Использование ИКТ в преподавании дисциплин ФМЦ
статья по алгебре (7 класс) по теме

Колесникова Елена Владимировна

Статья из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Колесникова Елена Владимировна, учитель математики, физики и информатики МКОУ ООШ с/п «Село Даппы»

«Использование ИКТ в преподавании дисциплин ФМЦ»

Компьютер уже давно и прочно вошел в нашу жизнь. Наступило время, когда без него нельзя представить себе и общеобразовательную школу. Быстрое развитие  компьютерных технологий и мультимедийных средств позволяет нам, учителям, использовать все это многообразие на уроках. Информационные технологии открывают доступ к различным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы учеников, дают большие возможности для творчества учащихся и педагога, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения. При организации учебного процесса информационные технологии становятся средством активизации познавательной деятельности учащихся.

Под термином «информационно-коммуникативные технологии обучения» понимается совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.

Другими словами - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера.

Информационные технологии характеризуются средой, в которой осуществляются, и компонентами, которые они содержат. В своей работе я выделяю следующие компоненты:

  1. техническая среда (для работы я использую персональный компьютер, интерактивную доску, проектор, в кабинете информатики компьютеры подключены к сети Интернет)
  2. программная среда (кабинет физики и математики  достаточно укомплектованы мультимедийный дисками, при подготовке к урокам я использую готовый мультимедиа материал, самостоятельно разрабатываю ЦОР в программе Power Point, в приложении Notebook для интерактивной доски, постоянно использую коллекцию ЦОР www.school-collection.ru )
  3. методическая среда (при подготовке мультимедиа уроков использую методическую  литературу, статьи из сети Интернет) .

Как показывает мой опыт использования ИКТ, уроки с применением компьютера не заменяют  учителя, а наоборот, делают общение ученика с учителем более содержательным, индивидуальным и деятельным. Использование ЭВМ на уроках математики и физики экономит время, повышает мотивацию учащихся и эффективность учебно-познавательного процесса.

 Использование компьютеров в изучении физико-математических дисциплин деформирует методику их преподавания как в сторону повышения эффективности обучения, так и в сторону облегчения работы учителя.

Принцип наглядности – важнейший принцип преподавания. Компьютерная демонстрация наглядного материала позволяет подать его последовательно по мере рассказа учителя, не нарушая его логики.

Что представляет из себя компьютерная демонстрация? Это слайды, выполненные в программной среде PowerPoint. Это может быть презентация: компьютерная разработка урока или разработка темы с целями и задачами, основной частью и заключением, т.е. с определенной законченной структурой. Но, все-таки, в основном – это слайды, которые созданы для помощи учителю при объяснении нового материала. Они не охватывают весь материал урока, а помогают раскрыть тот или иной вопрос теории. При желании учитель, создавая компьютерную разработку урока, может сделать просто ссылку на этот демонстрационный материал. Следует учесть, что это не просто статические картинки, в них используются анимационные эффекты с целью проследить логику того или иного определения, свойства, признака.

В своей работе я часто использую компьютерную технику. Прежде всего, в методической подготовке к урокам с ее помощью я подбираю и подготавливаю необходимый дидактический материал, осуществляю поиск и систематизацию дополнительной информации. Для этого в нашей школе оборудован доступ к сети Интернет, что дает возможность педагогам и учащимся школы использовать информацию из нее в учебной деятельности.

Кроме того, я провожу уроки с компьютерным сопровождением. В нашей школе это возможно сделать как в  кабинете математики, оснащенном интерактивной доской и стационарным мультимедийным проектором, подключенным к компьютеру, так и в обычном кабинете информатики с использованием имеющихся компьютеров.

Меня, как учителя, не всегда удовлетворяют готовые электронные версии уроков. Процесс обучения – это процесс творческий, и очень часто у учителя есть свое мнение о том, как лучше изложить данный материал детям. В этом случае я сама или мои ученики создаем мультимедийные презентации. Такое творчество вызывает мыслительную активность учащихся, которые самостоятельно проводят отбор материала по изучаемой теме, его всесторонний анализ, систематизацию и обобщение. Применение компьютера при этом помогает развивать творческие способности учащихся. Одновременно с этим идет процесс освоения компьютерных программ по созданию презентаций, отработка умений работать со звуком и анимацией.

На уроках физики я  использую следующие формы работы:

  1. просмотр презентаций с включёнными в них видеофрагментами, интерактивными моделями явлений и устройств, задачами и вопросами
  2. тестирование  с интерактивным выбором ответа с использованием коллекции ЦОР www. School-collection.ru
  3. выполнение виртуальных интерактивных лабораторных работ с применением мультимедиа-диска компании «Физикон» - «Физика 7-11 классы»
  4. выполнение лабораторных работ самостоятельно с использованием мультимедиа рекомендаций «Ученический эксперимент по физике»
  5. поиск дополнительного материала к уроку, в том числе и иллюстративного, в Интернете
  6. выполнение упражнений на закрепление  в электронном практикуме
  7. дидактические игры
  8. составление кроссвордов в программе Eclipse Crossword

Опыт моей работы показывает, что применение ИКТ на уроках математики и физики обеспечивает:

-экономию времени при объяснении нового материала;

- представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

- воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;

Это, в целом, стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, дает возможность увеличения объема информации, воспитывает навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету, формирует навыки работы с компьютером.

На основе своего опыта, я сделала вывод, что использование компьютерных технологий  необходимо в работе каждого учителя , так как  происходит:

  1. повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
  2. осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
  3. расширение объёма предъявляемой учебной информации;
  4. обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
  5. улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
  6. повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
  7. повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом), улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

Эффективность урока во многом зависит от безопасности и оптимальности режимов применения технических средств обучения. Поэтому нужно помнить о длительности работы с техническими средствами.

Соединение информационных технологий и инновационных педагогических методик способно повысить эффективность и качество образовательных программ усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся, что является одним из основных принципов государственной политики в области образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Литература» в образовательных учреждениях СПО

Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Поэтому использование в образовательном процессе современных информационных те...

Использование ИКТ в преподавании общеобразовательных дисциплин

Материал содержит классификацию ЦОР, методы их применения в образовательном процессе и проблемы школьных учителей,связанные с использованием ИКТ...

"Использование компьютерных технологий в преподавании дисциплины "Инженерная грфика" -Методический доклад

В данном докладе раскрываеются возможности преподавания дисциплины "Инженерная графика" с помощью программ на компьютере....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Опыт использования технологии педагогических мастерских в курсе преподавания дисциплины Литература

В своей  методической  разработке «Опыт  использования технологии педагогических мастерских в курсе преподавания дисциплины Литература» я  представляю  свой...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ»

Существенное влияние на систему профессионального образования в настоящее время оказывают научно-технический прогресс и преобразования, происходящие в экономике и общественной жизни. Это определяет по...

Учебное пособие по дисциплине "Основы права" Использование проблемных заданий при преподавании дисциплины Основы права.

Учебное пособие написано для активизации познавательной деятельности студентов при преподавании дисциплины "Основы права". Проблемные задания можно использовать также для самостоятельной работы студен...