"Современные подходы к проектированию урока математики"
методическая разработка по теме

Корпусова Татьяна Сергеевна

Материал содержит описание основных учебных технологий, применяемых учителем при проектировании современного урока математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад на РМО105.08 КБ
Файл doklad_na_mo.docx101.95 КБ
Файл prilozheniya.docx154.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад на методическом объединении «Современные подходы к проектированию урока математики» Корпусова Т.С. учитель математики ЛСОШ № 2 им.Н.Ф.Струченкова Брянская обл.

Слайд 2

Здесь нет уже верха и низа – учителей и учеников – здесь все коллеги, т.е. люди, которые работают вместе ... когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. Принуждение ...осталось на низшей ступени образования... Ю.М.Лотман

Слайд 3

Современные технологии обучения

Слайд 4

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

Слайд 5

К современным педагогическим технологиям относятся: 1. Личностно-ориентированные технологии обучения а) Технология педагогических мастерских б) Технология обучения как учебного исследования в) Технология коллективной мыследеятельности (КМД) г) Технология эвристического обучения д ) Метод проектов е) Вероятностное образование (А. Лобок) ж) Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков , В.В. Давыдов , Д. Б. Эльконин ),

Слайд 6

2. Предметно-ориентированные технологии обучения а) Технология постановки цели б) Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина) в) Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко г) Технология концентрированного обучения д ) Модульное обучение.

Слайд 7

3. Информационные технологии. а) ИКТ б) Технологии дистанционного обучения 4. Технологии оценивания достижений учащихся а) технология " Портфолио " б) безотметочное обучение в) рейтинговые технологии

Слайд 8

5. Интерактивные технологии а) технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» б) технология проведения дискуссий в) технология «Дебаты» г) тренинговые технологии

Слайд 9

Личностно ориентированные технологии обучения

Слайд 10

Особенности личностно ориентированного урока использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учеников; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учеников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; поощрение стремления ученика находить свой способ выполнения задания, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и оценивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Слайд 11

ИНСТРУКЦИЯ. Определение целей учения на занятие. Познавательные цели Учебные цели Сегодня на уроке я хочу Узнать….. Ставить вопросы…. Уточнить… Изображать….. Понять… Составлять…. Выяснить… Вычислять… Раскрыть понятия… Находить…

Слайд 12

Подведение итогов. 1) Начните ваш ответ словами: Мне удалось Узнать... Понять.... Вычислить... Применять... Объяснять... Другое. 2) Соотнесите результаты вашей работы с поставленными целями.

Слайд 13

Оценочный лист Этапы работы Проверка домашней работы Проверка теории Проверка формул Тест Самостоя - тельная работа Работа у доски Баллы

Слайд 14

Технология коллективного способа обучения: Обучение - это общение человека с человеком. А.Петровский

Слайд 15

Три вида парной работы : Статическая пара , которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель»-«ученик» (пару может составлять два «слабых» ученика, два «сильных», «слабый» и «сильный» - при условии взаимного расположения). Динамическая четверка : четверо учащихся готовят одно задание, которое разделено на четыре части. После подготовки «своей» части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.д., т. е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей. Вариативная четверка , в которой каждый член группы получает «своё» задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме динамической четверки. В результате каждый усваивает содержание четырех заданий.

Слайд 16

Предметно-ориентированные технологии обучения

Слайд 17

Технология модульного обучения Модуль может быть оформлен в виде следующей таблицы: Номер учебного элемента, время Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного содержания

Слайд 18

Алгоритм составления плана модульного урока 1. Формулировка темы урока. 2. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения. 3. Разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них 4. Подбор необходимого фактического материала. 5. Определение способов учебной деятельности учеников. 6. Выбор форм и методов преподавания и контроля. 7. Составление модуля данного урока, его распечатка.

Слайд 19

Учебных элементов не должно быть много (не более семи), но среди них обязательно должны присутствовать следующие: - УЭ-0 - направлен на определение интегрирующей цели по достижению результатов обучения; - УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом и т.д.; - УЭ-2 (и т.д.) - отработка учебного материала; Завершающий УЭ - включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным - с учетом успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).

Слайд 20

Достоинства модульного обучения 1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика. 2. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками. 3. Задается индивидуальный темп учебной деятельности. 4. Поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения. 5. Достигается определенная " технологизация " обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства учителя. 6. Обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке. 7. Первоочередное формирование навыков самообразования.

Слайд 21

Недостатки и ограничения модульного обучения 1. Большая трудоемкость при конструировании модулей. 2. Разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий. 3. Уровень проблемных модулей часто невелик, что не способствует развитию творческого потенциала обучающихся, особенно высокоодаренных. 4. В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализованными диалоговые функции обучения, сотрудничество обучающихся, их взаимопомощь. 5. Если к каждому новому уроку, занятию учитель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то "модуль" остается как бы "застывшей" формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий.

Слайд 22

Интерактивные технологии

Слайд 23

Информационные технологии

Слайд 24

Варианты использования средств ИКТ в образовательном процессе: урок с мультимедийной поддержкой – в классе стоит один компьютер, им пользуется не только учитель в качестве “электронной доски” (демонстрация рисунков, опытов, виртуальные экскурсии), но и ученики для защиты проектов; урок проходит с компьютерной поддержкой – несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди выполняют лабораторные работы, тесты, тренировочные упражнения; урок, интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе и преследует следующие задачи: во-первых, отработать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, графиков, игр, таблиц и схем; во-вторых, изучить возможности различных компьютерных программ; работа с электронным учебником (возможно дистанционное) с помощью специальных обучающих систем, где традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными информационными ресурсами.

Слайд 25

Интерактивная доска позволяет: Отойти от традиционного презентационного урока. Экономить время урока. Повысить эффективность подачи материала. Организовать групповую работу (или групповые игры). Помочь учителю в организации проверки знаний школьников. Творчески использовать материал. Учитывать возрастные особенности каждого школьника. Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения.

Слайд 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Разнообразие операций-воздействий подлежит обобщению. Их можно описать, ими можно овладеть, однако их нельзя предписать для конкретной ситуации, их нельзя предлагать в качестве решения педагогических задач. Разнообразие технологических операций неизбежно предполагает творческий выбор учителем одной из них в сложившихся обстоятельствах. Основное назначение педагогического воздействия в том, чтобы инициировать потенциально заложенную в школьнике способность стать субъектом. Ни корректирование поведения, ни нормативная оценка, ни подавление воли не выступают в качестве воспитательного результата. Владение педагогической технологией обеспечивает учителю возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением - переводом ребенка в позицию субъекта. Уровень овладения педагогической технологией может быть элементарным и профессиональным.

Слайд 27

Презентацию подготовила Корпусова Т.С., учитель математики МБОУ ЛСОШ № 2 им. Н.Ф. Струченкова Ноябрь 2012 г.



Предварительный просмотр:


Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить.

Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

В формировании многих качеств большую роль играет школьная дисциплина – математика. В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности”.

Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики школьники учатся рассуждать ,доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. 

  Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.

Здесь нет уже верха и низа – учителей и учеников – здесь все
коллеги, т.е. люди, которые работают вместе ... когда одни
хотят учиться, а другие им помогают в этом. Принуждение ...
осталось на низшей ступени образования...
Ю.М.Лотман

Учение только тогда станет для ребят радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле того слова. Познавать через напряжение сил, умственных, физических духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных технологий обучения.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

 

К современным педагогическим технологиям относятся:

1.      Личностно-ориентированные технологии обучения

 

          а)  Технология педагогических мастерских

          б)  Технология обучения как учебного исследования

          в)  Технология коллективной мыследеятельности (КМД)

          г)  Технология эвристического обучения

          д)  Метод проектов

          е)  Вероятностное образование (А. Лобок)

          ж) Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б.      Эльконин),

         

2.      Предметно-ориентированные технологии обучения

         а) Технология постановки цели

         б) Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)

         в) Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко

         г)  Технология концентрированного обучения

         д) Модульное обучение.

 3.      Информационные технологии.

         а) ИКТ

         б) Технологии дистанционного обучения

 4.      Технологии оценивания  достижений учащихся

         а) технология "Портфолио"

         б) безотметочное обучение

         в) рейтинговые технологии

5.      Интерактивные технологии

         а) технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

         б) технология проведения дискуссий

         в) технология «Дебаты»

         г) тренинговые технологии

Личностно ориентированные технологии обучения

Особенности личностно ориентированного урока

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учеников;

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • стимулирование учеников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

  • использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;

  • поощрение стремления ученика находить свой способ выполнения задания, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и оценивать наиболее рациональные;

  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Чтобы сделать процесс обучения личностно ориентированным нужно немногое: признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Положительный результат работы в том, что дети стали увереннее в себе, своих силах. Они привыкают сами добывать знания, а не пользуются готовыми выводами учебника

При личностно ориентированном подходе к обучению очень         . Необходимо постараться организовать работу таким образом, чтобы дети сами формулировали тему урока и цели учения. При этом, важно определить цели учения, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. При организации этой работы можно научить детей пользоваться памяткой – инструкцией.

ИНСТРУКЦИЯ.

Определение целей учения на занятие.

Познавательные цели

Учебные цели

Сегодня на уроке я хочу

Узнать…..

Ставить вопросы….

Уточнить…

Изображать…..

Понять…

Составлять….

Выяснить…

Вычислять…

Раскрыть понятия…

Находить

Задача педагога заключается в том, чтобы умело организовать личностно ориентированные педагогические ситуации. Этому помогают грамотно поставленные вопросы:

Кто может сказать, какую из проблем мы решаем на занятии?

Назовите цель работы над

Сформулируй вопрос, ответ на который мы ищем (цель, которую ты стремишься достичь).

Какая из данных целей соответствует твоим ожиданиям? Почему?

Какую цель вы выбираете для работы в группе над....

Какие из данных заданий ты уже умеешь выполнять(составь перечень), а какие нет?

Как ты понял данную цель? Объясни её смысл.

Как будем проверять, достигли ли цели? И многие другие.

При таком подходе к обучению очень важно стимулировать учащихся к высказываниям. Роль учителя остаётся очень существенной: он ведёт дискуссию, задаёт наводящие вопросы, подсказывает, но для учащихся он, в данном случае, равноправный партнёр по учебному общению. Ученики получают новую роль - “исследователи”.Под скрытым руководством учителя они открывают для себя новые знания. Очень важно, что у учителя исчезает необходимость говорить слова: не верно, не правильно, не думаешь. Они заменяются личностно значимыми: ты так думаешь, это твоё мнение, ты молодчина, как много ты сделал, это правильный путь и так далее.

Особо хочется сказать о таких компонентах урока как контрольно-оценочный и аналитический. При обсуждении этого вопроса с детьми можно воспользоваться памяткой.

Подведение итогов.

1) Начните ваш ответ словами: Мне удалось

  • Узнать...
  • Понять....
  • Вычислить...
  • Применять...
  • Объяснять...
  • Другое.

2) Соотнесите результаты вашей работы с поставленными целями.

Вопросы в помощь:

Достигли вы поставленной цели?

Если да, то что способствовало этому? Если нет,то что мешало?

Какого рода трудности испытываете?

В своей работе при оценке деятельности ученика, для стимулирования его активности и развития познавательного интереса можно использовать оценочный лист. В нём отражены все этапы урока. Проанализировав оценочный лист, можно увидеть, где есть пробелы в знаниях, над чем необходимо поработать. Приведу в пример один из вариантов оценочного листа.

Оценочный лист

Фамилия, имя, класс:

Этапы работы

Проверка домашней работы

Проверка теории

Проверка формул

Тест

Самостоятельная работа

Работа у доски

Баллы

Общий балл:

Подвести итог урока помогут высказывания различных авторов. Например, один из уроков в 6классе по теме “Действия с обыкновенными дробями” закончите словами Л.Н. Толстого:“Человек есть дробь. Числитель - сравнительно с другими - достоинства человека. Знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя - свои достоинства - не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель - своё мнение о себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству”. Дети сами оценят  себя.

Необходимым компонентом личностно ориентированного урока является создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Этого можно добиться умелой организацией групповой работы. Группы целесообразней формировать разноуровневые,  по принципу: сильный помогает слабому. Задание даётся дифференцированное, при этом карточки раскрашиваются в разные цвета по уровням сложности. Таким образом, ребёнок быстро находит посильное для него задание. Дети сами выбирают свой уровень в зависимости от того, как усвоили тему. У сильного ученика появляется возможность закрепить свои знания, помогая слабому ученику, а слабый ученик не боится спросить у товарища. Оценивается работа всей группы в целом, а затем и работа всего класса.

Одним из направлений личностно-ориентированного обучения является

Технология коллективного взаимообучения:

Обучение - это общение
человека с человеком.
А.Петровский

.

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Класс делится на подвижные по составу небольшие группы, каждая из которых по своему овладевает учебным материалом. В этой ситуации ученики:

  • Отмечают успехи друг друга;
  • Поддерживают друг друга в стремлении завершить предложенную работу;
  • Обсуждают изучаемый материал совместно;
  • Помогают друг другу анализировать задачи и определять их виды, преобразовывать информацию в другие формы - свои слова, рисунок, диаграмму,отыскивать связь изучаемого материала с ранее изученным;
  • Стимулируются положительным опытом совместной работы;
  • Учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия.

При реализации данной технологии могут использоваться три вида парной работы:

  • Статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель»-«ученик» (пару может составлять два «слабых» ученика, два «сильных», «слабый» и «сильный» - при условии взаимного расположения).
  • Динамическая четверка: четверо учащихся готовят одно задание, которое разделено на четыре части. После подготовки «своей» части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.д., т. е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.
  • Вариативная четверка, в которой каждый член группы получает «своё» задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме динамической четверки. В результате каждый усваивает содержание четырех заданий.

Преимущества данной технологии:

  • в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления;
  • в процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, происходит мобилизация и актуализация предшествующего опыта знаний.
  • каждый ученик чувствует себя расковано, работает в индивидуальном темпе;
  • у ребят повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда
  • отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
  • формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
  • обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Модель урока с полной самостоятельной деятельностью

(ПРИЛОЖЕНИЕ1)

.

Модульное обучение

Технология модульного обучения

Сущность технологии состоит в том, что ученик самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль – это целевой функциональный блок, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения представлено в информационных блоках. Дидактическая цель, которая формулируется для обучаемого, содержит в себе указание не только на объём задания, но и на уровень его усвоения.

Учитель разрабатывает учебную программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач. При этом обеспечивается входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление процессом обучения.

Модуль может быть оформлен в виде следующей таблицы:

Номер учебного элемента, время

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного содержания

 

 

 

 

 

При составлении плана модульного урока, учитель может придерживаться следующего алгоритма:

1. Формулировка темы урока.        

2.  Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

3.  Разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них

4. Подбор необходимого фактического материала.

5. Определение способов учебной деятельности учеников.

6. Выбор форм и методов преподавания и контроля.

7.  Составление модуля данного урока, его распечатка.

Каждый учебный элемент (УЭ) модульного урока - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого эта цель не будет достигнута.

Учебных элементов не должно быть много (не более семи), но среди них обязательно должны присутствовать следующие:

-    УЭ-0   -   направлен   на   определение   интегрирующей   цели   по достижению результатов обучения;

-  УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом и т.д.;

- УЭ-2 (и т.д.) - отработка учебного материала;

Завершающий УЭ - включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным - с учетом успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).

 

Модульные уроки имеют свои особенности. Одна из них заключается в том, что каждый такой урок целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста самопроверкой, небольшого математического диктанта и т.п.

Начинается модульное занятие с целеполагания. Следующий этап в модульном занятии — мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность. Это различного рода интеллектуальные разминки, математические диктанты, небольшие тесты. Далее идет информационный блок:  содержание в виде рассказа учителя, лекции, фильма, сообщений учащихся, чтения учебника или комбинаций этих компонентов. Далее — отработка материала: практические работы, решение учебных задач, проблем, ответы на вопросы, выполнение заданий, игры, конференции и др. На этом этапе используются "мягкие" формы контроля — само- и взаимоконтроль. Заканчивается модульное занятие экспертным контролем (контроль преподавателя), коррекцией знаний и умений с постоянной рефлексией относительно целей учебной деятельности. Экспертный контроль - это обычная проверочная работа, зачет, устный опрос или итоговый тест. Особенность коррекции в модульном обучении заключается в том, что она проводится сразу же после контроля, на том лее уроке, а не на следующем, как при традиционном обучении.

На каждом модульном занятии как обязательный элемент проводится рефлексия (оценка себя, своей деятельности). В конце каждого урока ученики возвращаются к целям занятия и оценивают степень их достижения и свою работу на уроке.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Достоинства модульного обучения

1.    Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика.

2.    Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.

3.  Задается индивидуальный темп учебной деятельности.

4.    Поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.

5.   Достигается определенная "технологизация" обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым  от педагогического  мастерства учителя.

6. Обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке.

7. Первоочередное формирование навыков самообразования.

Недостатки и ограничения модульного обучения

1.  Большая трудоемкость при конструировании модулей.

2.    Разработка   модульных   учебных   программ   требует   высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий.

3.  Уровень проблемных модулей часто невелик, что не способствует развитию        творческого        потенциала        обучающихся,        особенно высокоодаренных.

4.  В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализованными      диалоговые      функции      обучения,      сотрудничество обучающихся, их взаимопомощь.

5.  Если к каждому новому уроку, занятию учитель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то "модуль" остается как бы "застывшей" формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Интерактивные технологии

В прежние годы использование пассивных методов обучения было оправдано. Учитель мог передать весь объём известной информации по какому-либо предмету своему ученику. В современном мире ситуация кардинально изменилась. Невозможно одному человеку знать всё даже в какой-нибудь узкой области знания. К тому же, как известно, многочисленные факты хорошо запоминают компьютеры. Учащиеся же должны обладать совершенно другими навыками и умениями: думать, понимать суть вещей, осмысливать идеи и концепции и уже на их основе уметь искать нужную информацию, трактовать её и применять в конкретных условиях. Решению этой задачи и способствуют интерактивные методы, однако основные интерактивные подходы можно назвать. Это творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов, социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения. Остановлюсь на обучающих играх, которые наряду с творческими заданиями и работой в малых группах являются основным приёмом на интерактивных занятиях.

Интерактивная игра "Тридцать три",которую можно провести во время изучения темы "Признаки делимости на 3 и 9" в 5-м классе активизирует внимание, а также позволяет физически размяться. Правила просты. Мы начинаем считать по рядам; один ученик говорит – "один", второй-"два" и так далее по очереди. Те участники, которым предстоит сказать число, содержащее 3 (на пример 3, 13, 23 и т.д.) а также число, кратное трём, должны вместо того подпрыгнуть и хлопнуть в ладони. Тот, кто ошибся и произнёс в слух число, выбывает из игры. При этом счёт продолжается со следующего за выбывшим участником или начинается снова.

Интерактивный метод "каждый учит каждого" используется на уроке при изучении нового материала или при обобщении основных понятий и идей. Обучение друг друга – это один из самых эффективных способов усвоить информацию по предмету и применить на практике важные навыки и умения объяснять трудный материал, задавать вопросы , слушать, общаться и др. Учащиеся также смогут с помощью своих товарищей обозреть общую картину понятий и фактов, которые необходимо изучить во время урока, которые, в свою очередь, вызовут вопросы и повысят интерес.

Метод "Мозаика (ажурная пила)" позволяет учащимся получить большое количество информации в течение короткого промежутка времени, он служит способом решения сложной проблемы, требующей определённых знаний.

1. Определяю, на какие задачи раскладывается проблема, которую предстоит решить в классе.
К примеру: изучить определённый учебный материал или отработать навык применения учебных знаний.

2. Подготавливаю необходимую информацию для каждой экспертной группы: разделы изучаемого параграфа, набор задач и т.п. Желательно, чтобы учащиеся смогли ими легко воспользоваться (указать конкретные страницы, подобрать задания по учебнику или другим источникам, сделать копии и др.)

3. Изготавливаю таблички разного цвета с именами (или цифрами) для распределения учащихся по группам. Каждый ученик будет входить в две группы – "основную" и группу "экспертов". Основные группы можно обозначить номерами, например от 1 до 5.Каждая группа состоит из 5 человек, которые будут являться экспертами по определённой теме. Экспертов каждой темы (раздела темы, типов задач, уравнений и т.п.) обозначаем цветами: красный, синий, жёлтый, зелёный, белый. Таким образом, в каждой основной группе присутствуют эксперты разных цветов(по разным темам).После того как члены "основной" группы ознакомились с заданием, обсудили и распределили его между собой,"эксперты" расходятся по "экспертным" группам, в каждой из которых собираются эксперты по одной теме (с одним цветом) и обсуждают эту тему, решают свои задачи и т.д. Группа экспертов определяет чему каждый из "экспертов" научит свою "основную" группу. Затем "эксперты" возвращаются в свои “основные группы” и докладывают группам о проделанной работе, обучая своих товарищей. Таким образом происходит обмен информацией между детьми ,а учитель выступает в качестве консультанта, помощника "экспертным" группам, наблюдателем за процессом взаимного обучения. Итоги урока подводит "основная" группа, которая может оценить вклад разных “экспертов” в общее решение. В конце преподаватель проверяет уровень освоение материала учащимися и подводит итоги занятия.

Очень эффектным, интересным и продуктивным методом обучения является интерактивная "карусель". Это образовательная игра пригодна и для проведения урока, и для внеклассного мероприятия(например, олимпиада).Данный метод вовлекает всех учащихся в образовательную деятельность, даёт возможность коллективного поиска решения задач, обмена идеями, информацией, математическими знаниями. А, так как математическая "карусель"-это соревнование между группами, то урок в такой форме разжигает у детей не только спортивный азарт и волю к победе, но и мотивирует учащихся к получению более широких познаний в области математики.

Правила математической "карусели".

Математическая "карусель" – это командное соревнование по решению задач. Побеждает команда, набравшая наибольшее число очков. Задачи решаются на двух рубежах – исходном и зачётном. Всем членам команды присваиваются порядковые номера (на пример от 1 до 6). По сигналу команды на исходном рубеже начинают решать задачи и предъявляют решение (или ответ) судье. Если оно верное, игрок №1 переходит на зачётный рубеж и получает задачу там, а члены команды, оставшиеся на исходном рубеже получают новую задачу, если опять верный ответ, то игрок №2 переходит на зачётный рубеж и присоединяется к игроку № 1 и т.д. В дальнейшем члены команды, находящиеся на “исходном” и “зачётном” рубежах, решают новые задачи независимого друг от друга. Все игроки в команде как бы выстроены в очередь. Если на исходной позиции задача решена правильно, игроки в порядке очереди переходят на зачётный рубеж, но если на зачётном рубеже задача решена неправильно, то опять в порядке очереди игроки возвращаются на исходную позицию. И на исходном и на зачётном рубежах команда может в любой момент отказаться от решения задачи . При этом задача считается нерешённой. После того, как часть команды, находящаяся на каком – либо из двух рубежей рассказала решение очередной задачи или отказалась от неё, она получает новую задачу. На исходном рубеже за каждую верно решённую задачу ставится 1 балл, за первый верный ответ на зачёте команда получает 3 балла, за второй верный ответ 4 балла, и т.д. Если же очередная задача решена неверно, то цена следующей задачи зависит от цены нерешённой следующим образом. Если цена неверно решенной задачи была 6 баллов или больше, то следующая задача стоит 5 баллов. Если неверно решённая задача стоила 5 баллов, то следующая задача стоит 4 балла, если же неверно решённая задача стоила 3 или 4 балла, то следующая задача стоит 3 балла. Игра для команды заканчивается, если:

а) кончилась игровое время,
б) кончились задачи на зачётном рубеже,
в) кончились задачи на исходном рубеже, а на зачётном рубеже нет ни одного игрока.

Игра оканчивается, если она закончилась для всех команд. Побеждает команда, набравшая больше баллов. Продолжительность "карусели" может составлять от 20 минут до 2 часов и зависит от её целей, количества и трудности задач и размеров команд.

Интерактивные методы обучения требуют определённого изменения жизни класса, а так же большого времени для подготовки как от учащегося, так и от педагога. Начинайте с постепенного использования этих методов. Как педагогу, так и ученикам необходимо привыкнуть к ним и получить определённый опыт их использования. Лучше тщательно подготовить несколько интерактивных занятий в учебном году, чем часто проводить наспех подготовленные "игры". Использование интерактивных методов – не самоцель. Это лишь средство к достижению той атмосферы в классе, которая лучше всего способствует пониманию духа права и гражданского общества как духа сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Информационные технологии

Использование информационных технологий в процессе преподавания математики даёт то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствуя развитию самостоятельности.

Использование компьютерных технологий изменяет цели и содержание обучения: появляются новые методы и организационные формы обучения. Мы рассмотрим следующие варианты использования средств ИКТ в образовательном процессе:

  • урок с мультимедийной поддержкой – в классе стоит один компьютер, им пользуется не только учитель в качестве “электронной доски” (демонстрация рисунков, опытов, виртуальные экскурсии), но и ученики для защиты проектов;
  • урок проходит с компьютерной поддержкой – несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди выполняют лабораторные работы, тесты, тренировочные упражнения;
  • урок, интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе и преследует следующие задачи: во-первых, отработать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, графиков, игр, таблиц и схем; во-вторых, изучить возможности различных компьютерных программ;
  • работа с электронным учебником (возможно дистанционное) с помощью специальных обучающих систем, где традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными информационными ресурсами.

Помня слова К.Ф. Гаусса о том, что "математика - наука для глаз, а не для ушей", определим, что математика - это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы более эффективно.

Именно ИКТ: электронные учебники, тренажеры , презентации, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

На чем только люди не писали, и каких методов не применяли за всю историю человечества, пытаясь объяснить друг другу законы мироздания и воспитания нового поколения:и на песке, и на скалах, на глиняных плитах и вощеных дощечках, меловой доске.

Чем больше возможностей появлялось у доски, тем легче и увлекательнее становилось учиться. Процесс обучения перестал быть однообразным и скучным.

Но педагоги школы продолжали искать более эффективные методы обучения. Учителей всегда волновали проблемы: как помочь учащимся лучше усвоить материал? Как заставить их не отвлекаться? Как повысить их успеваемость?

Но создание интерактивной доски помогло ответить на этот вопрос. Сегодня эти доски уже широко используются по всему миру.

Она стала мощным инструментом взаимосвязи учителя и ученика.

Интерактивная доска позволяет:

  • Отойти от традиционного презентационного урока.
  • Экономить время урока.
  • Повысить эффективность подачи материала.
  • Организовать групповую работу (или групповые игры).
  • Помочь учителю в организации проверки знаний школьников.
  • Творчески использовать материал.
  • Учитывать возрастные особенности каждого школьника.
  • Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения.

Применение интерактивной доски имеет ряд преимуществ при организации учебного процесса:

  • делает занятия интересными и развивает мотивацию;
  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
  • освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске;
  • позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Данная работа посвящена применению и использованию интерактивной доски в процессе изучения курса математики в 5 классе. С точки зрения педагогики и психологии, рассматриваются задачи и примеры, которые решаются благодаря применению интерактивной доски. Также в работе рассматриваются методы использования интерактивной доски в зависимости от вида занятия.

На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам и рисункам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока.

Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.

При отработке навыков решения задач удобно использовать замечательный инструмент Шторка, который используется для скрытия части доски. На закрытой части доски можно поместить план решения задачи, которым должны пользоваться обучающиеся и открывать его по мере выполнения каждого пункта, можно спрятать уже готовое решение задачи и также открывать постепенно, чтобы дети могли сверить своё решение с решением учителя.

Во время объяснения нового можно путешествовать с помощью инструмента Прожектор, который затемняет неважный в данную минуту материал и высвечивает на доске именно тот участок, который должен привлечь внимание учащихся. При объяснении материала иногда требуется вернуться к началу или середине своего объяснения, на обычной доске предугадать такой возврат бывает трудно. Интерактивная доска позволяет быстро вернуться к тому месту объяснения, которое вызвало затруднение или непонимание материала, т. к. все записи на ней сохраняются.

Школьники быстро привыкают к интерактивной доске. Большой экран позволяет работать всем вместе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Разнообразие операций-воздействий подлежит обобщению. Их можно описать, ими можно овладеть, однако их нельзя предписать для конкретной ситуации, их нельзя предлагать в качестве решения педагогических задач. Разнообразие технологических операций неизбежно предполагает творческий выбор учителем одной из них в сложившихся обстоятельствах.

Основное назначение педагогического воздействия в том, чтобы инициировать потенциально заложенную в школьнике способность стать субъектом. Ни корректирование поведения, ни нормативная оценка, ни подавление воли не выступают в качестве воспитательного результата.

Владение педагогической технологией обеспечивает учителю возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением - переводом ребенка в позицию субъекта. Уровень овладения педагогической технологией может быть элементарным и профессиональным.



Предварительный просмотр:

(ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Модель урока с полной самостоятельной деятельностью

(реализуется в гетерогенных группах по 4 или 6человек)

№ п/п

№ УЗ

Содержание учебного материала

Управление обучением

1

1/1

Цель: (что необходимо

  • знать
  • уметь
  • понимать и т.д)

Смотри учебник, дополнительную литературу

2

Повтори:(обобщенная целевая установка)

Повтори ( более детально, например, какие-то понятия, параграф и т.д.)

2/1

Самоконтроль (вопросы по трем уровням)

Сверься с (указать источник), смотри ответ

3

Выполни по образцу:

а) б) в) и т.д.

( в зависимости от сложности)

Проверь себя!

( см. источник)

3/1

Самоконтроль, взаимоконтроль

Сверься с партнером

(работа в паре, группе) или консультация учителя.

4

Познакомьтесь со следующим материалом (теоретическое погружение). Повторите::.

См. источник информации.

4/1

Выполни задание в измененной ситуации:

а) б) в)

Проверь себя!

( см. источник)

5

Выполни творческое задание

5/1

Повтори:..

см. источник

5/2

Задается творческая ситуация ( сочини, отредактируй, реши..)

См::::. (чем пользоваться)

5/3

Проверь себя!

5/4

Сверься с партнером, группой (обсуждение результата)

5/5

Оцени себя! Наметь новые цели.

6

Спасибо за работу!

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Фрагмент урока содержащего творческое задание

(Личностно-ориентированный)

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Проверяет готовность учащихся к работе на уроке, их рабочее место. Приветствуя учеников, создаёт ситуацию успеха. Формулирует тему урока.

Подготавливают рабочее место для урока. Записывают число и тему урока в тетрадях.

2. Целеполагание, актуализация знаний

Просит учащихся самостоятельно сформулировать цели урока и задачи, после ответов корректирует и дополняет.

Самостоятельно определяют цели урока и задачи, записывают их себе в тетрадь. Например: цель 1: Узнать, чему равна сумма углов треугольника.

Предлагает рассмотреть каждое слово, входящее в тему урока.
Главное слово - «ТРЕУГОЛЬНИК».
Задаёт вопросы учащимся:

- С какой фигурой сегодня будем работать на уроке?
- Что такое треугольник?
- Как треугольники различают?
- Какие виды треугольников вы знаете?

Показывает слайд №2: «Виды треугольников».
Второе слово - «УГОЛ». Задаёт вопросы учащимся:

- Какую фигуру называют углом?
- Какие виды углов бывают?

Вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы учителя.

3. Мотивация

Проверяет домашнюю работу, заданную по группам:

1 группа – построить треугольник, измерить его углы и найти их сумму.
2 группа – вырезать треугольник и перегибанием углов найти их сумму.

Учитель показывает два наглядных пособия:

Первое – иллюстрация домашнего задания 2 группы.

Второе – иллюстрация чертежа к доказательству теоремы.

По группам рассказывают и показывают, что у них получилось. Анализируют, выдвигают гипотезу о том, что сумма углов треугольника равна 180o и предлагают этот факт доказать, у предыдущей цели ставят «+» и пишут в тетрадь цель 2, например: Доказать, что сумма углов треугольника равна 180o.

4. Первичное усвоение нового материала

Углы треугольника образуют в сумме развёрнутый угол.

Записывает на доске формулировку теоремы, дано, что доказать, выполняет чертёж. При этом задаёт вопросы учащимся:

- Что дано в теореме?
- Что нужно доказать?
- Какие дополнительные построения необходимо выполнить, чтобы доказать теорему?

Вместе с учителем записывают всё в тетрадь, отвечают на вопросы учителя, выполняют чертёж.

Предлагает в парной или индивидуальной работе доказать теорему и выполнить запись доказательства в тетради самостоятельно или используя опорную схему (прилагается).

Используя опорную схему, доказывают теорему, записывают доказательство в тетрадь.

Просит договориться в паре одного из учеников прочитать запись доказательства по тетради, второго проверить доказательство по своей тетради и уточнить с помощью вопросов то, что неубедительно.

Ученики слушают, проверяют, исправляют.

У предыдущей цели ставят «+» и пишут
для себя цель 3, например:
Научиться применять теорему.

Отвечают на вопросы, поясняя, обосновывают свои ответы.

5. Осознание, осмысление

1. Предлагает учащимся устное задание (показывает слайд №3)

Существуют ли треугольники с такими углами? Почему?

а) 30o, 60o, 90o
б) 46
o, 160o, 4o
в) 75
o, 80o, 25o
г) 100
o, 20o, 60o
д) 120
o, 30o, 15o

2. Предлагает учащимся поработать в парах, а именно:

- поменяться тетрадями с соседом;
- в тетради соседа написать градусные меры трёх углов;
- определить в своей тетради: существует ли треугольник с такими углами?

Слушают учителя, выполняют задания, отвечают на вопросы.

3. Задаёт учащимся вопросы, на которые они должны ответить «да», «нет» и «почему»?

Могут ли в треугольнике быть такие углы? Почему?

а) два угла по 90o?
б) два тупых угла?
в) два острых угла?

Показывает слайд №4: «Наглядное обоснование

г) какие углы могут быть в треугольнике?

Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, доказывают свою точку зрения.

6. Первичное закрепление и применение

4. Предлагает учащимся самостоятельно в тетради, а трём ученикам по желанию у доски, построить 3 треугольника: остроугольный, тупоугольный, прямоугольный.

Строят треугольники самостоятельно в тетради, сверяются с доской.

1) Предлагает вернуться к устному заданию и у существующих треугольников назвать их виды, показывает слайд №6

2) Предлагает типовое задание по применению нового материала, показывает слайд №7

Найдите третий угол треугольника и определите его вид:

а) 27o и 60o?
б) 78
o и 12o?
в) 24
o и 87o?

Отвечают на вопросы учителя.

7. Итог, рефлексия

Учащимся предлагается проверить, как они усвоили материал на уроке с помощью «Теста-достижения» и оценить сегодняшний урок и свою работу на этом уроке.

Подводят все вместе итог урока, отвечая на вопросы:

- Всех ли целей урока достигли?
- Что понравилось на уроке? Что нет? Почему?
- Что было самое интересное?
- Как проявил себя класс при работе на уроке?
- Перспективы работы на следующий урок?

Выполняют тест-достижения. Проводят само или взаимопроверку. Оценивают урок и свою работу на нём. У последней цели ставят «+» и формулируют цели на следующий урок.

8. Домашнее задание

Предлагает открыть дневники и записать домашнее задание (слайд № 7):

1) обязательно:

- Пункты: (читать).
- Теорему о сумме углов треугольника с доказательством знать.
2) желательно:

- Найти доказательство теоремы другими способами и сравнить, какой проще.

Записывают в тетрадь домашнее задание.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Модульное обучение на уроках математики

Тема: Произведение одночлена на многочлен, 7 класс.

Прочитайте данные ниже пояснения и выполните работу. Удачи всем !!!

Если вы хотите получить “3”, то нужно выполнить Таблицы №1, №2, №3.

4”, то нужно выполнить Таблицы №1-№4.

5” - выполнить все.

Блок №1. Умножение одночлена на многочлен.

Цель: закрепить правило и технику умножения одночлена на многочлен.

Фразы:

  • выполните умножение;
  • преобразуйте произведение в многочлен;
  • упростите выражение.

подразумевают один и тот же смысл действия.

Раскрыть скобки и привести подобные слагаемые.

ТАБЛИЦА №1

Вариант 1

Вариант 2

1. 5х(х-2) + х2 +10х

2. 14а – а(5-а)

3. (0,2х)2 - х(1-5х)

1. 3х(5- 2х) + 12х2- 15х

2. 2у2- 9(1-у) - у2

3. (0,1у)2+ 2у(2- у)

Блок №2. Решить уравнение.

Цель: закрепить полученные знания и использовать их при решении уравнения.

Пример-образец №1.

Решить уравнение 3(х –6) –2(х +15) = 10

Раскроем скобки, затем приведем подобные слагаемые, решим получившееся линейное уравнение.

3х – 18 –2х – 30 = 10
х – 48 = 10
х= 10 +48
х= 58

Ответ: 58.

Для того чтобы решить уравнение, содержащее дробь, разберите пример №4 в учебнике пункт 26

ТАБЛИЦА №2

Вариант 1

Вариант 2

  1. 5х + 3(х-1) = 6х +11
  2. 3х(2х-1) – 6х(7+х) = 90
  3. =14
  1. 3х – 5(2-х) =54
  2. 4х(х+2) – 2х(2х-3)= 42
  3. =5

Блок №3

Чтобы удачно справиться со следующим заданием,нужно вынести общий множить за скобки, а затем решить два уравнения используя схему: А· В= 0

А=0 или В=0

Пример-образец №2:

Решить уравнение

х2 - 3х =0
х(х-3)=0
х=0 или х-3=0
х=3

Ответ: 0,3

ТАБЛИЦА №3

Вариант 1

Вариант 2

  1. х2 +6х =0
  2. 2- 4х =0
  3. 2 - 0.8х =0
  1. х2- 12х =0
  2. 2 + 4х =0
  3. 2 – 3,6х =0

Блок №4.

Цель: применение знаний в новых условиях.

Для того, чтобы доказать, что выражение кратно или делится на заданное число, нужно сначала преобразовать это выражение, вынося общий множитель за скобки, а потом упростить.

Пример-образец№3.

Доказать, что 153 -152делится на 14.

Решение: 153- 152 = 152(15 – 1)= 152·14 , очевидно, что это произведение делится на 14.Значит, разность тоже делится на 14.

ТАБЛИЦА № 4 Докажите, что:

Вариант 1

Вариант 2

1. 73 - 72 +7 делится на 43

2. 92 +33 + 32 делится на 13

1. 53 + 52 + 5 делится на 31

2. 162- 43 + 42 делится на 13

Молодцы!!! Если вы добрались до таблицы №5, дела идут у вас замечательно. Немного поработать, но очень внимательно, изучить пример-образец.

Блок №5

Цель: применение знаний в нестандартных условиях.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

(а-в) = - (в –а) ; (х –3у) = - (3у – х); -5 – х = - (5+х);

Пример-образец №4

: Разложить на множители.

5х + 5у – ах – ау = (5х + 5у) – (ах + ау) = 5(х+у) – а(х+у) = (х + у)· ( 5 – а).

Ответ: (х + у)(5 - а).

ТАБЛИЦА №5. Разложить на множители.

1. 4(х-у) – а(у-х)

2. 7(3х-у) – ( 3х-у)2

3. 4а – 4в + ах - вх

Если вы затрудняетесь выполнить задание по таблице №5, то воспользуйтесь подсказкой.

ПОДСКАЗКИ.

  1. Измените в любой скобке разность, вынеся минус за скобку, тогда получатся одинаковые выражения, которые можно вынести как общий множитель.
  2. Распишите квадрат выражения, как произведение двух одинаковых скобок, затем вынесите (3х-у) за скобки, как общий множитель.
  3. Сгруппируйте 1 и 2 слагаемые, затем 3 и 4 слагаемые, вынесите в каждой паре общий множитель за скобки

Модульный урок по теме

"Нахождение дроби от числа". 6-й класс

Цель:

  • научиться находить часть от числа
  • научиться решать задачи на нахождение части от числа
  • самостоятельно разбирать новый материал
  • научиться находить часть от части, проценты от числа
  • научиться самопроверке.

План урока:

  1. Вводная беседа учителя (опрос по ранее изученному материалу).
  2. Самостоятельное изучение нового материала.
  3. Контроль.
  4. Задание на дом.

Ход урока

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по изучению учебного материала

I. Нахождение дроби от числа.

Прочитай текст и разбери решение задачи:
Задача
. Путешественник прошел за два дня 20 км. В первый день он прошел этого расстояния. Сколько километров прошел путешественник в первый день?
Решение: Длина пути равна 20:4=5, т.е. 5 км, а длина пути равна 53=15, т.е. 15 км. Тот же ответ получится, если 20 умножить на , т.е. 20 = (203):4 = 53 = 15.
Ответ: 15 км.
Такие задачи называют задачами на нахождение дроби от числа и решают их с помощью умножения.

Вывод: чтобы найти дробь от числа, нужно умножить число на эту дробь.

Прочитай и выучи, запиши правило в тетрадь.

Реши задания в тетради:
1) Найдите:
а)
от 12
б)
от 64
в)
от 21
г)
от 6
Оформление:
от 12: 12 = 9.

Сверь ответы:
а) 9
б) 56
в) 9
г) 4

Прочитай и разбери задачу:
Задача
. Путешественник прошел за два дня 20 км. В первый день он прошел 0,6 всего пути. Сколько километров прошел путешественник в первый день?
Решение: Так как 0,6 = , то для решения задачи надо умножить 20 на . Получим 20= (206):10 =12. Значит, в первый день путешественник прошел 12 км.
Тот же ответ получиться, если умножить 20 на 0,6.
Имеем: 20
0,6 = 12.

Вывод: чтобы найти дробь (десятичную) от числа, надо десятичную дробь умножить на число.

Повтори 3 раза и выучи. Запиши правило в тетрадь.

Реши задания в тетради:
1) Найдите:
а) 0,4 от 30
б) 0,55 от 40
в) 0,7 от 42
г) 0,5 от 100
Оформление:
0,4 от 30: 30
0,4=12

Сверь с ответами:
а) 12
б) 22
в) 29,4
г) 50

Реши задачи:
Задача. В книге 140 страниц. Володя прочитал этой книги. Сколько страниц прочитал Володя?

Сверь ответы:
112

Задача. В книге 140 страниц Алеша прочитал 0,8 этой книги. Сколько страниц прочитал Алеша?

112

Задача. Площадь одной комнаты 21 м2, а площадь второй комнаты составляет площади первой комнаты. Найдите площадь двух комнат.

30 м2

Задача. У брата и сестры 90 марок. Сколько марок у сестры, если у брата 0,3 всех марок?

63 марки

Задача. Масса овцы 86,5 кг. Масса одного ягненка составляет 0,2 массы овцы. Какова масса овцы с шестью одинаковыми ягнятами?

190,3 кг.

Задача. На школьной выставке 72 рисунка. Выполнено акварелью всех рисунков, а 0,25 остальных - карандашами. Сколько карандашных рисунков на выставке?

3

Задача. Длина комнаты 6 м. Ширина составляет длины, высота составляет 0,6 ширины. Найдите площадь и объем этой комнаты.

S= 24м2 V = 57,6 м3

Задача. Площади огорода 0,04 га. Капустой засажено 0,8 огорода, а остальная часть - другими овощами. Сколько гектаров было засажено другими овощами?

0,008 га

II. Нахождение процентов от числа:

Цель: научиться находить проценты от числа.
Прочитай текст и разбери решение задачи. Задача Огород занимает 8 га. 45% площади этого огорода занято картофелем. Сколько гектаров занято картофелем?
Решение: Так как 45% = 0,45, то для решения задачи надо умножить 8 на 0,45. Получим
8
0,45 = 3,6. Значит, картофелем занято 3,6 га.

Вывод: чтобы найти проценты от числа надо:
1) проценты перевести в десятичную дробь
2) умножить число на эту десятичную дробь.

Прочитайте 3 раза, выучите и запишите правило в тетрадь.

Решите задание в тетради:
1) Найдите:
а) 30% от 50
б) 35% от 12,6
в) 7% от 42
г) 110% от 48
Оформление:
30% от 50: 0,3
50=15.

Сверь с ответами:
а) 15
б)4,41
в) 2,94
г) 52,8

2) Реши задачи:
Задача. В книге 140 страниц. Максим прочитал 80% этой книги. Сколько страниц прочитал Максим?

Сверь с ответами:
112

Задача. Число жителей города составляет 750 тыс. человек. Ежегодно население в нем увеличивается на 2%. Сколько жителей будет в городе через год? через два года?

765 тыс.; 780300

Задача. По норме рабочий должен изготовить 45 деталей. Он выполнил норму на 120%. Сколько деталей изготовил рабочий?

54

Контрольное задание:
1) Найдите:
а) 0,5% от 18,24
б) 97% от 16,8
2) Решите задачу:
Задача. Фотоаппарат стоил 60 руб. Эта цена была снижена на 15%, а через некоторое время новая цена была снижена на 12%. Сколько стал стоить фотоаппарат после второго снижения?

Сверь результаты с ответами на доске.

III. Нахождение части от части.

Цель: научиться находить часть от части числа, научиться применять полученные знания к решению сложных задач на части.
Прочитай текст и разбери решение задачи: Задача . Огород занимает всего земельного участка. Картофель занимает огорода. Какую часть всего земельного участка занимает картофель?
Решение: Изобразим весь земельный участок в виде прямоугольника АВСD.

Из рисунка видно, что участок, занятый картофелем, занимает
земельного участка. Тот же ответ можно получить, если умножить на :
= (42)/(53) =
Ответ: всего земельного участка.

Вывод: чтобы найти часть от части числа надо эту часть умножить на искомую часть числа.

Прочитайте, выучите и запишите правило в тетрадь

Решите задание в тетради:
1) Найдите
а)
от
б)
от
в) 42% от

г) 65% от 5

Решение: в) 42% от
0,42
= (42 5) : (100 7) = =

Сверь ответы:
а)

б)

в)

г) 3

2) Решите задачи:
Задача. В первый день Ира прочитала всей книги, во второй оставшейся части. Какую часть всей книги Ира прочитала во второй день? Какую часть книги Ира прочитала за два дня?

Сверь ответы:
,

Задача. В овощную палатку привезли 8 т. картофеля. В первый день продали 0,6 всего привезенного картофеля, а во второй продали того количества, которое продано в первый день. Какая часть привезенного картофеля была продана во второй день? Сколько тонн, картофеля было продано во второй день?

; =2т.

Контрольное задание:
На автобазе были грузовые и легковые автомашины. Грузовые автомашины составляли всех машин. легковых автомашин были «Волги», а остальные автомашины - «Калина». Какую часть всех машин автобазы составляли «Калина»?

IV. Выходной контроль:

1) Найдите:
2
от 1,54;
0,56 от 3
;
80% от 84,5;
от 63%
2) Решите задачу:
В первую неделю бригадой было выполнено 30% месячной нормы, во вторую неделю 0,8 того, что было выполнено в первую неделю, а в третью неделю
того, что выполнили во вторую неделю. Сколько процентов месячной нормы осталось выполнить бригаде в четвертую неделю?

Решите задание на листочках и сдайте учителю на проверку.

Домашнее задание: №№ 506, 508, 518 ,529, 532

Технология модульного обучения "Определение числовой функции. Область определения, область значений функции. Способы задания функций"

№ УЭ

Название и цели учебного элемента

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующие цели:

Сформулировать определения функции, области определения функции, области значения функции;

Использовать символические обозначения D(y) и E(y) для обозначения области определения функции, области значения функции соответственно.

Выработать алгоритм нахождения области определения функции по ее аналитической записи и научиться его безошибочно применять.

Привести примеры задания функции различными способами: аналитическим, графическим, табличным, словесным.

Научиться строить график функции, заданной аналитически, таблично, словесно.

УЭ-1

Входной контроль.

Цели:

Проверить умение распознавать линейную и квадратичную функции.

Проверить умение определять множества значений независимой и зависимой переменных для линейных, квадратичных функций, дробно рациональных функций и функций вида , .

I вариант

II вариант

1. Из приведенных ниже функций укажите

Линейные

Квадратичные

2. Найдите все значения переменной x, при которых выражение имеет смысл

3. Какие значения принимает переменная у, если 24

  1. (-;+);
  2. (-;0);
  3. (0;+);
  4. [0;+).

  1. (-;12);
  2. [8;12);
  3. [8;12];
  4. [8;+).

Тест выполни в тетради

После выполнения работы обменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте друг друга по готовым ответам. Обсудите в парах ошибки. При возникновении трудностей устранения ошибок обратитесь к учителю.

Оцените друг друга:

Нет ошибок – “5”,

1–2 ошибки – “4”,

3–4 ошибки – “3”,

Более 4 – “2”.

Результат занеси в контрольный лист.

Если все задания выполнены, верно, и нет вопросов, то приступай к УЭ-2 , если есть ошибки, то доработай задания сам или обратись к консультанту-ученику, или к учителю.

УЭ-2

Изучение теоретического материала.

Сформулировать определения функции, области определения функции, области значения функции, монотонности (возрастания и убывания) функции, ограниченности функции снизу и сверху, наименьшее и наибольшее значения функции, четности и нечетности функции;

Ввести символические обозначения D(y) и E(y) для обозначения области определения функции, области значения функции соответственно.

Прочитай

§9, §11(до п1.)

Составь

конспект в тетради:

  1. Выпиши все определения.
  2. Приведи 2–3 примера функций, с указанием D(y), E(y).
  3. Приведи 2–3 примера не функций.

Выучи

определения D(y), E(y).

Домашнее задание:

№ 199, 216, 217 (а, б).

Конспект покажи учителю или ученику – консультанту.

Определения расскажите друг другу в паре.

Домашнее задание выполнить в тетрадях

УЭ-3

Изучение нового материала. Практикум по решению задач.

Цели:

Выработать алгоритм нахождения области определения функции по ее аналитической записи и научиться его безошибочно применять.

Задай

вопросы по домашней работе учителю или консультанту

Разбери

тщательно пример 1 из §9, постарайся составить алгоритм нахождения D(y) функции по ее формуле.

Реши:

задания № 201–214(б), проговаривая каждое в группе.

Сложный уровень:

222–228 (б).

Домашнее задание:

204–214 (г)

Если затрудняешься, то обратись к учителю.

Ответы проверь по готовому образцу.

Те задания, в которых допустил ошибку выполни под буквой в).

УЭ-4

Закрепление изученного материала. Промежуточный контроль №1.

Цели:

Продемонстрировать умение приводить примеры функций (отличать их от не функций) и закрепить навыки безошибочной работы по алгоритму нахождения D(y) и E(y) по аналитической записи функции.

Приведите примеры (не менее двух на каждый случай) функций и не функций. Примеры не функций поясните, почему их нельзя считать функциями в смысле рассмотренного определения функции.

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Найдите область определения функции:

Выбери вариант по степени сложности (1,2 базовые, 3,4 сложный). Выполни задания в тетради

Задание 2) проверьте по шаблону (оцените себя по критериям УЭ-1).

Задание 1) покажите учителю.

Результаты теста занесите в контрольный лист

УЭ-5

Изучение теоретического материала. Практикум по решению задач. Промежуточный контроль №2.

Цели:

Изучить способы задания функций. Привести примеры задания функции различными способами: аналитическим, графическим, табличным, словесным.

Научиться строить график функции, заданной аналитически, таблично, словесно.

Уметь определять D(y) и E(y) функции по ее графику.

Прочитайте §10

Представьте в виде таблицы информацию §10

Способ задания

Пример

График

  • Реши: 236, 238, 240, 243(а), 247.
  • Выполни сам. работу

I вариант

II вариант

1. Задайте функцию с указанной областью определения:

  1. аналитически;
  2. графически.

[1;5][7;9]

(-2;-1)(1;2)

2. Постройте график функции:

а) Функция задана на множестве всех натуральных чисел с помощью правила: каждому числу x из X ставится в соответствие целая часть от деления х на 2. Построить график функции

а) Функция задана на множестве всех натуральных чисел с помощью правила: каждому числу x из X ставится в соответствие целая часть от деления х на 3. Построить график функции

3. Найдите D(y) и E(y)

Домашнее задание: 248, 243(б, г), 205(г), 214(г), 213(г). Подготовься к контрольной работе.

Результаты, представленные в таблице обсудите в группе, в спорных ситуациях обращайтесь к консультанту- ученику или учителю

Работа выполняется в тетради и сдается на проверку учителю.

УЭ-6

Контроль на выходе.
Цель:
 Установить уровень усвоения темы.

I вариант

II вариант

Рекомендации

1. Найдите область определения функции

Все вычисления итоговой работы выполнять в тетради.

Тетради сдать на проверку учителю.

2. Придумайте аналитически заданную функцию, для которой

D(y)= [-2;4](5;7)

D(y)= (-4;-2)[1;3]

3. Функция y=f(x) задана на множестве X всех двузначных натуральных чисел с помощью следующего правила: каждому числу x из X ставится в соответствие целая часть квадратного корня из числа х. Найдите область значений данной функции. Построить график функции.

3. Функция y=f(x) задана на множестве X всех натуральных чисел с помощью следующего правила: каждому числу x из X ставится в соответствие число единиц в записи куба числа х. Найдите область значений данной функции. Построить график функции.

4. Построить график функции

5. Найдите D(y) и E(y)

Работа выполняется в тетрадях для контрольных работ и сдается на проверку учителю.

В результате выполнения данного модуля учащиеся будут знать:

  • определения функции, области определения функции, области значения функции;
  • символическое обозначение области определения функции, области значения функции;
  • правило нахождения области определения функции, заданной аналитически;
  • правило нахождения области определения и области значения функции, заданной графически;
  • определение степенной функции с целым показателем;
  • правило построения графика функции y=mf(x), если известен график функции y=f(x).

Учащиеся будут уметь:

  • распознавать функцию и “не функцию”;
  • задавать функцию разными способами (аналитически, графически, словесно, таблично)
  • находить D(y) и E(y) по графику функции и по аналитической записи;
  • строить график функции;
  • перечислять свойства функции по ее графику;
  • по виду степенной функции строить схематично ее график и наоборот;
  • строить график функции y=mf(x), если известен график функции y=f(x).

У учащихся будет сформирован навык (у разных детей на разном уровне)

  • самостоятельной работы с учебником
  • составления и применения алгоритмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к проектированию деятельности учителя технологии. (пакет технологической документации учителя технологии)

К технологической документации учителя относятся:l  Учебная (рабочая) программа курса обучения2 Календарно-тематическое планирование содержания предмета3  Технологические карты (курса, разде...

Проектирование урока математики на основе требований современных педагогических технологий

Формирование представления о современных педагогических образовательных технологиях....

Применение современных педагогических технологий на уроках математики для реализации деятельностного подхода

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в раз...

"Современные подходы к проектированию урока биологии как средство получения результата в соответствии с требованиями ФГОС"

Критерии современного урока. Инновационные технологии в практике педагога. Структура технологической карты урока....

Современные подходы к проектированию методического сопровождения педагогической деятельности

Требования к организационно-содержательной модели методического сопровождения.Изучение основных подходов к  проектированию методического сопровождения педагогической деятельности....

Проектирование урока математики в современной информационно - образовательной среде

Важно понять, что традиционный процесс обучения в школе, несомненно, давал образовательные результаты, но эти результаты были востребованы прежним обществом с его ценностями и идеалами. Новые образова...

Современные подходы к проектированию коррекционно-развивающего занятия

Презентация к семинару методического объединения учителей индивидуального обучения...