целеполагание в деятельности учителя
статья по теме

Хатмуллина Ярина Ахатовна

Целеполагание учителя при планировании курса, темы, урока. Совместная целеполагающая деятельность учителя и ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_opyta_raboty_ug_14.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Организация целеполагающей деятельности детей

в процессе обучения

Человек становиться самостоятельным только тогда, когда он обретает способность ставить перед собой цели любой деятельности, которую он начинает выполнять. Таким образом, его жизнь становиться осмысленной, человек становиться «хозяином своей судьбы». Человек, который способен ставить цели – самоуправляемый, его трудно втянуть в негативную деятельность. Такой человек всегда задаст себе вопрос: «Что мне это даст, к каким последствиям это приведет?».

Воспитание в ребенке субъекта своей деятельности – вот важнейшая педагогическая задача.

Для корабля, не знающего порта,

никакой ветер не бывает попутным.

Говоря образным языкам, наша задача научить учеников выбирать порт – цель своей деятельности.

Исследователи проблем целеполагания (Андрей Викторович Хуторской) говорят о том, что цель это предвосхищаемый результат. Постановка цели позволяет прогнозировать будущее. Так же педагогическая литература определяет субъектов целеполагания - учитель и ученик и это понятие в его историческом развитии (например, в советской школе, даже учитель таковым не являлся), утверждают необходимость направленного обучения целеполаганию.

Педагогическая сторона проблемы состоит в том, что технология обучения ребенка целеполагающей деятельности недостаточно разработана. Приемы для ее организации не выверены и не обобщены.

Исследовательская деятельность, которая является творческой по сути, невозможна без целеполагания. И, как я считаю, формируя навыки исследовательской деятельности формируется умения целеполагания, как ее часть.

Вопрос:

Каким же образом целеполагание связано с организацией исследовательской деятельности?

Что предполагает исследование:

новизна исследования

теоретическая и практическая значимость исследования

постановка гипотезы

объект и предмет исследования.

Когда мы ставим цель своей деятельности и планируем ее, мы оперируем связкой «если…, то…». А это…постановка гипотезы! Задавая вопрос «что мы хотим нового узнать?», мы определяем, в чем новизна исследования, какое новое знание (субъективное и объективное) мы хотим получить. Теперь объект и предмет исследования. Объект это все широкое поле, в котором будет происходить исследовательская деятельность, а объект это росток, выращенный на этом поле. По сути, когда ученик ставит цели своей деятельности на уроке, он определяет предмет мини-исследования

Таким образом, ребенку-исследователю должно быть присуще умение ставить цели исследования, проектирования своей деятельности, рефлексия ее хода и результатов, в ходе которой происходит сопоставления цели и итогов исследования.

Обобщая и свой собственный педагогический опыт, и опыт работы нашей школы в целом, применения различных приемов для формирования умения целеполагания.

Согласитесь, в сегодняшней школе учитель и ученик находятся в неравных позициях.

Учитель: я все знаю, я представляю чему и как надо учить, каких результатов ученику надо достичь. В таком взаимодействии субъектом является лишь учитель, ученик – объект педагогического воздействия. Такая ситуация в современном образовании недопустима, это надо менять.

Поэтому в самом начале учебного года хотя бы один урок мы посвящаем введению в изучаемый курс, предмет, это урок когда стоит обсудить с обучающимися:

  • что будет в курсе, что его ждет при изучении предмета в этом классе;
  • какие трудности ожидают, что надо сделать то, что бы их преодолеть;
  • как и что можно изучить в опережающем порядке;
  • какой литературой (основной и дополнительной) можно пользоваться в работе;
  • как можно организовать самостоятельную работу, какие индивидуальные «манёвры» можно совершить.

Зачем все это?

Субъектная позиция ученика заключается в том, что бы ребенок знал, о чем целеполагать. Он представляет то результат, которого ему придется достичь.

Втягивание в целеполагание происходит и в начале каждого урока, темы. Так как, только тогда, когда целеполагание становиться постоянным (в процессе всей учебной деятельнсости),  формируется определенная психологическая установка: «прежде чем делать, надо понять для чего мне это надо». Целеполагание может осуществляться в ходе беседы, поиска ответа на проблемный вопрос, решения проблемной ситуации.

Пример урока:

Учитель задает вопросы: «Что было на прошлом уроке? Что должно быть дальше? Какова тема нашего урока? Чем мы будем заниматься? Зачем каждому из нас это нужно?» Обсуждение ответов на эти вопросы приводит к формированию осознания своей деятельности, переход в субъектную позицию, постановку индивидуальных, личных целей обучения («Мы»      «Я»).

Какие индивидуальные цели мы можем поставить на уроке истории:

узнать что-то по содержанию темы.

научиться каким-либо видам деятельности, которые нужны не только на уроке истории

научиться видеть скрытые смыслы в исторических процессах, дабы уметь анализировать современные

научиться самостоятельному историческому исследованию

Как жили народы, их обычаи и традиции, и даже вооружение войнов той или иной эпохи

Читать осмысленно текст и понимать его, «читать» и понимать карту, сравнивать и анализировать, навыкам публичного выступления

«История – наставница жизни» и «на ошибках учатся» вот один из лейтмотивов урока истории

За этим следует разговор о том, а что надо сделать, что бы достигнуть поставленных целей, как общих, так и индивидуальных. Происходит планирование своей деятельности на уроке, возможно и формулирование домашнего задания. Поэтому когда урок подходит к своей завершающей стадии – рефлексии, то эмоциональная рефлексия в таком уроке не является актуальной.

На первый план выходит рефлексия интеллектуальная:

«Насколько достигнута цель?

Что необходимо сделать, что бы приблизиться к поставленной цели?

Какие проблемы и несоответствия возникли в ходе работы по достижению цели?

Почему что-либо получилось/неполучилось?»

Таким образом, обучающийся оценивают свои достижения и процесс (эффективные способы работы по достижению целей). Происходит анализ, в том числе и целеполагающей деятельности, соответствие целей и возможностей, проектирование будущей деятельности и в итоге проектирование своего будущего.

Целеполагание на уроке в ходе изучения предметной деятельности позволяет усилить мотивацию, найти интерес к изучению конкретной деятельности и эта деятельность становиться конкретной и результативной.

Вот здесь и возникает наша «сверхзадача»:

привычка к целеполаганию, сформированная у ребенка как важнейшее жизненное умение, делает его самостоятельным и действительно субъектом своей собственной деятельности.

А именно это, мне как историку, кажется важнейшим для достижения успеха в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя русского языка и учителя – логопеда

В  школе  существует  группа  сопровождения  учебного  процесса,  в  которую  входят  психолог  и  учитель- логопед. Очень  важно...

Современные подходы к проектированию деятельности учителя технологии. (пакет технологической документации учителя технологии)

К технологической документации учителя относятся:l  Учебная (рабочая) программа курса обучения2 Календарно-тематическое планирование содержания предмета3  Технологические карты (курса, разде...

Публичный отчет учителя химии биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) за 2010-2011г " Анализ педагогической деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г"

В публичном отчете представлен анализ деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г. Анализируется учителем выполнение поставленных задач за прошедший год, мониторинг обученности по химии и биолог...

План работы творческого объединения учителей физики и информатики по теме "Реализация возможностей ИКТ и их использование в профессиональной деятельности учителя"

План работы школьного творческого объединения учителей физики и информатики на 2011-2012 учебный год по теме«Реализация возможностей ИКТ и их использование впрофессиональной деятельности уч...

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

Выступление на педагогическом совете "Целеполагание в обучающей деятельности учителя".

Цель – это заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности. Цель является фактором, определяющим способ и характер...

Статья "Технология разработки процесса целеполагания в деятельности учителя на уроке математики (ФГОС)"

Инновационная деятельность в образовательном процессе среднего, основного, начального общего образования  Технология разработки процесса целеполагания в деятельности учителя на уроках матема...