николаевна. - Владимир, 2004. - 175 c.
  20. Наталья Грейс. Целеполагание. Секреты постановки целей.
  21. Назира Гумерова. Аксиоматические аспекты развития педагогического целеполагания.
  22. Общий толковый словарь русского языка. URL: http://tolkslovar.ru/.
  23. Остапенко, А. А. Моделирование многомерной педагогической реальности: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 [Текст] / Остапенко Андрей Александрович. - Краснодар, 2005. - 424 с.
  24. Психика и организм. URL: http://kpip.kbsu.ru/psch/part2.html.
  25. Словари Онлайн. URL: http://www.slovarus.ru/?di=8517.
  26. Функция. URL: http://www.ubrus.org/dictionary-units/?id=41842.
  27. Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
  28. Юрий Глазунов. Моделирование целеполагания.


ФИО (полностью)

Альтергот Елена Николаевна

Ученая степень

-

Звание

-

Должность и место работы / обучения

(полное название организации), муниципальное образование

Учитель математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №1 г.Бутурлиновка Воронежской области

E-mail

elena.altergot@mail.ru

Телефон для связи (указать – моб., дом., раб.)

моб. 8-950-765-52-46

Адрес проживания с индексом

397501, г. Бутурлиновка, ул. Маяковского, д. 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценочная деятельность учителя на уроках математики

В данной статьн поднимается вопрос  о том, как найти наиболее эффективные способы оценочной деятельности учителя. При правильном выборе стратегии оценка становится основным рычагом в познавательн...

целеполагание в деятельности учителя

Целеполагание учителя при планировании курса, темы, урока. Совместная целеполагающая деятельность учителя и ученика....

«О здоровьесберегающих технологиях и их применении в деятельности учителя на уроках математики»

Из выступления на окружной  педагогической  конференции Гусаровой А.М., учителя математики высшей категории ОУ Шигонской СОШ №1 «Образовательный центр»....

Научно-методическая разработка «Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики»

Научно-методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в практические рекомендации по организации учебно-исследовательской  деятельности учащихся на уроках математики....

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математики Из опыта работы учителя математики В.А.Войцеховской

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математикиИз опыта работы учителя математикиВ.А.ВойцеховскойПроверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет...

Методическая разработка "Требования к организации и проведению современного урока по ФГОС ООО" для учителей математики

Методический материал поможет конструировать современный урок в рамках ФГОС, составить технологическую карту урока....