Компетентно- деятельный подход в профессиональной деятельности учителя
статья по теме

доклад на актуальную во все времена тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 456_ker.docx979.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная

школа №9 имени П.А. Столыпина Г.Балашова

Доклад на тему:

Компетентностно-деятельный

 подход в профессиональной деятельности учителя

       

                                Севидова Наталия Николаевна

                           учитель английского языка

2012 – 2013

учебный год

РМО учителей английского языка

                   Компетентность                                   

Саму компетентность следует определять как владение комплексом специфических способностей, качеств, позволяющих оперативно осваивать новое, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям , самостоятельно выбирать методы и средства в сфере своей деятельности, принимать эффективные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения в соответствующей сфере деятельности.

Для внедрения в практику обучения компетентно-деятельного подхода важным аспектом является определение инструментария самого принципа компетентностного подхода которым могут быть основные дидактические нормативные и процессуальные функции компетентности: знание способов и приемов познания, высших образцов познавательной деятельности. Поэтому различие между просто знающим и компетентным человеком заключается в том, что компетентный человек не просто владеет обширными знаниями, но и его знания всегда определенным образом организованы для принятия эффективных решений;

 быстрая  актуализация знаний в  нужной ситуации, умение выделить главное,

умение находить новые решения,

владение навыками самообразования

              Ключевые компетенции учителя

  • Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности.

Общепредметная компетентность: 

  •  владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями, очень важными для учителя.
  • культурой коммуникации при взаимодействии с людьми,
  • умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя  ее  в  содержании  обучения  и  используя для самообразования,
  • умением передавать свою информацию другим.
  • Информационная компетенция.
  •  Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. 
  • Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

 

  • Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
  • Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.  

         Общепедагогические компетенции

-повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;

     -быстро оценивать ситуацию и свои возможности;

     -самостоятельно учиться;

      -принимать решения и нести за них ответственность;

      -адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;

        -нарабатывать новые способы деятельности или         трансформировать прежние с целью их оптимизации

Компетенции учителя иностранного языка

  •  коммуникативная (языковая, речевая, социокультурная  компетенции);
  • дидактическая (компетенция, представляющая собой приобретенный синтез знаний, умений, навыков творческой педагогической деятельности, функционирующий в виде способов деятельности);
  • рефлексивная (личностная компетенция – регулятор личностных достижений, побудитель самопознания и профессионального роста).

 Общепредметные компетенции

  • повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;
  • быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
  • самостоятельно учиться;
  • принимать решения и нести за них ответственность;
  • адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
  • нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.

Пр

  • Отсутствие единого критериального оценивания успехов детей, повышающее риски адаптационного периода во время перехода в другую школу, а также снижающие валидность оценки результатов деятельности учителя
  • Недостаточный уровень собственной компетентности в обеспечении субъектной позиции ученика (проектировании индивидуально- ориентированного, социально- направленного образовательного процесса)

 Литература

1.КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Рекомендации международной научно-практической

конференции, 18-23 августа 2010 г. Горно-Алтайск 2010

2. «Компетентностно-деятельностный подход в профессиональном развитии учителя» Наталья Львовна Галеева профессор МПГУ

3. .Г.Л. Абдулгалимов. Модель готовности современного учителя к профессиональной деятельности. //Стандарты и мониторинг в образовании. №5.2009

4.О. А. Козырева  Феноменология профессиональной компетентности учителя.//Образовательные технологии и общество 11(2)2008

5.Ф. Т. Шишкин. Компетенция и компетентность как ключевые понятия компетентностного  подхода в образовании //Наука и школа №4.2008

6.И. И. Барахович. Коммуникативная компетентность педагога (Требования профессионального стандарта педагогической деятельности. // Интернет-ресурс

7Деятельностный подход в обучении английскому языку Гарипова Наталья Игоревна, учитель английского языка 

8 Культура учителя иностранного языка в условиях компетентного подхода в обучении Антоненко Марина Ивановна, учитель немецкого языка
Антонова Виктория Валерьевна, учитель немецкого языка Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков 

Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога

Во-первых, целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата

Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий

Для формирования ключевых компетентностей необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом

Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:

  • - 10% от того, что они читают,
  • - 26% от того, что они слышат,
  • - 30% от того, что они видят,
  • - 50% от того, что они видят и слышат,
  • - 70% от того, что они обсуждают с другими,
  • - 80% от того, что основано на личном опыте,
  • - 90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают,
  • - 95% от того, чему они обучаются сами.

        Поэтому можно утверждать, что одни формы деятельности в обучении более результативны, чем другие.

Организация и методы обучения, способствующие формированию ключевых компетенций

  • Создание «развивающей среды».
  • Блочно-модульная технология.
  • Метод проектов.

Дидактические требования

  • Чёткое формирование образовательных задач
  • Определение оптимального содержания урока
  • Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний
  • Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля
  • Реализация на уроке всех дидактических принципов  

Психологические требования

  • Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения
  • Особенности самоорганизации учителя
  • Организация познавательной деятельности
  • Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений
  • Организованность учащихся
  • Учёт возрастных особенностей

Требования к технике проведения урока:

  • Урок должен быть эмоциональный
  • Темы и ритм урока должен быть оптимальным
  • Полный контакт учителя и учащихся.
  • Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
  • Смена видов деятельности
  • Обеспечение активного учения каждого ученика.

Требования к гигиене урока

  •  Температурный режим
  • Проветривание
  • Освещение
  • Предупреждение утомления
  • Чередование видов деятельности
  • Физкультминутка
  • Правильная рабочая поза учащихся.
  • Соответствие роста школьной мебели

 Компетентностно- деятельный подход в системе профессиональной подготовки педагога следует рассматривать как деятельный подход , акцентирующий внимание на процессуальной стороне образования, способствующий ориентироваться на специализированную подготовку педагогов, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности, рассматривающий главным аспектом в этом процессе  не обьем получаемой информации, а умение творчески находить , усваивать и пользоваться ею в различных проблемных ситуациях.

                           План доклада:

1Компетентностно-деятельный подход( определение)

2.Компетентность и ключевые компетенции учителя

3Проблемы школьного образования и критерии оценивания

4Что дает компетентностный подход учителю и ученику?

5Необходимы изменения

6.Организация и методы

7 Требования к уроку

8 Вывод

9Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов проектной и исследовательской деятельности как способов системно-деятельного подхода при реализации ФГОС нового поколения

   Современное развитие научно-технического процесса общества создает необходимость в новом подходе к обучению и воспитанию школьников. Сейчас нашему государству нужны люди, способные...

Программа по "Информатике и Информационным технологиям в профессиональной деятельности" для специальности "Правоохранительная деятельность"

Программа по "Информатике и Информационным технологиям в профессиональной деятельности" для специальности "Првоохранительная деятельность" 2 курс....

14.10. Т3. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Правовое регулирование профессиональной деятельности

1. Что такое предпринимательская деятельность? Признаки ПД2. Охарактеризуйте содержание  права собственности граждан3. Охарактеризуйте содержание права собственности государства4. Охарактеризуйте...

Аналитический отчёт о результатах профессиональной деятельности Тема: «Активизация познавательной деятельности обучающихся посредством использования современных образовательных технологий»

laquo;Аналитический отчёт»: письменный анализ и представление своего опыта работы в форме аналитического отчета, где соотносятся изучаемые педагогической теории с собственной практикой, раскрыв...

Анализ результатов профессиональной деятельности педагогического работника по должности «учитель русского языка и литературы»

Анализ результатов профессиональной деятельностипедагогического работника по должности «учитель русского языка и литературы»в целях установления высшей квалификационной категории включает ...

3D-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена анализу применения 3D-технологий и элементов  музейной педагогики в системе внеурочной деятельности. Раскрываются возможности данных технологий как средств реализации задач форми...