Современные подходы к проектированию деятельности учителя технологии. (пакет технологической документации учителя технологии)
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

К технологической документации учителя относятся:

l  Учебная (рабочая) программа курса обучения

2 Календарно-тематическое планирование содержания предмета

3  Технологические карты (курса, разделов, модулей, тем, поурочные)

 

Технологическая документация разрабатывается учителем в соответствии с нормативными документами и технологическими рекомендациями:

l  Закон «Об образовании»;

2  Федеральный государственный стандарт общего образования образовательной области «Технология;

3 Примерные программы образовательной области «Технология»;

4 Учебники по преподаваемому предмету, рекомендованные к использованию МО и Н РФ в соответствующем учебном году и имеющие соответствующий гриф;

5 Методические рекомендации МО и Н РФ и региональные «О преподавании предметов образовательной области «Технология» в соответствующем учебном году.

 

 

Разработка технологических карт

Индивидуальная работа учителя над проектированием отдельных тем учебного года по схеме: цель, задачи, детские и педагогические действия, формы, результат и «контрольная» задача и их рефлексивное описание.

Цель разработки технологических карт

Освоение разнообразных способов, форм, приёмов деятельности педагога в условиях урока, учебных и консультативных занятий в условиях обучения в основной школе и соотнесения их основным целям и задачам учебных курсов.

  

Технологическая карта

Изображение хода образовательного процесса  за конкретный промежуток времени (тему) с обозначением всех связей и отношений между предметным содержанием, способами и формами достижения результата изучения темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_dlya_sayta.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта раздела материаловедение  -  4 часа     5 класс .

Тема урока .

Изготовление  и  отделка  ткани.

Свойства  ткани  из  растительных волокон .

Обязательный

минимум  содержания  программы .

Знать

Производство  ткани .Понятие  о прядении ,ткачестве  и  отделке  тканей . Определение  направления  долевой  нити  в  ткани . Виды  переплетения нитей  в ткани .Определение  лицевой  стороны  ткани .

Виды растительных  волокон .Свойства  тканей  из  натуральных  растительных  волокон .Виды  хлопчатобумажных  и льняных  тканей .Выбор  тканей  для изготовления  швейных  изделий  с учетом их  технологических , гигиенических  и эксплуатационных свойств .

Уметь

Определять долевую  нить  в  ткани . Определять  лицевую  сторону  ткани .

Определять хлопчатобумажные  и льняные  ткани  по  их   виду   и свойствам . Выбор  материалов  для  проектного  изделия .

Использовать в повседневной  жизни .

Использование пряжи и нитей  для изготовления  различных изделий  с применением  ручных  инструментов ,  машин ,оборудования  и  приспособлений

Изготовление  изделий  из  различных  материалов . Построение планов  профессионального  образования .

Технологическая карта поурочного планирования раздела «Материаловедение» 5 класс

Учебный элемент

Урок №1

Урок  № 2

Тема

Изготовление ткани .

Свойства  тканей  из  натуральных  растительных волокон

Тип учебного  занятия

Урок  освоения  новых  знаний ,формирования  умений  и применения  полученных  знаний

Урок  освоения  и применения полученных  знаний

Цели  учебного занятия

1. Освоение знаний  о производстве  пряжи , нитей  ,ткани , способах  отделки  тканей.

1 . Освоение  знаний  о производстве и  свойствах  тканей  из растительных  волокон  

2. Формирование умений  в  определении  волокнистого состава  тканей

Форма организации познавательно – трудовой деятельности

Частично – поисковая  , индивидуальная

Проектная  деятельность в  микрогруппах.

Методы обучения

Исследовательский .

Метод проектов

Планируемые  результаты :

1 .метапредметные

Работать с источниками  информации о  волокнах  и изделиях из  них  , исследовать  ,сравнивать  , делать  выводы .

Исследовать  свойства  тканей органо –лептическим  методом ,сравнивать  , находить  решения ,проектировать ,работать  в  группе .

2. предметные

Знать  общее понятие  о  пряже ,нитях , процессах  производства  ткани в  домашних  условиях  и  на  ткацких  фабриках ,способы  отделки  тканей  , свойства  нитей основы и утка  , структуру полотняного  переплетения .Уметь определять  направление  нитей в тканях  , лицевую  и изнаночную  стороны .

Знать  классификацию  текстильных  волокон  , способы  получения и свойства тканей из  хлопка и льна  .

Уметь распознавать  хлопчатобумажные  и льняные  ткани  по внешним  признакам ,выбирать ткани для  рабочей  одежды .

3. личностные

Развивать  познавательный  интерес , формировать  трудовую  активность  , аккуратность .

Формировать  творческое  отношение   к  работе  ,умение  работать в коллективе .

Лабораторно –практические проектные работы

Лабораторные  работы  :

1 .Определение  направления  нитей  в  ткани .

2 .Определение  лицевой  и  изнаночной  сторон  в тканях .

Учебный  проект  «Хлопчатобумажные  и льняные  ткани  для рабочей  одежды. .

Оценка  и  контроль образовательных результатов

Само.  и взаимоконтроль в  сравнении с тех . документацией .

Взаимоконтроль в процессе  защиты  проекта  по  критериям .

План урока 5 класс ( 2часа)

Тема урока: Изготовление и отделка ткани

Цели урока: - систематизировать и углубить знания учащихся о производстве

                       пряжи и тканей;

                      - ознакомить со способами отделки тканей;

                      -сформировать умения в определении направления нитей

                      основы и утка, лицевой стороны тканей;

                      - способствовать воспитанию трудовой активности,

                     самостоятельности, аккуратности.

Методическое оснащение:

                      1.Дидактическое обеспечение:

                       - учебник «Технология» , 5 класс, В. Д. Симоненко

                       - рабочие тетради;

                       - раздаточный материал ( образцы тканей, инструкционные

                        карты, таблицы, лупы, клей, линейки, карандаши).

                      2.Материалы для контроля знаний учащихся:

                         - таблицы, кроссворд.

Методы обучения: коммуникативно-диалоговый, частично поисковый.

Формы организации познавательно-трудовой деятельности учащихся: фронтальная, частично-поисковая, индивидуальная.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Цель этапа урока

             Содержание

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний

Определить исходный уровень знаний о понятиях: «волокно», «пряжа», «ткань»

Беседа с учащимися по вопросам:

1. Из чего изготавливают одежду?

2.Какие еще изделия изготавливают из ткани?

3.Какое сырье используют для получения тканей?

 Отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры.

Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.

Метапредметные: способность к рассуждению.

Освоение новых знаний

Способствовать освоению новых понятий: «волокно»,     «пряжа», «прядение», «ткань», «ткачество», «нити основы и утка», «лицевая сторона ткани».

Рассказ учителя:

- история ткачества;

-процессы прядения и ткачества;

-определение нитей основы и утка;

-полотняное переплетение в тканях;

-отделка тканей;

-признаки определения сторон тканей.

2. Организует самостоятельную работу по решению кроссворда.

1. Находят значения слов в учебнике, заучивают понятия.

2. Определяют направление нитей на образцах.

3. Определяют лицевую сторону в образцах.

4. Решают кроссворд.

5. Проводят взаимопроверку решения кроссворда.

Личностные:

- умение понимать смысл поставленной задачи

Метапредметные:

- умение находить информацию, выделять главное, сравнивать, анализировать,

делать выводы.

Предметные:

-сформированность понятий,

-владение способами определения направления нитей основы и утка в тканях, лицевой стороны ткани, распознавания тканей полотняного переплетения.

Лабораторно-практическая работа

Способствовать закреплению освоенных понятий; применению умений в определении нитей основы и утка, лицевой стороны в тканях.

Учащимся выдаются наборы для лабораторных работ, инструкционные карты, таблицы.

Выполняют работу по инструкционным картам, записывают результаты в тетрадь, вклеивают образцы, подводят итоги.

Личностные:

- трудовая активность,

-аккуратность.

Метапредметные:

умение применять полученные знания на практике,

- исследовать, сравнивать, анализировать,

делать вывод.

Предметные:

-знание понятий,

- умение определять направление нитей и стороны тканей.

Рефлексия, подведение итогов.

Осознание значимости изучаемых технологических знаний в будущей жизни.

Вопросы:

1.Пригодятся ли вам полученные знания и умения в будущей жизни?

2. Для каких профессий важны эти знания?

3.Дает домашнее задание на заучивание основных понятий. Учебник « Технология», стр.5-11.

Рассуждают, отвечают на вопросы, дают самооценку результатам своей работы.

Личностные:

- адекватная самооценка результатов учебной деятельности в сравнении с технической документацией

Метапредметные:

- осознание значимости и ценности технологических знаний в жизни человека

Предметные:

сформированность интереса к изучаемому предмету.

План урока 5 класс (2 часа)

Тема урока:  Свойства ткани из натуральных волокон.

Цели:  создание условий для освоения технологическими знаниями о производстве и свойствах тканей из растительных        волокон;

            создание условий для формирования умений в определении волокнистого состава тканей;

            создание условий для воспитания культуры одежды и эстетического вкуса, умения работать в парах, развитие умений сравнивать и делать   выводы.

Оснащение урока:  учебник «Технология» 5 класс,  рабочие тетради,  раздаточный материал (коллекция образцов хлопчатобумажных и льняных тканей, чашки с водой, иголка).

Методы обучения:  проблемный и частично – поисковый.

 Форма организации: парная.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Цель этапа

Содержание. деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Планируемый результат

1. Актуализация.

Повторение пройденного материала

Предлагает тестовое задание для учащихся

Решают кроссворд

Предметные: закрепление знаний о производстве нитей из волокон растительного происхождения.

Метапредметные: способность к рассуждениям.

Личностные: умение ясно излагать свои мысли.

2.Освоение новых  знаний

Способствовать освоению знаний  о производстве ткани и их использование в быту.

1. Ознакомление со свойствами ткани:  хлопчатобумажной и льняной.

.2.Ознакомление с темой проекта по изготовлению рабочей одежды (фартука).

  1. Выступление детей  об истории ткачества, применении  хлопчатобумажной и  льняной ткани в быту и на производстве.
  2. Составить технологическую цепочку «от посадки растения до изготовления ткани».
  3. Записывают в тетрадь свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Предметные: формирование понятий :ткачество, материаловедение; овладение способами определять свойства

хлопчатобумажных и льняных тканей.

Метапредметные: умение выстраивать технологическую цепочку.

Личностные: умение понимать смысл поставленной задачи.

3. Лабораторно – практическая работа

Формирование

умений в определении свойств хлопчатобумажных и льняных тканей.

  1. Нацеливает учащихся на практическую работу.
  2. Консультирует, направляет деятельность учащихся, следит за соблюдением правил техники безопасности.

Исследование образцов ткани, определяем ткани на сминаемость, осыпаемость, запах при горении, заполняют таблицы свойств .

Предметные: определение свойств  ткани

Метапредметные: умение сравнивать , делать выводы.

Личностные :воспитывать  аккуратность, умение работать в парах.

4. Рефлексия

Осознание значения знаний о свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей в будущей жизни.

Вопрос:

для чего вам необходимо знание о свойствах ткани.?

  1. Решают кроссворд.
  2. Отвечают на вопросы учителя.

Предметные:

формирование интереса к предмету «Технология»

Метопредметные: Умение анализировать и делать выводы.

Личностные:  Умение адекватно оценивать свою работу.

Список используемой литературы

  1. Программы начального и основного общего образования. «Технология»- М., 2010г., «Вентана-Граф».
  2. Лютикова Н.Н. Учебно – методический комплект. «Развитие компетентности учителя образовательной области «Технология» в условиях новой модели образования» - Хаб., 2010г.
  3. Методические рекомендации к 2011-2012уч.году «Роль технологического образования в развитии личных качеств современного школьника – Хаб., 2011г.
  4. Лютикова Н.Н «Пути совершенствования преподавания предмета «Технология» с позиций государственных образовательных стандартов второго поколения.» - Хаб., 2011г.
  5. Учебник «Технология» 5 класс под редакцией В.Д.Симоненко – М., «Вентана-Граф» 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая документация учителя технологии

Пакет технологической документации учителя по теме уроков «Изготовление и отделка ткани» для учащихся 5-х классов, соответствующий  современным требованиям к проектированию деятельности учителя т...

"Современные подходы к проектированию урока математики"

Материал содержит описание основных учебных технологий, применяемых учителем при проектировании современного урока математики....

"Современные подходы к проектированию урока биологии как средство получения результата в соответствии с требованиями ФГОС"

Критерии современного урока. Инновационные технологии в практике педагога. Структура технологической карты урока....

Современные подходы к проектированию методического сопровождения педагогической деятельности

Требования к организационно-содержательной модели методического сопровождения.Изучение основных подходов к  проектированию методического сопровождения педагогической деятельности....

Современные подходы к проектированию коррекционно-развивающего занятия

Отражена нормативно-правовая база инклюзивного образования, технологический подход к проектированию крз...

Современные подходы к проектированию коррекционно-развивающего занятия

Презентация к семинару методического объединения учителей индивидуального обучения...


 

Комментарии